Дать сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных программах

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММАХ.

«Программа развития речи дошкольников» «От рождения до школы» «Детство»
Во второй младшей группе проводится целенаправленное обучение связной монологической речи. Прием «незаконченного предложения» знакомит дошкольников со способами связей в синтаксических конструкциях (цепная местоименная, лексический повтор), схемой высказывания. В словарной работе ставятся задачи по сравнению и противопоставлению качеств и действий предметов, пониманию и употреблению обобщающих слов. Дети осваивают разные способы словообразования существительных и глаголов, составляют простые предложения разных типов. Большое внимание обращается на четкость произнесения слов и предложений, на интонационную завершенность высказывания. В средней группе дети учатся пересказывать короткие знакомые и впервые услышанные сказки, составлять рассказы. Дошкольникам дается понять о структурном оформлении высказывания. Дети осваивают употребление цепной местоименной связи, лексического повтора в самостоятельном изложении. Усложняются умения использования предложений разных типов, происходит овладение структурой сложных синтаксических конструкций. В старшей группе дети овладевают структурным оформлением разнообразных типов высказываний. В повествовательных высказываниях старшие дошкольники учатся выстраивать сюжет в логической последовательности, в рассказах по картине – придумывать предшествующие и последующие события. Вводятся разнообразные приемы работы над словом: рисование на тему многозначного слова, составление описательных, сравнительных загадок. В подготовительной к школе группе продолжается обучение структурному оформлению разных типов высказываний. Предлагаются задания на объяснение смысла многозначных слов, метафор, фразеологизмов через усвоенные языковые средства, раскрытие синонимических и антонимических отношений. 2-3 года: Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи пространственные предлоги. 3-4 года: Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; форму множественного числа существительных в родительном падеже. Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой. Учить детей получать из нераспространенных простых предложений распространенные, составлять предложения с однородными членами. 4-5 лет: Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом. Учить правильно употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемые существительные. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 5-6 лет: Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов. Упражнять в образовании однокоренных слов. Помогать детям правильно склонять слова. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Упражнять в использовании косвенной речи. 6-7 лет: Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей. Учить детей слышать как часто повторяющийся звук в небольшом стихотворении, потешке, так и интонационно выделяемый воспитателем звук в отдельном слове; Упражнять в интонационном подчеркивании нужного и простого по артикуляции звука (а,о,у,и,э,м,ф,в,б,п) при произнесении слов. Детей в средней группе знакомят с терминами «слово», «звук», и учат правильно понимать и использовать их, сравнивать слова по протяженности. Продолжается работа по совершенствованию умений звукового анализа слов: Самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки; Различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные; Определять место звука в слове (первый, последний, в середине); Самостоятельно находить слова с заданным звуком. Со второй половины года программа рекомендует учить детей пятого года жизни анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, а также составлению предложений по «живой модели». В старшем дошкольном возрасте у детей закрепляют и совершенствуют умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов. Дети осуществляют звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Учатся анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава. Знакомятся с ударением: выделяют ударный слог и ударный гласный звук в слове. Понимают и используют в речи термин «предложение», составляют предложение из 3-4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку. Знакомятся с буквами русского алфавита, овладевают слоговым и слитным способами чтения.


3.Изучить сущность и отличительные черты звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в разработке К.Д. Ушинского.

Создателем звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте является Константин Дмитриевич Ушинский.

Этот метод Ушинский назвал методом письма-чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения.

В своей методике Ушинский объединил анализ и синтез, ввел систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Достоинством его методики было то, что п ри обучении детей письму и чтению он опирался на живую речь, и то, что она носила развивающий характер: вся педагогическая система Ушинского была направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие его мышления и речи. Ушинский ввел в школьную практику десятки приемов звуковой работы, которые используются и в современной школе.

Метод называется звуковым, т.к. обучаясь грамоте, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся выделять их из речи и обозначать буквами.

Он называется аналитико-синтетическим, т.к. изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы.

Система звуковой аналитико-синтетической работы над словом включает в себя:

1) нахождение заданного звука в словах

2) подбор слов на заданный звук

3) деление слов на слоги и звуки

4) сложение слов из звуков

5) замена звуков

6) наращение звуков в начале и конце слова

7) перестановка звуков в словах

Обучать детей грамоте Ушинский рекомендовал с обучения различать на слух слова типа: мак, сыр, лук, сок – из таких слов выделялись гласные звуки, которые обозначались буквами. Затем дети переходили к анализу двусложных слов типа усы, осы – из таких слов выделялись согласные звуки.

Ушинский отказался от алфавитного порядка изучения звуков и букв: сначала изучались гласные буквы, включая йотированные, затем согласные – как твёрдые, так и мягкие.

 

4. Картотека дидактических игр. Подобрать по 2—3 дидактические игры по ознакомлению детей со звуком, словесным составом предложения, со словом, с его слоговым строением.

 

1)Игры по ознакомлению со звуком.
а) “Какое слово задумано?”
Цель:
обучение детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это...омашка». Дети улыбаются и поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я же так и говорю —...омашка». Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка. «Почему у меня получается не так?» — удивляется воспитатель. «Вы не говорите звук р, пропускаете его», — объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука (...люч,...нига,...тол,...веток,...каф), дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель — без первого звука. Педагог их поправляет.

б)”Молчанка”
Цель:
формирование знаний о разном количестве звуков в разных словах: в коротком слове - мало, в длинном - много.
Наглядный материал: Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате; индивидуальные звуковые линейки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по комнате и искать предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он должен остановиться перед ним и хлопнуть в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих линеечках проверяют, правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: