Вопросы для контроля знаний по теме

 

1. Дайте определение банковского маркетинга.

2. Дайте определение и опишите роль банковских инноваций в обеспечении конкурентоспособности и эффективности банка.

3. Назовите стадии инновационного процесса.

4. Роль и содержание программного заявления инновационного проекта.

5. Необходимость стратегического управления инновационной деятельностью банка.

6. Содержание целеполагания, маркетинга, менеджмента инновационного проекта.

7. Содержание методики синтеза новых финансовых инструментов.

 

Организация инвестиционной деятельности

Коммерческих банков

Активные операции коммерческих банков тесно связаны с инновациями и инвестициями.   

Инвестиции определят как затраты денежных средств, направленные на воспроизводство капитала, его поддержание и расширение. Инвестиции делят на реальные и финансовые. Реальные инвестиции - капитальные вложения в производственный основной капитал, в объекты хозяйственной деятельности (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих предприятий и т.п.) /20, с.20/. Они наиболее важны с социально экономической точки зрения, так как именно в результате реальных инвестиций создаются новые рабочие места, увеличивается валовой внутренний продукт государства и др.

Известно мнение, что в наиболее общей формулировке инвестиции - это вложение временно свободных денежных средств в различные формы финансового и материального богатства с целью получения прибыли.

В России законодательно определено: «…инвестиции- денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и(или) достижения иного полезного эффекта» /20,с. 20/.

Инвесторы в качестве критериев для оценки целесообразности и эффективности финансовых инвестиций рассматривают: безопасность вложений, доходность вложений, рост вложений, ликвидность вложений /5, с. 151/.

Существует большой число классификаций инвестирования, которые отражают различные их особенности и могут быть полезны при планировании и оценки эффективности инвестиций с учетом их особенностей. В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:

1.инвестиции в физические активы.

2.инвестиции в денежные активы.

3.инвестиции нематериальные (незримые) активы /20, с.22/.

Под физическими активами понимается производственные сооружения и здания, машины и оборудование со сроком службы более одного года и стоимость которых выше установленной.

Денежными активами называются права на получение денежных сумм от других физических лиц и юридических лиц, например, депозиты в банке, акции, облигации /20,с.20/.

Под нематериальными (незримыми) активами понимаются торговые марки, патенты, а также ценности, полученные в результате повышения квалификации персонала, приобретение лицензии, авторских прав и тому подобное.

Инвестиции в денежные активы, ценные бумаги называются финансами и портфельными инвестициями.

Инвестиции в физические активы называются реальными. Реальные инвестиции могут разделяться на такие группы:

1. Инвестиции повышения эффективности делаются с целью снижения затрат, замены оборудования, обучения персонала или перемещения производства в регионы с более выгодными условиями.

2. Инвестиции в расширение производства. Ставит своей задачей увеличение объемов выпуска продукции.

3. Инвестиции в новое производство. Создание принципиально новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготовлявшиеся товары обеспечения выхода на новые для фирмы рынки.

4. Инвестиции для удовлетворения требований органов государственного управления и контроля (для обеспечения экологических стандартов).

В экономической практике инвестиции достаточно часто дополняются и пересекаются с инновациями.

Отсутствие своевременных инвестиций и инноваций неминуемо приводит к потере предприятием и государством в целом конкурентных позиций. С этой точки зрения выделяют:

1. Пассивные инвестиции, то есть направленные на сохранение конкурентных позиций фирмы.

2. Активные инвестиции, то есть такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы, и ее прибыльности за счет внедрения новых технологий.

Экстенсивными называются инвестиции, которые идут на расширение объемов деятельности без качественного их улучшения.

Инвестиции влияют на ценность банка или фирмы. Ценность банка определяют как состоящую из рыночной стоимости его капитала за вычетом рыночной стоимости обязательств банка. Ценность банка отражает объем денежных средств, которые владельцы могут получить при его продаже. Ценность банка или фирмы связывают с двумя группами факторов:

1. Инвестиции всех типов реальные портфельные активы.

2. Прочих факторов, включая финансовый и производственный менеджмент.

С позиции экономической теории ценность фирмы в любой момент времени равна современной стоимости ее будущих поступлений. Это непосредственно связано с оценкой эффективности инвестиций, так именно такая оценка позволяет понять, что значит этот проект в будущем.

Денежные поступления или денежный поток используют при принятии инвестиционных решений. Известно уравнение денежного потока при инвестициях, которое имеет следующий вид:

ДП = Р- (З-А) - Пр - Нупл

Где: ДП - денежные поступления или денежный поток; Р - выручка от реализации; З - совокупные затраты; А - амортизация; Пр - выплата процентов; Нупл - уплаченные налоги /20, с.10/.

При прямых инвестициях - инвестор непосредственно участвует в выборе объекта инвестирования и вложения средств, управлении инвестициями. Непрямые  инвестиции подразумевают опосредование другими лицами инвестиционными или финансовыми посредниками выбора объекта вложения и процесса инвестиций (паевые инвестиционные фонды, трастовые управляющие, маркет-мейкеры и др.).

Для принятия решений по реализации инновационного или инвестиционного проекта необходимо оценить затраты, риски, доходность, экономический эффект и эффективность проекта. Проект – это конкретный образец будущего (облика технической системы, экономической операции и др.). Довольно часто финансовые решения - это инвестиционные решения. Считается, что в основе принятия управленческого решения инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой является проблема сопоставимости объемов инвестиций и поступлений от них.

В критериальном анализе эффективности инвестиционной деятельности можно выделить две группы методов, основанные на /3, с. 193-196/:

1) дисконтированных оценках;

2) учетных оценках.

Метод расчета чистого приведенного эффекта (NPV) основан на сопоставлении объема исходных инвестиций (IC) с общей суммой дисконтированных чистых поступлений (PV), порождаемых этими инвестициями в течение прогнозируемого срока действия инвестиционного проекта. При этом оценка прогнозируемого срока действия инвестиционного проекта может быть сделана на основе сценария реализации проекта и прогноза развития рыночной ситуации.

Поскольку доход от проекта распределен во времени, для обеспечения сравнимости «веса» поступлений в различные моменты времени он дисконтируется с помощью коэффициента дисконтирования - r. Этот коэффициент может устанавливаться аналитиком или инвестором самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый капитал.  

Пусть делается прогноз, что инвестиция будет генерировать в течение k=1,..,n,...,N лет, годовые доходы в размере P1,P2...,Pk. Определим PV - величину дисконтированных доходов по формуле:

       k=N

PV = Σ Pk  / (1+r)k;

             k=1

а чистый приведенный эффект по формуле:

             k=N

NPV = Σ Pk / (1+r)k - IC

              k=1

При этом исходят из того, что в случаях:  

NPV > 0, проект прибыльный  его следует принять;

NPV < 0, проект убыточный и его следует отвергнуть;

NPV = 0, проект не прибыльный и не убыточный. Такой проект может быть реализован из других соображений (престиж и др.)

Если инвестирование не разовое, а распределено во времени, то:

               k=N                                 j=J

NPV = Σ Pk / (1+r)k - Σ ICj  / (1+i) j

               k=1                                     j=1

где:  j=1,..., J;

        i  - прогнозируемый средний уровень инфляции.

Метод расчета индекса рентабельности инвестиций (PI)

     k=N

PI = (Σ Pk / (1+r)k ) / IC

     k=1

Если: PI > 1, то проект следует принять;

PI < 1, то проект следует отвергнуть;

PI = 1, то проект не прибыльный и не убыточный.

Метод расчета  нормы рентабельности инвестиций (IRR). Норма рентабельности инвестиций - значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV проекта равен 0.

IRR = r, при котором       NPV = f (r) = 0.

CC - цена источника средств данного проекта.

Если: IRR > CC, то проект прибыльный и его следует принять;

IRR < CC, то проект убыточный и его следует отвергнуть;

IRR = CC, то проект не прибыльный и не  убыточный.

Метод определения  срока окупаемости инвестиции (PP). Используется при краткосрочном инвестировании. Он не учитывает инфляции.

 

PP = n, при котором впервые выполняется условие:

 k=n

Σ Pk  > IC;

k=1

Метод расчета коэффициента эффективности  инвестиций (ARR).

ARR = PN / (1/2 (IC - RV));

PN - среднегодовая прибыль;

RV - ликвидационная (остаточная) стоимость.

Сравнительный анализ проектов различной продолжительности.

Для того, чтобы оценить проекты различной продолжительности:

1) находят наименьшее общее кратное сроков действия проектов:

Z = HОК (i,j);

2) рассматривают каждый из проектов как повторяющийся проект:

NPV = Σ Pk  / (1+r)k - IC;

3) проанализировать проекты А и В по NPV, реализуемых       в течение периода Z;

4) Выбирают как наилучший из рассматриваемых тот проект, для которого суммарное NPV повторяющегося потока имеет наибольшее значение:

NPV (i; M) = NPV (i) (1 + 1 /(1+r)i + 1 /(1+r)2i +...)

NPV (i) - чистый приведенный эффект исходного повторяющегося проекта;

i - продолжительность этого проекта;

r - коэффициент дисконтирования;

M - число повторения исходного проекта в пределах наименьшего общего кратного сроков действия проектов (оно характеризует число слагаемых в скобках).

Если сравнивают проекты, реализуемые неограниченное число раз, то может быть использована известная формула для бесконечно убывающей геометрической прогрессии:

NPV (i; +)= lim NPV (i; N) = NPV (i) × (1+r)i /((1+r)i-1).

                       n®¥

Каждый из приведенных показателей обладает своими преимуществами и недостатками. В частности, можно отметить следующие из них.

Преимущества NPV:

1) он дает вероятную оценку прироста капитала предприятия в случае принятия проекта;

2) обладает свойством аддитивности (суммирования).

3) позволяет складывать значение показателя NPV по различным проектам и использовать агрегированную величину для оптимизации инвестиционного портфеля.

Недостатки IRR:

1) IRR - относительная величина и показатель условный;

2) показывает максимальный уровень затрат, который может быть ассоциирован с оцениваемым проектом.

Высокая новизна инновационного проекта может повышать экономический эффект, что можно учесть коэффициентом инновативности проекта Ки  /31, с. 230/.

Кроме того, на уровень эффективности проекта может повлиять степень совершенства технологий инновационной деятельности. Это влияние можно учесть введя специальный коэффициент -Q – коэффициент сокращения затрат на реализацию инновационного проекта, отражающий степень эффективности, интенсификации и комплексирования технологий реализации инновационного проекта в данной организации по отношению к среднему по отрасли уровню (а в случае отсутствия среднеотраслевого показателя – по отношению к технологиям реализации того же проекта, но без применения методов интенсификации и комплексирования в технологиях его реализации). Q > 1, если используются более передовые интенсивные технологии, комплексирование, чем в среднем по отрасли (а в случае отсутствия среднеотраслевого показателя – если вообще используются интенсивные технологии и технологии комплексирования, сокращающие затраты на проект). Q = 1, если используются технологии, соответствующие среднеотраслевому уровню (а в случае отсутствия среднеотраслевого показателя – используются обычные технологии без интенсификации и комплексирования). 0 < Q < 1, если используются более отсталые, чем в среднем по отрасли, технологии разработки инновационного проекта /31,с.231/

Исследования показали, что индекс рентабельности инвестиций при реализации инновационных и инвестиционных проектов прямо пропорционален квадрату вероятности успешного завершения проекта /20, с. 167/. Например, если вероятность реализации инновационного или/и инвестиционного проекта равна 0,8, то индекс рентабельности этого проекта нужно умножить на 0,64, т.е. составляет 64 % от идеального уровня.

При покупке производств (включении их в корпорацию) или кредитовании реальных инвестиций в развитие производства банк должен оценить эффективность деятельности предприятия и ликвидность активов этого предприятия, которая отражает реальную ценность активов в текущий период времени, являющихся обеспечением кредита. 

Ликвидность активов - это период времени, в течение которого этот актив может без существенной (необходимо определить конкретные допуски) потери стоимости быть обращен   в денежные средства. Можно выделить теоретическую и практическую ликвидность.

В бухгалтерском балансе активы располагаются в порядке возрастающей ликвидности: основные средства, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства; существует более общее деление на внеоборотные и оборотные активы (запасы, дебиторская задолженность и денежная наличность).  

Понятие имущественного чистого оборотного капитала (ЧОК) позволяет руководству и кредитору оценить, может ли предприятие погасить свою краткосрочную  задолженность. Для такой оценки используют разность суммы оборотных средств (ОС) и краткосрочной задолженности (КЗ):

ЧОК = ОС - КЗ.

Чистому оборотному капиталу соответствует коэффициент общей ликвидности (КОЛ), который определяют как отношение суммы запасов (З), дебиторской задолженности (ДЗ), денежной наличности (ДН) к краткосрочной кредиторской задолженности (ККЗ):

КОЛ = (З + ДЗ + ДН) / ККЗ.

В этой связи важно установить, что период обеспечения ликвидности  не может быть больше продолжительности оборота капитала. 

Оборачиваемость - это величина, обратная продолжительности оборота капитала.

Оборачиваемость (Rs) - это отношение между П-потоком (входящим или исходящим) и запасом (З):

Rs = П / З.

Продолжительность оборота (OS) - это отношение между запасом и потоком, которое выражается в единицах времени (год или день):

OS = З / П.

Оборачиваемость запасов зависит от вида деятельности предприятия, в частности, от характера продукции, от продолжительности, сложности и возможной сезонной зависимости его производственного цикла. 

Обеспечению правильности и достоверности оценок эффективности инновационного и инвестиционного проекта служат хорошо организованная аналитическая работа в банке и высокий профессиональный уровень сотрудников банка.

Большое значение в повышении экономической эффективности инновационной деятельности может сыграть стратегическое управление инновационной деятельностью, которое может рассматриваться как одна из ключевых функций высшего руководства коммерческого банка /31/.

Известно, что любой инвестиционный проект проходит такие фазы: прединвестиционную; инвестиционную; эксплуатации (извлечения прибыли; ликвидации. Эти фазы имеют свою специфику для портфельных и реальных (в материальные активы) инвестиций.

Банки являющиеся ядром корпораций при практической реализации программ развития либо выполняют роль инвестиционного банка, либо взаимодействуют с инвестиционными банками. Различают два типа инвестиционных банков.

Инвестиционные банки первого типа занимаются исключительно торговлей и размещением ценных бумаг. Как правило, они проводят операции корпоративного сектора экономики. Они выступают посредниками при размещении, эмиссий акций и облигаций предприятиями промышленности, транспорта и др. Для обслуживания рынка ценных бумаг они выполняют и такие функции:

- осуществляют вторичное размещение акций и облигаций, выпущенных другими эмитентами;

- выступают посредниками при размещении международных ценных бумаг, а также на рынке евровалют;

- консультируют корпорации по вопросам инвестиционной стратегии, прогнозов и сценариев размещения конкретных видов ценных бумаг, бухгалтерского учета и отчетности и др.

За рубежом без участия такого типа банков практически невозможно продать эмитируемые ценные бумаги.

Инвестиционные банки второго типа занимаются среднесрочным и долгосрочным кредитованием различных отраслей хозяйства, а также различных целевых проектов, связанных с внедрением передовых технологий и достижений научно-технической революции. Зачастую это государственные или смешанные банки. Они активно участвуют в реализации правительственных программ социально-экономического развития и планов стабилизации экономики. Особенность деятельности таких инвестиционных банков в том, что они выполняют наиболее рискованные операции по среднесрочному и долгосрочному кредитованию с привлечением кредитов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов. Такие банки могут действовать (например, в Японии) как траст-банки.

Банки, являющиеся ядром финансово-промышленных групп, играют роль инвестиционных банков первого типа при формировании и изменении состава группы, а второго типа - при реализации стратегий технологического развития производства и маркетинговых стратегий /5, с.144/.

Портфельный инвестор вкладывает финансовые ресурсы в собственное или чужое дело, влиять на управление которым он не может или не хочет, свой или заемный капитал на продолжительный срок, руководствуясь оценкой таких параметров дела, как прогнозируемые затраты, доход, ликвидность, безопасность. Такой инвестор планирует получить доход и не претендует на участие в управлении делом по следующим причинам:

1) он является кредитором (владеет долговыми ценными бумагами) или владеет привилегированными акциями;

2) пакет обыкновенных акций настолько мал, что не позволяет претендовать на реальное участие в управлении.

Стратегический   инвестор - это инвестор, владелец крупного пакета обыкновенных (голосующих) акций, который хочет не только получить доход, но использует пакет акций для участия в управлении и контроле эмитента, включения его в холдинг или финансово-промышленную группу. Для этого он может выдвигать своих представителей в совет директоров. Его представители в совете директоров участвуют и отстаивают интересы такого инвестора в стратегическом, перспективном, текущем, оперативном управлении эмитентом. Для стратегического инвестора важно обладание такими пакетами акций: (25% + 1 акция) – блокирующий пакет; (50% +1 акция) – контрольный пакет; (75% +1) – пакет, позволяющий вносить изменения в устав (если эти положения зафиксированы в уставе). Начиная с блокирующего пакета портфельные инвестиции превращаются в реальные.

Спекулянт - это участник финансового рынка (банк), который на относительно короткий период вкладывает свои или заемные средства в операции купли-продажи (тем самым осуществляя ролевое страхование изменения цены) актива и получает доход в виде разницы цен продажи и покупки актива. Спекулянт готов  идти на определенный повышенный риск ради возможной реальной выгоды. Он использует компенсирующую (вознаграждающую) функцию риска. В результате ряда совершенных за определенный период актов купли-продажи спекулянт в основном имеет определенную прибыль /5,с.83/.

В мировой практике фондового рынка инвестиционным портфелем называют принадлежащую одному юридическому или физическому лицу некоторую совокупность ценных бумаг, рассматриваемую как целостный объект управления, которая может быть разделена на подмножества (пакеты) ценных бумаг конкретных эмитентов с конкретными параметрами обращения, дохода и риска.

Типом портфеля называют его инвестиционную характеристику, основанную на соотношении дохода, сроков их получения и связанных с этим рисков.

В настоящее время принято создавать диверсифицированные портфели ценных бумаг. Такие портфели содержат ценные бумаги различных видов, эмитентов, сроков обращения и т.п.

Диверсифицированный портфель ценных бумаг - это композиция различных видов ценных бумаг независимых между собой эмитентов с различными сроками погашения для выравнивания рисков портфеля и обеспечения его экономической эффективности, близкой к средней по рынку ценных бумаг.

Выделяют несколько типов портфелей. С точки зрения целей инвестирования выделяют портфели роста, портфели дохода, портфели роста и дохода.

Портфели роста формируют из акций компаний с рас-тущей курсовой стоимостью. Основная цель создания такого портфеля - рост капитала.

В этой группе портфелей выделяют портфель агрессивного роста, консервативного, среднего роста.

Портфель агрессивного роста нацелен на максимальный прирост капитала. Его составляют из акций молодых, быстрорастущих компаний, надежность которых зачастую сомнительна.

 Портфель консервативного роста характеризуется тем, что при выборе ценных бумаг с растущей курсовой стоимостью предпочтение отдают наименее рискованным (крупным, хорошо известным эмитентам и т.п.) Портфель среднего роста составляют из ценных бумаг, для которых характерен компромисс скорости прироста капитала и риска.

Портфели дохода формируют из ценных бумаг с высоким процентным или дивидендным доходом. Такой портфель ориентирован на получение текущего дохода, а не на рост капитала.

Из портфелей дохода выделяют портфели регулярного дохода, портфели доходных бумаг. Портфель регулярного  дохода призван  обеспечить средний доход при минимальном риске. Портфель доходных бумаг состоит из высокодоходных облигаций и других ценных бумаг, приносящих средний доход при среднем уровне риска.

Однако необходимо учитывать, что высокие дивиденды повышают спрос на ценную бумагу, что в свою очередь ведет к росту курсовой стоимости, которая вызывает снижение доходности ценной бумаги. Поэтому портфель всегда является комбинацией и компромиссом целей и способов его формирования. Такой компромисс называют портфелем роста и дохода. Его формируют как в надежде на рост курсовой стоимости ценных бумаг, так и с учетом их объявленной или предполагаемой доходности, риска.

В процессе формирования портфеля ценных бумаг могут быть выделены такие этапы:

1) определение целей создания и приоритетов инвестора;

2) формализация этих целей и приоритетов в синтезе критерия оценки эффективности портфеля;

3) проектирование портфеля ценных бумаг, включая: определение состава пакетов (состава и соотношений различных видов ценных бумаг в портфеле, выбор конкретных эмитентов), депозитария; выбор стратегии и тактики управления портфелем;

4) анализ и выбор финансовых брокеров и консультантов;

5) создание портфеля, т.е. приобретение соответствующих пакетов ценных бумаг;

6) мониторинг состояния портфеля ценных бумаг посредством постоянного проведения:

- сбора всей доступной информации;

- выделения и анализа влияния факторов, способных оказать влияние на экономическую эффективность и риски портфеля;

7) измерение и контроль экономической эффективности и рисков портфеля, а при возникновении проблемы - разработка и реализация решений по управлению портфелем ценных бумаг.

При подборе и управлении портфелем ценных бумаг проводят их анализ. Фундаментальный анализ предполагает, что всякая ценная бумага имеет внутреннюю присущую ей ценность, которая может быть выражена количественно как приведенная (текущая) оценка будущих доходов по данной ценной бумаге.

В процессе фундаментального анализа подсчитывают некоторый набор показателей, характеризующих состояние эмитента, и внутреннюю стоимость ценных бумаг (доход на одну акцию, цена акции и др.). Основным источником информации для  расчета показателей служат данные годовой и квартальной финансовой отчетности эмитента. Технический анализ предполагает, что для определения цены конкретной ценной бумаги в будущем достаточно знать лишь динамику ее цены в прошлом.

При проведении технического анализа исходят из того, что текущая цена финансового инструмента обобщает всю необходимую информацию, а поэтому нет необходимости искать дополнительную информацию. Используя данные об изменении цен и объемов торгов по различным ценным бумагам и их видам, строят долго-, средне- и краткосрочные прогнозы изменения тренда (неслучайной, то есть систематической, составляющей цены или объема торгов). Известна теория под названием «ходьба наугад», сторонники которой считают, что текущая цена гибко отражает состояние эмитента, в том числе и оценку будущей стоимости финансового инструмента. Новая информация может быть как хорошей, так и плохой. Поэтому невозможно с конкретной достоверностью прогнозировать изменение цены в будущем. При этом рекомендуется покупать ценные бумаги исходя из текущей рыночной стоимости /5,с.122-123/.

Известны два подхода к управлению портфелем ценных бумаг: активный и пассивный. При активном управлении исходят из того, что наличие всякого портфеля является временным. Такое управление состоит в сборе информации, оценке ценных бумаг, приобретении наиболее эффективных ценных бумаг и скорейшем избавлении от неэффективных или ставших чересчур рискованными.

Параметром эффективности активного управления может быть оценка возможных размеров доходов от инвестирования денежных средств. Одними из важнейших элементов такого управления является оценка рациональных или оптимальных сроков покупки и продажи ценных бумаг. Свопинг - это метод активного управления, состоящий в постоянной ротации и обмене ценных бумаг в портфеле. Активное управление и свопинг требуют высокой степени организации технологических процессов и процессов принятия решений по выбору ценной бумаги, а также момента операции с ними, хорошего взаимодействия с брокерами, четкого оформления сделок и перерегистраций по ним. Это предопределяет повышенный уровень расходов на такое управление.

Пассивное управление состоит в создании широко диверсифицированного портфеля ценных бумаг на основе длительных прогнозов уровня риска, их доходности и длительного сохранения этого портфеля в неизменном виде. При этом исходят из того, что рынок позволяет эффективно выбирать ценные бумаги и учитывать фактор времени. Такое управление характеризуется относительной стабильностью портфеля, низкой интенсивностью операций с ценными бумагами. Это определяет минимальный уровень накладных расходов. Для практической реализации такого управления часто используют «метод лестницы» или «метод штанги».

«Метод лестницы» состоит в выборе и покупке бумаг различной срочности с равномерным их распределением в пределах выбранного срока инвестирования. Это позволяет распределить риски во времени их появления, которое совпадает с моментом платежа.

«Метод штанги» заключается в формировании портфеля, состоящего из краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг. При таком методе незначительно используют среднесрочные ценные бумаги. Та часть портфеля, которая состоит из краткосрочных бумаг, обеспечивает высокую ликвидность. Долгосрочные ценные бумаги обеспечивают высокую доходность /5,с.151-154/.

При реальных инвестициях на прединвестиционной фазе инвестиционного проекта ключевую роль для оценки целесообразности и прогнозной экономической эффективности реальных инвестиций играет бизнес -план инвестиционного проекта. Он особенно важен для проектов, реализуемых за счет банковского кредита.

Целью бизнес-планирования является уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом более глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы. Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

1) обоснование экономической целесообразности конкретного проекта;

2) расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности  в рамках конкретного проекта, включая объем продаж, прибыли, доходов на капитал;

3) определение источника и порядка финансирования;

4) определение основных требований к квалификации и специальностям членов коллектива по реализации  проекта.

Структурно бизнес-план начинается кратким, в 1-2 страницы изложением содержания (резюме). Это резюме включает информацию, по которой потенциальный инвестор может оценить привлекательность проекта и принять решение о том,  заслуживает ли проект его внимания или нет.

После резюме обычно приводятся информацию о предприятии, которая содержит сведения, необходимые для управления им: дату создания, организационно-правовую форму, структуру капитала, юридический адрес и банковские реквизиты, фамилии, имена, отчества руководителей и основных менеджеров, сведения об их квалификации, образовании, трудовом стаже.

Далее приводятся результаты технико-экономических исследований. В соответствии с методикой ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) в состав этих исследований при подготовке бизнес-плана должны включаться следующие положения:

1. Общие условия осуществления проекта и его исходные данные, в том числе приводятся данные ранее выполненных исследований и их авторы.

2. Рынок и мощность предприятия. В этом разделе освещают: спрос и рынок, прогноз продаж, основные параметры производственной программы, включая побочную продукцию и издержки на утилизацию отходов, оценивают достаточность и возможность увеличения производственной программы предприятия.

3. Материальные факторы производства: сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, топливо, энергетические ресурсы, положение с поставками в настоящее время и в будущем, др.

4. Места  нахождения и площадка: факторы и результаты предварительного отбора, оценку стоимости участка и стоимости приведения его в состояние, соответствующее проекту.

5. Проектно-конструкторская документация, включающая предварительное определение рамок проекта, описание технологии и необходимого оборудования, варианты его размещения на площадях, расчет инвестиционных издержек на оборудование, строительство недостающих помещений, краткая характеристика строительных материалов и т.д.

6. Организация предприятия и накладные расходы: производство, сбыт, администрация, управление; приблизительная организационная структура; сметные накладные расходы: заводские, административные, финансовые.

7. Трудовые ресурсы: предполагаемая потребность с разбивкой по категориям и оценка расходов на трудовые ресурсы.

8. Предполагаемые сроки осуществления проекта.

9. Финансовая и экономическая оценка может включать сведения: структура капитала и предполагаемое финансирование, расчетные активы, оборотные средства, общие инвестиционные издержки, период окупаемости, простая норма прибыли, точка безубыточности, внутренняя норма прибыли и другие характеристики.

10. Риски при реализации проекта, методы их снижения, страхование рисков.

После разработки бизнес-плана должны разрабатываться перспективные планы по направлениям деятельности: маркетинг, разработка продукта, производство, менеджмент.

Цель разработки этих планов - обеспечить уточнение и выполнение задач бизнес-плана в соответствующих направлениях. Более подробно эти вопросы рассмотрены в работе /9, с.288/.

Технологии инвестирования, в том числе для банков более подробно изучаются в рамках учебного курса «Инвестиции».

Технологии инвестирования, принятые в конкретном банке, распределение обязанностей и способы контроля эффективности банкоских инвестиций должны быть закреплены внутренними документами каждого конкретного банка, могут быть его «ноу- хау» и иметь гриф «конфиденциально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: