Заданием дипломной работы является разработка участка диагностирования, представленного на рисунке 1.2.
Проект станции технического обслуживания с разработкой диагностического участка для легковых автомобилей
Пояснительная записка
|
Глава II
УГЛТУ
ИЗО 23.03.03
кафедра СЭТТМ
|
РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
2.1.1 Установление нормативов технического
обслуживания и ремонта
Установление нормативов технического обслуживания и ремонта производится согласно руководства по эксплуатации и Положения о техническом обслуживании и ремонте (таблицы 2.1-2.9)[12].
Таблица 2.1 - Нормы периодичности технического обслуживания [12]
Тип подвижного состава
| Периодичность по видам ТО
|
ЕО
| ТО-1
| ТО-2
|
Автомобили легковые
| 1 раз в рабочие сутки независимо от числа смен
| 4 000
| 16 000
|
Пробеги до капитального ремонта принимаются не менее величин приведенных в таблице 2.2 [10].
Таблица 2.2 - Пробег до капитального ремонта [10]
Тип подвижного состава
| Ресурс (пробег до КР), не менее, тыс. км
|
Легковые автомобили
|
|
-особо малого класса
| 125
|
-малого класса
| 150
|
-среднего класса
| 400
|
|
| Нормативы трудоемкости
|
Тип подвижного состава
| Разовая, чел.ч.
| Удельная, чел.ч. на 1000 пробега
|
| ЕО
| ТО-1
| ТО-2
| ТР
|
Легковые автомобили
-особо малого класса
|
0.15
|
1.9
|
7,5
|
1,5
|
-малого класса
| 0,2
| 2.6
| 10,5
| 1.8
|
-среднего класса
| 0 25
| 3.4
| 13,5
| 2.1
|
| | | | | |
Трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта принимаются не более величин приведенных в таблице 2.3 [12].
Таблица 2.3 -Трудоемкости ТО и ТР [12]
Т
аблица 2.4 -Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации подвижного состава (K
1) [12]
Категория условий эксплуатации
| Коэффициент корректирования (К i)
|
Периодичности ТО
| Удельной трудоемкости ТР
| Пробег до КР
|
III
| 0.8
| 1.2
| 0.8
|
Модификация подвижного состава и организация его работы
| коэффициент корректирования
|
Трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР
| Продолжительности ресурса простоя в ТО и ТР
|
Базовый автомобиль
| 1,0
| 1,0
| 1,0
|
|
Таблица 2.5 – Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы (К2) [12]
Таблица 2.6 Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от климатических условий эксплуатации подвижного состава (К3) [12]
Климатический район по ГОСТ 16350-80
| Коэффициент корректирования (К3)
|
Периодичности ТО
| Трудоёмкости ТР
| Пробег до КР
|
Умеренно-холодный
| 0,9
| 1,1
| 0,9
|
Количество единиц технологически совместимого подвижного состава
| Коэффициенты корректирования трудоемкости ТО и ТР
|
300 до 400
| 0.9
|
Таблица 2.7 - Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества единиц технологически совместимого
Трудоёмкость ЕО не подлежит корректировке коэффициентом К4
Таблица 2.8 - Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей и количества технологически совместимых групп подвижного состава К5 [12]
Количество автомобилей, ремонтируемых и обслуживаемых на СТО
| Количество технологически совместимых групп подвижного состава
|
Менее 3
| 3
| Более 3
|
300 до 600
| 0,85
| 0,90
| 1.05
|
Таблица 2.9 - Выбор категории условий эксплуатации [12]
Категория условий эксплуатации
| За пределами пригородной зоны, более 50 км от города
| В малых городах, до 100 тыс. жителей, и в пригородной зоне
| В больших городах. более 100 тыс. жителей
|
III
| Д1-Р5
Д2-Р5
Дз – Р4, Рз
Д4 — P1, Р2, Рз, Р4,Р5
| Д1-Р5
Д2-Р2,Рз. Р4,Р5
Дз Р5 Р2, Рз. Р4.Р5
Д4-Р1.Р2,Р3, Р4, Р5
| Д1 – P1. Р2, Рз, Р4 Рз
Д2 – P1, Р2. Рз, Р4 Дз – P1. Р2, Рз
Д4-Р1
|
Дорожные покрытия: Д| - усовершенствованные капитальные - цементобетонные, монолитные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании; Д2 - усовершенствованные облегчённые - из щебня, гравия и песка обработанных вяжущими; из холодного асфальтобетона; Дз - переходные - щебенчатые и гравийные; Дд - переходные - из грунтов и местных каменных материалов, обработанных вяжущими, мостовые из булыжника; зимники; Д5 - низшие - грунт; грунт, укреплённый или улучшенный добавками; лежневое и бревенчатое покрытия; Д(, - естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твёрдого покрытия. Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря): Pi - равнинный, до 200 м; Р2 - слабохолмистый, свыше 200 до 300 м; Рз - холмистый, свыше 300 до 1000 м; Р4 - гористый, свыше 1000 до 2000 м; Р5 — горный, свыше 2 000 м [12].
Расчетная часть
Согласно данным (см. таблицу 2.1) принимаем для легковых автомобилей: пробег до ТО-1 - 4 000 км, пробег до ТО-2 - 16 000 км. Климат – умеренно-холодный [12]. Устанавливаем нормативы трудоемкости на 1 обслуживание (таблица 2.3):
ЕО
| ТО-1
| ТО-2
| ТР/1000 км
|
Ед. измерения - чел/час.
|
0,25
| 3,4
| 13,5
| 2,1
|
Категория условий эксплуатации - III (таблица 2.9).
Коэффициент корректирования К|, учитывающий категории условий эксплуатации: к периодичности технического обслуживания - 0,8; к удельной трудоемкости текущего ремонта - 1,2; к норме пробега до капитального ремонта - 0,8.
Коэффициент корректирования Кг, учитывающий модификации подвижного состава и работу автомобилей с прицепами: трудоемкость ТО и Р - 1,0; пробег до капитального ремонта - 1,0; расход запасных частей - 1,0.
Коэффициент корректирования Кз, учитывающий природно- климатические условия: периодичность ТО и Р - 0,9; удельная трудоемкость текущего ремонта -1,1; пробег до капитального ремонта - 0,9.
Коэффициент корректирования К4: 0,9.
Коэффициент корректирования К5: 0,9.
Определяем нормы пробега до капитального ремонта (КР):
К=К × К2 × К3 = 0,8×1,0×0,9=0,72;
Lкр = 400 000 × K = 150 000×0,72 = 288 000 км.
Пробег после KP автомобиля должен составлять не менее 80% от пробега до КР:
Lкр = Lкр× 80% = 288 000×0,8 = 230 400 км.
Периодичность ЕО равна среднесуточному пробегу автомобиля. Периодичность ТО корректируется в зависимости от условий эксплуатации с помощью коэффициента К1
ТО-1: 4 000 × 0,8 = 3 200 км;
ТО-2: 16 000 × 0,8 = 12 800 км.
Определяем результирующий коэффициент корректирования к периодичности технического обслуживания, к трудоемкости технического обслуживания и к трудоемкости текущего ремонта.
Для периодичности ТО: К = K1× K3= 0,8x0,9 = 0,72.
Для трудоемкости ТО: К = K2×K5 = 1,0x0,9 = 0,90.
Для трудоемкости ТР: К=К1×К2×К3×К4×К5 = 0,8×1,0×0,9×0,9×0,9 = 0,58.
Определяем трудоемкость ТО и ТР (для автомобилей среднего класса, см. таблицу 2.3) с учетом результирующего коэффициента корректирования.
ТО-1:3,4×0,72= 2,448.
ТО-2: 13,5×0,72 = 9,72.
ТР: 2,1×0,47 = 0,987.
Периодичность ТО с учетом результирующего коэффициента.
ТО-1: 4 000 × 0,72 = 2 880 км;
ТО-2: 16 000 × 0,72 = 11 520 км.
Определяем количество ТО-1 и ТО-2.
ТО-1: 50 000/2 880 = 21,92. ТО-2: 50 000/11 520 = 4,34.
Принимаем количество ТО-1 - 21, количество ТО-2 - 4.
Устанавливаем трудоемкость обслуживания одного автомобиля по видам работ с учетом вышеизложенных расчетов.
ТО-1: 21×2,448 = 51,4 чел.-ч.
ТО-2: 4×9,72 = 38,88 чел.-ч.
ТР: 50 000×0,987/1 000 = 49,35 чел. -ч.
ЕО: 305 рабочих дней в году × 0,25 = 76,25 чел. - ч.
Определяем суммарную трудоёмкость обслуживания одного автомобиля:
ТО-1+ТО-2+ЕО+ТР=51,4+38,88+76,25+49,35=215,88 чел.-ч.
2.1.3Расчет числа производственных рабочих
Суммарная отработка одного человека в год (в часах) нормативная: 2 000 ч. [10]. Принимаем условия для расчетов.
Рабочий день - 8 часов. В одном месяце - 24 рабочих дня.
24×8 = 192 часа в месяц. 11 месяцев рабочих (с учетом отпуска).
192×11=2112 часов.
Количество человек на обслуживание одного автомобиля: 215,88/2112 = 0,102.
Количество обслуживаемых автомобилей - 650.
0,102×650 = 66,3 чел.
Для обслуживания 650 автомобилей необходимо 66 ремонтников. Определяем трудоемкость обслуживания 650 автомобилей:
215,88×650= 140 322 чел.-ч.
Расчетные данные сведены в таблицу 2.10.
Таблица 2.10 — Расчетные и установленные данные
Данные для расчета
| Ед. измерения, обозначение
| Числовое значение, характеристика
|
Автомобили
|
| Легковые
|
Годовой пробег
| км
| 50 000
|
Пробег до ТО-1
| км (нормативный)
| 4 000
|
Пробег до ТО-2
| км (нормативный)
| 16 000
|
Климат
| -
| Умеренно-холодный
|
Категория условий эксплуатации
|
| III
|
Пробег до ТО-1
| км (откорректированный)
| 2 880
|
Пробег до ТО-2
| км (откорректированный)
| 11 520
|
Нормы пробега до КР
| км
| 288 000
|
Нормы пробега после КР
| км
| 230 400
|
Количество ТО-1
|
| 21
|
Количество ТО-2
|
| 4
|
Количество рабочих дней в году
| -
| 305
|
Рабочих дней в одном месяце
|
| 24
|
Рабочий день
| ч
| 8
|
Количество обслуживаемых автомобилей
| шт.
| 650
|
Количество необходимых ремонтников на СТО
| чел.
| 66
|
Суммарная отработка одного ремонтника в год
| ч
| 2112
|
Трудоемкость ЕО одного автомобиля (в год)
| чел./час
| 76,25
|
Трудоемкость ТО-1 одного автомобиля
| чел./час
| 51.4
|
Трудоемкость ТО-2 одного автомобиля
| чел./час
| 38.88
|
Трудоемкость ТР одного автомобиля
| чел./час
| 49,35
|
Суммарная трудоемкость по всем видам работ (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР) для одного автомобиля
| чел./час
| 215.88
|
Суммарная трудоемкость по всем видам работ (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР) обслуживания 650 автомобилей
| чел./час
| 140 322
|
2.1.4Распределение трудоёмкости ТО и ТР по видам работ, выполняемых
на станции технического обслуживания
При распределении трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта, необходимо трудоемкость по каждому виду работ умножить на процентное соотношение и количество обслуживаемых автомобилей в год.
Например. Ежедневное обслуживание (ЕО).
Трудоемкость ЕО одного автомобиля в год (см. таблицу 2.10) - 76,25 чел.-ч. В процентном соотношении - на уборочные работы приходится 80% (таблица 2.11).
76,25 × 650 = 49 562,5 чел.-ч.
49 562,5 × 0,80 = 39 650 чел.-ч.
39 650 / 2 112= 18 чел.
Таблица 2.11— Распределение трудоемкости ТО и ТР по видам работ
Виды работ
| Соотношение работ, %
| Трудоёмкость,
чел.ч
| Расчетное количество рабочих
|
ЕО
|
|
|
|
Уборочные
| 80
| 39 650
| 18
|
Моечные
| 20
| 9 912,5
| 4.69
|
Итого
| 100
| 49 562,5
| 22,69
|
ТО-1
|
|
|
|
Диагностические
| 15
| 751,725
| 0.355
|
Крепежные
| 45
| 1 503,45
| 0.711
|
Регулировочные
| 10
| 3 341
| 1.581
|
Смазочные, заправочные очистительные
| 17
| 5 679,7
| 2.689
|
Электротехнические
| 5
| 1 670.5
| 0.79
|
По обслуживанию системы питания
| 3
.э
| 1 002,3
| 0.474
|
Шинные
| 5
| 1 670,5
| 0.79
|
Итого
| 100
| 15 619.175
| 7,39
|
ТО-2
|
|
|
|
Диагностические
| 10
| 2 527,2
| 1.196
|
Крепежные
| 40
| 10 108.8
| 4.786
|
Регулировочные
| 10
| 2 527,2
| 1.196
|
Смазочные, заправочные, очистительные
| 10
| 2 527,2
| 1.196
|
Электротехнические
| 10
| 2 527,2
| 1.196
|
По обслуживанию системы питания
| 6
| 1 516,32
| 0.717
|
Шинные
| 3
| 758,16
| 6,358
|
Кузовные
| 1
| 252,72
| 0.119
|
Итого
| 100
| 22 744,8
| 10.764
|
ТР
|
|
|
|
Постовые работы
|
|
|
|
Диагностические
| 2,5
| 801,93
| 0.379
|
Регулировочные
| 4,5
| 1 443,48
| 0.683
|
Разборочно-сборочные
| 32
| 10 264,8
| 4.86
|
Сварочно-жестяницкие
| 6
| 1 924,65
| 0.911
|
Малярные
| 5
| 1 603,875
| 0.759
|
Итого
| 50
| 16 038.735
| 7.592
|
Участковые работы
|
|
|
|
Агрегатные
| 13
| 4 170
| 1.974
|
Слесарно-механические
| 11
| 3 528.525
| 1.67
|
Электротехнические
| 8
| 2 566.2
| 1.215
|
Аккумуляторные
| 4,5
| 1 443,48
| 0.683
|
Ремонт приборов системы питания
| 1
| 320.775
| 0.151
|
Шиномонтажные
| 1
| 320,775
| 0.151
|
Вулканизационные
| 1
| 320,775
| 0.151
|
Кузнечно-рессорные
| 2.5
| 801,93
| 0.379
|
Медницкие
| 1,5
| 481,16
| 0.227
|
Сварочные
| 2,5
| 801,93
| 0.379
|
Жестяницкие
| 2
| 641,55
| 0.303
|
Арматурные
| 1
| 320,775
| 0.151
|
Деревообрабатывающие
| -
| -
| -
|
Обойные
| 1
| 320,775
| 0.151
|
Итого
| 50
| 16 039.09
| 7.585
|
Всего ТР
| 100
| 32 077,825
| 15.177
|
Так как трудовые затраты учитываются отдельно (см. таблицу 2.11), после уст
ановления расчетного количества рабочих принимается оптимальное количество рабочих (уменьшением или увеличением полученной расчетной величины) для выполнения операций по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту.