Содержание и разработка плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предприятий, учреждений, организаций (далее План действий) - это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите работников и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних с ним объектах, а также прилегающей территории.

Согласно п. 2.1. Приказа МЧС ДНР № 399 План действий разрабатывается:

ü на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, имеющих в собственности или в управлении объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения источника ЧС;

ü на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, имеющих в собственности или в управлении объекты жизнеобеспечения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло и электроснабжения, гидротехнические сооружения);

ü на ПУО всех форм собственности с численностью работающих 50 человек и более;

ü в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях;

ü в лечебных учреждениях.

На предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, с численностью работающих до 50 человек и не имеющих в собственности или управлении объектов, указанных в п. 2.1. Положения, разрабатывается Инструкция по действиям персонала организации, учреждения, предприятия при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 2.2.).

В Приказе МЧС раздел № III посвящен вопросам порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для предприятий, учреждений и организаций

План состоит из текстуальной части и приложений.

Разработка плана действий (инструкции) осуществляется в три этапа:

- организационно-подготовительный;

- практическая разработка;

- согласование и утверждение.

Организационно-подготовительный этап включает (п. 4.2. Приказа МЧС ДНР № 399):

ü изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

ü сбор и обобщение необходимых исходных данных.

4.3. При сборе исходных данных необходимо определить:

- возможные источники ЧС непосредственно на объекте;

- возможные источники ЧС за территорией объекта, аварии на которых представляют опасность для объекта;

- возможные опасные природные факторы;

- возможные масштабы ЧС;

- получить сведения о количестве рабочих и служащих, которые могут оказаться в зонах ЧС (загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами, поражения в результате взрывов), а также в зонах пожаров, затоплений, ураганов и в других опасных районах.

Рассматривая возможные источники ЧС, целесообразно ознакомиться с постановлением Совета Министров № 13-51, которым утверждены 4 приложения: Порядок классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по их уровням; Методические рекомендации по применению Государственного классификатора чрезвычайных ситуаций; Государственный классификатор чрезвычайных ситуаций; Временная методика оценки ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Эти документы помогут понять, что представляет собой чрезвычайная ситуация, в чем ее отличие от иного события.

Кроме постановления Совета Министров № 13-51, рекомендуется ознакомиться со сводными данными по классификации административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики по химической опасности и сводными данными по классификации объектов Донецкой Народной Республики по химической опасности, утвержденными решением Государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Донецкой Народной Республики (протокол № 1 от 23 января 2017 года).

Этап практической разработки и оформления документов Плана заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий (п. 4.4. Приказа МЧС ДНР № 399).

4.5. При прогнозировании последствий ЧС во всех случаях необходимо установить:

- зоны поражения при взрывах, пожарах, зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления;

- численность населения, объектов народного хозяйства, которые окажутся в зоне бедствия;

- возможный причиненный ущерб (потери населения, животных, продукции, оборудования, материалов и т.п.);

- предстоящие мероприятия и объемы по ликвидации ЧС и ее последствий;

- силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Подписывается План должностным лицом (должностными лицами) предприятия, учреждения, организации, осуществившим его разработку.

План подлежит согласованию:

üс подчинённым подразделением МЧС ДНР, к компетенции которого отнесены вопросы государственного надзора в области предупреждения и ликвидации ЧС, в зоне ответственности которого расположено предприятие, учреждение, организация

 (кроме Планов предприятий, учреждений, организаций, указанных в абзацах 1, 2 пункта 2.1 Инструкции);

ü со структурным подразделением МЧС ДНР, к компетенции которого отнесены вопросы государственного надзора в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(Планы предприятий, учреждений, организаций, указанных в абзацах 1 - 2 пункта 2.1 Инструкции);

ü с постоянно действующим органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления, в зоне ответственности которого расположен объект.

План утверждается руководителем предприятия, учреждения, организации.

Корректировка Плана осуществляется 1 раз в год (до 1 февраля) или по законному требованию органов, осуществляющих государственный надзор в области предупреждения и ликвидации ЧС, с отображением внесенных изменений и дополнений в лист корректировок.  

Пересмотр плана осуществляется 1 раз в 5 лет.

Структура и содержание Плана: 1) титульный лист; 2) содержание; 3) текстуальная часть; 4) пять приложений; 5) лист корректировок.

3.2. Текстуальная часть включает два раздела, которые именуются:

Раздел № I «Географическая и гидрометеорологическая обстановка, социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки»;

Раздел № II «Мероприятия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций».

П. 3.3. В Разделе № I «Географическая и гидрометеорологическая обстановка, социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки» описывается:

ü расположение ПУО на местности с указанием расстояния до транспортных магистралей, жилой застройки, вблизи расположенных объектов;

ü гидрометеорологическая обстановка, характерная для места расположения предприятия, учреждения, организации;

ü социально - экономическая характеристика (краткое описание видов деятельности, количество персонала, наличие и численность рабочих смен, обеспеченность охраной, диспетчерской службой, системой оповещения);

ü сведения об источниках возможных чрезвычайных ситуаций (как на территории предприятия, учреждения, организации, так и за ее пределами);

ü оценка возможной обстановки на территории ПУО при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (оценка осуществляется по каждому возможному виду аварии, катастрофы и стихийного бедствия, исходя из анализа имеющихся данных и наличия опасных производств):

а) при авариях с выбросом АХОВ;

б) при пожарах;

в) при взрывах;

г) при катастрофических затоплениях, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях;

д) при радиоактивном загрязнении;

е) при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных;

ж) при возникновении ЧС природного характера

ü предстоящие мероприятия и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите персонала, сельскохозяйственных растений и животных, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при их возникновении, а также особенности территории, влияющие на выполнение этих мероприятий;

ü расчеты на перевозку эвакуируемого персонала;

ü общие выводы.

Согласно п. 3.4. Раздел № II «Мероприятия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций» состоит из 2 подразделов:

- «Мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций»

и«Мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций».

В подраздел «Мероприятия при угрозе возникновения ЧС» включаются следующие сведения:

- порядок оповещения руководства, рабочих, служащих предприятия, учреждения, организации и информирования органов управления территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций об угрозе возникновения ЧС;

- объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС;

- мероприятия по приведению в готовность имеющихся сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС, а также помещений и сооружений, которые могут использоваться для укрытия персонала;

- порядок подготовки к выдаче и выдача рабочим, служащим средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по эвакуации и укрытию персонала;

- проведение мероприятий по медицинской защите рабочих и служащих;

- проведение профилактических противопожарных мероприятий и подготовка к безаварийной остановке производства.

В подраздел «Мероприятия при возникновении ЧС» включаются следующие сведения:

- организация оповещения и информирования руководства, рабочих и служащих о сложившейся обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ЧС;

- обеспечение информирования и взаимодействия с органами управления и силами территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- мероприятия по развертыванию и приведению в готовность имеющихся сил и средств, привлекаемых к неотложным работам, их состав, сроки готовности и предназначение, организация работ;

- мероприятия по защите персонала (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства), в том числе укрытие в защитных сооружениях, обеспечение СИЗ, лечебно-эвакуационные мероприятия, эвакуация (отселение), проведение неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей);

- порядок обеспечения действий сил и средств, привлекаемых для проведения неотложных работ, в том числе: транспортное обеспечение, инженерное обеспечение, метеорологическое обеспечение, материальное обеспечение, медицинское обеспечение, противопожарное обеспечение, охрана общественного порядка, финансовое обеспечение.

Приложение 1 к Плану именуется «Возможная обстановка при возникновении ЧС» и представляет собой план предприятия, учреждения, организации с указанием масштаба и розы ветров.

На этот План наносятся:

а) источники возможных ЧС для предприятии, учреждении, организации (как на территории, так и за ее пределами), с указанием максимальных зон поражения при возникновении аварий;

б) наиболее крупные гидроузлы с зонами возможного затопления, районы возможного подтопления;

в) численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения ЧС (в форме таблицы);

г) места размещения материальных резервов, предназначенных для ликвидации ЧС.

Приложение 2 к Плану именуется  «Календарный план основных мероприятий объекта при угрозе и возникновении ЧС» и состоит из 2 разделов.

Первый раздел Календарного плана предусматривает мероприятия при угрозе возникновения ЧС, второй - при их возникновении.

В разделах отражаются мероприятия для каждого вида ЧС техногенного и природного характера, возникновение которых возможно на территории предприятия, учреждения, организации, отдельно по каждому виду возможных ЧС.

Разделы Календарного плана разрабатываются в виде таблицы по форме:

- номера по порядку;

- наименования проводимых мероприятий;

- сроки выполнения;

- начало и окончание проводимых мероприятий (конкретные значения времени проведения мероприятий определяются утвержденными нормативными данными либо применительно к местным условиям);

- финансирование (объем работ);

- ответственные исполнители;

- отметка о выполнении.

Приложение 3 к Плану именуется «Порядок действий органов управления и сил предприятия, учреждения, организации по ликвидации чрезвычайной ситуации», в котором по каждому виду возможной ЧС отражаются:

- районы (участки, объекты) направления основных действий по ликвидации ЧС, последовательность (этапы) и способы выполнения задачи, распределение сил и средств усиления;

- основы организации управления;

- сигналы управления и оповещения;

- основные виды взаимодействия;

- другие необходимые данные.

Приложение 4 к Плану именуется «Расчет сил и средств ПУО, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС» и разрабатывается в табличной форме по каждому виду возможной ЧС. В табличной форме отражаются силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС, подчиненность, численный состав, место дислокации, номер телефона (факса).

Приложение 5 к Плану именуется «Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении ЧС» и состоит из 3 блок – схем:

- «Организация управления»,

- «Организация оповещения»

- «Организация связи»

В зависимости от специфики работы и численности персонала предприятия, учреждения, организации количество приложений может быть обоснованно изменено.

Лист корректировок представляет собой табличную форму, в которую вносятся записи при внесении изменений в содержание Плана.

Табличная форма содержит:

- номер по порядку;

- содержание пункта Плана до внесения изменений;

- содержание пункта Плана после внесения изменений;

- причина внесения изменений (ежегодная корректировка, требование органа государственного надзора, уточнение при возникновении угрозы или непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС);

- дата внесения изменений;

- должность, Ф.И.О. исполнителя, внесшего изменения.

 

Требования к инструкции по действиям персонала предприятия, учреждения, организации численностью до 50 чел. При угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Инструкция определяет порядок действий персонала предприятия, учреждения, организации численностью до 50 чел. (далее – объекта) при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и является обязательной для исполнения всеми лицами, постоянно или временно работающими на объекте.

Весь персонал независимо от занимаемой должности, обязан четко знать и строго выполнять установленный порядок действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и не допускать действий, которые могут вызвать угрозу жизни и здоровью персонала (переменного состава, посетителей и т.д.).

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера могут возникнуть внезапно или после различного по продолжительности периода угрозы возникновения. Исходя из режима функционирования территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объект также переводится в соответствующий режим функционирования: в режим повышенной готовности или в чрезвычайный режим.

Инструкция хранится в папке руководителя объекта. Ее содержание доводится до всего персонала. Для ответственных лиц делаются выписки из календарного плана с перечнем выполняемых ими задач в чрезвычайной ситуации.

Инструкция состоит из текстуальной части и приложения к ней - Календарного плана.

В текстуальной части отражаются:

перечень потенциально опасных объектов и опасных природных явлений, которые могут оказывать воздействие на нормальное функционирование объекта;

поражающие факторы возможных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера для объекта, способы и средства защиты персонала;

порядок оповещения администрации и персонала объекта об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации в рабочее и нерабочее время (с указанием должности ответственного за оповещение сотрудника);

порядок информирования и взаимодействия с органами управления и силами территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

порядок проведения эвакуационных мероприятий и выделения автотранспорта для этих целей;

меры по сохранению материальных ценностей в период угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации.

Календарный план состоит из двух разделов. Первый раздел Календарного плана предусматривает мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, второй - при их возникновении. В разделах отражаются мероприятия для каждого вида чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, возникновение которых возможно на объекте, отдельно по каждому виду чрезвычайных ситуаций.

Разделы Календарного плана разрабатывается по форме: номер по порядку; наименования проводимых мероприятий; объемы мероприятий; сроки выполнения; финансирование (объем работ); ответственные исполнители; отметка о выполнении.

Инструкция подписывается разработавшим ее исполнителем и утверждается руководителем объекта.

Инструкция подлежит согласованию:

со структурным подчинённым подразделением МЧС ДНР, в зоне ответственности которого расположен объект;

с отделом, сектором, специалистом, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления, в зоне ответственности которого расположен объект.

Корректировка Инструкции осуществляется при изменениях в обстановке, которые могут влиять на ее содержание, или по законному требованию органов, осуществляющих государственный надзор в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

После внесения изменений в содержание Инструкции ее согласование и утверждение производится повторно.

В заключение хотелось бы отметить, что разработка и составление планирующих документов – важная часть повседневной деятельности органов управления в сфере ГО и ЧС. Не стоит забывать, что главными принципами планирования являются заблаговременность и необходимая достаточность сил и средств.

Планы должны не только отвечать нормативно-правовым актам ДНР, но и не быть декларативными. Реальность выполнения мероприятий, предусмотренных локальными документами – залог успеха в вопросах сохранения жизни и здоровья людей, и минимизации ущерба от ЧС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: