Подготовить аннотацию научной статьи по проблемам формирования фонематических процессов у дошкольников

Шатрова, С. А. Формирование фонематического восприятия речи у дошкольников как основы для овладения навыками письма [электронный ресурс] / С. А. Шатрова, С. Г. Геворкян // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2017. - №3. - 6с. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-fonematicheskogo-vospriyatiya-rechi-u-doshkolnikov-kak-osnovy-dlya-ovladeniya-navykami-pisma/viewer, свободный. - (Дата обращения: 03.06.20)

 

В статье делается акцент на том, что формирование речевых умений и навыков и осознание явлений языка и речи - взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания.
Обозначены основные направления процесса формирования ориентировки в звуковой действительности языка: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, формирование орфоэпически правильной речи, формирование выразительности речи, выработку дикции, формирование культуры речевого общения.

Авторами статьи дается определение феномену “фонематическое восприятие” и перечислены и охарактеризованы стадии его формирования, которыми являются: дофонетическая стадия, начальный этап восприятия фонем, слышание звуков в соответствии с их фонематическими признаками, преобладание в восприятии правильных образов звучания фонем, этап завершения формирования фонематического восприятия, осознание ребенком звуковой стороны сегментов и слов.
Авторы, руководствуясь идеями и положениями Эльконина, перечисляют в этой статье и основные компоненты фонематического восприятия старших дошкольников (выяснение порядка следования фонем в слове, установление различительной функции фонем, выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку).

По трудам А. Р. Лурии авторами статьи отмечается т ри этапа овладения старшими дошкольниками навыками письменной речи.

Опираясь на научные труды многих исследователей, авторы также перечисляют н авыки, которыми должен обладать ребенок в старшем дошкольном возрасте для возможности освоить грамотное письмо (- четко выделять и слышать звуки отдельного слова, отличать их от других, стоящих рядом; - определять звуковой состав слова, уметь его анализировать; - выделять фонемы и их комплексы в графическую зрительную схему; - превращать буквы в необходимые графические начертания.)
В статье обозначены принципы, соблюдение которых необходимо для выстраивания педагогами работы по воспитанию звуковой стороны речи:принцип максимального использования в работе различных анализаторов, принцип сознательности, принцип поэтапности, принцип последовательности, принцип формирования произношения в условиях естественного живого общения и другие; а также этапы (и их характеристики) организации работы по данному направлению: подготовительный, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Авторами статьи в рамках исследуемой ими проблемы также проводилось экспериментальное изучение взаимосвязи формирования фонематического восприятия и овладения письмом детьми старшего дошкольного возраста, в связи с чем были выделены критерии: 1. Умение определять наличие конкретного звука в словах. 2. Умение определять местоположение звука в словах. 3. Умение выполнять звуковой анализ слов.
Результаты исследования показали, что большинство детей обладают низким, а это 50% от общего числа испытуемых, и средним, что составляет 30%, уровнями фонематического восприятия. На основе полученных данных, авторы статьи подобрали и апробировали ряд игр и упражнений по формированию фонематического восприятия дошкольников. Вторичное исследование данной стороны детской речи дало более позитивные результаты.

По окончанию научной статьи, авторами предлагаются н екоторые рекомендации для педагогов, направленные на повышение уровня развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: