В чем заключаются подготовка воспитателя к работе по формированию у детей фонематического восприятия как предпосылки овладения грамотой?

Профессиональная готовность педагога к развитию фонематических способностей у дошкольников определяется уровнем его знаний и профессионализма, который позволяет принимать оптимальные решения в конкретной педагогической ситуации, брать на себя ответственность. Ее можно представить совокупностью четырех компонентов.

-Мотивационный компонент - ценностные ориентации, интересы, потребности, стремление у педагогов к получению знаний, умений и навыков, необходимых для развития фонематических способностей у дошкольников, что выражается в интересе к деятельности, желанию добиться успеха; он является основанием, на которое настраиваются основные качества педагога как профессионала, поскольку от того, чем мотивирует педагог свою готовность к педагогической деятельности, зависят модальность его участия в образовательном процессе, достигнутые результаты в обучении и воспитании детей.

-Когнитивный отражает наличие знаний о сущности педагогической деятельности; интегрирует и фиксирует необходимые знания основ психологии и коррекционной педагогики, знания индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии, а также знания о сущности фонематических способностей у дошкольников, вариантах их развития, педагогических способах и средствах, обеспечивающих результат.
-Деятельностный - система свойств, качеств и способностей, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности, включает в себя: умения планировать, прогнозировать, организовывать, осуществлять и анализировать процесс развития фонематических способностей у дошкольников; умение моделировать и использовать вариативность в процессе обучения; владение технологией педагогического сопровождения и поддержки детей дошкольного возраста, владение педагогическими технологиями коррекционной работы.
-Компонент личностной центрации - избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса, центрация на ценностных ориентациях, взглядах своих коллег, на интересах, потребностях своего «Я», концентрированность на приемах и технологиях преподавания, на интересах детей, родителей; определяет отношение педагога к профессиональной деятельности.

 



Назвать задачи и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Задачи подготовки дошкольников к обучению грамоте:

1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им по­вторять (хлопками, отстукиванием) рит­мический рисунок, сравнивать серии уда­ров, предъявляемые последовательно.
2) развитие фонематического восприя­тия.
3)развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.
4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.
5) развитие артикуляционной моторики.
6)развитие устной речи с целью профилак­тики нарушений чтения и письма предпола­гает комплексную работу. Подби­рать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно.

7)формиро­вание осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить до­школьников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении, произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

8)развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-воле­вой сферы.

9)формирование у дошкольников эмоцио­нально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способнос­тям, результатам работы, поведению, т.е. са­мосознания.

Содержание образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:
-Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: Освоение чистого произношения сложных звуков; упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания); автоматизация сложных для произношения звуков в речи.

-Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:
В старшей группе дети осваивают умения: делить на слоги двух-трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
В подготовительной к школе группе дети осваивают умения: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, при выполнении графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов; освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа) интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий), составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове.

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: