Вариант 7. Личность в гуманистической психологии

План

Теоретические вопросы

1.Основные идеи представителей гуманистической психологии.

2.Теория самоактуализации личности А. Маслоу.

 

3.Задание

Установите соответствие между направлением психологии высказыванием:

Направление в психологии Высказывание
1. Когнитивная психология а) «...люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»
2. Гуманистическая психология б) «индивидуум, представляется нам, как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»
3. Психоаналитическая психология в) «личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт»

4.Тест. Отметьте характеристики, соответствующие коммуникативно-ролевому типу «космополит»:

1) занимает лидерские позиции в коллективе;

2) является «поставщиком» свежих идей;

3) чаще других контактирует с внешней средой;

4) контролирует потоки сообщений в организации;

находится на пересечении информационных потоков

Методические рекомендации

В первом вопросе прежде всего необходимо рассмотреть, что такое гуманистическая психология и каковы основные идеи представителей этого направления. Далее важно указать, чему уделяется главное внимание в изучении личности представителями гуманистической психологии. Проанализируйте понимание сущности человека, его отношения к миру, к ответственности за свою деятельность представителями этого направления. Раскройте отличие гуманистического направления психологии от фрейдизма, бихевиоризма, когнитивной психологии и гештальтпсихологии.

Во втором вопросе следует проанализировать, в чем, согласно Маслоу, заключается сущность человека, является ли он самостоятельным и независимым в процессе своего развития и проявления своих способностей. Особенное внимание уделите его теории само- акгуализации личности. Укажите, насколько она актуальна сегодня.

Вариант 8. Психология деловых коммуникаций

План

Теоретические вопросы

1.Понятие коммуникации, ее роль и функции. Особенности деловой коммуникации.

2.Умение говорить и умение слушать.

3.Задание

Расскажите, о каком механизмепсихологической защиты идет речь в определении.

«Эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение».

 

Тест. Деловая коммуникация – это

1) информационно-целевое общение;

2) управленческое общение;

3) предметно-целевое общение;

4) «зондирующее» общение.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе прежде всего необходимо обратить внимание на то, что процесс коммуникации является основополагающим способом развития и существования личности, причем в такой степени, что без него невозможна сама личность. Но помимо этого коммуникация выполняет целый ряд функций, необходимых для эффективного общения: познание и самопознание личности, взаимодействие, восприятие, социализация и т.д. После рассмотрения этого вопроса следует раскрыть особенности деловой коммуникации и в первую очередь особенности целей и функций деловой коммуникации.

Во втором вопросе рекомендуется обратить внимание на факторы и условия, которые способствуют эффективной коммуникации, когда речь идет об умении говорить и умении слушать. Среди них можно отметить внимание, дружелюбие, активность, уважение говорящего и слушающего и т.д. Эти факторы и условия следует выделить отдельно для процесса говорения и процесса слушания. Кроме того, необходимо также обратить внимание на факторы и условия, которые мешают говорить и слушать: предубеждение против говорящего, излишняя критичность мышления, стремление самоутвердиться и т.д.

Вариант 9. Единство восприятия, коммуникации и взаимодействия План

Теоретические вопросы

1. Перцептивная фаза деловой коммуникации.

2. Информационно-коммуникативная фаза деловой коммуникации.

3.Задание

Составьте таблицу основных типов взаимодействия в деловом общении и выделите те из них, которые используются вами наиболее часто. Объясните их значение и смысл.

4. Тест. Отметьте вопросы, необходимые для самоанализа перед деловой беседой:

1)      каковы предположения о целях собеседника;

2)      каким образом избежать обозначения собственной цели;

3)      какие коммуникативные барьеры могут возникнуть;

4)      какими способами активизировать конфронтационный стиль взаимодействия;

5)      насколько раскрывать свои позиции.

 

Методические рекомендации

В первой вопросе следует раскрыть перцептивную фазу деловой коммуникации как процесс социального восприятия и познания партнерами друг друга. Важно при этом объяснить перцептивные барьеры делового общения: факторы превосходства, привлекательности, ореола, предрасположенности, снисходительности, первого впечатления, отношения к нам. Покажите значение процессов межличностного восприятия и познания деловыми партнерами друг друга для целостного процесса делового общения.

Во вторам вопросе необходимо раскрыть, содержание информационно-коммуникативной фазы деловой коммуникации, ее особенности и основное содержание. Охарактеризуйте барьеры вербальной коммуникации деловых партнеров: логический, стилистический, семантический, фонетический. Приведите примеры и объясните формы невербальной коммуникации: кинесика, паралингвистика, экстралингвистика, такесика, проксемика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: