Деятельности коммерческих банков

Инновативность является одним из принципов деятельности коммерческих банков, выступает как двигатель развития банка.

Часто необходимость в инновациях обнаруживается в результате и в процессе банковского маркетинга, который «можно рассматривать в нескольких аспектах: как вид человеческой деятельности, систему и концепцию управления, философию мышления, науку» /16, с.121/. Отмечается, что к инновациям банки может побуждать постоянная забота о клиентах, конкуренция между банками, а сами банковские инновации могут быть специализированными и комбинированными /16, 597/.

Известно, что в мировой практике выделяют такие виды банковских инноваций: банковские продукты на новых сегментах рынка; инновации в новых областях денежно-финансового рынка; управление денежной наличностью и использование новых информационных технологий; новые услуги финансового посредничества; новые продукты /16, с. 600/.

Иногда инновационную деятельность банка рассматривают как некий самостоятельный вид деятельности. Однако рост скорости изменений в окружающей экономической среде и необходимость адекватной реакции на эти изменения для поддержания конкурентоспособности коммерческого банка могут привести к тому, что вся деятельность банка должна рассматриваться через призму постоянной инновационной активности. При таком подходе вся деятельность банка может быть представлена как совокупность инновационных проектов (инновационная корзина), находящихся в разной стадии реализации (жизненного цикла) /31, с. 188/.

Существуют основания определить технологии инноваций, разработки и производства товаров, банковских продуктов:

1) в философском плане  – как способ отображения уровня познаний, науки в уровень развития производительных сил общества, определяющим образом влияющий на общественные и, в частности, экономические отношения;

2) в рамках экономической теории – как систему форм, методов, средств отображения объемов конкретного труда, работ в абстрактный труд, выраженный в денежном исчислении в себестоимости товара;

3) с точки зрения теории управления – как сложный специфический объект управления /31,с.178/.

Инновации – средство решения проблем банка. Проблемой  назовем критическое рассогласование между желаемым состояние банка и реальным. Как правило, проблема имеет сложный системный характер, то есть включает несколько взаимосвязанных аспектов (технологический, кадровый, финансовый и др.). Поэтому важно правильно выделить и сформулировать проблему банка. В финансовой и банковской сферах наиболее известны такие проблемы:

üдефицит финансовых ресурсов;

üотносительный избыток финансовых ресурсов (такая ситуация наблюдается при успешной работе банка и невозможности расширения дела в рамках отрасли);

üпоявление новых угроз и рисков;

üвыявление неиспользованных возможностей.

Многообразие определений связано с большим числом возможных вариантов постановки целей, задач, технологий и средств реализации нововведений. Обобщение этих определений позволяет заключить, что специфическое содержание инновации составляют изменения, направленные на повышение эффективности деятельности, более полное удовлетворение потребностей клиентов, и поэтому системно объединяется с маркетингом и инвестиционной деятельностью в коммерческом банке. 

Применительно к банковской деятельности по аналогии с мнением И. Шумпетера можно выделить следующие типичные изменения в деятельности коммерческого банка:

1) использование новой техники, технологий или нового обеспечения рыночных процессов купли-продажи банковских продуктов и финансовых инструментов;

2) создание (синтез) новых банковских продуктов и финансовых инструментов;

3) внедрение новых банковских продуктов и финансовых инструментов с новыми свойствами;

4) изменения в организации деятельности коммерческого банка и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта и разработка новых рыночных стратегий.

Нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики основывается на международных стандартах: руководство Фраскати (г.Фраскати, Италия, 1963г.; «Руководство Осло» г. Осло, 1992 г..

Инновации в сфере банковской деятельности, прежде всего банковского контроля разрабатываются Базельским комитетом по банковскому надзору.

Международные стандарты определяют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Простой инновационный процесс переходит в процесс производства банковских продуктов и услуг за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения.

Первая фаза включает следующие этапы: маркетинговые или технологические исследования, синтез финансовых инструментов и/или банковских продуктов и услуг, организация обслуживания клиентов банка. Считается, что в данной фазе не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе (диффузии и потребление нововведения) общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.  

Распространение инноваций - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способности к практическому использованию этой информации и т.п.

Диффузия инноваций - это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени, это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Деятельность в рамках инновационного процесса может быть разделена на участки и материализуется в виде функциональных  организационных единиц банка, обособившихся в результате внутреннего для банка разделения труда. Возможны как системные, так и частные исследования инновационных проектов банка и систем управления ими. После принятия решений о необходимости определенных инноваций в деятельности коммерческого банка должна разрабатываться система управления конкретным инновационным проектом этого банка. Эта работа должна быть организована и возглавлена одним из руководителей.

 Разработка системы стратегического управления инновационной деятельностью должна начинаться на основе программного заявления инновационного проекта.

Представляется, что основными исходными точками разработки программного заявления инновационного проекта являются миссия и решаемая проблема банка. При этом по результатам программного заявления инновационного проекта может уточняться миссия банка. 

Будем исходить из того, что структура программного заявления инновационного проекта может включать такие элементы:

1) при наличии аналога инновации в прошлом: обеспечить более полное (указать конкретные факторы) удовлетворение потребностей покупателей относящихся к конкретному сегменту рынка и обладающих следующим набором характеристик и предпочтений (перечислить конкретно);

2) при отсутствии аналога: проявить (сделать явной) для покупателей конкретного сегмента рынка (с конкретизацией характеристик: возраст, доход, стиль жизни и др.) их потребность в (указать конкретно в чем); удовлетворить эту потребность посредством разработки и внедрения банковского продукта или услуги не имеющего аналога и удовлетворяющего следующему набору требований (указать конкретно каким требованиям должен отвечать товар).

Важно, что при инновационной деятельности технологии банковской деятельности являются как объектом, так и инструментом инноваций.

При системном исследовании на основе программного заявления банка об инновационном проекте система стратегического управления должна обеспечивать формирование и мониторинг уровня взаимного соответствия в системе управления инновационным проектом:

- целеполагания и формулировки критериев программному заявлению и изменяющейся внешней обстановке;

- маркетинга, т.е. выбора инструментов и оценки правильности определения способов и инструментов достижения поставленной цели;

- менеджмента - поддержания баланса в треугольнике люди-цели-ресурсы» посредством планирования, организации, мотивации, контроля.

Следует заметить, что усложнение финансовых рынков и процессов приводит к увеличению числа видов финансовых инструментов. Все большее распространение получают новые гибридные по своему составу банковско-финансовые операции: лизинг, факторинг и др. Например, государственные и местные органы власти практикуют облигационные займы с плавающей процентной ставкой и без конкретного указания целей займа (так называемый ролловерный кредит), что порождает гибридные отношения «заем - траст». Дальнейшее развитие за рубежом получают финансовые деривативы /3, с.31/, др.

Многообразие целей и ситуаций реального финансового менеджмента делает актуальными задачи:

1) выбора финансового инструмента, наиболее соответствующего реальной рыночной и социально-экономической ситуации;

2) синтеза новых финансовых инструментов для проведения финансовых операций в конкретной ситуации;

3) разработки некоторой номенклатуры финансовых инструментов для покрытия всех существующих сегментов финансового рынка /3, с. 152-154/.

Для выбора финансового инструмента, наиболее соответствующего реальной ситуации, применимы как чисто эвристические методы, так и формальные методы. Могут быть использованы логические методы анализа свойств финансового инструмента. В частности, могут подвергаться сравнению логические (булевы) матрицы свойств реальной ситуации и конкретного финансового инструмента.

В случае совпадения матриц свойств реальной ситуации и конкретного финансового инструмента этот финансовый инструмент может быть применен. В противном случае его нужно отвергнуть или доработать, чтобы добиться, таким образом, совпадения названных логических матриц свойств. В этом случае речь идет о проектировании финансовых инструментов с заданными свойствами для применения в конкретной операции.

При синтезе новых финансовых инструментов в системном единстве решаются задачи:

1) создания (проектирования) синтетических финансовых инструментов, то есть набора инструментов, обладающих той же стоимостью, что и поддающийся идентификации инструмент;

2) выбора метода использования этого инструмента, определения ситуаций более и менее предпочтительных (исследования операций с этим финансовым инструментом);

3) изучения изменений характеристик риска, связанных с исследуемыми операциями.

Не всякий финансовый риск - явление отрицательное. Тем не менее, управление сложными рисками, при операциях со значительными суммами денежных средств заставляет прибегать к финансовому инжинирингу.

Инструментами управления рисками являются производные ценные бумаги и деривативы. Наиболее часто и ярко инновационная деятельность проявляется в синтезе деривативов. При синтезе новых деривативов в качестве «строительного материала - кирпичиков» используют опционы, фьючерсы, свопы. Предложено выделять финансовые деривативы первого уровня (фьючерсы, опционы, свопы) и последующих уровней. При такой классификации деривативом второго уровня может быть назван, например, опцион на фьючерсы или свопы.

Для проверки правильности маркетинговой стратегии могут потребоваться мысленные и рыночные финансовые эксперименты.

Маркетинговый   банковский эксперимент - это реализация разработанной маркетинговой стратегии в мыслях (если эксперимент мысленный) или на отдельном ограниченном (чаще всего географически) сегменте рынка. Эксперименты проводят для того, чтобы:

1) оценить возможность реализации маркетинговой стратегии банка применительно к конкретному сектору или сегменту;

2) снизить затраты на реализацию маркетинговой стратегии банка;

3) оценить возможные  последствия реализации маркетинговой стратегии для внешней и внутренней cреды банка, эмитентов, инвесторов, других деятелей рынка;

4) оценить и принять меры для снижения рисков при реализации маркетинговой стратегии банка.

Такой эксперимент необходимо тщательно проектировать. В противном случае затраты на эксперимент могут оказаться неэффективными, а выводы по результатам эксперимента - неверными. Общая теория проектирования экспериментов представлена в работе /19/. Важно применительно к конкретным финансовому инструменту, условиям его использования, ожидаемым результатам выбрать наиболее подходящий метод проектирования маркетинговых финансовых экспериментов.

Синтез финансового инструмента должен осуществляться в системном единстве с синтезом маркетинговой стратегии. 

Предварительный анализ показывает, что алгоритм (последовательность логически связанных действий) разработки стратегии финансового маркетинга банка может включать решение следующих задач:

1) обнаружение проблем банка, которые могут быть решены финансовыми инновационными методами или имеют финансовые инновационные составляющие;

2) анализ и формализация факторов, определяющих ситуацию на финансовом рынке и в банковском секторе;

3) сегментация финансового рынка и/или рынка банковских продуктов и/ или услуг;

4) определение емкости выделенных сегментов рынка;

5) синтез критерия выбора финансовых инструментов и/или банковских продуктов, наиболее подходящих (оптимальных) для решения конкретной проблемы в сложившихся условиях;

6) формирование множества пригодных к использованию или синтез новых финансовых инструментов и банковских продуктов, способных решать конкретную проблему банка;

7) позиционирование выбранных или синтезированных финансовых инструментов или банковских продуктов;

8) выбор финансовых инструментов или банковских продуктов, наиболее подходящих (оптимальных) для решения конкретной проблемы банка в сложившихся условиях;

9) разработка сценария вывода выбранного финансового инструмента или банковского продукта на рынок;

10) разработка сценария информационной и рекламной компании по выведению и сопровождению (поддержке) финансового инструмента или банковского продукта на соответствующем рынке;

11)  разработка системы маркетингового мониторинга и контроля положения финансового инструмента или банковского продукта на соответствующем рынке;

12) верификация и (или) апробация правильности стратегии финансового или банковского маркетинга.

Анализ и формализация факторов, определяющих ситуацию на финансовом рынке и рынке банковских продуктов, должны позволить определить набор качеств, которым должен обладать финансовый инструмент или банковский продукт, чтобы быть эффективным в конкретной рыночной ситуации.

Вначале представляется рациональным исследовать и определить факторы, характеризующие среду прямого и косвенного воздействия. Например, можно выделить факторы, характеризующие наличие или отсутствие свободных денежных средств у населения, степень развития нормативно-правовой базы, наличие или отсутствие доверия (степень доверия) у потенциальных клиентов по отношению к деятелям конкретного сектора финансового рынка или банкам. Использование этих данных позволяет выделить основное свойство  (первый уровень) финансового инструмента или банковского продукта. После этого нужно определить те свойства (например, номинал, период обращения), которыми должен обладать финансовый инструмент. Такое знание свойств и ограничений на использование финансовых инструментов может быть основой процесса формирования маркетинговой стратегии банка.  

Поэтому предлагается начать синтез маркетинговой стратегии с декомпозиции финансовой цели, например, с использованием известного «дерева (граф-дерева) целей».

Затем на основе анализа факторов, характеризующих состояние, являющееся финансовой целью, нужно составить перечень свойств, которыми должен обладать финансовый инструмент или банковский продукт.

После этого на основе анализа факторов, характеризующих состояние, являющееся финансовой целью, следует составить перечень свойств, определяющих ограничения на использование финансового инструмента или банковского продукта. Такие ограничения на использование синтезируются на основе изучения перечня тех свойств, которые не должен нарушать финансовый инструмент или банковский продукт.

Сегментация  финансового рынка необходима для того, чтобы определить кого (какую категорию или какие категории покупателей) может заинтересовать данный финансовый инструмент или банковский продукт. Сегментация предполагает деление (декомпозицию) рынка на части, характеризующиеся как спецификой спроса, так и спецификой предложения. Специфика спроса проявляется в том, что вероятные покупатели  рыночного финансового инструмента или банковского продукта могут предъявлять к нему различные требования. Специфика предложения основывается на позиционировании финансового инструмента и должна быть отражена в финансовой маркетинговой стратегии. Возможны подходы к сегментации рынка: 1) по финансовому инструменту или банковскому продукту; 2) по наборам факторов, характеризующих клиентов.

Сегментируя рынок, необходимо обеспечить достаточно четкую различимость сегментов, а набор факторов, по которым проводится сегментация, должен быть достаточно разнообразным, чтобы произвести четкое деление на сегменты.

Сегментация финансового рынка по используемому финансовому инструменту или банковскому продукту предполагает выделение следующих сегментов: коммерческий или потребительский кредит, фондовый рынок (акции, облигации, векселя), лизинг, факторинг, пластиковые карты, дорожные чеки, операции с драгоценными металлами и т.д.

Сегментация финансового рынка по характеристикам клиентов может осуществляться по ряду факторов, таким, например, как организационно-правовой статус: физическое лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. Физические лица могутсегментироваться по географическому, демографическому, психографическому (поведенческому), геодемографическому принципу /32, с. 219-222/.

Географический принцип сегментации использует тот факт, что люди, проживающие в одном регионе, склонны вести себя подобным образом в отношении банковских продуктов и финансовых инструментов.

Демографический   принцип сегментации использует то, что различия в возрасте существенно влияют на различия спроса на финансовые инструменты и банковские продукты.

Психографическая   сегментация  основана на различиях образа и стиля жизни покупателей.

Геодемографическая сегментация соединяет географическую и демографическую сегментацию и основана на том, что группы населения, обладающие сходными вкусами и привычками, придерживающиеся одного стиля жизни, обычно проживают в одном регионе.

Индивидуальные предприниматели могут сегментироватьсяпо тем же принципам, что и физические лица, а также дополнительно - по сфере производственной и коммерческой деятельности, сезонности бизнеса (постоянный, сезонный). Необходимый объем стартового капитала, длительность производственного цикла, сезонность бизнеса могут определять специфику спроса на финансовые инструменты).

Юридические лица могут быть сегментированы по масштабу бизнеса (на малые, средние, крупные), по сфере банковской, производственной и коммерческой деятельности, по сезонности бизнеса и др. 

Определение емкости выделенных сегментов рынка является важным элементом алгоритма финансового маркетинга. При этом определяют возможное количество покупателей финансового инструмента или пользователей банковского продукта на тех сегментах рынка, для которых конкретный инструмент или банковский продукт может быть интересен и полезен. Фактически по результатам этого этапа определяется целесообразность разработки и размещения конкретного финансового инструмента или банковского продукта, допустимые издержки на размещение.   

Cинтез критерия  выбора финансовых инструмента или банковского продукта, наиболее подходящих (оптимальных) для решения конкретной проблемы в сложившихся условиях, осуществляется исходя из ранее определенных целей размещения. При этом важно помнить, что наиболее часто имеют место два подхода к определению критерия. В соответствии с первым подходом критерием будем называть оценку степени достижения финансовым инструментом или банком поставленных целей. Это определение более пригодно для решения задач финансового или банковского маркетинга. При втором подходе рассматривают критерий, как правило выбора из ряда вариантов финансового инструмента или банковского продукта наилучшего. Это определение более пригодно для принятия управленческих решений в финансовом или банковском менеджменте.

Формирование множества пригодных к использованию и синтез новых финансовых инструментов или банковских продуктов способных  решать конкретную проблему осуществляется посредством предварительного логического анализа и отбраковки заведомо непригодных для использования в конкретных ситуациях финансовых инструментов. Методы логических исследований и установления аналогии приведены в работе.

Позиционирование финансовых инструментов или банковских продуктов - важный этап подготовки коммуникации с потенциальным клиентом банка. Важно выделить, чем новый финансовый инструмент или банковский продукт выгодно отличается от уже существующих. На этом этапе выделяют те качества, оценив которые (в сравнении с качествами других финансовых инструментов или банковских продуктов) покупатель отдаст предпочтение именно этому инструменту или продукту.

Задача этого этапа - обеспечить возможность трансформации потребности покупателя в сохранении и приумножении собственных финансовых ресурсов в мотив (потребность к действию) по приобретению конкретного инструмента или банковского продукта. Поэтому очень важно определить, какое отличительное (от свойство других инструментов или продуктов банка) свойство, качество конкретного финансового инструмента или банковского продукта превратит потребность в мотив к действию покупателя.  

Выбор финансовых инструментов или банковских продуктов, наиболее подходящих (наилучших, оптимальных) для решения конкретной проблемы в сложившихся условиях, может осуществляться в соответствии с определенным критерием - правилом выбора. Если для выбора используется только критерий, то выбор варианта предопределен, а лицо, принимающее решение, связано рамками критерия.

Однако на практике при принятии решений используют не только формальную, но и предметную, интуитивную информацию. Важнейшими при принятии решения могут стать: вопрос о доверии инвестора к определенным финансовым инструментам, эмитентам, банковским продуктам, удобство инвестирования, регистрации сделок и проведения расчетов.

Далее нужно разработать сценарий вывода финансового инструмента на рынок. Необходимо учитывать, что в развитие такого сценария могут разрабатываться программы маркетинговых коммуникаций для различных рекламных носителей (телевидение, газеты, радио, журналы и т.д.), сегментов рынка.

Разработка сценария вывода финансового инструмента или банковского продукта на рынок обеспечивает единство и разносторонность воздействий на покупателя с целью побудить его приобрести конкретный финансовый инструмент или банковский продукт. Разработка сценария информационной и рекламной компании по выведению и сопровождению (поддержке) финансового инструмента или банковского продукта на рынке является составляющей сценария их выведения на рынок. Однако после окончания этапа вывода рекламная поддержка должна соответствовать ситуации на финансовом рынке. При этом могут использоваться поддерживающий маркетинг, синхромаркетинг, контрмаркетинг и др. Более детально эти вопросы обсуждаются в теории маркетинга.  

Разработка системы маркетингового  мониторинга и контроля призвана обеспечить: наблюдение за тенденциями на финансовых рынках и рынках банковских услуг с целью их прогнозирования, наблюдение за отношением инвесторов с целью прогноза объема продаж, контроля выполнения плановых показателей.

Определим контроль как процесс обнаружения проблем или подтверждения того, что организация достигает своих целей. Верификация  и (или) апробация правильности стратегии финансового или банковского маркетинга необходима для оценки:

1) возможных последствий использования определенного финансового инструмента или банковского продукта в конкретной экономической ситуации;

2) правильности разработанной маркетинговой стратегии в целом и отдельных ее элементов в отдельности.

Для инвестора (потребителя финансовых инструментов) или клиента банка (потребителя банковских продуктов), финансовых консультантов, дилеров, брокеров помимо характеристики устанавливаемых этим инструментом отношений важны и другие характеристики конкретного финансового инструмента или банковского продукта как специфического товара. Такие характеристики важны с точки зрения оценки и разработки стратегии эффективного продвижения финансового инструмента на финансовых рынках или банковского продукта. Для того, чтобы установить перечень возможных характеристик конкретного финансового инструмента или банковского продукта, представляется возможным использовать модификацию подхода, разработанного и применяемого для оценки товаров.

Представляется возможным по аналогии с товаром выделить четыре уровняфинансовых инструментов /3,с. 152-154/:

1) первый уровень определяет характер устанавливаемых отношений (заем, долевое участие, конвертация финансовых ресурсов в права собственности или финансовых ресурсов в право на получение дохода от эксплуатации новых технологий и оборудования (франчайзинг) и др.) исходя из возможности решения финансовой или кредитной проблемы клиента при использовании данного финансового инструмента или банковского продукта;

2) второй уровень финансового инструмента определяет качество финансового инструмента или банковского продукта, которое представляется возможным характеризовать рядом свойств: например, для ценной бумаги:

ü номиналом; периодом обращения; доходностью, периодичностью выплат дохода (3 или 6 месяцев) и формой выплаты дохода (дисконтная или процентная); ликвидностью; рисками, надежностью и гарантиями возврата сумм (государственные или корпоративные ценные бумаги) и др.; 

ü физический носитель на котором зафиксированы права: бумажный или электронный;

ü форму фиксации возникающих отношений на конкретном электронном или бумажном носителе (свидетельство о депонировании акции, сертификат, акция, выписка из реестра; депозитный сертификат и др.);

ü марочное название банковского продукта или финансового инструмента: вексель «Доход-95» и др.;

3) третий уровень банковского продукта или финансового инструмента – «продукт или инструмент с подкреплением» может включать: 

- порядок приобретения банковского продукта или финансового инструмента, например, если речь идет о ценных бумагах (порядок эмиссии, наличие опционов и варрантов, места заключения и регистрации сделок);

- возможность покупки в кредит и отсрочки платежа по сделке;

- удобство обслуживания клиентов (сеть пунктов продажи и выплат, порядок и очередность выполнения операций купли-продажи);

- гарантию, которая состоит в обеспечении банковского или финансового инструмента (залог и т.п.), в статусе эмитента, др.;

- теоретическая ликвидность, возможность участия в операциях с последующими эмиссиями, частота сверок реестра, регулярность проведения собраний акционеров и др.

4) четвертый уровень банковского продукта или финансового инструмента определяется характером его длительного воздействия на кредитно- финансовую систему и социально-экономическую сферу страны в целом, повышением или снижением доверия к конкретному банку и банковской системе, финансовой политике, финансовым институтам и инструментам, др. 

Финансовые инструменты по участию в обращении могут быть разделены на рыночные и нерыночные. К нерыночным могут быть отнесены все межбюджетные финансовые инструменты (дотации, трансферты, субвенции, субсидии, налоги, сборы), а также инструменты, размещаемые, например, государством, среди покупателей без права продажи (например, простой или простой закладной вексель).

После разработки банковского продукта или финансового инструмента наступает его рыночный цикл – период обращения на кредитно-финансовых рынках. Рыночный цикл   финансового инструмента включает этапы выведения на рынок, роста продаж, зрелости, ухода с рынка.

Выведение банковского продукта или финансового инструмента на рынок требует больших усилий и затрат, а объем продаж может расти достаточно медленно. Как правило, первыми покупателями являются покупатели- новаторы (1,5 % покупателей).  На этом этапе важно внедрить банковский продукт или финансовый инструмент в финансовую практику конкретных представителей референтных групп.

Референтная группа - группа юридических или физических лиц, поведение которой в отношении финансового инструмента может предопределить (создать моду, ускорить или замедлить) масштабы использования финансового инструмента другими покупателями. Правильное использование в маркетинговой стратегии референтных групп - ключ к рыночному успеху банковского продукта или финансового инструмента. 

Этап роста продаж может наблюдаться после выведения банковского продукта или финансового инструмента на рынок. Рост продаж за счет новых покупателей (инвесторов), относящихся к категории ранних последователей, может наблюдаться при положительных отзывах референтных групп, покупателей-новаторов.

На этапе зрелости объем продаж банковского продукта или финансового инструмента стабилизируется. К операциям с этим инструментом подключаются покупатели - поздние последователи.

Этап ухода с рынка характеризуется снижением объема продаж вследствие появления на рынке более совершенных банковских продуктов или финансовых инструментов и инструментов-заменителей. Однако покупатели-консерваторы могут использовать понравившийся им финансовый инструмент достаточно долго. Воздействие различных уровней на рыночные успех или неудачу банковского продукта или финансового инструмента должны тщательно исследоваться как на стадии маркетинговых исследований, прогнозов, планов, так и маркетингового контроля.

Инновации органически связаны с инвестициями. Без инвестиций инновации не возможны. В свою очередь инновации повышают эффективность инвестиций, однако они порождают и повышенные риски инвестиционного проекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: