Вариант 10. Деловые коммуникации в рабочей группе

План

Теоретическиевопросы

1.Понятия «руководитель» и «лидер». Основные стили руководства и лидерства.

2.Понятие «социальная роль». Социальные роли в рабочей группе.

3.Задание

Составьте карту внутренних коммуникаций членов вашей рабочей или учебной группы группы. Выделите в ней формальные и неформальные коммуникации членов группы. Покажите, как проявляются в них психологические механизмы адаптации, идентификации, интеграции.

4. Тест. Отметьте характеристики, соответствующие понятию «партнерский подход к переговорам»:

1) реализуется путем совместного с партнером анализа проблем;

2) использует приемы военной тактики;

3) ориентируется на однозначную «победу» в переговорном процессе;

4) ориентируется на стимулирование эффективного взаимопонимания.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе прежде всего следует определить понятия «руководитель» и «лидер». Соотнесите их, покажите, что между ними общего и какова их специфика. После этого рекомендуется остановиться на основных стилях руководства и лидерства. В связи с этим важно дать оценку предпочтительных стилей руководства и лидерства в различных ситуациях. Опишите эти ситуации, используя личный опыт деловых коммуникаций в рабочей группе. Объясните ситуации, в которых предпочтительнее использовать демократический, директивный или попустительский стиль руководства.

Во вторам вопросе необходимо начать изложение с определения понятий «социальный статус» и «социальная роль» личности. Покажите их взаимосвязь и различие. Раскройте вопрос о социальных ролях в группе. Объясните, что такое ролевые ожидания, ролевые конфликты и пути их преодоления в рабочей группе. Помимо этого также покажите положительные и негативные функции конфликта в рабочей группе.

Вариант 11. Психология деловых коммуникаций

План

Теоретические вопросы

1. Социально-психологические характеристики рабочей группы.

2. Понятие «социально-психологический климат» в коллективе.

3.Задание

Групповая динамика включает в себя:

а) формирование взаимосвязей;

б) возникновение подгрупп на неформальной основе;

в) влияние одного члена группы на другого;

г) принятие решений.

Ответ обоснуйте.

4. Тест. Отметьте возможные варианты концовки выступления:

1) призыв к действию;

2) постановка вопроса;

3) моделирование ситуации, вызывающей смех;

4) перечисление исследователей обозначенной проблемы;

5) цитирование.

Методические рекомендации

В первой вопросе важно охарактеризовать рабочую группу,, перечислив присущие ей черты: разделение функций, наличие должностной иерархии, система позитивных и негативных санкций и тд. Укажите, в чем заключается профессиональная зрелость рабочей группы. Перечислите существующие типы отношений в системе «руководитель - подчиненный».

Во втором вопросе следует раскрыть содержание понятия «социально-психологический климат», указав на то, что это состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы; это сплав установок, настроений и чувств членов группы. Приведите пример из деловой практики, иллюстрирующий ваши положения.

Вариант 12. Референтная группа и лидерство

План

Теоретические вопросы

1.Сущность и признаки референтной группы.

2.Х одиаль но-психологическая характеристика понятия «лидер».

3.Задание

Дайте определения понятиям «конформизм» и «нонконформизм» и назовите факторы социальной ситуации, влияющие на них. Приведите примеры из личной практики деловой коммуникации.

4. Тест. Телефон – это техническое средство:

1) информирования;

2) обслуживания;

3) демонстрации.

Методические рекомендации

В первом вопросе важно охарактеризовать понятие «референтная группа», т.е. группа, с которой личность Отождествляет или сравнивает себя. Рассмотрите виды референтных групп: нормативные, сравнительные, негативные. Раскройте содержание понятий «социальная фасилитация» и «социальная ингибиция». Во втором вопросе следует раскрыть содержание понятия «лидер», рассмотреть выделяемые три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле) и ситуативный лидер. Проанализируйте их характеристики. В чем отличие взаимодействия руководителя и руководимых им людей от взаимодействия лидера и ведомых?

 

 

Вариант 13.  Стили руководства

  План

 

Теоретические вопросы

1. Сущность понятия «стиль руководства».

2. Типы стилей руководства.

3.Задание

Характеристиками, относящимися к понятию «руководитель» и не относящимися к понятию «лидер», являются:

а) осуществляется как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей;

б) выполняет несколько социальных ролей;

в) осуществляется в системе административно-правовых отношений;

г) имеет психологическую природу;

д) даны права и полномочия законом.

Ответ обоснуйте.

4. Тест. Отметьте приятые в практике критерии классификации деловой документации:

1) по грифу;                       4) по срокам исполнения;

2) по важности;                 5) по способу передачи;

по назначению;            6) по эффективности

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, следует начать с уточнения понятия «руководство» и соотнесения его с понятиями «управлением» и «лидерство». Важно указать, что под стилем руководства понимается совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма исполнения этих методов. Охарактеризуйте три основных типа методов управленческого воздействия: командный, договорный, социально-психологический.

Во вторам вопросе перечислите наиболее принятые стили руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Укажите, существуют ли постоянные связи между различными стилями руководства и продуктивностью работы подчиненных. Важно отметить, что, хотя в разных работах выделяют разные стили руководства, каждый из них определенным образом связан с продуктивностью работы и удовлетворенностью членов группы (организации).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: