Значение экспериментальной деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания

    Экспериментальная деятельность, является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?). При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности. Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.

    Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяют кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, всё это даёт навыки исследовательской деятельности.

    Главной целью по данному направлению работы является формирование начал исследовательской деятельности у дошкольников путём активизации познавательного процесса.

    Также были определены несколько задач по данному направлению:

› обогащение личного опыта ребёнка;

› расширение представлений о предметах и объектах окружающего мира;

› установление причинно-следственных связей;

› развитие коммуникативных навыков и любознательности.

    Экспериментирование – это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Для того чтобы экспериментирование было доступным и интересным детям, необходимо создать предметно-развивающую среду, подобрать литературу по данной проблеме, создать уголки экспериментирования.

    Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

    По характеру объектов, используемых в эксперименте:

опыты с растениями;

опты с животными;

опыты с объектами неживой природы;

    По месту проведения опытов:

в групповой комнате;

на участке;

в лесу, в поле и т.д.

    По количеству детей:

индивидуальные;

групповые;

коллективные

    По причине их проведения:

случайные;

запланированные;

поставленные в ответ на вопрос ребёнка;

    По характеру включения в педагогический процесс:

эпизодические (проводимые от случая к случаю);

систематические;

    По продолжительности:

кратковременные (от 5 до 15 мин);

длительные свыше 15 мин;

    По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

однократные;

многократные или циклические

 

19. Использование опосредованных методов в образовательном процессе по формированию экологической культуры дошкольников.   

    "опосредовать" - это глагол, который обозначает выполнение действия не напрямую, а через посредника, получение результата переносом функции с одного объекта на другой. Им может выступать все что угодно: предмет, действие, знание, человек и т. д. Объект получает результат, несовершая прямолинейного действия для этого - опосредованно. Противоположное по смыслу понятие - непосредственно. То есть можно узнать, который сейчас час (непосредственно), посмотрев на часы или (опосредованно) спросив у кого-нибудь. Мы получаем информацию об окружающей среде посредством кожи (температура, влажность, характеристики материала и т. п.), глаз (свет, цвет, движение и т. д.), ушей (громкость, вибрации и т. п.). Но само это восприятие считается непосредственным, потому что дает нам ответы напрямую. Подставил руку под струю воды и определил, мокро и холодно, вытер полотенцем - тепло и сухо, а само полотенце мягкое и пушистое. Силы нашего зрения недостаточно, чтобы разглядеть далекие звезды и планеты - мы берем в посредники телескоп и изучаем их уже опосредованно. Оно базируется как раз на восприятии, которое мы получаем, используя органы чувств и рецепторы. Узнать о температуре воды можно, потрогав ее (непосредственно) или опустив в нее градусник (опосредованно). И нам совсем не нужны точные знания физических законов, повинуясь которым столбик ртути поднимается или опускается. Достаточно общих представлений о данном явлении. Так люди узнают о составе далеких звезд и планет, не используя ихне поднимаясь на них. Мы получаем эти данные благодаря знанию необходимых закономерностей, явлений, фактов. Наше мышление позволяет опосредовать это знание для другого объекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: