Однако имеются некоторые трудности при выполнении работы тушью, а именно чувствительность пера, при этом легко меняется характер линии, её выразительность и толщина

                                     Акварельные техники.

Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов.

В зависимости от степени влажности бумаги выделим такие акварельные техники, как "работа по-мокрому" ("английская" акварель) и "работа по-сухому" ("итальянская" акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов.

                                        Работа по-мокрому.

Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает "блестеть" на светуВ зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как "мокрым-по-мокрому" и "сухим-по-мокрому".

                                    Техника A la Prima.

Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски. Достоинство и одновременно сложность здесь в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и идеального чувства композиции.

Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения отдельных фрагментов). Изображение пишется практически без остановки и, как правило, "в одно касание", т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе.

                                       Работа "по-сухому".

Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.

                          Однослойная акварель "по-сухому".

Как видно из названия, в данном случае работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно "включить" краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.

Однослойный метод сухим-по-сухому более прозрачен и воздушен и легок, чем лессировка, но не имеет всей красоты мокрых переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней, без особых усилий позволяет создать мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской. Используемые в работе цвета, во избежание возникновения грязи и замызганности, желательно продумывать и готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист.

В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры изображения, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод весьма хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге  будут сохранять свою четкость.

Многослойная акварель (лессировка).

Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки. Лессировка незаменима в затененных интерьерах и удаленных планах панорам. Мягкость светотени интерьера в спокойном рассеянном свете со множеством всевозможных рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть переданы лишь техникой лессировки. В панорамной живописи, где необходимо передать нежнейшие воздушные градации перспективных планов, нельзя пользоваться корпусными приемами; здесь можно достигнуть цели лишь при помощи лессировки.

При письме в данной технике художник относительно независим в вопросе хронологических рамок: не нужно торопиться, есть время подумать без спешки. Работу над картиной можно разбить на несколько сеансов, в зависимости от возможностей, необходимости и, собственно, желания автора. Это особенно важно при работе с изображениями большого формата, когда можно отдельно друг от друга выполнять различные фрагменты будущей картины с их последующим финальным объединением.

Благодаря тому, что лессировка выполняется по сухой бумаге, удается достичь великолепного контроля над точностью мазков, что позволяет максимально воплотить свой замысел. Постепенно нанося один слой акварели за другим, легче подобрать необходимый оттенок для каждого элемента в рисунке и получить нужное цветовое решение.

                Сочетание с цифровым искусством.

 

Далеко не все иллюстраторы привыкли работать в традиционных техниках. Многие даже после применения различных материалов обрабатывают свои итоговые работы в компьютерных программах.

По итогу следует отметить, что это только несколько примеров смешанных техник, на деле же их может быть бесконечное множество. Ведь сочетать можно всё что угодно. В одной иллюстрации можно смешать только карандаш с акварелью, а в другой — коллаж, акрил, ручку и цифровые эффекты. Что и как сочетать, зависит только от профессиональных навыков, предпочтений художника и результата, который он желает получить. А иногда — просто от его тяги к экспериментам.

Что необходимо для создания хороших иллюстраций. Для создания качественного иллюстративного контента необходимо обратить внимание на 3 вещи: ни в коем случае - не бояться, ознакомиться с инструментами и применить весь свой креатив и фантазию на деле. Все это будет формировать базовую составляющую иллюстратора, его профессиональное чутьё, которое само по себе не появится.

Если вы например  с детства росли в квартире с коврами на полу и на стене, если вы не посещали музеи, а на улице замечали ни современную архитектуру, а плоды советской разрухи — то вам необходимо методично воспитывать чувство прекрасного.

Не бояться — одно из самых абстрактных свойств, но оно должно быть у каждой творческой натуры. Это безусловная вера в свою работу, умение не заострять внимание на условности. Чтобы получить общее представление о том, что же  такое однородный стиль и профессиональные работы, будет полезным изучать портфолио известных коллег по цеху. Здесь же  мы подходим к одной из главнейших проблем коммерческих иллюстраторов. Подбирая мастеров, каждый рано или поздно натыкается на сборник, устраивающий его всецело, и тут возникает вопрос: не перенять ли этот стиль вместе со всеми приемами и спецэффектами? Идея весьма заманчива  —  ведь кто-то уже подобрал наилучшим образом цветовую гамму, фактуры и линии, создал с помощью разных мелочей настроение. К тому же всегда проще подчиниться уже  готовым конечным правилам, чем создать свои.

В былые времена все решала этическая часть вопроса: почти каждый иллюстратор считал делом чести выдумать что-то свое, а не просто копировать чужие наработки. Хотя за последние сто лет у каждого более или менее перспективного направления появилось огромное число последователей и люди просто напросто  устали бороться за авторство и посвятили себя зарабатыванию прибыли. Особенно безнадежными становятся  споры из-за украденных идей: на стилистику и манеру и технику  исполнения не предоставляется возможным заявить права, а значит, все крики и волнения будут  попросту напрасны. На данный момент можно спокойно заимствовать приемы приглянувшегося мастера своего дела, не боясь при этом серьезных последствий, однако стоит  не забывать, что для коммерческого успеха важна собственная уникальность. Что-то всегда должно оставаться единственным и неповторимым в своем роде.

Вторая мысль, которая приходит  на ум в поиске своего стиля — объединить основные  приемы  и  задумки  нескольких авторов. По крайней мере в большинстве случаев именно этим и заканчивается. Самое главное не начинать разрываться от желаний попробовать всего понемногу. Так же не нужно отнекиваться от ранее принятых решений в иллюстрировании. Как пример, художник принял решение, что ему необходимо работать с простыми фигурами без объема и теней. Но увидев работы гиперреалистов он уже начинает сомневаться в правильности выбора такого легкого пути исполнения. Опираться на творчество сильных художников – это весьма похвально, но и завышать себе планку не стоит, необходимо трезво расценивать свои возможности. Существуют так же и приемы, которые не поддаются  скрещиванию; какие — выясняется только практическим путем. Например, толстая обводка прекрасно смотрится на простеньких дудлах, но абсолютно не подходит к реалистичным фигурам, потому что под ней некрасиво выглядят мелкие изгибы и детали. Формирование собственной стилистики иллюстратора  также зависит от его естественной предрасположенности к динамичности или «наивности» в изобразительном стиле. Кто-то изображает тела, сильно искаженные в перспективе, сверхмерно вывернутые суставы и гипертрофированные очертания, для придания иллюстрации живости, другие же не в силах побороть в себе желание рисовать правильно и ровно. Некоторые художники даже на самых простых лицах стараются проставить лишние черточки, обозначающие веки, реснички или морщинки, в то время как его коллеги даже не обратят на эти детали внимания и будут упрощать формы до самого минимума. На самом деле стремление к упрощению или же наоборот к усложнению изображения — одно из немногих качеств, которое нельзя просто выбрать. Можно стремиться к развитию в определенном направлении, но сделать что-то через силу не получится. Если у художника есть некий внутренний барьер, который не позволяет ему изобразить человека в искаженной перспективе, преодолеть его до конца врядли получится.

Многие художники, мастерки владеющие различными  техниками, не могут выбрать для себя конкретно что-то одно, потому что им просто напросто не хочется ставить себе ограничения. Однако прежде чем сказать: «Я все могу, но не знаю, что же выбрать», — стоит попробовать всевозможные варианты самостоятельно. Люди часто заблуждаются, искренне думая, что могут нарисовать  нечто, потому что часто наблюдали процесс или пробовали похожее, точно знают, как это может быть исполнено. При первой же самостоятельной попытке исполнения  от начала до конца выясняется, что смотреть и представлять гораздо проще, чем рисовать на деле по итогу. Кроме того, во множестве техник художник может и разочароваться, обнаружив, что для достижения качественного результата ему не хватает достаточного терпения, техники, инструментов, денежных средств, времени или чего либо еще.

                2.4. Чувашские сказки ВКР.

Все же приятно читать сказку "Девушка на Луне (Чувашская сказка)" даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Зачастую в детских произведениях, центральным становятся личностные качества героя, его противление злу, постоянно пытающегося сбить добра-молодца с верного пути. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Реки, деревья, звери, птицы - все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Благодаря развитой детской фантазии, они быстро оживляют в своем воображении красочные картины окружающего мира и дополняют пробелы своими зрительными образами. Небольшое количество деталей окружающего мира делает изображающийся мир более насыщенным и правдоподобным. Народное предание не может потерять своей насущости, в силу незыблемости таких понятий как: дружба, сострадание, мужество, отвага, любовь и жертвенность. Сказка "Девушка на Луне (Чувашская сказка)" читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.

  "Лиса-плясунья (Чувашская сказка)", это замечательное произведение созданное нашими предками. Как отчетливо изображены превосходства положительных героев над отрицательными, какими живыми и светлыми мы видим первых и мелочных - вторых. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Сталкиваясь со столь сильными, волевыми и добрыми качествами героя, невольно чувствуешь желание и самому преобразиться в лучшую сторону. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Здесь и глубокая мудрость, и философия, и простота сюжета с хорошим окончанием.

В сказке "Мост Азамата (Чувашская сказка)" народная мудрость, которой назидаются поколениями. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Благодаря развитой детской фантазии, они быстро оживляют в своем воображении красочные картины окружающего мира и дополняют пробелы своими зрительными образами. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом проведенной работы стали графические листы с иллюстрациями к чувашским сказкам. Все изображения создавались в единой технике исполнения, соблюден единый стилистический баланс. На начальных этапах рисования использовались гелевые ручки, маркеры и линеры, на конечном же этапе были добавлены детали в оформлении при помощи компьютерной графики. Штрихи и линии использовались в качестве главной выразительной формы исполнения. Все поставленные задачи были выполнены. Детально был исследован аналоговый материал, найдены итоговые композиционные решения для всех иллюстраций. Не обошлось и без поиска эскизов. По итогу все изображения были выполнены в единых техниках и стиле.

Итоговые иллюстрации могут дополнить чувашские сказки, делая их тем самым более интересными и наглядными, ведь иллюстративная составляющая важна, так как само восприятие и осознание материала будет происходить не только в самом процессе перелистывания страниц и прочтении текста, но и при рассматривании иллюстративного материала произведения.

Выбор выпускной квалификационной работы стал подготовительным этапом в выполнении. Нами было выбрано то, что по истине нам интересно и с чем бы в дальнейшем мне хотелось бы работать, несмотря на всю сложность изучаемой темы нам хотелось прежде всего показать свои практические умения и знания в этой области. Так же выбор был обусловлен ее актуальностью, которая заключалась в том, что книжные иллюстрации особенно востребованы в наше время,  и можно отметить достаточно мало людей, у которых профессиональные навыки и умения могли бы сочетаться с талантом и увлечением иллюстрированием.

Соответственно, следующим этапом была проработка целей и задач моей выпускной квалификационной работы, которые утверждались с научным  руководителем. После велась непрерывная работа по написанию теоретической части  и выполнению  практической части, которая заключалась в создании иллюстративного материала к чувашским сказкам. Нами  были исследованы и проанализированы  работы иллюстраторов разных эпох, стилей и направлений, в том числе и современные, поскольку, несмотря на многие недостатки в современной книжной графике, в них безусловно можно черпнуть особенный, оригинальный и уникальный взгляд на трактовку произведений, иллюстрировавшихся на протяжении множества  лет.

Далее, по окончанию исследования и анализа достояний творчества иллюстраторов прошлых лет и современности, мы попытались воссоздать такие работы, которые собрали в себе часть опыта как и художников прошлого,  так и конечно же соответствовали бы  уровню восприятия читателей на современном этапе развития книжного индустрии. На практике этот процесс состоял из нескольких стадий, а именно:

 . Наброски

. Эскизирование

. Проработака деталей в соответствии с натурными зарисовками

. Конечный вариант работ

Этап эскизирования составил большую часть практической работы поскольку в нем необходимо было отразить  основные идеи и способы решения. Этап набросков включал  в себя такие задачи как поиск, анализ, наблюдение.

В самом начале мы выбирали и прорабатывали  сюжетные композиции, а уже затем создавала наброски. После утверждения эскизов мы приступили к выполнению конечного варианта иллюстраций, и тут мы уже столкнулась с проблемой, которая заключалась в выборе стиля и техники исполнения. Опытным путем мы вели некий спор с научным руководителем по поводу того, как по итогу в конечном варианте будут смотреться итоговые иллюстрации, будут ли они приятны и интересны взору обывателя.

По итогу в конечном итоге было решено не менять наш, уже найденный стиль (сочетание ручной и компьютерной графики) и делать итоговые работы в смешанной технике. Работа продвигалась поэтапно, представилась возможность исправить то, что уже нарисовано без масштабных перерисовок. Ключевое решение в выборе такого стиля исполнения, пришло ко мне не случайно, а по той причине, что я хотела выразить свой собственный, свежий взгляд на произведения чувашской литературы, анализируя при это произведения других иллюстраторов. На сегодня искусство становится все ближе к дизайнерской деятельности, и становится все труднее отличить, где дизайн, а где - искусство. Мы считаем, что это абсолютно не негативное положение вещей, потому что сам по себе дизайн представляет собой приближение искусства к массам, народу, к их главным потребностям, пониманию и комфорту. С иной стороны, конечно, искусство должно вбирать в себя тайну, смутно достигаемую человеком.

Попытка создания декоративных иллюстраций в качестве графических листов  была с одной стороны рискованной, но, тем не менее, мы выступали в защиту нашего стиля, потому что все иллюстрации смотрелись целостными, последовательными и безусловно цепляли взгляд. Тем более мне хотелось отступить от стандартного академизма и сделать что-то наивное и простое, но и в то же время уникальное и замысловатое. Также нам кажется, что узоры, выбранные нами для декора изображений, должны привлечь  детей следить за формами и их значениями. На наш взгляд,  нам довольно ясно и доходчиво получилось отразить главные сюжетные мысли  в своих работах. Лица мы предпочли изобразить упрощенными и схематичными не из-за неумения, а из-за того, что был выбран контур, которым очень сложно показать характер в одной-двух линиях, но мы все же не оставили попыток сделать это.

Помимо всего  этого, нами проводилось педагогическое исследование в ходе непрерывной педагогической практики и разрабатывались система уроков по теме иллюстрирования. Нами учитывались возрастные особенности аудитории, их способности, знания, умения и навыки, полученные на прошедших занятиях. Также, при разработке серии уроков мы пытались соблюсти последовательность при освоении такого сложного вида искусства как книжная графика.

Я проходила педагогическую практику как стажер в СОШ им. Волкова №62 г.Чебоксары.  Также я вела некоторые занятия у школьников.  Долго вела наблюдение за тем, как преподавала материал на занятиях мой куратор. В ходе прохождения педагогической практики я старалась анализировать часто возникающие проблемы с иллюстрированием у детей. Им довольно просто выбрать сюжет, прочитанная книга их чаще всего  впечатляет, оставляет яркие воспоминания, ими довольно детально запоминаются персонажи сказок. Но на деле же, когда все доходит до передачи своих мыслей на лист бумаги, появляются некие  проблемы.

Чаще всего  это просто ступор детей перед пустым листом. В ходе проведения урока не практиковались такие виды работ, как наброски с натуры, выполнение маленьких форэскизов - дети этого делать просто напросто не умели. Но зато было использовано множество методических пособий и книг, наглядных пособий, рисунков педагога на доске, индивидуальных подсказок в ходе работы. Также я приносила книги с иллюстрациями и наблюдала, как дети будут на них реагировать, и выяснила, что можно выделить следующие особенности восприятия иллюстраций:

- Важнейшую  роль играет способ организации художником общего пространства  листа бумаги, степень насыщенности разворота книжного издания  иллюстрациями. Чем плотнее иллюстрация по содержанию, тем большим успехом она пользуется.

- Для детей необходима возможность идентификации героя литературного произведения, причем для девочек - с женским персонажем, а для мальчиков - с мужским. В связи с этим ребенку важно разглядеть детали лица главного героя.

Таковы особенности детского восприятия книжных иллюстраций которые я для себя отметила в ходе прохождения педагогической практики.

Дети в  большинстве своем любят изображать одного-двух героев, которые им запомнились лучше всего, меньше внимания уделяют окружающей среде персонажей.

Иллюстрирование – довольно  сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность школьника и которая сама оказывает существенное влияние на  итоговое формирование  личности.

Своеобразие детских иллюстраций обусловлено тем, что ребёнок ещё не в целом владеет теми изобразительными средствами, которыми располагает современная ему культура общества (осваивает эти средства лишь поэтапно), а также тем, что в иллюстрации проявляется своеобразие многих сторон психики младшего школьника.

Иллюстрирование, в основе которого лежит оперирование визуальными художественными образами, постоянно базируется  на чувственном опыте, и в первую очередь на зрительном ощущении и восприятии.

В нашей работе была выбрана графическая смешанная техника для иллюстрирования. Созданные иллюстрации позволяют детально  акцентировать внимание читателей именно на ключевых моментах произведения. Графические рисунки лаконичны и собраны, в своих деталях, позволяют не отвлекать внимание на частности и сосредоточиться на восприятии основной идеи, которую хотел воплотить  художник.

Процесс создания иллюстраций - долговременное, кропотливое занятие. На плечи художников ложится немалая ответственность перед автором книги и перед читателями. Изображение должно соответствовать текстовому содержанию, дополнять его, чтобы процесс чтения книги был более увлекательным и эмоционально наполненным

 Особенно это актуально в наше время, которое характеризуется стремительным потоком информации, все больше - в электронном виде. Книги вытесняются с полок их цифровыми аналогами. Но легкость, мобильность и доступность электронных книг никогда  не сможет сравниться с тем, что чувствует читатель, перелистывая страницу той или иной книги найдя на следующей  цепляющую взгляд иллюстрацию.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: