В 2020/2021 учебном году

Методические рекомендации

По преподаванию учебного предмета «Информатика»

Общеобразовательных организациях Мурманской области

В 2020/2021 учебном году 

Данные методические рекомендации разработаны для общеобразовательных организаций Мурманской области с целью разъяснения нормативных документов, а также для обеспечения единого образовательного пространства по учебному предмету «Информатика».

 

Нормативные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предмету

Преподавание учебного предмета «Информатика» в 2020/2021 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12. 2012 № 273-ФЗ.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации (http://docs.cntd.ru/document/901990051).

3. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (с изменениями на 1 мая 2019 года) (http://docs.cntd.ru/document/902254151).

4.  Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

5. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

7. Приказ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 №161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» (https://digital.gov.ru/ru/documents/4446/).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р О концепции информационной безопасности детей.

10. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020) // Реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosreestr.ru/reestr.

12. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з) // Реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosreestr.ru/reestr.

13. Письмо Министерства Просвещения России от 07.06.2019 n 04-474 "О методических рекомендациях" (вместе с "методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования") (https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-07.06.2019-N-04-474/).

14. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Мурманской области, реализующих программы профильного обучения (http://iro51.ru/fgos/fg os-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya/27-metodicheskie-materialy/1104-2015-07-17-10-52-39).

 



Рекомендации по проектированию и реализации рабочих программ учебных предметов в условиях реализации ФГОС основного общего, среднего общего образования

 

Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика». В соответствии с ФГОС общего образования «Информатика» не является обязательным для изучения на уровне начального общего образования и в 5-6 классах. Изучение информатики в 7-9 классах рекомендуется по 1 часу в неделю. Количество часов на изучение информатики на уровне среднего общего образования представлено в таблице 1.

 Таблица 1

Количество часов на изучение информатики в 10-11 классах

в 2020/2021 учебном году

  ФК ГОС 2004 (11 классы) ФГОС СОО (10-11 классы)
Наименование предмета Информатика и ИКТ Информатика

Уровни обучения

Базовый 1 час в неделю Базовый 1 час в неделю
Профильный, 4 часа в классах физико-математического и информационно- технологического профилей Углубленный, 4 часа в классе технологического профиля

 

Рабочая программа по информатике является структурным компонентом основной образовательной программы (далее – ООП) общеобразовательной организации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС общего образования и с учетом соответствующих ПООП, включенных в реестр ПООП Минобрнауки России.

Примерная программа по информатике не может использоваться в качестве рабочей, поскольку не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения, в ней не отражаются особенности образовательной программы школы, контингента учащихся, методической системы и индивидуального стиля учителя и т.п.

Вопрос о возможности использования в структуре ООП школы авторских программ к конкретным УМК решается на уровне общеобразовательной организации[1].

В соответствии с ФГОС в структуре рабочей программы по предмету обязательно должны быть представлены:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

По решению общеобразовательной организации рабочая программа может содержать пояснительную записку. В ней могут быть перечислены цели учебного предмета на данном уровне обучения, нормативные и инструктивно-методические документы, на основе которых разработана рабочая программа, указан УМК, по которому будет вестись преподавание предмета, отражены особенности данной рабочей программы и др.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета формулируются в терминах «учащиеся научатся», «учащиеся получат возможность научиться», как в примерной программе по предмету. Планируемые результаты могут быть сформулированы для целого уровня образования (основное или среднее общее), рациональнее распределить их по годам обучения.

Основными содержательными линиями курса информатики являются:

- линия информации и информационных процессов;

- линия представления информации;

- алгоритмическая линия;

- линия компьютера;

- линия формализации и моделирования;

- линия информационных технологий.

В образовательную деятельность по всем предметам «переходят» технологии обработки текстовой, графической, мультимедийной информации с использованием ИКТ. Поэтому изменились акценты в изучении линии информационных технологий — усложнение способов деятельности с использованием информационных технологий и цифровых устройств (подготовка текстов и демонстрационных материалов). Значимыми темами остаются электронные таблицы, базы данных, информационные и коммуникационные технологии. При проектировании содержания образования рекомендуется особое внимание уделить деятельности (взаимодействию) в информационном пространстве, вопросам личной безопасности и ответственности. Для помощи детям и их родителям с 2009 года работает бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи «Дети онлайн».

Раздел рабочей программы «Тематическое планирование» представляет собой таблицу с распределением количества часов, отводимых на изучение каждой темы. «Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков».[2] Вместе с тем, рекомендуется предусмотреть в рабочих программах часы на организацию повторения содержания информатики, освоенного учащимися в 2019/2020 учебном году в условиях дистанционного обучения. С целью отработки практических умений и видов деятельности необходимо включить в основное содержание программ следующие дидактические единицы:[3]

 8 класс понятия: «информация», «виды и свойства информации», «информационные процессы», «кодирование информации», «носители информации», «алфавит», «мощность алфавита», «двоичный алфавит». «основные компоненты компьютера», «файл», «каталог», «локальные и глобальные компьютерные сети», «растровая и векторная графика»; преобразование информации из одной формы представления в другую; извлечение информации, представленной явно или неявно в тексте; способы дискретного представления звуковой и графической информации; единицы измерения информации; алфавитный подход измерения информации; нахождение объема информационного сообщения; анализ информации, представленной в виде схем (КИМ ЕГЭ, № 9).; кодирование слов; оценивание объема информации; выполнение операций над файлами; поиск информации в файлах и каталогах компьютера (КИМ ОГЭ № 11); поиск файла по маске (КИМ ОГЭ № 12); создание текстовых документов на компьютере, операции с текстами (КИМ ОГЭ № 13.2); создание мультимедийной презентации (КИМ ОГЭ № 13.1); сформированность представлений информационной и личной безопасности при работе на компьютере.

9 класс понятия: «система счисления», «виды систем счисления», «развернутая и свернутая формы», «двоичная арифметика», «компьютерные системы счисления», «простые и сложные высказывания», «формальная логика», «логический элемент», «логические операции», «алгоритм», «свойства алгоритма», «исполнитель алгоритма», «формальный исполнитель», «вспомогательный алгоритм», «величины, типы величин», «переменная», «команда присваивания», «алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение», «язык программирования», «структура программы»; «процедура и функция»; запись числа в позиционной системе счисления (КИМ ЕГЭ, № 10); выполнение перевода из десятичной системы счисления в двоичную, шестнадцатеричную, восьмеричную и наоборот (КИМ ОГЭ № 10); решение неравенств и сравнение чисел в двоичной системе счисления; определение приоритета выполнения сложных высказываний их логического значения и истинности (КИМ ОГЭ № 3); установление соответствия между тождественно равными высказываниями; построение таблицы истинности для логических выражений; свойства логических операций (законы логики); решение логических задач с использованием таблицы истинности; использование разных способов записи алгоритма; анализ простого алгоритма с фиксированным набором команд (КИМ ОГЭ, № 5); запись арифметических выражений на алгоритмическом языке; определение значения переменных при выполнения алгоритма; составление программы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд (КИМ ОГЭ, № 15.1 Робот);  составление линейных разветвляющихся и циклических алгоритмов на языке программирования; использование циклов с параметром, с пост условием и пред условием; формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования (КИМ ЕГЭ, № 6), основные конструкции языка программирования (КИМ ЕГЭ № 8).

10 класс понятия: «модель», «моделирование», «классификация моделей», «математическое моделирование», «вычислительный эксперимент», «граф», «массив», «вспомогательный алгоритм», «алгоритм управления», «процедура и функция», «база данных» (БД), «система управления базами данных» (СУБД), «электронные таблицы» (ЭТ), «относительная и абсолютная ссылки», «встроенные функции», «диаграмма», «сайт», называть виды моделей по форме представления; анализ моделей (КИМ ЕГЭ, № 4); построение натурных (материальных) моделей; этапы построения информационной модели; примеры построения информационных моделей; использование информационных моделей в виде графов и таблицы в повседневной жизни, решение задач на анализ информации, представленной виде схем (КИМ ЕГЭ, № 11); решение задачи на построение выигрышной стратегии с использованием таблицы игры (КИМ ЕГЭ, № 26), этапы компьютерного моделирования, определение значения переменных после выполнения алгоритма; исполнение алгоритма для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд (КИМ ЕГЭ,

 № 14); общий вид описания массива в программе; заполнение и вывод элементов массива; решение типовых задач: суммирование элементов массива; поиск элемента с заданными свойствами (КИМ ЕГЭ, № 19);  сортировка массива; анализ работы алгоритмов для формальных исполнителей (КИМ ЕГЭ № 6); использование вспомогательных алгоритмов при решении задач;  запись вспомогательного алгоритма на языке программирования; основные объекты СУБД; составление запросов в БД; хранение поиска и сортировки в БД (КИМ ЕГЭ № 4); сортировка ЭТ; использование фильтров в ЭТ; визуализация данных в ЭТ, построение диаграмм (КИМ ОГЭ № 14, КИМ ЕГЭ № 7); схема передачи информации; определение размера передаваемого файла с указанной скоростью и временем передачи (КИМ ЕГЭ № 9); примеры IP-адреса компьютера; восстановление записанного IP-адреса компьютера; доменная система имен; сетевые протоколы; принципы адресации в сети Интернет (КИМ ОГЭ, № 7);  информационные ресурсы; авторизация в сети Интернет; понимать принципы поиск информации в сети (КИМ ОГЭ № 8); поисковые запросы в сети (КИМ ОГЭ, № 18, КИМ ЕГЭ, № 17); структура web-сайта, организация личного информационного пространства, безопасность.

Большинство школ Мурманской области в 10 классе изучают тему «Алгоритмизация и программирование», рекомендуем в 11 классе включить в повторение решение задач по этой теме.

Для организации образовательной деятельности по информатике целесообразно использовать методики проведения уроков рефлексии отработки практических умений и навыков, технологии дифференцированного обучения, технологии дистанционного обучения, проектную деятельность, во внеурочную деятельность можно включить игровые формы организации деятельности: «Интеллект марафон», «Поле чудес», «Квесты», «Брей-ринг» по информатике.

Объем практической части курса информатики определяется учителем с учетом примерной программы и на основе авторской программы к УМК. Объем (количество часов) практической части фиксируется в рабочей программе в разделе «Тематическое планирование» и/или разделе «Содержание предмета». Количество их в рабочей программе учителя должно быть не меньше, чем в примерной программе. Названия практических работ и лабораторных работ в рабочей программе учителя могут отличаться от формулировок, приведенных в примерной программе и соответствовать формулировкам из авторской программы к данному УМК.

Практические работы в зависимости от их трудоемкости могут по продолжительности занимать весь урок (с учетом требований СанПиН) или являться только фрагментом урока. В первом случае они подлежат обязательному оцениванию, во втором – могут оцениваться выборочно, либо не оцениваться, о чем учитель дает разъяснения в пояснительной записке к своей рабочей программе.

Рабочую программу по информатике рекомендуется разрабатывать для уровня образования – основное общее образование (7-9 классы), среднее общее образование (10-11 классы).

Перечень образовательных технологий, рекомендованных к использованию при организации обучения с применением ИКТ включает: развивающее обучение; коллективная система обучения (КСО); технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); исследовательские и проектные технологии; технологию модульного и блочно-модульного обучения; технологию развития критического мышления; технологию использования в обучении игровых методов; кейс-технологию и др.

В условиях реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" особое место занимает образовательная методика STEM (или STEAM) - современный образовательный феномен, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни Его цель — развить у учеников высокоорганизованное мышление и обучить эффективному применению полученных знаний в таких дисциплинах, как естественные науки, технология, инженерия, математика и искусства, посредством проектного обучения. STEAM образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения.

Цифровизация образования открывает новые возможности для организации образовательной деятельности. Работа в цифровых средах предполагает владение новыми компетенциями, такими как: способность использовать цифровые инструменты для идентификации, доступа, управления, анализа, оценки и синтеза цифровых ресурсов, продуктивно, критично и безопасно выбирать, и применять инфокоммуникативные технологии в разных сферах жизнедеятельность, в том числе, работа с контентом, коммуникация, потребление, техно сфера.  Рекомендуется включать в образовательную деятельность задания и практические работы нацеленные на формирование у учащихся цифровых компетенций принципиально нового типа, компетенций, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, быть в будущем востребованным на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях, условиях цифровой экономики: цифровое общение; искусственный интеллект; нейронные сети; обмен и создание материалов в облачных системах; создание учебных материалов на компьютере и размещение их в сети; создание учебных материалов с использованием социальных сервисов Интернет (Примеры использования сервисов по конструированию ментальной карты, облака ассоциаций представлен в приложении 1);  оценка достоверности информации и выявление ложных или предвзятых сведений и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: