Как регламентируется работа медицинских учреждений в условиях функционирования ИМС?Организационное и правовое обеспечение ИМС

 

Организационное обеспечение представляет собой совокупность организационно-технологических решений, определяющих поря­док взаимодействия работников в условиях функционирования системы.

В процессе создания системы разработчик должен предусмот­реть обучение персонала работе с компьютерной системой, раз­работать технологические инструкции для всех категорий персо­нала, эксплуатирующих ИМС, которые должны содержать мето­дические указания по действию как в режиме нормальной работы системы, так и при аварийных ситуациях.

Правовое обеспечение должно включать приказы и распоря­жения, регламентирующие работу медицинских учреждений в ус­ловиях функционирования ИМС. Приказы и распоряжения долж­ны определять:

• сроки, формы и порядок представления регулярной входной и выходной информации и лиц, ответственных за ее представле­ние и достоверность;

• перечень лиц и подразделений, имеющих право на запросы с указанием типов и форм запросов (права доступа сотрудников);

• лицо, ответственное за сохранность архивных данных и выда­чу информации из архива;

• перечень лиц, отвечающих за меры безопасности, использу­ющиеся для обеспечения сохранности, неизменности (целостно­сти) и достоверности информации БД.

Организационное обеспечение функционирования ИМС прин­ципиально важно для эффективной работы как собственно ин­формационной системы, так и использующего его лечебного уч­реждения или органа управления здравоохранением. Особое зна­чение это приобретает в связи с планирующимся созданием еди­ного информационного медицинского пространства и переходом к широкому обмену электронными документами в системе охра­ны здоровья населения.

 

Дайте определение базы данных (БД). По каким признакам классифицируют базы данных (перечислите признаки, по которым классифицируют БД (1) по характеру хранимой информации, (2) по способу хранения информации, (3) по структуре хранимых данных.

База данных — это организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ, постоянного обновления и использования. Также БД мож­но определить как объективную форму представления и организа­ции совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью стандартных или специальных программ.

Обычно БД можно рассматривать как информационную мо­дель реальной системы.

Классификация БД. Базы данных классифицируют на основе разных признаков. Одним из системообразующих признаков мо­жет быть характер хранимой информации. По нему БД подразделяют на фактографические и документальные. Фактогра­фические содержат в себе данные в строго фиксированных форма­тах и краткой форме, являясь электронным аналогом каталогов. Документальные БД похожи на архив документов.

Другим системообразующим признаком является способ хранения информации. По нему БД подразделяются на цен­трализованные и распределенные. В централизованной БД вся ин­формация хранится на одном компьютере. Это может быть от­дельный компьютер, но чаще — сервер, к которому подключены клиенты-пользователи. Распределенные БД функционируют в ло­кальных и глобальных сетях. В этих случаях фрагменты БД могут храниться на разных компьютерах или серверах.

Локальная сеть объединяет компьютеры одного подразделения или учреждения, расположенного в одном здании.

Региональные и глобальные сети — это интегрированные локальные сети определенной территории, обеспечивающие функционирование ИС определенной направленности (территориальное здравоохранение, он­кологическая служба и т.д.).

Еще одним системообразующим признаком классификации БД является структура хранимых данных. По нему БД под­разделяют на иерархические, сетевые и реляционные (табличные).

Иерархические БД в графическом изображении часто сравнива­ют с деревом, перевернутым кроной вниз. На верхнем уровне на­ходится один объект, на втором — несколько (объекты второго уровня), на третьем — еще больше (объекты третьего уровня) и т.д. Между объектами есть связи. Объект, находящийся выше по иерархии («предок»), может быть связан с несколькими объекта­ми более низкого уровня («потомками»), а может и не иметь их. Объект ниже по иерархии может иметь только одного «предка». Объекты, имеющие общего «предка», называются «близнецами».

Самым распространенным и всем известным примером иерархиче­ской БД является Каталог папок Windows. Верхний уровень (Рабочий стол) — «предок», второй уровень (Мои документы, Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина и т.д.) — «потомки».

Подробно опишите структуру иерархических и сетевых БД. Дайте примеры. Подробно опишите структуру реляционных БД. Дайте примеры. Дайте определение системе управления базами данных (СУБД).

 

Сетевые БД являются обобщением иерархических за счет до­пущения объектов, имеющих более одного «предка». В сетевых моделях на связи между объектами никаких ограничений не на­кладывается.

Наглядным примером сетевой БД является компьютерная сеть Ин­тернет, в которой с помощью гиперссылок многие миллионы докумен­тов связаны между собой в распределенную БД. Не зря Интернет очень точно часто называют Всемирной паутиной.

Иерархические БД в графическом изображении часто сравнива­ют с деревом, перевернутым кроной вниз. На верхнем уровне на­ходится один объект, на втором — несколько (объекты второго уровня), на третьем — еще больше (объекты третьего уровня) и т.д. Между объектами есть связи. Объект, находящийся выше по иерархии («предок»), может быть связан с несколькими объекта­ми более низкого уровня («потомками»), а может и не иметь их. Объект ниже по иерархии может иметь только одного «предка». Объекты, имеющие общего «предка», называются «близнецами».

Самым распространенным и всем известным примером иерархиче­ской БД является Каталог папок Windows. Верхний уровень (Рабочий стол) — «предок», второй уровень (Мои документы, Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина и т.д.) — «потомки».

Реляционные БД (от англ. relation — отношение) в настоящее время наиболее распространены. В них используется табличная модель данных. Такая БД может состоять из одной таблицы, а мо­жет — из множества взаимосвязанных таблиц.

Структурными составляющими таблицы являются записи и поля. Запись БД — это строка таблицы, содержащая информацию об отдельном объекте системы, например об одном пациенте. По­ле БД — это столбец таблицы, содержащий характеристику (свой­ство, атрибут) объекта, например пол пациента, его возраст и т.д. Каждая таблица должна содержать хотя бы одно поле или несколько полей, содержимое которого уникально для каждой записи в данной таблице (ключ). Иначе говоря, ключ однозначно идентифицирует запись в таблице. В большинстве реально функ­ционирующих медицинских реляционных БД используется состав­ной ключ, например фамилия пациента, год рождения, номер истории болезни. Каждое поле таблицы имеет определенный тип, который определяется типом данных, которые в нем содержатся. Поле каждого типа имеет набор свойств. Наиболее важными из них являются размер поля — длина, формат поля — формат дан­ных, которые в нем содержатся, обязательное поле — указание на то, что данное поле должно заполняться обязательно.

Системы управления базами данных. Система управления база­ми данных (СУБД) — это программное обеспечение, предназна­ченное для работы с БД: их определения, создания, поддержки, осуществления контролируемого доступа.

С помощью СУБД пользователь может:

2. разрабатывать структуру БД;

3. заполнять БД;

4. редактировать структуру и содержание БД;

5. искать информацию по БД;

6. осуществлять защиту и проверку целостности БД в ограни­ченном размере.

Например, в России распространены Oracle и Microsoft SQL.

 

Понятие об электронной истории болезни (ЭИБ) (или о электронной карте пациента (ЭКП)),как о медицинской информационной системе. Укажите концептуальную основу ЭИБ. Каковы основные функции и общие принципы построения ЭИБ? Какие задачи решает ЭИБ?

Электронная история болезни (ЭИБ) — это информационная система, обеспечивающая автоматизацию ведения и формирова­ния медицинской документации, оперативный обмен между уча­стниками ЛДП и поддержку их деятельности.

Концептуальная основа компьютеризированной или электрон­ной истории болезни заключается в следующих принципах:

1) единство информации о пациенте, предполагающее одно­кратный ввод данных в систему;

2) доступность информации о больных для просмотра всеми участниками ЛДП в любой момент времени в любом месте (с уче­том ограничений по принципам конфиденциальности на основе санкционированных прав доступа) при одновременной защищен­ности от внесения изменений (см. гл. 5);

3) единые классификаторы (периодически обновляемые);

4) автоматическое вычисление производных показателей (дли­тельность госпитализации, количество дней до и после операции, опасность инфекционных осложнений, наличие шока, необходи­мый объем инфузионной терапии и др.) после введения первич­ной информации;

5) технологически функциональное включение СППР;

6) диспетчеризация (управление) в вопросах обследования пациентов.

Концепция ЭИБ определяет соответствующую технологию их построения, включающую следующие моменты:

• модульный принцип, обеспечивающий возможность наращива­ния и модификации системы без ее перестройки в целом, что из­бавляет пользователей от необходимости ее повторного освоения;

• создание компьютерной сети сложной топологии, т.е. вклю­чающей иерархию локальных сетей подразделений в многопро­фильных больницах

• включение ранее созданного прикладного математического обеспечения медицинского назначения для решения различных задач (например, расчет специальных диет);

• подключение АРМ и аппаратно-программных комплексов;

• открытые для пополнения врачами-пользователями класси­фикаторы клинических записей (при условии модификации и пополнения общих классификаторов нормативно-справочной ин-формации только администратором БД по указанию главного врача или его заместителя по лечебной работе);

• автоматическое формирование медицинских документов и заявок на исследования на основе ранее введенных данных;

• автоматическое направление результатов исследований и ос­мотров больных консультантами в соответствующие лечебные подразделения;

• автоматическое формирование листа назначений (для меди­цинской сестры) на основе врачебных записей;

• ведение листа назначений (отметок о выполнении) меди­цинской сестрой.

Ядром базы данных ЭИБ является «запись пациента», пред­ставляющая собой электронный аналог истории болезни.

Функции и общие принципы построения ЭИБ многопрофиль­ного стационара едины для всех учреждений, в то время как ее структура и методы реализации определяются особенностями кон­кретной больницы и техническими возможностями (особенно­стями) построения (рис. 5).

Главной задачей ЭИБ является документирование ЛДП в соче­тании с управлением этим процессом. В отличие от традиционной бумажной истории болезни ЭИБ предоставляет лечащим врачам и заведующим отделениями возможность просмотра записей и списков невыполненных предписаний (с перечнями причин). Она содержит полный список диагнозов, жалоб пациента и их воз­можных причин, что важно при назначении процедур и лечения.

 

 

Дайте определение понятию «регистр». Чем отличаются популяционные регистры от всех остальных?Приведите примеры регистров, используемых в медицинской практике. Кто имеет полный доступ к личным данным пациента? Что означает санкционированный доступ? Приведите пример системы паролей для обеспечения конфиденциальности данных. Что означает электронно-цифровая подпись?

Регистры (специализированные ИТС) служб и направлений медицины — это системы поддержки электронного документо­оборота персональных данных в проблемно-ориентированных об­ластях медицинской деятельности, включающие аналитические и управленческие функции. Регистр обеспечивает ведение БД, обработку и анализ ин­формации о больных по профилю выбранной патологии или ха­рактеру нарушений. В настоящее время функционируют многочисленные федераль­ные и территориальные регистры по наследственным болезням, врожденным порокам развития, онкологии, психиатрии, сахар­ному диабету, туберкулезу и др. Существуют также регистры патологии новорожденных, экологически зависимых заболеваний, инвалидов и др.

Популяционный канцер-регистр аккумулирует и классифици­рует информацию обо всех случаях раковых заболеваний в масси­ве определенной популяции с учетом персональных параметров, касающихся пациентов, а также клинических и морфологических характеристик новообразований в порядке, позволяющем фор­мировать статистику распространенности онкологических заболе­ваний.

Регистр позволяет получать информацию о заболеваемости и характеристиках отдельных видов злокачественных новообразова­ний в различных группах изучаемой популяции, временных изме­нениях трендов заболеваемости, выживаемости, смертности. Срав­нение уровней заболеваемости может быть совмещено с анализом по потенциальным факторам риска. Эти данные не только явля­ются основным источником информации для исследований эпи­демиологического характера, но используются при планировании и оценке эффективности мероприятий по профилактике рака, для оценки состояния системы медицинской помощи и социальной защиты при злокачественных новообразованиях. Такие регистры разработаны в Санкт-Петербургском НИИ онкологии им. Н. Н. Пет­рова и в Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П.А.Герцена.

 

К информации БД медицинских ИТС в силу своей деятель­ности имеют доступ многочисленные пользователи — от врачей (и даже медицинских сестер) до руководителей здравоохранения различного уровня. И это создает проблемы в отношении конфи­денциальности персональных данных пациентов. Решение состоит в предоставлении каждому из обращающихся к ИТС соответству­ющих прав (уровней доступа) ко всей БД или отдельным ее раз­делам, т.е. прав на ознакомление с различными данными пациен­тов и осуществление различных действий. Этот подход носит на­звание санкционированного многоуровневого доступа.

Технически вопрос конфиденциальности и защиты данных обеспечивается использованием иерархической системы паролей, присваиваемых пользователям и определяющих их право на про­смотр и(или) внесение новых записей. Пользователи оперируют данными, хранящимися в БД, в рамках выделенных им привиле­гий, которые определяют права их доступа к определенной ин­формации.

Систему паролей можно представить следующим образом:

1) пароль на вход в ИМС;

2) пароли на определенные роли (права) пользователей (на­пример, ввод, корректировку, просмотр персональных данных), в отношении которых проводится проверка ФИО с последующим подтверждением должности или временных функций (например, дежурный врач);

3) пароли на модули системы (например, на просмотр и(или) корректировку родословной).

Использование электронной цифровой подписи позволяет ус­тановить автора электронного документа и гарантировать неиз­менность его содержания. Это специфический «цифровой код», интегрированный с содержанием электронного документа и поз­воляющий идентифицировать его отправителя (автора), а также установить отсутствие искажений информации в электронном документе, поскольку в случае внесения в него изменений элект­ронная цифровая подпись теряет силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: