Гиперреальность и гиперреализм. Бодрийар

 

«Знаки объясняются через знаки» Ж. Бодрийяр.

 

Эпоху постмодернизма Жан Бодрийяр называет эпохой гиперреальности, так как её характеризует утрата чувства реальности. Своего рода это символическое отражение действительности.

Гиперреализм отличен, по Бодрийяру, и от реализма и от сюрреализма. Он пишет:

«Сюрреализм был все еще солидарен с реализмом, критикуя его и порывая с ним, но и дублируя его в сфере воображаемого. Гиперреальность представляет собой гораздо более высокую стадию, поскольку в ней стирается уже и само противоречие реального и воображаемого. Нереальность здесь — уже не нереальность сновидения или фантазма, чего-то до- или сверхреального; это нереальность галлюцинаторного самоподобия реальности. Чтобы выйти из кризиса репрезентации, нужно замкнуть реальность в чистом самоповторении».

Данная нам реальность является скорее виртуальной реальностью и воспринимается, как пародийная. Собственно, пародия является сущностью гиперреальных произведений искусства, становится их доминирующей чертой. Совершенно не важно в каком стилевом направлении будет создаваться той или иной предмет искусства, он всё равно окажется пародией, при том не столь как на конкретное произведение, сколько пародия на само искусство. Поэтому искусство постмодерна и не содержит в себе содержания, так как сюжет в любом контексте будет абсурден, и гиперреальная реальность позволяет нам самим наполнить форму любым сюжетом.

Искусственная, виртуальная реальность, обладающая «избытком» реальности, которая действует на настоящую реальность разрушающе. Она выступает в виде картинки самой себя, замыкаясь в себе, порочно симулируя неограниченный семиозис, не отсылая ни гипертекстуально ни семантически к реально существующим явлениям, основной целью которой является подмена реальности. Соответствие вещей и знаков утрачена. Реальность производит, гиперреальность симулирует. Жан Бодрийяр заявляет, что сегодняшний поток информации создает «белый шум» уничтожающий реальность, обволакивая и создавая огромное количество копий и симулякров, которые и формируют замещающую реальность. Индивид существуют в гиперреальности — своего рода, глобализации и эпохе постмодерна. Процесс подмены или наложения на реальность — этап преломления эпох (модерн/постмодерн) в сознании людей, подмены понятий «реальности».

Гиперреальность проникла во все виды современного искусства (живопись, скульптура, кинематография и др.) с конца XX — начала XXI века.

Смысл этого искусства в том, чтобы создавать бесконечное число образов, нагромождая их друг на друга, тем самым уходить всё дальше от реальности, образовывая на горизонте симуляции не только отсутствие реального мира, но и отрицание самого вопроса о его существовании.

Рассмотрим гиперреальность на примере фотографии, живописи, скульптуры.

Гиперреализм начала XXI основан на эстетических принципах фотореализма. Американский художник Денис Петерсон, чьи новаторские работы повсеместно рассматриваются как ответвление фотореализма, впервые использовал термин «гиперреализм» для описания нового стиля и группы художников. Они используют фотографические изображения в качестве прототипа для создания более чёткого и детального изображения, которое имеет собственную повествовательную и эмоциональную составляющую. В отличие от фотореализма гипереализм влечет за собой нечто большее, чем просто точная техника. Такие картины могут быть супер-реалистичными и детализированными настолько, что в итоге картина представляет собой какую-то другую реальность, а не ту, что была на фотографии или в действительности.

Современный гиперреализм не стремится буквально копировать повседневную реальность. Оставаясь по сути фотографическим, он иначе относится к предмету изображения, представляя его как живой, материальный объект. Объекты и сцены в гиперреалистичной живописи детализированы, чтобы создать иллюзию реальности, но это не сюрреализм, поскольку иллюзия остаётся убедительным изображением (вымышленной) реальности. Текстуры, поверхности, световые эффекты и тени в работах становятся более четкими и различимыми, чем на эталонной фотографии или даже у самого предмета.

В гиперреалистических произведениях уделяется большое внимание деталям и предметам. Картины и скульптуры не являются строгими интерпретациями фотографий и не являются буквальными иллюстрациями определённой сцены или предмета. Вместо этого они используют дополнительные, часто малозаметные, изобразительные элементы, чтобы создать иллюзию реальности, которая на самом деле либо не существует, либо не видна человеческому глазу. В произведениях могут использоваться эмоциональные, социальные, культурные и политические темы, расширяющие смысл нарисованной визуальной иллюзии.

Гиперреалисты допускают использование некоторых механических средств переноса изображений на холст или пресс-форму, в том числе предварительные наброски. Фотографические слайд-проекторы или мультимедийные проекторы используются для отображения фотографии на холсте, а для обеспечения точности могут использоваться такие элементарные методы как сетка.

Гиперреализм требует высокого уровня технического мастерства и виртуозности для имитации ложной реальности. Часто используются фотографические ограничения, такие как глубина резкости, перспектива и диапазон фокусировки. Аномалии, обнаруженные в цифровых изображениях, также используются некоторыми художниками-гиперреалистами, чтобы подчеркнуть цифровое происхождение работы. Например, их можно найти в работах Чака Клоуза, Дениса Петерсона, Берта Монроя и Роберта Бечтли.

Гиперреалистичные картины и скульптуры также создают ощутимую вещественость и физическое присутствие благодаря эффектам света и тени. Формы и области, расположенные ближе всего к переднему краю изображения, визуально располагаются за фронтальной плоскостью холста, а в случае скульптур детализация в этой зоне имеет большую глубину, чем в реальности. Гиперреалистичные изображения обычно в 10—20 раз больше исходного фотографического прототипа, но сохраняют чрезвычайно высокое разрешение по цвету и детализации. Многие картины выполняются аэрографом, акриловыми красками, маслом или их комбинацией.

Стиль гиперреализм на сегодня стал очень популярным, а армия его последователей растет с каждым годом: благодаря Интернету можно увидеть тысячи гиперреалистичных работ в графике, в живописи и других видах искусства.

 

 

Анастасия Солдатова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: