Организация банковского контроля

 

Контроль выступает одной из составляющих управления и функций банковского менеджмента. Управление часто определяют как процесс целенаправленного воздействия на некий объект (в данном случае банк) для изменения его состояния или качества /6, с.11/. Управление может быть внешним и внутренним. Процесс управления можно представить в виде совокупности трех составляющих: банковского целеполагания, маркетинга и менеджмента. В менеджменте выделяют четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль /6, с. 176/.

Контроль и, в частности, надзор необходимы для поддержания надежности и стабильности банковской системы, ограничения уровня рисков в банковской деятельности /33, с. 241-242/.

Определим банковский контроль как процесс, в результате которого, подтверждается факт достижения или, наоборот, не достижения целей банковской сферы или конкретного банка.

Целями банковского контроля могут быть:

1. на уровне банковской системы: обеспечение стабильности и надежности функционирования, снижение уровня рисков, защита интересов клиентов;

2. на уровне конкретного банка: обеспечение финансовой устойчивости, прибыльности, конкурентоспособности и др.

Заинтересованность в результате контроля - знании состояния любого юридического лица, в том числе банка, могут проявлять: собственники этого бизнеса; менеджмент банка; клиенты и контрагенты банка; государственные, в том числе налоговые, органы.

Организацией банковского контроля назовем разработку процедур, процессов, создание организационных подразделений (департаментов) в структуре коммерческого банка, специализирующихся на банковском контроле, обеспечение надлежащей квалификации кадров контрольных подразделений банка.

Нужно заметить, что в литературе по банковскому делу и банковском праве не определены понятия «банковское регулирование», «банковский надзор» и их соотношение с понятиями общего и финансового управления и контроля /2,с.176/. Это может порождать отрыв банковского управления от общей теории управления. Известно мнение, чтобанковское регулирование состоит в установлении финансовых нормативов для банков. Представляется, что такая трактовка сужает сферу банковского регулирования. Предлагается считать «банковское регулирование» специфической формой внешнего управления коммерческим банком со стороны Банка России в интересах снижения рисков и обеспечения устойчивости банковской системы государства в целом. Можно считать банковским регулированием и систему ограничений, мероприятий направленных на достижение целей банковской системы государства. При таком подходе банковский надзор можно рассматривать одновременно как часть банковского регулирования и банковского контроля.

Нужно учитывать, что коммерческие банки могут быть не только объектами, но и субъектами банковского контроля.

Поскольку деятельность банков носит финансово - кредитный характер, то они могут быть объектами как финансового, так и банковского контроля. Известно, что часть специалистов считает банковское право самостоятельной отличной от финансового отраслью права. Это дает основания говорить о том, что финансовый и банковский контроль не идентичны. Банки подвержены финансовому контролю в той степени, в которой они участвуют в финансовой деятельности, например, в кассовом исполнении бюджетов различных уровней.

Банковский контроль может быть государственным и негосударственным. Негосударственный контроль можно разделить на внешний и внутренний контроль. Внешний негосударственный контроль осуществляют аудиторские организации. Внутренний негосударственный контроль банков осуществляют подразделения (или комитеты) внутреннего аудита, контроля.

С контролем в банковской сфере связаны такие ситуации:

во-первых, коммерческие банки являются объектами государственного контроля со стороны Банка России, налоговых органов, Счетной палаты РФ (в вопросах исполнения бюджетов);

во-вторых, коммерческие банки являются объектами негосударственного контроля со стороны аудиторских организаций;

в-третьих, будучи субъектами государственного контроля, коммерческие банки контролируют операции своих клиентов, выступают агентами государства в вопросах контроля; 

в-четвертых, будучи субъектами контроля, коммерческие банки контролируют самих себя (внутренний контроль).

Рассмотрим эти направления банковского контроля с точки зрения их организации.

Первое направление банковского контроля связано с тем, что коммерческие банки являются объектами государственного контроля со стороны Центрального банка РФ, налоговых органов, Счетной палаты РФ.

Контроль деятельности коммерческих банков со стороны Банка России может быть разделен на такие категории:

1. контроль доступа коммерческого банка на рынок банковских услуг. Этот вид контроля описан в параграфе, посвященном созданию коммерческого банка. Разрешение на работу - лицензия выдается только коммерческим банкам, которые в процессе лицензирования подтвердили свою подготовленность к проведению заявленных в лицензии операций;

2. регулирование и надзор за деятельностью банка на финансовых рынках и рынках банковских услуг. В этой части Центральный банк РФ устанавливает правила проведения банковских операций и их бухгалтерского учета, осуществляет валютное регулирование, пруденциальный надзор, комплексные проверки деятельности (например, при получении нового вида лицензии). Кроме того ЦБ РФ регистрирует выпуск (эмиссию) ценных бумаг и дает согласие (в течение 30 дней) на приобретение более 20% долей или акций коммерческого банка или отказывает в этом. В последних двух случаях ЦБ РФ влияет на концентрацию капитала, а так же возможность слияний и поглощений;

3. организация и контроль процесса ликвидации банка при прекращении его деятельности по различным основаниям (добровольное прекращение деятельности по решению учредителей, банкротство банка, отзыв лицензии).

Банковские контроль и надзор имеют в качестве правовых источников Конституцию РФ, законы о ЦБ РФ и банках и банковской деятельности, нормативные акты Банка России.

Положением о Банке России предусмотрены такие виды его нормативных актов: указания, положения, инструкции. Как уже отмечалось, указания ЦБ РФ устанавливают отдельные правила по вопросам компетенции Банка России, изменяют, дополняют или отменяют действующие нормативные акты Банка России. Положения ЦБ РФ устанавливают системно связанные между собой правила по вопросам компетенции Банка России. Инструкции ЦБ РФ определяют порядок применения положений федеральных законов, иных норм правовых актов по вопросам его компетенции. Нужно учитывать, что в соответствии с постановлением правительства РФ от 13 08.1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» издание нормативны правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Банковский надзор является исключительной компетенцией ЦБ РФ. В ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке РФ» сказано, Что ЦБ РФ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных им обязательных финансовых нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций состоит в поддержании стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов. Вместе с тем ЦБ РФ не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банковский надзор – это дистанционное и/или контактное наблюдение ЦБ РФ за соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства и нормативных актов, включая финансовые нормативы и правила бухгалтерского учета и отчетности.Банковский надзор является способом управления рисками в деятельности кредитных организаций.

Контактный надзорзаключается в проверке представителями Банка России деятельности коммерческого банка непосредственно в нем. Для этого в структуре ЦБ РФ выделен Департамент инспектирования кредитных организаций и его дочерние структуры в территориальных учреждениях Банка России. Комплексные инспекции обязательны не позднее, чем за три месяца до получения коммерческим банком лицензии на новый вид банковских операций.

Дистанционный надзор состоит в наблюдении за деятельностью кредитных организаций на основе представляемых банком, в том числе бухгалтерских документов. Для такого надзора в структуре центрального аппарата Банка России выделены департамент пруденциального надзора, департамент лицензирования кредитных организаций, а в структуре территориальных учреждений выделены отделы или управления регулирования банковской деятельности. 

Законодательно предусмотрено (ст.55/10/), что организационно надзорные и регулирующие функции Банка России могут  осуществляться как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. На этом основании был создан Комитет банковского надзора и его подразделения при территориальных учреждениях, которые стали предварительно до вынесения решения Банком России рассматривать материалы банковского надзора /33, с. 243/.

Выделены такие предметы банковского надзора:

- соблюдение коммерческим банком законодательства и правил, установленных ЦБ РФ;

- соблюдение финансовых, технических и технологических нормативов, исключающих риск потери ликвидности и появления неплатежеспособности по отношению к кредиторам и клиентам коммерческого банка;

- проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности кредитных организаций.

Функциями банковского надзора могут быть:

ü исследование и оценка юридических аспектов деятельности банка, включая соблюдение законов, нормативных актов, условий лицензии и положений устава, выявление целей и механизмов нарушений в этой сфере;

ü анализ баланса и отчетности банка, выявление потерь и фактов искажения доходов и расходов, отчетности;

ü оценка динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

ü оценка правомерности и эффективности решений органов управления банка, мотивов и обстоятельств нарушений, причин и целей проведения банком неэффективных или рисковых банковских операций и сделок, результатов применения санкций;

ü анализ состояния договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами и кредиторами;

ü проверка работы системы управления рисками, включая формирование резервов и гарантий, работу подразделения внутреннего контроля банка, ревизионной комиссии и др.

Пруденциальное регулирование и пруденциальный надзор направлены на предотвращение угроз для интересов вкладчиков. Они состоит в установлении экономических нормативов и их дистанционном документарном контроле со стороны Банка России. Понятие «пруденциальных норм деятельности» трактуется в преамбуле Инструкции ЦБ РФ № 59 от 31.03. 1997 года «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» следующим образом: «Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Центральным банком Российской Федерации:

ü предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями;

ü нормы создания резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;

ü требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования о ведении бухгалтерского учета, представлении отчетности и ее опубликования в открытой печати…, представлении аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций» /2, с. 178/.

В целях обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций Банк России (ст.61 закона о ЦБ РФ) может устанавливать для них обязательные нормативы:

1. минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2. максимальную величину не денежной части уставного капитала коммерческого банка;

3. максимальный объем риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4. предельный размер крупных кредитных рисков;

5. наибольший размер риска на одного кредитора (вкладчика) коммерческого банка;

6. нормативы ликвидности кредитной организации в виде соотношения между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, например, соотношения легко реализуемых активов (наличные деньги, краткосрочные ценные бумаги, требования до востребования) и суммарных активов, др.;

7. нормативы достаточности капитала, которые определяются как соотношение общей суммы собственных средств и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;

8. максимальный объем привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9. пределы валютного, процентного и иных рисков;

10. наименьший размер резервов, которые создаются под активы с высоким риском;

11. нормативы вовлечения собственных средств банков (не более 25 %) для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12. максимальную величину кредитов, гарантий и поручительств, которые могут быть представлены банком своим участникам (акционерам).

Эту сферу регулирует инструкция Банка России №1 от 01.10.1997г. «О порядке регулирования деятельности банков».

Инспекции кредитных организаций - одна из регламентированных форм банковского контроля. В инструкции ЦБ РФ №34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка РФ (Банка России)» от 19.02.1996г. сказано: «проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся Банком России для осуществления своих функций в области банковского надзора, регулирования контроля, имеют главной целью определить непосредственно на месте реальное финансовое состояние данной кредитной организации ее филиалов, выявить ситуации, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение кредитными организациями и их филиалами действующего банковского законодательства, валютного законодательства и нормативных актов Банка России. Указанные проверки не выполняют задач и не заменяют аудиторских проверок, проводимых для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и отчетности кредитных организаций и их филиалов, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами для сбора доказательств по находящимся в производстве уголовным, административным, гражданским и иным делам».

Проверки осуществляются на основании ежеквартальных планов. Внеплановые проверки проводятся по указанию Председателя Банка России или его заместителей. В предусмотренных законом случаях проверка может координироваться с правоохранительными и финансовыми органами /2, с. 191/.

Сравнительный анализ определений пруденциального надзора и инспекций показывает:

Во-первых, частичное дублирование положений рассматриваемых определений, что может порождать ролевые конфликты соответствующих контролирующих департаментов;

Во-вторых, главной отличительной чертой инспекции является изучение ситуации на месте, т.е. соответствия фактической деятельности и ее документарного оформления. 

В инспектировании кредитных организаций можно выделить ряд этапов: планирование проверки; принятие решения о проведении проверки и документарном оформлении ее результатов; организация работы инспекционной группы в банке; изучение инспекционной группой представленных документов и их соответствия реальному положению; подготовка проекта акта проверки; изучение этого проекта в функциональных подразделениях ЦБ РФ; доработка акта проверки; подписание акта; направление акта руководству ЦБ РФ; ознакомление руководителя коммерческого банка с актом проверки; подписание акта проверки руководством коммерческого банка. Далее могут следовать устранение выявленных замечаний и нарушений, а также отчет об устранении выявленных замечаний и нарушений.

Проверки коммерческих банков инициируются в виде специального распоряжения Банком России, в котором формулируется круг проверяемых вопросов. Проверка может проводиться внезапно или после предварительного уведомления проверяемого банка. Сроки и основания для проведения проверок не формализованы. Могут проводиться комплексные и тематические проверки. Тематические проверки осуществляются по отдельным направлениям деятельности кредитной организации или ее филиалов. Срок их проведения не должен превышать 30- календарных дней.

Формы и методы проверки должны обеспечивать достижение поставленных целей. Проверки могут проводиться путем изучения документов, информации в базах данных, собеседований с сотрудниками, проведения контрольных расчетов, тестирования аппаратно-программных средств (применяемых при выполнении банковских операций, их учета и составления документов).

По итогам проверки (Инструкция № 59) надзорный орган выбирает меру воздействия самостоятельно с учетом характера нарушений и их возможных последствий. Все меры воздействия делят на предупредительные и на принудительные, возможно их применение в сочетании. Предупредительные меры применяются на ранних стадиях возникновения недостатков (в случае потенциальной опасности нарушений). Принудительные меры применяются при реально опасности допущенных нарушений или тогда, когда предупредительные меры не действуют должным образом. Основными принудительными мерами воздействия являются: штраф; требование о финансовом оздоровлении банка; ограничение (до 6 месяцев) или запрет (до 1 года) на отдельные виды операций, предусмотренных лицензией; запрет открывать филиалы на срок до 1 года; требование о замене руководителей; введение в банк временной администрации; отзыв у банка лицензии. Штраф – это денежное взыскание, налагаемое на коммерческий банк на основаниях предусмотренных банковским законодательством или нормативными актами Банка России /2, с. 196/.

Каждый банк должен проходить проверку не реже чем один раз в два года. Банки и их филиалы в период проведения проверки должны содействовать их проведению /2, с. 193-194/. Они обязаны: обеспечить беспрепятственный вход и выход из здания и помещений; в день начала проверки организовать встречу с руководителем и главным бухгалтером, руководством ключевых подразделений банка; выделить рабочие места в изолированных от сотрудников банка и посторонних помещениях; оповестить сотрудников, а по требованию членов рабочей группы и участников (акционеров), а так же клиентов о проверке; предоставить документы и возможность снять с них копии, заверить копии. Неисполнение этих требований или противодействие проведению проверки оформляется актом.

Частью банковского регулирования является валютное регулирование банковской деятельности. Валютное регулирование– это деятельность государства, которая направлена на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями при осуществлении которой государство ставит под свой контроль валютные операции, а так же предоставление иностранным физическим и юридическим лицам кредитов и займов, вывоз, ввоз и перевод валюты за границу в целях поддержания равновесия платежного баланса государства и устойчивости валюты /30/.

Валютное регулирование реализуется в форме валютных ограничений и валютного контроля /33,с. 254/. Валютные ограничения – это меры, применяемые в целях регламентации валютных операций резидентов и нерезидентов государства, проведения ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, прядка репатриации прибыли.

Банк России в настоящее время осуществляет валютное регулирование по следующим направлениям /30/:

ü поддержание курса рубля по отношению к иностранным валютам;

ü лицензирование валютных операций коммерческих банков, разработка правил открытия и ведения счетов резидентов и счетов нерезидентов в иностранных валютах, проведения валютных операций;

ü разработка правил открытия и ведения счетов нерезидентов в рублях и осуществление по ним валютных операций;

ü определение порядка ввоза и вывоза иностранной валюты;

ü покупка валюты на внутреннем рынке;

ü разработка правил проведения экспортно-импортных операций и международных расчетов;

ü установление нормы обязательной продажи валютной выручки;

ü осуществление кассовых операций в иностранной валюте, обмен валюты;

ü Управление валютными рисками;

ü Регламентация получения кредитов и инвестиций в иностранной валюте;

ü Наличие квот на участие зарубежных инвесторов в российском банковском секторе.

ü Установление правил совершения банковских операций и расчетов – это одна из функций при реализации целей Центрального банка РФ по обеспечению развития банковской системы и надежности расчетов.

При контроле правильности проведения операций:

Ø проверяется соответствие внутренних инструкций и фактической технологии проведения этих операций в банке нормам законодательства и правовым актам Банка России,

Ø оценивается динамика изменения капитала банка и его достаточность;

Ø контролируется платежеспособность банка (в частности контролем задержек в платежах). 

При разработке правовых актов Банка России учитывается, что в ст. 861 ГК РФ определено, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности могут проводиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическим лицами или с участием граждан, при осуществлении ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке.

Задачами негосударственного контроля банков можно назвать: подтверждение правильности и достоверности данных; информирование государственных органов, а посредством опубликования балансов и общественности (фактических и потенциальных клиентов) о финансовом состоянии банка; разработка рекомендаций по снижению рисков и совершенствованию работы банка; оценку уровня социальной и национальной ответственности банка и др.

Нужно отметить, что Банк России выдает лицензии не только коммерческим банкам, но и аудиторским организациям, которые проверяют эти коммерческие банки /32,с.244/. Такое положение может снижать степень независимости негосударственного внешнего контроля банков.

Внутренний контроль важный инструмент предупреждения нарушений в деятельности банка. «Внутренний контроль банков представляет собой систему методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективной работы». В современных условиях наличие внутреннего контроля в организации расценивается как один из факторов обеспечения надежности контрагента, качества услуг, финансовой устойчивости банка. Система внутреннего контроля включает такие элементы: административный, финансовый контроль, контроль денежных потоков и результатов деятельности /16, с.165/.

Функциями системы внутреннего контроля, в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому регулированию, являются:

ü мониторинг четкого разграничения полномочий и обязанностей должностных лиц и специалистов банка;

ü организационное разделение структур, выполняющих функции контроля, управления, распределения средств, составления финансовой отчетности по активам и пассивам;

ü наблюдение за банковскими рисками и управление ими;

ü оценка и слежение за степенью согласованности процедур контроля, системой охраны активов /16, с. 165/.

 В своей практической деятельности по организации внутреннего контроля в банке его администрация и должностные лица должны руководствоваться «Положением об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16 декабря 2003 г. N 242-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 30.11.2004 N 1521-У). Это положение определяет, что внутренний контроль - деятельность, осуществляемая кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленная на достижение целей эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, под которыми понимаются:

1. выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, присущих банковской деятельности типичных возможностей понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления связанных с внутренними и (или) внешними факторами деятельности кредитной организации неблагоприятных событий;

2. постоянное наблюдение за банковскими рисками;

3. принятие мер по поддержанию на не угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровне банковских рисков;

4. обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационной безопасности (защищенности интересов (целей) кредитной организации в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений);

5. проверка соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.

6. исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.

В кредитных организациях банковской группы внутренний контроль осуществляется в соответствии с правилами, установленными названным положением для кредитной организации, предусматривается единство подходов к организации внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в банковскую группу.

Цитируемое положение устанавливает, что система внутреннего контроля - совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, этим положением, учредительными и внутренними документами кредитной организации. Система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления(п. 3.1.):

- контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;

- контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;

- контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;

- контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;

- осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации (далее - мониторинг системы внутреннего контроля).

Важно, что система органов внутреннего контроля – это определенная учредительными и внутренними документами кредитной организации совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.

В названном положении отмечается, что внутренний контроль должны осуществлять в соответствии с полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами кредитной организации:

ü органы управления кредитной организации, предусмотренные статьей 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";

ü ревизионная комиссия (ревизор);

ü главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации;

ü руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации;

ü подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации. Определено, что служба внутреннего контроля (внутреннего аудита) (далее - служба внутреннего контроля) - структурное подразделение кредитной организации, осуществляющее деятельность в соответствии с требованиями главы 4 этого положения;

ü ответственный сотрудник (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, программ его осуществления и иных внутренних организационных мер в указанных целях, а также за организацию представления в уполномоченный орган по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сведений в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и нормативными актами Банка России;

ü контролер профессионального участника рынка ценных бумаг - ответственный сотрудник и (или) структурное подразделение, осуществляющее проверку соответствия деятельности кредитной организации, как профессионального участника рынка ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

ü ответственный сотрудник по правовым вопросам - сотрудник и (или) структурное подразделение, отвечающее за проверку соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.

Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» от 07.08.2001 N 121-ФЗ (ст. 6) определяет перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю. Это операции с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

ü снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

ü покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

ü приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

ü получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

ü обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

ü внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

3) операции по банковским счетам (вкладам):

ü размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

ü открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

ü перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

ü зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

ü помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

ü выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

ü получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

ü переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

ü скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

ü получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

ü предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа /35/.

Кредитные организации должны проводить комплаенс – контроль силами специально выделенных комплаенс – контролёров, в исключительную компетенцию которых входит организация названного вида контроля /2, с. 179/. При организации такого контроля нужно учитывать, что должностные обязанности сотрудников банка, осуществляющих операции на финансовых рынках строго регламентированы требованиями стандартов профессиональной деятельности и нормами действующего законодательства.

Особое внимание в комплаенс-контроле уделяется предотвращению и разрешению «конфликтов интересов». Конфликт интересов может возникнуть и иметь место между кредитной организацией, её сотрудниками, клиентами и другими лицами. Определено, что при осуществлении операций и при работе на финансовом рынке каждый сотрудник кредитной организации обязан ставить интересы клиентов и самой организации выше собственных. Сотрудник должен избегать заключения любых сделок, в совершении которых он может быть признан заинтересованным лицом. Сотрудникам банков предписывается избегать операций, которые могут снизить эффективность работы или нанести ущерб интересам, как самой кредитной организации, так и ее клиентам.

Для предотвращения конфликтов интересов устанавливают общие правила обращения и использования служебной информации. За нарушения сотрудники и организации несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Для предупреждения конфликтов интересов сотрудникам вменяется в обязанность доводить до сведения своего непосредственного руководства и службы внутреннего контроля, следующую информацию:

1) о юридических лицах, в которых его родственники или он владеют самостоятельно или в группе лиц более 20 % голосующих акций, долей паёв;

2) о юридических лицах, в органах управления которых, сотрудники или его родственники занимают должности;

3) об известных, предполагаемых, совершаемых сделках, в которых он может быть признан заинтересованным лицом;

4) об операциях и сделках на финансовых рынках, которые совершают сотрудники кредитной организации в своих интересах и за свой счёт, т.е. выполняют операции которые не входят в круг их должностных обязанностей.

Внутренний контроль банков организуют руководители банка с учетом специфики деятельности коммерческого банка. Он менее регламентирован, в большей мере отражает субъективный взгляд владельцев и высшего менеджмента банка на источники внутренних рисков банка. Такой контроль организуют на основании как нормативных актов, а также необязательных для исполнения рекомендаций. К последним относятся «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью» разработанные Базельским комитетом по банковскому регулированию. Названный документ рекомендует базовые посылки, условия, пруденциальные нормы и правила и др. В этом документе отмечается, что банковское дело связано с рисками, порождаемыми многочисленными обстоятельствами. Органы надзора должны понимать суть этих рисков и оценивать способность банков управлять этими рисками /2,с. 178/.  

Коммерческие банки могут быть не только объектами, но и субъектами банковского контроля. Коммерческие банки выступают агентами налогового контроля. 

Будучи субъектами контроля, они осуществляют надзор за операциями своих клиентов. Для снижения вероятности и размера возможного ущерба от хищений наличных денежных средств из касс юридических лиц (клиентов банков) устанавливается и контролируется банком лимит по кассе - максимальное количество наличных денег в кассе на конец операционного дня. Этот лимит определяется в договоре об открытии счета. При совершении клиентами операций с большими суммами наличных денег или операций по необычным схемам банки обязаны информировать об этом компетентные органы. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: