Формирование фонематического восприятия речи как основы для овладения навыками чтения и письма

Доронина Дарья, 3БПО-ДШИ

Тема: Теория и технология подготовки детей к обучению грамоте

ПЛАН:

1. Теории и технологии подготовки к обучению грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.

2. Формирование фонематического восприятия речи как основы для овладения навыками чтения и письма.

3. Задачи и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислить основные направления работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

2. В чем заключаются подготовка воспитателя к работе по формированию у детей фонематического восприятия как предпосылки овладения грамотой?

3. Назвать задачи и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

4. Какова роль метода моделирования в процессе подготовки к обучению чтению старших дошкольников?

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить аннотацию научной статьи по проблемам формирования фонематических процессов у дошкольников.

2. Дать сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных программах.

3.Изучить сущность и отличительные черты звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в разработке К.Д. Ушинского.

4. Картотека дидактических игр. Подобрать по 2—3 дидактические игры по ознакомлению детей со звуком, словесным составом предложения, со словом, с его слоговым строением.

 

План:

1.Теории и технологии подготовки к обучению грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии, произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие:

-умения сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче;

-произвольно и преднамеренно строить свои высказывания;

-выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения;

-оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолированно от развития практических умений и навыков.

Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания

Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.
Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.

 




Формирование фонематического восприятия речи как основы для овладения навыками чтения и письма.

Развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребенок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

К фонематическим процессам относят:

-фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

-фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

-фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

-фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

-фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Исследователи детской речи доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).
Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно.

Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.


3.Задачи и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи подготовки дошкольников к обучению грамоте:

1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им по­вторять (хлопками, отстукиванием) рит­мический рисунок, сравнивать серии уда­ров, предъявляемые последовательно.
2) развитие фонематического восприя­тия.
3)развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.
4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.
5) развитие артикуляционной моторики.
6)развитие устной речи с целью профилак­тики нарушений чтения и письма предпола­гает комплексную работу. Подби­рать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно.

7)формиро­вание осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить до­школьников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении, произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

8)развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-воле­вой сферы.

9)формирование у дошкольников эмоцио­нально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способнос­тям, результатам работы, поведению, т.е. са­мосознания.

Содержание образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:
-Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: Освоение чистого произношения сложных звуков; упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания); автоматизация сложных для произношения звуков в речи.

-Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:
В старшей группе дети осваивают умения: делить на слоги двух-трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
В подготовительной к школе группе дети осваивают умения: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, при выполнении графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов; освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа) интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий), составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислить основные направления работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

— ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

— ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;

— ознакомление со словесным составом предложения — деление предложения на слова и составление из слов (2—4) предложений;

— ознакомление со слоговым строением слова — чле­нение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;

— ознакомление со звуковым строением слов, форми­рование навыков звукового анализа слов: определение ко­личества, последовательности звуков (фонем) и составле­ние слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: