Понятие графической иллюстрации

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

(БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

 

Дизайн

профиль «Дизайн среды»

 

Серия графических листов к чувашским сказкам

 

 

Руководитель ________ старший преподаватель М. Н. Яранская
  подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия
Выпускник     И. Р. Амосова
  подпись, дата   инициалы, фамилия

 

 

Чебоксары 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1.  Основы графической иллюстрации. 6

1.1   Понятие графической иллюстрации 6

1.2  Виды иллюстраций. 7

1.3 Особенности иллюстраций. 11

1.4 Развитие иллюстрации в чувашской литературе. 14

Глава 2.  Создание иллюстраций к чувашским сказкам.. 16

2.1  Анализ аналогового материала. 16

2.2  Этапы  работы.. 18

2.3  Техника исполнения. 20

2.4 Чувашские сказки ВКР…………………………………………………….32

Список использованных источников. 36

Приложение А.. 39

Приложение Б.. 40

 



ВВЕДЕНИЕ

Графическая иллюстрация – древнейший вид иллюстрирования. Следует так же отметить, что ее роль в книжном деле менялась от элементарно единственной возможности иллюстрирования, вплоть до одного из всевозможных декоративных элементов книжного дизайна. В нашем исследовании под понятием графической иллюстрации выступает иллюстрация (набросок, эскиз, рисунок или коллаж), созданная при помощи классических художественных материалов или посредством применения основ современной компьютерной графики.

За минувшие несколько лет проводилось немалое количество анализов и исследовательских работ, относительно иллюстрирования в печатных изданиях. Ключевое внимание уделялось  изучению процесса иллюстрирования в работах Ворон Н. И, Волкова В. В, Рожнова О. И, Михайлов С. М. и др. [12, с. 51]

Но удивительно то, что невзирая на присутствие внушительного количества изучений этого понятия, положение самой иллюстрации в современных издательских реалиях при нынешних обстоятельствах не освещалось детально и по сей день.[1, с. 81]

Обычно иллюстрацию затрагивают как незначительный компонент, своего рода «кусочек пазла» зрительного наполнения того или иного издания, обрисовывая единую тенденцию к процессу визуализации в печатном деле. Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается необходимостью развития новых художественно-выразительных форм иллюстрирования, которые будут соответствовать запросам и требованиям современного читателя.

Так же стоит отметить, что графическое иллюстрирование, как обособленный вид изобразительного искусства может оказывать большое влияние на чувственное восприятие мира, оно так же может развивать эстетический аспект восприимчивости человека, который выражается прежде всего, в стремлении к поиску красоты  во всех ее проявлениях.

 

В ходе написания данной работы были использованы  такие  методы исследования, как:  

теоретико-аналитический (анализ литературы по теме исследования); обобщающий (описание, синтез); интерпретации (объяснение);  практический  (эскизирование, иллюстрирование).

Объект исследования – процесс создания современной графической иллюстрации.

Предмет исследования – создание графических иллюстраций для чувашских сказок.

Целью исследования   –  разработка  уникальных   макетов иллюстраций для оформлений чувашских сказок.

В соответствии с указанной целью, были поставлены и решены следующие задачи:

1) Анализ педагогической, методической и исторической литературы, посвященной особенностям графической иллюстрации.

2) Изучение графических техник для иллюстрирования.

3) Выявление основных особенностей развития графической иллюстрации, характерных для чувашских сказок.

4) Создание серии графических листов к чувашским сказкам.

 

Практическая значимость: Методические рекомендации по выполнению серии графических работ могут быть использованы в практике преподавания в средне - специальных и высших учебных заведениях.

Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что в процессе создания графических иллюстраций необходимо учитывать следующие особенности: исторический ход развития  иллюстрации, её виды и техники исполнения; взаимосвязь с текстовым наполнением; характер иллюстрационной системы и индивидуальных особенностей изобразительного языка художника-иллюстратора; использование законов композиционного строения.

Ключевые слова: ИЛЛЮСТРАЦИЯ, ГРАФИКА, КНИЖНЫЙ ДИЗАЙН, ИЗОБРАЖЕНИЕ, КОМПОЗИЦИЯ, КНИГИ, ИСКУССТВО, УЗОРЫ, ЧУВАШСКИЙ ОРНАМЕНТ.

Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Теоретическую базу  нашего исследования составили  книги и статьи по истории книжного оформления Демосфеновой Г.Д, Дмитриевой Н.А; исследования в области дизайна периодических изданий Рожновой О.И, Михайлова С.М. Работы искусствоведов и художников (Фаворского В.А, Сидорова А.А, Лебедева Г.Е и др.) позволили выявить характерные особенности книжных художественно – образных иллюстраций.

В процессе  работы  над  созданием  иллюстраций для чувашских сказок я опиралась на графические работы Бритвина.В.Г, Агеева В.И, Садюкова Н.И, Элли М.Ю и др.

        

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ.

Понятие графической иллюстрации.

Перед тем, как приступить к анализу современной графической иллюстрации, нам необходимо дать ее определение.

Графическая иллюстрация является синтезом характеристик графического дизайна и  обычной  классической  иллюстрации. Сам по себе графический дизайн опирается на коммуникацию, в то время, как иллюстрация делает  упор  на  изобразительную  составляющую  искусства. Стоит отметить тот факт, что графическая иллюстрация использует традиционные принципы дизайна, форм и цвета.

Графическая иллюстрация представляет собой изображение, дополняющее собой основную текстовую составляющую произведения, выполненное при помощи средств графики или иных цифровых инструментов визуализации.

Иллюстрации являются визуальным способом изображения текста. Они способны помочь наглядно объяснить общую идею, рассказать конкретную историю или выступить в качестве украшения той или иной истории. У графических иллюстраций, как и у самого графического дизайна безусловно имеются собственные средства, приемы и высокие художественные цели.

Иллюстрация  может быть выделена как автономный жанр изобразительного искусства благодаря конкретному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника,  а литературным произведением.[2, с. 176] Иллюстрации к литературному произведению представляют собой единое целое  с ним. От дизайнера-иллюстратора требуется, чтобы он стал неким соавтором произведения, сделал зримыми основные идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять главный замысел и содержание, детальнее представить время, быт, окружение героев книги. [13, с. 110]

1.2 Виды иллюстраций

 

 Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства - изобразительное толкование литературного произведения.

В строгом значении термина к понятию иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в  единстве  с текстом.

Стоит отметить, что в зависимости от техники своего исполнения иллюстрации можно разделить на 2 типа: традиционные и современные.

C развитием мира искусства и графики, художникам предлагаются новейшие материалы и технические инструменты для иллюстрирования. Традиционные же виды начинают постепенно терять свою популярность, ведь развитие цифровых техник для рисования не стоит на месте и стремительно набирает обороты. Современный тип иллюстрирования не только выявляет новые форматы (слои, коррекция цвета, 3D и др.), но и так же стремится детально сымитировать передачу натуральных материалов.

Современная иллюстрация основывается на применении своего рода полуавтоматического процесса рисования, который стал доступен благодаря усовершенствованию современных компьютерных технологий.[3, с. 224] Множество графических редакторов предлагают иллюстраторам уже готовые настройки, кисти, фактуры, широкую цветовую палитру и безграничные возможности в процессе создания иллюстративного контента.

Среди современных видов иллюстрирования особенно выделяется такой феномен как цифровая иллюстрация «от руки». Которая представляет собой синтез применения классических основ графики с использованием всего спектра цифровых инструментов иллюстрирования на современных гаджетах.

Так например процесс рисования на графическом планшете позволяет добиться реалистичных переходов и контуров, в отличии же от другого вида иллюстрирования, а именно векторной графики.

 В наше время иллюстраторам под силу создание сложных многослойных фонов с добавлением мельчайших деталей. Как правило цифровые иллюстрации «от руки» будут иметь растровый формат, что к сожалению негативно отражается на увеличении изображения до определенного размера без потери качества работы. [14, с. 131]

Но многим художникам данный вид иллюстрирования по душе из-за его сходства с традиционными процессами в рисовании. Плавно мы подошли и к следующему виду иллюстрации – векторная графика. Как раз таки она будет иметь основное преимущество перед предшественником, именно векторную иллюстрацию представляется возможным масштабировать до любого размера, не потеряв при этом качества изображения.

На данный момент это популярнейший из форматов иллюстрирования. Сами  изображения  создаются  при этом  в  различных  графических  редакторах с широким набором различных инструментов для рисования. Особенностью векторных иллюстраций будет выступать четкое конкурирование и наличие яркой цветопередачи.

 Компьютерная графика позволила художникам реализовывать идеи, которые при ручной работе были бы или затратны, или трудно выполнимы. Хотя говорить, что классические техники графического рисунка (тушь, акварель, темпера, акрил, аппликация, силуэт и др.) уходят на задворки истории, по меньшей мере, некорректно.[4, с. 102]

Наоборот, постмодернистские наклонности нашего времени позволяют книжным иллюстраторам использовать смесь всех направлений и техник, при этом свободно интерпретируя свое визуальное видение текста.

Иллюстрация занимает уникальное место в нише изобразительного искусства, именно она обращена к  читательской аудитории. По отношению к литературному произведению иллюстрация играет роль пластического средства, способствующего формированию, углублению и обновлению суждений читателя о содержании литературы. Иллюстрации сами по себе несамостоятельны по конкретике сюжета, преимущественно первоочередная  их задача соответствовать содержанию литературного произведения. Им под силу обеднить или же наоборот мастерски обогатить его.

Для воплощения творческого замысла в рисунке у иллюстраторов есть огромное количество инструментов. Для воплощения идей существуют множество стилей, видов и техник иллюстрирования. К основным же  видам иллюстраций следует отнести следующие:

  • Фронтиспис. Размещается на левой странице в развороте с титульным листом книги. Отображает главную идею произведения или представляет собой своеобразный образ или портрет автора.
  • Заставка. Располагается в  начале  главы или книги. Обычно изображает конкретное место действия этой части произведения.
  • Полосная. Занимает собой  всю страницу, обычно используется часто в детских изданиях.
  • Разворотная. Размещается на развороте (двух страницах) книги, используется в качестве  освещения  наиболее  ключевых событий в сюжете.
  • Концовка. Логично завершает отдельную часть, главу книги или произведение в целом.

Стилистика иллюстраций включает в себя следующие варианты:

  • Для детских книжных изданий. Яркие изображения основных персонажей занимают весомую часть страниц сказки или веселого рассказа.
  • Для художественных произведений. Изображения в романах, повестях, рассказах и стихотворениях отличаются особой  глубокой эмоциональной содержательной.
  • Для научно-популярной и технической литературы. К таким рисункам предъявляются повышенные требования по достоверности графического информирования.
  • Карикатура. Эти иллюстрации в наиболее острой форме высмеивают частые  пороки общества вокруг, отдельной группы людей.

Для досконального исследования понятия иллюстрации безусловно необходимо уделить внимание истории ее развития. Cама по себе иллюстрация как средство выражения и визуального дополнения текстовой части произведения берет свои истоки давно. Еще во времена Древнего Египта писцы дополняли небольшими  изображениями содержимое гимнов и заклинаний для общей наглядности текста. [5, с. 68]

Иллюстрации также присутствуют в рукописных европейских книгах разных эпох (от Античности до Средневековой эпохи). В книжных миниатюрах Востока (Китая, Японии, Персии) того времени имеются многочисленные изображения на тему охоты, батальных сцен и бытовых сюжетов. В середине XV века в Европе началась эра книгопечатания.

К этому времени относится бурное развитие иллюстрации. Особенностью изображений той поры была их монохромность. Рисунки в книгах были сплошного  черного цвета, как и буквы. Сначала средневековые мастера использовали оттиски с рельефных печатных форм (гравюру), а позже (в конце XVIII века) появилась техника плоской печати (литография).

К концу ХХ века на помощь иллюстраторам пришли динамично развивающиеся и по сей день компьютерные технологии. Современные дизайнеры все чаще работают на специальных графических планшетах. Иллюстрация всегда была и будет оставаться ведущим инструментом для общего улучшения восприятия текста. Стоит так же заметить, что развитие современных техник для иллюстрирования не стоит на месте и по сей день.

 

                  1.3. Особенности иллюстраций.

Сейчас особенно популярны изображения, выполненные для улучшения визуального восприятия. Можно заметить, что выпускаются они не только вместе в книжным экземпляром но и отдельными наборами.

Важность этих иллюстраций, в особенности к сказкам обосновывается несколькими моментами:

 

· Дополнительное раскрытие содержания;

· Развитие восприятия искусства, наиболее эффективно для детской аудитории;

· Увеличение скорости усвоения полученной  информации;

· Улучшение понимания низкокачественного  текста;

· Ознакомление с чувствами и  воображением художника-иллюстратора.

 

В текстовом выражении бывает довольно сложно передать нестандартные предметы или ситуации в сюжете. Иллюстрирование же помогает  укрепить общую атмосферу произведения, повышая прежде всего интерес читателя к определенным персонажам  истории и событиям сюжета. При этом не только ускоряется восприятие материала, но и становится возможным глубокое ознакомление с элементарными особенностями эпохи, мира и поведением людей. [8, с.211] Именно поэтому, получая подобную информацию у читателя получается не только получить полноценную картину событий но и появляется возможность дополнить ее мельчайшими деталями.

Множество книжных изданий предпочитают использовать иллюстрации, созданные в тех временных отрезках, которые были бы более близки к эпохе, которая соответственно будет отображаться в книге. Это будет обосновано тем, что эти художники в действительности ознакомлены с бытом и нравами прошлого.

Однако все чаще начинают находить применение современные иллюстрации, которые, как оказалось, ни коим образом не будут уступать более старым рисункам. Более того, качественная составляющая  новых изображений в  разы  выше, что может быть обосновано развитием искусства живописи и современных компьютерных технологий.

 Также причиной этой разницы в качестве является иное восприятие и воплощение современных иллюстраторов. Ключевой целью ранее являлось максимальное раскрытие деталей и особенностей бытового окружения. Ныне художники заходят куда дальше, а именно пытаются открывать новые грани в восприятии и добавлять изображениям больше индивидуальности и уникального шика при этом не лишая их реалистичности. [11, с. 231]

Цифровая живопись весьма плотно закрепилась на сегодня в создании иллюстраций, ведь наличие современных технологий само по себе будет подталкивать художников к их применениям. [6, с. 181]Но так же стоит отметить, что и до сих пор существуют книжные издания, для которых рисунки создавались в уникальном единственном экземпляре прямо на их страницах.

Однако это довольно редкое явление, но все же часть иллюстраторов придерживаются этого способа и сейчас. Также по-прежнему используется метод рисования в классическом стиле с последующим внесением копий изображения в книги.

 

 Для современной иллюстрации не существует рамок и ограничений по стилю ее оформления. Больше и чаще всего иллюстрации встречаются в детских книжных изданиях [7, с. 101]. Сказочные иллюстрации обычно выступают в качестве детали или украшения но и могут изображаться довольно крупно.

Благодаря  такому разнообразию, изображения в книгах обладают рядом преимуществ:

 

· Используется любой стиль рисования;

· Создаются копии рисунков, что увеличивает их популярность;

· Возможно как оформление простых элементов страницы, так и   создание полноценных картин (макетов, графических листов);

· Заранее установленная тематика.


Чаще всего иллюстратор  сам может выбрать  сцены и персонажей, которых ему захочется воплотить. Самостоятельность выбора одобряется книжными издательствами прежде всего потому, что это дает больше гарантий для хорошего восприятия событий художником. [10, с. 381]

Если же устанавливать рамки, то это с одной стороны позволит получить изображение желаемых элементов, однако если же смотреть с другой стороны, то это может привести к ухудшению работы, что будет обосновываться на снижении восприятия. [22, с. 95] На современном этапе развития изобразительного искусства иллюстрации уже выделяются как полноценный вид живописи. Качественные иллюстрации получают огромную популярность, иногда даже большую чем обычные картины.

Процесс создания иллюстраций к классическим или современным произведениям не легок, ведь он выставляет требование не только к наличию таланта иллюстратора но и других качеств. [9, с. 631]

 

        1.4 Развития иллюстрации в чувашской литературе

 

Интерес к декоративно-прикладному искусству чувашского народа не просто  дань  уважения  к  культурным  традициям  народа, но и стремление к их сохранению в дальнейшем. Нам необходимо сохранить древнейшую и самостоятельную культуру.

Систематическое изучение духовной составляющей культуры чувашского народа,  выявление его воспитательного потенциала, остаются важнейшей и актуальной проблемой на сегодня.

В условиях роста интереса к культуре чувашского народа, ключевыми становятся вопросы возрождения традиций нравственного аспекта  воспитания с  твердой опорой на национально-культурные, региональные, этнические ценности нации.

Чувашские сказки — это произведения народного фольклора республики Чувашия. Сами по себе они  невероятно богаты  по содержанию и крайне разнообразны в своём выражении. В чувашских народных сказках нашло отражение славное прошлое чувашского народа, его борьба против злых  недругов, моральные воззрения и прочие ценности. Сказки донесли до нынешнего  времени  множество древних национальных обычаев. Нашли свое отражение в них красоты нашей природы, родная земля с заливными лугами, бурлящие и звонкие ручейки.

Во многих чувашских сказках можно отыскать схожести между сюжетами, которые будут тесно пересекаться с русским народным фольклором – ведь русские и чуваши живут бок о бок уже не один десяток лет.

 И культуры этих народов во многом дополнили друг друга сделав их еще культурно богаче. Как и любой национальный фольклор чувашские сказки так же можно классифицировать. Условно в чувашских сказках выделяют следующие основные категории: сказки о природе и ее обитателях, где главные герои жители леса и степей. Сказки  мифического и религиозного происхождения. И сказки, придуманные конкретными чувашскими писателями. Эти  произведения будут очень тесно связаны с нашей нынешней жизнью, ведь в них переплелись и культурное наследие, мифология и обычный народный быт.

 

Для создания графических листов мною изучались в первую очередь чувашские узоры и орнаменты. Можно выделить три преобладающих мотива: геометрический, зооморфный, цветочно-растительный. Самая главная характерная особенность это их контурное завершение. Наиболее распространенным мотивом в чувашском орнаменте выступает цветочно-растительный. Со первого времени становления чувашского изобразительного искусства стоит отметить, что важное место занимает графика. Художники графики выступали в свое время новаторами в чувашской живописи.

Чувашское народное искусство само  по себе показало себя линеарным, орнаментальным и плоскостным. И именно поэтому, скорее линейное восприятие объекта того или иного изображения находится ближе к национальному духу чувашской культуры.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: