Принципы формирования валовой прибыли аптечной организации

С учетом особенностей формирования доходов и затрат на различных этапах деятельности аптечной организации, процесс образования прибыли может быть представлен следующим образом (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Основным источником для получения прибыли аптечной организацией является валовой доход.

Валовый доход - это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определённый период времени. [9]

Валовый доход определяется как разница между продажной и покупной стоимостью товаров (торговые наложения). Его также называют маржинальной прибылью.

Валовый доход аптечной организации образуется в основном за счет торговых надбавок, которые устанавливаются в процентах к отпускным ценам производителя или организации оптовой торговли.

Торговая надбавка - это элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получения прибыли.

Валовой доход (ВД) измеряется в абсолютных (сумма в рублях) и относительных (в процентах) показателях:

 

(1.1)

Где Увд ­– уровень валового дохода, %;

вд – сумма валового дохода, или торговые наложения, руб.;

ТО – объём розничного товарооборота в розничных ценах, руб.

Если торговая надбавка показывает долю (в процентах) валового дохода к оптовой цене, то торговая маржа - это доля (в процентах) валового дохода к розничной цене. Если аптека хочет получить заданный уровень торговой маржи, то ей необходимо установить определенный уровень торговой надбавки.

На показатель валового дохода влияют следующие факторы:

¾ товарооборот (с увеличением товарооборота растёт валовой доход);

¾ затраты на закупку (чем выше затраты на закупку ЛС, тем меньше валовой доход аптеки);

¾ изменение уровня розничных цен (прямо пропорционально валовому доходу);

¾ структура реализации (преобладание в структуре ЛС со свободной торговой надбавкой увеличивает размер валового дохода);

¾ организация сбыта и порядок закупки товаров (если канал товародвижения прямой, то размер торговой надбавки может быть больше, чем при поставке через посредников). [13]

Общей положительной тенденцией является увеличение валового дохода.

За счёт валового дохода возмещаются издержки обращения (затраты торговли по реализации товаров), в результате образуется прибыль от обычных видов деятельности аптечной организации - реализации товаров аптечного ассортимента.

Прибыль от реализации товаров - это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода над издержками за определённый период времени.

Кроме прибыли от обычных видов деятельности аптечной организации также могут быть прочие доходы и расходы, не связанные с реализацией товаров аптечного ассортимента, так называемые операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

Суммы прибыли от реализации и прибыли, полученной от прочих доходов и расходов, образуют валовую прибыль аптеки.

Валовая прибыль - это показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества и расходов от внереализационных операций.

Как видим из определения, валовая прибыль является конечным финансовым результатом деятельности аптечной организации.

Валовую прибыль измеряют в абсолютном (сумму в рублях) и относительном показателях. Относительными показателями является уровень валовой прибыли.

На величину валовой прибыли оказывают влияние три группы факторов:

1. факторы, определяющие особенности деятельности аптеки (отпуск по рецептам, большая номенклатура, трудности изучения спроса и так далее);

2. факторы, влияющие на валовой доход (все факторы, которые будут способствовать увеличению валового дохода, будут увеличивать валовую и чистую прибыль);

3. факторы, влияющие на издержки (все факторы, уменьшающие издержки, будут увеличивать валовую и чистую прибыль). [10]

Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение валовой прибыли.

Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении аптечной организации (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Резервный фонд создается аптечной организацией для покрытия убытков. Образование резервного фонда для предприятий отдельных организационно-правовых форм является обязательным (акционерные общества, унитарные предприятия). Отчисления в резервный фонд производятся в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами аптечной организации. [12]

Кроме резервного могут также создаваться иные фонды, перечень и порядок формирования которых предусмотрены уставом организации. Также участники общества с ограниченной ответственностью и акционеры акционерных обществ имеют право на получение части чистой прибыли общества в виде дивидендов и прочих доходов. В унитарном предприятии право на получение части прибыли имеет его собственник.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: