Экспериментальная деятельность, является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?). При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности. Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.
Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяют кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, всё это даёт навыки исследовательской деятельности.
Главной целью по данному направлению работы является формирование начал исследовательской деятельности у дошкольников путём активизации познавательного процесса.
|
|
Также были определены несколько задач по данному направлению:
› обогащение личного опыта ребёнка;
› расширение представлений о предметах и объектах окружающего мира;
› установление причинно-следственных связей;
› развитие коммуникативных навыков и любознательности.
Экспериментирование – это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Для того чтобы экспериментирование было доступным и интересным детям, необходимо создать предметно-развивающую среду, подобрать литературу по данной проблеме, создать уголки экспериментирования.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
опыты с растениями;
опты с животными;
опыты с объектами неживой природы;
По месту проведения опытов:
в групповой комнате;
на участке;
в лесу, в поле и т.д.
По количеству детей:
индивидуальные;
групповые;
коллективные
По причине их проведения:
случайные;
запланированные;
поставленные в ответ на вопрос ребёнка;
По характеру включения в педагогический процесс:
эпизодические (проводимые от случая к случаю);
систематические;
По продолжительности:
кратковременные (от 5 до 15 мин);
длительные свыше 15 мин;
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
однократные;
многократные или циклические
|
|
19. Использование опосредованных методов в образовательном процессе по формированию экологической культуры дошкольников.
"опосредовать" - это глагол, который обозначает выполнение действия не напрямую, а через посредника, получение результата переносом функции с одного объекта на другой. Им может выступать все что угодно: предмет, действие, знание, человек и т. д. Объект получает результат, несовершая прямолинейного действия для этого - опосредованно. Противоположное по смыслу понятие - непосредственно. То есть можно узнать, который сейчас час (непосредственно), посмотрев на часы или (опосредованно) спросив у кого-нибудь. Мы получаем информацию об окружающей среде посредством кожи (температура, влажность, характеристики материала и т. п.), глаз (свет, цвет, движение и т. д.), ушей (громкость, вибрации и т. п.). Но само это восприятие считается непосредственным, потому что дает нам ответы напрямую. Подставил руку под струю воды и определил, мокро и холодно, вытер полотенцем - тепло и сухо, а само полотенце мягкое и пушистое. Силы нашего зрения недостаточно, чтобы разглядеть далекие звезды и планеты - мы берем в посредники телескоп и изучаем их уже опосредованно. Оно базируется как раз на восприятии, которое мы получаем, используя органы чувств и рецепторы. Узнать о температуре воды можно, потрогав ее (непосредственно) или опустив в нее градусник (опосредованно). И нам совсем не нужны точные знания физических законов, повинуясь которым столбик ртути поднимается или опускается. Достаточно общих представлений о данном явлении. Так люди узнают о составе далеких звезд и планет, не используя ихне поднимаясь на них. Мы получаем эти данные благодаря знанию необходимых закономерностей, явлений, фактов. Наше мышление позволяет опосредовать это знание для другого объекта.