План
Теоретические вопросы
1 Особенности деловых переговоров как разновидности деловой коммуникации.
2. Стратегии и основные приемы ведения деловых переговоров.
3. Задание
Какие методы противодействия грубым приемам и тактике уловок в переговорах вы могли бы предложить? Составьте таблицу ваших методов и приемов противодействия.
4. Тест. Литературный язык не используется:
1) в официально-деловой речи;
2) в письменной речи;
3) в научной речи;
4) в профессиональном общении;
5) в невербальном общении.
Методические рекомендации
Отвечая на первый вопрос, необходимо прежде всего объяснить, что такое переговоры и для чего они нужны. Речь таким образом идет деловыхцелей переговоров. Далее следует перейти к вопросам подготовки переговоров: определение задачу создание команды; определение места проведения переговоров; выбор стратегии и тактики переговоров; проработка основного процесса переговоров, рассмотрение вариантов решения деловой проблемы.
Во втором вопросе рекомендуется определить основные коммуникационные стратегии ведения переговоров, среди которых важно обратить внимание на конфронтационный подход и его особенности; стратегию позиционного торга; партнерский подход и его особенности; конструктивные переговоры; вариативность использования стратегий ведения переговоров в зависимости от конкретных условий и динамики переговоров.
Вариант 15. Конфликты и пути их преодоления
План
Теоретические вопросы
1 Понятие, виды и структура конфликта.
2 Понятие «профилактика конфликта».
3.Задание
Проанализируйте приведенные определения конфликта и дайтесвою оценку. Укажите, с чем вы согласны и с чем не согласны в том или ином определении; в чем состоит сходство и различие
определений:
а) социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности;
б) под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
4. Тест. Какой аспект речи накладывает строгий запрет на использование эмоционально-экспрессивной лексики в общении?
1) нормативный;
2) эстетический;
3) психологический;
4) этический;
5) коммуникативный
Методические рекомендации
В первом вопросе следует рассмотреть само определение понятия «конфликт». Укажите, что основу конфликтных ситуаций составляет столкновение противоположно направленных интересов, мнений и целей. Рассмотрите наиболее распространенную типологию конфликта, выделяющую конфликт: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой. Охарактеризуйте эти типы. В чем принципиальное различие межличностных и межгрупповых конфликтов? Назовите иные классификации конфликтов. Рассмотрите структуру конфликта.
Во втором вопросе необходимо дать определение понятия «профилактика конфликта», указав, что она состоит в распознавании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения. Расскажите, в чем сущность двух уровней причин конфликта (социального и пси-
хологического). Охарактеризуйте известные вам типы конфликтных личностей. Как можно нейтрализовать их негативную роль?
Вариант 16. Причины конфликтов и способы их разрешения
План
Теоретические вопросы
1. Причины конфликта.
2. Способы разрешения конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликтов.
3. Задание
Соотнесите причину и вид конфликта:
Причина конфликта | Вид конфликта |
1. Отличие в культуре, социально-психологическом типе личности | а) внутриличностный конфликт |
2, фрустрация _ | б) межличностный конфликт |
3. Конкуренция за получение группой дефицитных ресурсов | в) организационный конфликт |
i Конфликт между формальной и неформальной | г) межгрупповой конфликт |
Тест 16. К невербальным средствам делового общения относятся:
1) речевые конструкции;
2) мимика; жесты;
3) социальные диалекты;
4) деловая переписка;
5) профессиональный жаргон.
Методические рекомендации
Отвечая на первый вопрос, необходимо прежде всего дать понятие «причина конфликта», далее приступить к рассмотрению различных видов и типов причин конфликтов. При этом следует помнить, что причины конфликта могут быть самые разнообразные, что во многом обусловлено типом конфликта: несовместимость характеров, стресс, противоречие между формальной и неформальной группами в организации, дефицит ресурсов и т.д.
Во втором вопросе в первую очередь надо раскрыть основные способы разрешения конфликтов. При этом в деловой коммуникации большое значение имеют переговоры как эффективный и часто встречающийся способ разрешения конфликтов, поэтому важно проанализировать понятие «переговоры» и указать, в чем состоит их особенность. На какие модели завершения конфликта могут быть ориентированы переговоры. Какие две основные стратегии используют для ведения переговоров и какая стратегия предпочтительнее.