План
Теоретическиевопросы
1.Понятия «руководитель» и «лидер». Основные стили руководства и лидерства.
2.Понятие «социальная роль». Социальные роли в рабочей группе.
3.Задание
Составьте карту внутренних коммуникаций членов вашей рабочей или учебной группы группы. Выделите в ней формальные и неформальные коммуникации членов группы. Покажите, как проявляются в них психологические механизмы адаптации, идентификации, интеграции.
4. Тест. Отметьте характеристики, соответствующие понятию «партнерский подход к переговорам»:
1) реализуется путем совместного с партнером анализа проблем;
2) использует приемы военной тактики;
3) ориентируется на однозначную «победу» в переговорном процессе;
4) ориентируется на стимулирование эффективного взаимопонимания.
Методические рекомендации
В первом вопросе прежде всего следует определить понятия «руководитель» и «лидер». Соотнесите их, покажите, что между ними общего и какова их специфика. После этого рекомендуется остановиться на основных стилях руководства и лидерства. В связи с этим важно дать оценку предпочтительных стилей руководства и лидерства в различных ситуациях. Опишите эти ситуации, используя личный опыт деловых коммуникаций в рабочей группе. Объясните ситуации, в которых предпочтительнее использовать демократический, директивный или попустительский стиль руководства.
|
|
Во вторам вопросе необходимо начать изложение с определения понятий «социальный статус» и «социальная роль» личности. Покажите их взаимосвязь и различие. Раскройте вопрос о социальных ролях в группе. Объясните, что такое ролевые ожидания, ролевые конфликты и пути их преодоления в рабочей группе. Помимо этого также покажите положительные и негативные функции конфликта в рабочей группе.
Вариант 11. Психология деловых коммуникаций
План
Теоретические вопросы
1. Социально-психологические характеристики рабочей группы.
2. Понятие «социально-психологический климат» в коллективе.
3.Задание
Групповая динамика включает в себя:
а) формирование взаимосвязей;
б) возникновение подгрупп на неформальной основе;
в) влияние одного члена группы на другого;
г) принятие решений.
Ответ обоснуйте.
4. Тест. Отметьте возможные варианты концовки выступления:
1) призыв к действию;
2) постановка вопроса;
3) моделирование ситуации, вызывающей смех;
4) перечисление исследователей обозначенной проблемы;
5) цитирование.
Методические рекомендации
В первой вопросе важно охарактеризовать рабочую группу,, перечислив присущие ей черты: разделение функций, наличие должностной иерархии, система позитивных и негативных санкций и тд. Укажите, в чем заключается профессиональная зрелость рабочей группы. Перечислите существующие типы отношений в системе «руководитель - подчиненный».
|
|
Во втором вопросе следует раскрыть содержание понятия «социально-психологический климат», указав на то, что это состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы; это сплав установок, настроений и чувств членов группы. Приведите пример из деловой практики, иллюстрирующий ваши положения.
Вариант 12. Референтная группа и лидерство
План
Теоретические вопросы
1.Сущность и признаки референтной группы.
2.Х одиаль но-психологическая характеристика понятия «лидер».
3.Задание
Дайте определения понятиям «конформизм» и «нонконформизм» и назовите факторы социальной ситуации, влияющие на них. Приведите примеры из личной практики деловой коммуникации.
4. Тест. Телефон – это техническое средство:
1) информирования;
2) обслуживания;
3) демонстрации.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно охарактеризовать понятие «референтная группа», т.е. группа, с которой личность Отождествляет или сравнивает себя. Рассмотрите виды референтных групп: нормативные, сравнительные, негативные. Раскройте содержание понятий «социальная фасилитация» и «социальная ингибиция». Во втором вопросе следует раскрыть содержание понятия «лидер», рассмотреть выделяемые три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле) и ситуативный лидер. Проанализируйте их характеристики. В чем отличие взаимодействия руководителя и руководимых им людей от взаимодействия лидера и ведомых?
Вариант 13. Стили руководства
План
Теоретические вопросы
1. Сущность понятия «стиль руководства».
2. Типы стилей руководства.
3.Задание
Характеристиками, относящимися к понятию «руководитель» и не относящимися к понятию «лидер», являются:
а) осуществляется как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей;
б) выполняет несколько социальных ролей;
в) осуществляется в системе административно-правовых отношений;
г) имеет психологическую природу;
д) даны права и полномочия законом.
Ответ обоснуйте.
4. Тест. Отметьте приятые в практике критерии классификации деловой документации:
1) по грифу; 4) по срокам исполнения;
2) по важности; 5) по способу передачи;
по назначению; 6) по эффективности
Методические рекомендации
Отвечая на первый вопрос, следует начать с уточнения понятия «руководство» и соотнесения его с понятиями «управлением» и «лидерство». Важно указать, что под стилем руководства понимается совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма исполнения этих методов. Охарактеризуйте три основных типа методов управленческого воздействия: командный, договорный, социально-психологический.
Во вторам вопросе перечислите наиболее принятые стили руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Укажите, существуют ли постоянные связи между различными стилями руководства и продуктивностью работы подчиненных. Важно отметить, что, хотя в разных работах выделяют разные стили руководства, каждый из них определенным образом связан с продуктивностью работы и удовлетворенностью членов группы (организации).