Информационная медицинская система — это совокупность информационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских процессов и(или) организаций. Основными задачами, решаемыми с помощью ИМС, являются:
• информационная поддержка оказания медицинской помощи населению;
• информационная поддержка управления отраслью здравоохранения.
Зарубежные классификации. В зарубежных источниках почти все авторы в последнее время поддерживают деление систем на Computerized Physician Order Entry и Patient Care Information Systems. Такое деление условно соответствует следующим понятиям: автоматизированные рабочие места специалистов или системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems) и информационные медицинские системы. Среди систем Computerized Physician Order Entry различают:
• системы, используемые врачами;
• системы, используемые медицинскими сестрами;
• системы, используемые фармакологами.
В результате исследования пяти ведущих (в плане информатизации) больниц США были выявлены основные типы систем, используемых в стационарах:
|
|
• Computerized Results — системы, предоставляющие компьютерные отчеты о доступных для использования диагностических процессах;
• Computerized Notes — системы, позволяющие вводить различные сведения о лечебно-диагностическом процессе, включающие элементы электронной истории болезни;
• Computerized Ordering — системы управления лечебно-диагностическим процессом;
• Computerized Event Monitoring and Notification — системы компьютерного мониторирования и оповещения. Эти системы обеспечивают поиск важных для лечебно-диагностического процесса симптомов и оповещают о найденных отклонениях;
• Clinical Administration Systems — экономические, административные и справочные системы;
• Decision Support — системы поддержки решений, при пользовании которыми может осуществляться взаимодействие с системами типа Computerized Results.
Все большее развитие получают электронные истории болезни (Electronic patient record).
В зависимости от вида системы приводятся требования к информационному, программному, техническому, лингвистическому, метрологическому, методическому, организационному и другим видам обеспечения проектируемой и внедряемой автоматизированной системы.
Состав и содержание работ по созданию системы. Подраздел должен включать перечень этапов работы по разработке автоматизированной системы и список документов, предъявляемых по их завершению.
Порядок контроля и приемки системы. Описываются виды, объем и методы испытаний автоматизированной системы и ее составных частей (при наличии подсистем). В этом подразделе приводятся перечень организаций, участвующих в испытаниях, сроки и место их проведения, статус приемочной комиссии (ведомственная, межведомственная, государственная).
|
|
Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие. Подраздел должен содержать перечень основных мероприятий, которые необходимо выполнить до ввода системы в действие: приведение информации, поступающей в систему, к виду, пригодному для обработки с помощью компьютера; изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации; создание необходимых для функционирования автоматизированной системы служб и подразделений; сроки обучения персонала.
Требования к документированию. Подраздел включает согласованный заказчиком и разработчиком перечень подлежащих разработке видов документов, соответствующих требованиям государственных стандартов, перечень документов, выпускаемых на машинных носителях.
Источники разработки. Подраздел включает документы и информационные материалы (например, технико-экономическое обоснование, материалы об отечественных и зарубежных аналогах и др.), которые использовались при создании системы.
Таким образом, процесс разработки и сдачи в эксплуатацию ИМС является строго регламентированным. Это дает возможность заказчику четко формулировать свои требования и получать продукт, соответствующий им.