План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предприятий, учреждений, организаций (далее План действий) - это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите работников и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних с ним объектах, а также прилегающей территории.
Согласно п. 2.1. Приказа МЧС ДНР № 399 План действий разрабатывается:
ü на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, имеющих в собственности или в управлении объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения источника ЧС;
ü на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, имеющих в собственности или в управлении объекты жизнеобеспечения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло и электроснабжения, гидротехнические сооружения);
|
|
ü на ПУО всех форм собственности с численностью работающих 50 человек и более;
ü в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях;
ü в лечебных учреждениях.
На предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, с численностью работающих до 50 человек и не имеющих в собственности или управлении объектов, указанных в п. 2.1. Положения, разрабатывается Инструкция по действиям персонала организации, учреждения, предприятия при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 2.2.).
В Приказе МЧС раздел № III посвящен вопросам порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предприятий, учреждений и организаций
План состоит из текстуальной части и приложений.
Разработка плана действий (инструкции) осуществляется в три этапа:
- организационно-подготовительный;
- практическая разработка;
- согласование и утверждение.
Организационно-подготовительный этап включает (п. 4.2. Приказа МЧС ДНР № 399):
ü изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
ü сбор и обобщение необходимых исходных данных.
4.3. При сборе исходных данных необходимо определить:
- возможные источники ЧС непосредственно на объекте;
|
|
- возможные источники ЧС за территорией объекта, аварии на которых представляют опасность для объекта;
- возможные опасные природные факторы;
- возможные масштабы ЧС;
- получить сведения о количестве рабочих и служащих, которые могут оказаться в зонах ЧС (загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами, поражения в результате взрывов), а также в зонах пожаров, затоплений, ураганов и в других опасных районах.
Рассматривая возможные источники ЧС, целесообразно ознакомиться с постановлением Совета Министров № 13-51, которым утверждены 4 приложения: Порядок классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по их уровням; Методические рекомендации по применению Государственного классификатора чрезвычайных ситуаций; Государственный классификатор чрезвычайных ситуаций; Временная методика оценки ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Эти документы помогут понять, что представляет собой чрезвычайная ситуация, в чем ее отличие от иного события.
Кроме постановления Совета Министров № 13-51, рекомендуется ознакомиться со сводными данными по классификации административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики по химической опасности и сводными данными по классификации объектов Донецкой Народной Республики по химической опасности, утвержденными решением Государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Донецкой Народной Республики (протокол № 1 от 23 января 2017 года).
Этап практической разработки и оформления документов Плана заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий (п. 4.4. Приказа МЧС ДНР № 399).
4.5. При прогнозировании последствий ЧС во всех случаях необходимо установить:
- зоны поражения при взрывах, пожарах, зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления;
- численность населения, объектов народного хозяйства, которые окажутся в зоне бедствия;
- возможный причиненный ущерб (потери населения, животных, продукции, оборудования, материалов и т.п.);
- предстоящие мероприятия и объемы по ликвидации ЧС и ее последствий;
- силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Подписывается План должностным лицом (должностными лицами) предприятия, учреждения, организации, осуществившим его разработку.
План подлежит согласованию:
üс подчинённым подразделением МЧС ДНР, к компетенции которого отнесены вопросы государственного надзора в области предупреждения и ликвидации ЧС, в зоне ответственности которого расположено предприятие, учреждение, организация
(кроме Планов предприятий, учреждений, организаций, указанных в абзацах 1, 2 пункта 2.1 Инструкции);
ü со структурным подразделением МЧС ДНР, к компетенции которого отнесены вопросы государственного надзора в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Планы предприятий, учреждений, организаций, указанных в абзацах 1 - 2 пункта 2.1 Инструкции);
ü с постоянно действующим органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления, в зоне ответственности которого расположен объект.
План утверждается руководителем предприятия, учреждения, организации.
|
|
Корректировка Плана осуществляется 1 раз в год (до 1 февраля) или по законному требованию органов, осуществляющих государственный надзор в области предупреждения и ликвидации ЧС, с отображением внесенных изменений и дополнений в лист корректировок.
Пересмотр плана осуществляется 1 раз в 5 лет.
Структура и содержание Плана: 1) титульный лист; 2) содержание; 3) текстуальная часть; 4) пять приложений; 5) лист корректировок.
3.2. Текстуальная часть включает два раздела, которые именуются:
Раздел № I «Географическая и гидрометеорологическая обстановка, социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки»;
Раздел № II «Мероприятия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций».
П. 3.3. В Разделе № I «Географическая и гидрометеорологическая обстановка, социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки» описывается:
ü расположение ПУО на местности с указанием расстояния до транспортных магистралей, жилой застройки, вблизи расположенных объектов;
ü гидрометеорологическая обстановка, характерная для места расположения предприятия, учреждения, организации;
ü социально - экономическая характеристика (краткое описание видов деятельности, количество персонала, наличие и численность рабочих смен, обеспеченность охраной, диспетчерской службой, системой оповещения);
ü сведения об источниках возможных чрезвычайных ситуаций (как на территории предприятия, учреждения, организации, так и за ее пределами);
ü оценка возможной обстановки на территории ПУО при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (оценка осуществляется по каждому возможному виду аварии, катастрофы и стихийного бедствия, исходя из анализа имеющихся данных и наличия опасных производств):
а) при авариях с выбросом АХОВ;
б) при пожарах;
в) при взрывах;
г) при катастрофических затоплениях, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях;
д) при радиоактивном загрязнении;
е) при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных;
|
|
ж) при возникновении ЧС природного характера
ü предстоящие мероприятия и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите персонала, сельскохозяйственных растений и животных, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при их возникновении, а также особенности территории, влияющие на выполнение этих мероприятий;
ü расчеты на перевозку эвакуируемого персонала;
ü общие выводы.
Согласно п. 3.4. Раздел № II «Мероприятия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций» состоит из 2 подразделов:
- «Мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций»
и«Мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций».
В подраздел «Мероприятия при угрозе возникновения ЧС» включаются следующие сведения:
- порядок оповещения руководства, рабочих, служащих предприятия, учреждения, организации и информирования органов управления территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций об угрозе возникновения ЧС;
- объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС;
- мероприятия по приведению в готовность имеющихся сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС, а также помещений и сооружений, которые могут использоваться для укрытия персонала;
- порядок подготовки к выдаче и выдача рабочим, служащим средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по эвакуации и укрытию персонала;
- проведение мероприятий по медицинской защите рабочих и служащих;
- проведение профилактических противопожарных мероприятий и подготовка к безаварийной остановке производства.
В подраздел «Мероприятия при возникновении ЧС» включаются следующие сведения:
- организация оповещения и информирования руководства, рабочих и служащих о сложившейся обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ЧС;
- обеспечение информирования и взаимодействия с органами управления и силами территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- мероприятия по развертыванию и приведению в готовность имеющихся сил и средств, привлекаемых к неотложным работам, их состав, сроки готовности и предназначение, организация работ;
- мероприятия по защите персонала (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства), в том числе укрытие в защитных сооружениях, обеспечение СИЗ, лечебно-эвакуационные мероприятия, эвакуация (отселение), проведение неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей);
- порядок обеспечения действий сил и средств, привлекаемых для проведения неотложных работ, в том числе: транспортное обеспечение, инженерное обеспечение, метеорологическое обеспечение, материальное обеспечение, медицинское обеспечение, противопожарное обеспечение, охрана общественного порядка, финансовое обеспечение.
Приложение 1 к Плану именуется «Возможная обстановка при возникновении ЧС» и представляет собой план предприятия, учреждения, организации с указанием масштаба и розы ветров.
На этот План наносятся:
а) источники возможных ЧС для предприятии, учреждении, организации (как на территории, так и за ее пределами), с указанием максимальных зон поражения при возникновении аварий;
б) наиболее крупные гидроузлы с зонами возможного затопления, районы возможного подтопления;
в) численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения ЧС (в форме таблицы);
г) места размещения материальных резервов, предназначенных для ликвидации ЧС.
Приложение 2 к Плану именуется «Календарный план основных мероприятий объекта при угрозе и возникновении ЧС» и состоит из 2 разделов.
Первый раздел Календарного плана предусматривает мероприятия при угрозе возникновения ЧС, второй - при их возникновении.
В разделах отражаются мероприятия для каждого вида ЧС техногенного и природного характера, возникновение которых возможно на территории предприятия, учреждения, организации, отдельно по каждому виду возможных ЧС.
Разделы Календарного плана разрабатываются в виде таблицы по форме:
- номера по порядку;
- наименования проводимых мероприятий;
- сроки выполнения;
- начало и окончание проводимых мероприятий (конкретные значения времени проведения мероприятий определяются утвержденными нормативными данными либо применительно к местным условиям);
- финансирование (объем работ);
- ответственные исполнители;
- отметка о выполнении.
Приложение 3 к Плану именуется «Порядок действий органов управления и сил предприятия, учреждения, организации по ликвидации чрезвычайной ситуации», в котором по каждому виду возможной ЧС отражаются:
- районы (участки, объекты) направления основных действий по ликвидации ЧС, последовательность (этапы) и способы выполнения задачи, распределение сил и средств усиления;
- основы организации управления;
- сигналы управления и оповещения;
- основные виды взаимодействия;
- другие необходимые данные.
Приложение 4 к Плану именуется «Расчет сил и средств ПУО, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС» и разрабатывается в табличной форме по каждому виду возможной ЧС. В табличной форме отражаются силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС, подчиненность, численный состав, место дислокации, номер телефона (факса).
Приложение 5 к Плану именуется «Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении ЧС» и состоит из 3 блок – схем:
- «Организация управления»,
- «Организация оповещения»
- «Организация связи»
В зависимости от специфики работы и численности персонала предприятия, учреждения, организации количество приложений может быть обоснованно изменено.
Лист корректировок представляет собой табличную форму, в которую вносятся записи при внесении изменений в содержание Плана.
Табличная форма содержит:
- номер по порядку;
- содержание пункта Плана до внесения изменений;
- содержание пункта Плана после внесения изменений;
- причина внесения изменений (ежегодная корректировка, требование органа государственного надзора, уточнение при возникновении угрозы или непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС);
- дата внесения изменений;
- должность, Ф.И.О. исполнителя, внесшего изменения.
Требования к инструкции по действиям персонала предприятия, учреждения, организации численностью до 50 чел. При угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Инструкция определяет порядок действий персонала предприятия, учреждения, организации численностью до 50 чел. (далее – объекта) при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и является обязательной для исполнения всеми лицами, постоянно или временно работающими на объекте.
Весь персонал независимо от занимаемой должности, обязан четко знать и строго выполнять установленный порядок действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и не допускать действий, которые могут вызвать угрозу жизни и здоровью персонала (переменного состава, посетителей и т.д.).
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера могут возникнуть внезапно или после различного по продолжительности периода угрозы возникновения. Исходя из режима функционирования территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объект также переводится в соответствующий режим функционирования: в режим повышенной готовности или в чрезвычайный режим.
Инструкция хранится в папке руководителя объекта. Ее содержание доводится до всего персонала. Для ответственных лиц делаются выписки из календарного плана с перечнем выполняемых ими задач в чрезвычайной ситуации.
Инструкция состоит из текстуальной части и приложения к ней - Календарного плана.
В текстуальной части отражаются:
перечень потенциально опасных объектов и опасных природных явлений, которые могут оказывать воздействие на нормальное функционирование объекта;
поражающие факторы возможных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера для объекта, способы и средства защиты персонала;
порядок оповещения администрации и персонала объекта об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации в рабочее и нерабочее время (с указанием должности ответственного за оповещение сотрудника);
порядок информирования и взаимодействия с органами управления и силами территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
порядок проведения эвакуационных мероприятий и выделения автотранспорта для этих целей;
меры по сохранению материальных ценностей в период угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации.
Календарный план состоит из двух разделов. Первый раздел Календарного плана предусматривает мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, второй - при их возникновении. В разделах отражаются мероприятия для каждого вида чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, возникновение которых возможно на объекте, отдельно по каждому виду чрезвычайных ситуаций.
Разделы Календарного плана разрабатывается по форме: номер по порядку; наименования проводимых мероприятий; объемы мероприятий; сроки выполнения; финансирование (объем работ); ответственные исполнители; отметка о выполнении.
Инструкция подписывается разработавшим ее исполнителем и утверждается руководителем объекта.
Инструкция подлежит согласованию:
со структурным подчинённым подразделением МЧС ДНР, в зоне ответственности которого расположен объект;
с отделом, сектором, специалистом, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления, в зоне ответственности которого расположен объект.
Корректировка Инструкции осуществляется при изменениях в обстановке, которые могут влиять на ее содержание, или по законному требованию органов, осуществляющих государственный надзор в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
После внесения изменений в содержание Инструкции ее согласование и утверждение производится повторно.
В заключение хотелось бы отметить, что разработка и составление планирующих документов – важная часть повседневной деятельности органов управления в сфере ГО и ЧС. Не стоит забывать, что главными принципами планирования являются заблаговременность и необходимая достаточность сил и средств.
Планы должны не только отвечать нормативно-правовым актам ДНР, но и не быть декларативными. Реальность выполнения мероприятий, предусмотренных локальными документами – залог успеха в вопросах сохранения жизни и здоровья людей, и минимизации ущерба от ЧС.