Стати сказать, он был первым губернатором Олонецкой губернии, в составе которой 4 страница

Акуш е́ рское д е́ло - ба̀бничянье, по́витье, пови́тье «по́витье», очевидно как и слово «повива̀льна(я)» производное от слова «вить»(повива̀ть = обвязывать). День 21января(новое летоисчисление) отмечали «День пови́тья», «День повиту́х» или «Бабьи кашы»; « Бох с милос(т)ью, а бабка с руками»-пожелание роженице чтоб роды приняла опытная повитуха. (деревенское произношение) по́витьё, пови́тьё, бабниценьё (см.«женщина, день»);

Алекс а̀ ндр - Алекса̀ха, Алекса̀шка, Шу́рка, Шу́рик, Шуро́к, Сашу́рка.                          

Алекс а̀ ндраЛекса̀ндра,Шуре́йка, Алекса̀ха, Са́́ха, Сашынька, Са̀нька, Ша̀нька (детское картавое произношение, оставшееся в говоре Вертосельги как шутливое для имени Санька.)

Алекс е́ й - Алё̀ша, Лё̀шынька, Лё̀шка Лё̀ха, (устаревш) Елисе́й, Еле́ска, Елька.

Алколг о́ ль; пьяня́щий нап и́ ток - хме́льно, хмельно́й, хмельно́(е), (дерев.произн.) хмельнё̀й, хмельнё̀ё; пи́во сваренне с добавлением хме́ля- хме́льно(е); о пьяном человеке - хмельно́й, под хмелько́м, захмеле́вшой, захмеле́вшый; хмель – 1) растение, плоды которого употребляли в пивоварении, 2) хмель - состояние опьяне́ния «Я, мотри́, хмель-от с тя вы́шыбу!», «Хме́льно в дому́ не де́ржым - бе́сов это на́пий»; «Федю́шка-та, пои, под хмелько́м вчера́се к Са́хе в о́кна лез»;  

Амба́р - (дерев.произн.) онба́р, (мн.ч.) онба́рье, онба́рьё «Так во́то -Га́нин дом, да́ле -прога́лок, так– Ст ё̀ пын, а меж ых о са́му дорогу - онба́рьё Тѝшыно быва̀ло».

Анѝ̀сья - Онѝсья, Нѝса, Нѝска, о́ ня, о́ нюшка, Аня, Нина (в тридцатых годах ХХ в., очевидно при переписи населения, старые имяна меняли на более благозвучные современные – Пелаге́я стала Полина, тогда же и многие дедины и прозвища закрепились как фамилии)

АнфѝсаФѝса, Аня.

Анх ѝ мово(село в Вытег о́ рском районе Вологодской области в 40 верстах от города Вы́тегра - Вытего́рский Пого́ст, (разгов) «Пого́ст», ( произнос. «Пого́с») стоит на высокой горе прозванной «Выть-гора», и река над которой высится эта гора называется Вы́тегра, т.е. вода с Вы́ти-горы; примечателен Погост был деревянным двадцати пятиглавым храмом Покрова́ Пресвятой Богородицы, срубленным вытегорскими мастерами в 1708 году, топором и долотом без единого гвоздя. «В обонежских лесах у реки, там, где в скитах раскольники жили, без гвоздя топором мужики деревянную церковь срубили. Освятили её на Покров –словно лико у Бога умыли» - написал вытегор Павел Федяхин. В шестидесятых годах 20-го века храм – чудо деревянного зодчества Руси, сгорел. Осталась его точная копия в Кижах. Вертосельгская молва гласит, что и этот храм срубили те самые вытегорские мужики, что строили и храм Покров а́ на р. Вы́тегре. На Ве́ртосельге  из поколения в поколение поговаривали, что в строительстве участвовали мужики из семей Елизара Мартюшына, Нифа́нтия Алексеева(Савельева, Васильева), Тараса, Александра, Степана Александрова – они с семьями шли с Вытегорского Погоста в поисках свободной земли(сыновей было много, а дедовских земель на всех не хватило), ставили почи́нки, прожив там три года – (льготный налоговый срок для починков,) шли дальше. Впоследствии кое-кто из сыновей Тараса, Александра, Степана Александрова, и Нифантьевы остались у «ы́гат-озерк а́», и в «Матеньжэ», а Елиз а́ ровы, поставив дом на Ве́ртосельге для Ивана Елизарова, женившегося на богатой, имевшей землю, вдове Алексея Нифантьева Елене Авраа́мовой(она внучка Матфея Сергеева и Марьи Ив а́ новой, т.е. – моя пра-пра-пра-прабабушка), ушли в Поморье, где дом Елиз а̀ ровых и сейчас жив, стоит-красуется, радуя нашу современность архитектурой древнего Вытегорского севера. Среди многочисленных вытегорских легенд существует легенда, будто бы на деревенской площади Вытегорского Погоста возле храма Покрова̀ зарыт богатый клад, и найти его можно только когда тень главы падёт…». Но легенда, осталась легендой, как и рассказы о подземном ходе, ведущем ко всем трём церквям города  Вытегры: рядом с храмом Покров а̀ стояла часовенка, как раз, над входом в подземелье, (к стати сказать мой старший брат в детстве вместе с другими мальчишками, в их числе был и будущий директор Девятинской школы)  «спускались туда но не до конца, - рассказывал Валентин маме:… потому, что внизу было мокро и холодно) по металлическим скобам вделанным в стену, спускатьсянадо было так глубоко, что со дна этого колодца, и при ясном солнечном дне, видны были звёзды в небе., а холод там был как в л е́ днике. На дне колодца справа небольшая дверца). Считают, что Лопарёв был причастен к строительству этого подземного хода. Подземный ход соединял Покровскую церковь с домом Лопарё̀ва, стоявшем на горе (выше «Летнего Сада») над рекой Вы́тегрой. С горы от дома сбегала лесенка к причалу(к дому вёл отводной канал, по которому небольшие пароходики подходили) вход на лесенку охраняли два больших деревянных льва. А дом, по словам очевидцев, был весь как игрушечка: двери, окна «изуро̀чены» деревянным кружевом. От дома Лопарё̀ва ход вёл к Воскресенскому Собору, далее к Сретенской церкве и заканчивался в церкви «Всех Святых» на островке в устьи реки «Вытегра». Ещё в тридцатые годы двадцатого века под полом Сретенской церкви можно было видеть(да я сама видела) большую чёрную плиту с кольцом для поднятия её. И там же сохранились два надгробья схороненных купцов-благодетелей.

По «инвентарному описанию» составленному в 1861 году (запись на странице 701) «…Вытегорский Погост состоял из 88-и деревень, из которых пять: Варгу́евская, Макрѝдина, «Пѝхка(Со̀болевская) за деревней Ка̀рово», «Упы́рь-боло̀та» и «Упеть-о̀зера» - в сущности пустоши, и жители их, хоть и продолжают писатья по ним, сами имеют оседлость в других деревнях».  

Афана̀сий - Афо̀ня, Офо̀ня, Опана̀сей, Опанас, Пана̀ска,Пана̀сей.

Афана̀сья - Охо̀ня, Охо̀нюшка, Фа́ня, Фана́ска. 

(статья от«А» до «АХ»-словарь в «проза ру»  © Copyright: Клеопатра Тимофеевна Алёшина, 23.12.2017 Свидетельство о публикации №217122301604(А-АХ)

 

 

Б

 

- Ба̀бушка(мать родителей) – (тороп.произ, и дет.лекс) ба̀̀ушка, ба̀̀шка,   ба, ба́ба, бабУля, (неуваж) ба́бка «Ба́шка, роскажы нам ска̀зку про мы́мру-белогла̀зку!»; (уваж)«ба́бка, ба́бушка» - о женщине-знаха́рке; (пренеб) ба́бка – о старой женщине.

- Б а́ бье лето - ма́рьины пя́́тёнки,  а паутинки, летающие в воздухе в дни бабьего лета – ма́рьина пря́́жа; (« Пришла пора лето проважа̀ти – ушло лѐтицько за моря́́-окия́́ны, за камень-алаты̀рь. Уж и тра̀вы ро̀сныи тенѐ́тами все опу́таны – в луга̀х-от уж Ма̀рьина пря́́жа лета̀т»).   

- Баз а́ р - ры́нок, торг, торга̀, торгИ, торжо́к. («Мотри на торгу̀ ро́т-от не роззявля́́й, на торга̀х не то́ко торг у́ ют, а и вор у́ ют!» «Сердиласе баба на торг, а торг и не знал» - вертосельгская при́сказка-насмешка, над обидевшемся беспредметно);Небольшой, стихийно собирающийся на постоянном людном месте база́рчик –толо́к, толчё̀к; в послевоенное время появились «толчки́» - база́рчики, называ́емые просто «барахо́лка», на которых торгова́ли ста́рой поношенной одеждой = барахло́м (см.«ненужное»), тряпьё̀м. На таких многолюдных база́рчиках(на таком многолю́дьи) цари́ли су́толока, толчея́ = толкотня́, теснота́. (« Уста́вши́й от пра́здничной с у́ толоки город затиха́л»);           

- Банд и́т - бандю̀́га, лиходе́й; белобанди́т (со времён гражданской войны 1918года).

- Б а́ ня – бáйна, бáйнушка, бáенка, бáёнка, пару́ха, пару́ша, а парна́(я), па̀ра -отдельная, нагрева́емая до высокой температу́ры воздуха, комната. ( «По̀дь-ко натаск а́ й воды в б а́ йну с коло́цця, ста́нем ну́нько б а́ йнушку топи́ти!», «В Семи́к-день вѐ́ника не ря́дят, не п а́ рятся в парно́й пару́ше»- Николай Клюев «Бесѐ́дный наигрыш»).

- Бар а́ н - бора́н, бора́н ы(вертосельг. произн). «Мамка, а бора́н бодáицце, не дае́цце в руки!».

- Башмак и́ – ко́ты,(шут.по вытегорски) коты̀ -женские боти́нки без застёжек, с кру́глыми носами и с пѐ́телькой на за́днике невысо́кого(по щи́колотку) голени́ща, мо́дные в конце 19века; 2.(усм.ирон)«коты́» - о любой обувке с обрезанными голени́щами:3. «коты̀» - сапоги, или ва́ленки с отрезанными голени́щами; 4.(усм., пренеб.) «ко́́тики» -жѐ́нские башмаки, полусапо́жки с высо́кими перед á ми, 5. резиновые коро́ткие сапо́жки- бо́ты= ко́ты, бо́тики= ко́́тики и 6. берестяны́е ла́пти с обо́рами. (« На́ша-та ду́ра коты́ набу́ла, в кота́х щегаля́́е», ав Сибири о вся́́кой дорого́й вѐ́щи говорили «Ныне и молоко́ в ко́тах щеголя́́ет»;   

- Бд и́ тельный (одобр.) «и спит, да зо́рю в и́ дит», (язв.)«глаза на жо̀пы» («Этово крук п á льця не проведе́ш, всё знат, всё видит – а и спит да зо́рю видит!» «Ак у ё̀ пои́ глаза на жо̀пы?!»).

- Б ѐ гает  – бѐгае (город. и девятин. Произн.); бѐгаит (гор. про.) бѐгат; бѐгаёт (дерев.пр.),   (что делаешь) бѐ́гаш, бѐгаёш, бѐгаиш. ( «И што ты за им всё бѐгаш-от, но́-ко остепен ѝ сь мане́нько, посиди, а козёл и сам дорогу на́йдет, при́дет, куды он дине́цце!»).

- Б ѐ гает быстро –(одобр.) бе́жкой (он), бе́жка (она), бе́жка–бедá (она); (что делает) но́̀сицце, (что делаешь) но̀сиссе, (усмеш) «то̀льке вьѐ», «то̀ко вьёт», «на вороны̀х не дого̀ниш», «тольке пя̀тки в жопу втыка̀юцце».   («Ходила с ѐй по грибы, ак она - бе́жка-беда на́ ногу-ту, за ей не уго́нисе!», «Бе́гат - што пердё̀ш по штана́м!», «Ыш с ра́дости-ты, ак вся изб ѐ галасе: но̀осицце, но́сицце, ро́вно горе́ла ове́цька – вза́ть-наза́ть, вза́ть-наза́ть!»);

- Б ѐ гать –  (неод ) раза́тисе, раза́̀тись, раза́тсе (бегать, метаясь, бросаясь из стороны в сторону); ло́сатись( очевидно сравнение с лосем), ло̀сатисе, ло̀сатсе; а это, очевидно, в сравнении с лягающейся лошадью - выля́гивати, выля́гивать; (что делает ) но̀сицце, ло̀саецце, л о̀ саэцце, ло̀саицце, раза́ецце, раза́ицце, раза́эцце, выля́гиват, выля́гивае; (что делаешь) выля́гиваш, ло̀саиссе, ло̀саисе, ло̀саэссе раза̀иссе, раза́есе;(что делаете) раза̀етесе, раза̀етесь, раза̀итесе, раза̀итесь; «Но-ко,уйм и́ тесе-ко,дава̀й, хватит тутоко́ раза́цце!»; «Но́сяцце, раза́юцце – ро́вно горе́лыё овѐцьки!»; «Но-ко хватит рысака́ гоне́ть, сади́сь, давай, за уро́ки!»;  

- Б ѐ гать, игр а́ я, д о́ лго не приходить дом о́ й - (неод,насм) «лыса̀ка гоня̀ть» «рысака́́ гоня̀ть» (рыса́к – порода лошадей), рысака гоня̀ш;(что делает )рысака́̀ гоня̀(е)т, рысака гоня̀е(т); «Нѐт бы што и пом о ̀г чем лыса̀ка-та гонять!»;

- Б ѐ гать быстро; беспорядочно   -   носи́тисе, носи́тись, носи́тсе, носи́цца, носи́ццэ, (неод)«носи́тисе сломя́ го́ло(в)у», сумато̀шно бегать= сумато̀шничять;(что сделать) заноси́тисе, заноси́тись, заноси́тсе (см.«возгордиться»), засумато̀шничять; (что делаешь) но́сисе, но́сиссе; (что сделаешь) зано́сисе, зано́сиссе =заб е́ гаешь-засуетишься = за сумато̀шничяеш; (что сделает) зано́сицце - забе́гает- засумато̀шничяет,  (повелит.) не носи́се, не носи́сь;  (мн.ч) не носи́тесе, не носи́тесь, не носи́тьсе; (дерев. пр.) не носи́тёсь сумато̀шницети, сумато̀шницеть, засумато̀шницети, засумато̀шницеть.    (что сделал) заноси́лсе = забе́гал; (что делает ) но̀сицце, ло̀саецце, л о̀ саэцце, ло̀саицце, раза́ецце, раза́ицце, раза́эцце, выля́гиват, выля́гивае; (что делаешь) выля́гиваш, ло̀саиссе, ло̀саисе, ло̀саэссе раза̀иссе, раза́есе;(что делаете) раза̀етесе, раза̀етесь, раза̀итесе, раза̀итесь; «Но́-ко, уйм и́ тесе-ко,дава́й, хватит тутоко́ раза́цце!»; «Но́сяцце, раза́юцце – ро́вно горе́лыё овѐцьки!»; «Но-ко хватит рысака́ гоне́ть, садись, дава́й, за уро́ки!»;

- Б ѐ гать, ходить, передвигатьсяв разные стороны, неоднократно тут же возвращ а́ ясь - туда́-сюда́, вза́д-вперёд, вза́ть-наза́ть, туда́-сюда́-обра́тно: «туда́-сюда́»(см.«тот,») - 1. Рассредоточить(ся) в разных местах или направлениях, 2.заходить в разные места, 3.ходить по инстаннциям; 4.беспокойно вертеться на месте=«туда́-сюда́» «егоз и́ ть,ёрзать (см.«беспкойно»), 5.искать (везде) заглядывая«туда́-сюда́», 6.обещание быстро сходить куда-то и скоро вернуться – «туда́-сюда́» «туда и обратно» «туда́-сюда́-обра́тно»,(деревенск. говор)- «вза́ть-наза́ть»,«туда́-сюда́» 7.двигаться(ходить, бегать и т.л.) неоднократно возвращаясь -«туда́-сюда́», «вза́ть-наза́ть», «вза́д-вперёд», 8.(возмущ)«вза́ть-наза́ть, вза́ть-наза́ть», «вза́д-вперёд, вза́д-вперёд», «ро́вно горе́ла овѐчька», «ро́вно горе́лыё овѐцьки», «туда́-сюда́, туда́-сюда́»- о беспрестанно бегающих; 9.(снисходит.)«туда́-сюда́», и «ищѐ нечево́ – туда́-сюда́», т.е. «не совсем пло́хо», «мо́жет и пригодиться ещё», («Ну, руба́ха-та ищ ѐ нечево́: туда́-сюда́, а уж штаны-ты, ак совс ѐ м негодя̀щи», «Ну, да мно́го-ли и было, а туда́-сюда́, да вот и всё, с моей ора́вой мно́го надо», «Ми́и-лте мо е́, по́ки бума́жынки-ты збер ѐ ш, ак нахо́диссе туда́-сюда́ по конто́рам-то!», «Робята повыроста́ют розлитя̀цце туда́-сюда́ и оста́нусе я одна-одинёшынька век-векова́ти», «А што егоз и́ ш-от – то́льке-знай, туда́-сюда́ в ѐ ртицце, но́-ко седь, дава́й, на жо́пы ро́вно!», «Я в город ненадо́лго – то́льке туда-сюда», «Дава́й м и́ гом то́льке –взать-наза́ть!», «Дак это што́-жо вы раза́итесь-от туда́-сюда́,туда́-сюда́, вза́д-вперёд, вза́д-вперёд тольке и слышно што двер и́ ма – хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!»).

- Беги́, идѝбежы̀, побега́й,побега́й дава́й, «бежы́́-дава́й», «бежы́-подѝ, дава́й», «бежы́-подѝ», (насм) (в)зля́гивай, « Ну побега́й, давай, нет стемна́т, ак дороги не на́йдеш.»; «Бежы-поди, давай, скуря̀е - нет запозда́ш!».

- Бегите, идѝте –(город.произ.) бежы́́ти, «бежы́те-дава́й», побега́йте, (насм ) (в)зля́гивайте; (что сделали) побе́гли,  прибе́гли, убе́гли; (ед.ч.) побё́ г, побё́ к, побё́ х, прибё́к, прибё́г, прибё́х, убё́г, убё́к убё́х прибё́г, убё́г;  (дерев.произнош) бежы́тё, «бежы́тё дава́йтё», побега́йтё, (в)зля́гивайтё.

- Бегут - бежа́т, (насм )выля́гивают:  («Оны́ бежат́ – торо́пяцце»).

- Беда - лѝхо, лихота̀.

- Беднѐе т - скудѐ̀ит, скудѐ̀е, скудѐ̀т, оскудева̀ит оскудева̀е, оскудева̀т; (дерев.произнош) скудѝе, скудѐ̀ёт, скудѝёт, оскудева̀т, оскудева̀ёт.

- Б ѐ дно(1мало, 2.недостаточно) – ску̀дно, скуднова̀то, убо̀го.

- Б ѐ дно жить – бедова̀ти, бедова́ть, нужда̀́тисе, нужда́тсе, нуждатись, нужда̀́цце, нужда́ццэ, нуждацца: (что делает) беду́ет, беду́е(т), нужда̀(е)цце, нужда̀ицце, нужда̀эцце, «копе́йка х копе́йке», «ка̀жда копе́йка на щету́»; (что делаешь) беду̀еш, беду̀ёш, нуждаесе, нужда̀иссе, нужда̀эсе, (что делают) беду́ют, нужда̀юцце; «Эх и жысь – хош жывой в гроб ложысь: два горя́ вместе, да ох све́рхи - беду́ем, а не жыве́м!» «И коли́ жо мы станем ж ы́ ти так, штобы не нужд а̀ тисе-то?!».

- Б ѐ дность – скуда̀, ску̀дось, ск у̀ днось, нужда́, недоста́́тки-недохва́́тки, убо̀гос(т)ь: («Коро́ушок-от согнали вместо – в о́бшо-то ста́́до, ак тип ѐ̀ рь в дво́ри одне недоста́тки- недохва́тки нужду пра́вят»); «нужда́» - это 1.необходимость, 2.потребность; «по нуждѐ̀» –естественная потребнось организма, а словами «приспѝчило», «приторопѝло»(см.«ощущение»).означали срочную естественную на́добнос(т)ь.

- Б ѐ дный, бедняк(неимущий) - бе́дной, бедня̀к, бедня̀цька, бедня̀чька, ( пренеб.) рѝбушна(я), рѝбушник, рѝбушница, ри́бушной, вепс«Ribuikа//z» - рѝбушный;(насм.) голь, голи́к (см.«»), голы́ш, голь перека́тная, голодра́нець, ри́бушник, рѝбушниця – это и бедняк, ибедно одетый человек, и оборва́нець, ободра́нець, оборва́нка, ободра́нка,   обо́рвыш, (мн.ч.) оборва́нци, ободра́нци, обо̀рвышы; рипа́шник - девятинский говор ( вепс. «Riраŝnik» ); голы́ш  это и «булы́жник» (см.«камень»);. Словом «голѝк» = «карацю́н, карачю́н» назывался и сухой веник (прутья в нём без листьев). Голиком мыли-шаркали некрашенные полы, лавки,стены; И «ско̀тьево» злого духа, насылавшего на скот болезни и смерть, называли «Карацю́н» ( вепс kаrаčun»),   и Рождественский пост - тоже «Карачю́н» (голод,холод –как же ещё это назовёшь?). Забылин в своей книге «Русский народ, его обряды иобычаи» (изд.1880года) пишет:«У русских Рождественский пост назывался «Карачун». Такое название поста Карамзин объясняет короткостью зимних дней. Однако же, по замечанию профессора Снигирёва «Карачун» сходствует с сербским «кара́чити», т.е. «ходить», и с русским словом «к о́ рчить» (что-либо,или кого-либо),кривляться. Потом ещё есть догадка -не имеет ли слово «карачун» какого-нибудь сходства с упоминанием в «Стоглáве» «чароде́яния над корча́гами»- Забылин «Русский народ, его обряды иобычаи» (изд.1880года).

- Бедро – стéгно,л я̀ шка, ля̀шоцька, ля̀шэчька, л я̀ ха, (мн.ч.) ля́шки, л я̀ хи, л я̀ шоцьки, л я̀ шэчьки, сте́гна. («Но-ко заголи́ сте́гна-та, надо рану промыть, потому как рога-та у козы не больнё чи́сты, эка драчьли́ва козлушка-та, дак тово и гледи́, забода́т!» «Но-ко, дава́й, натяни́ други́ портки́-ти, ходиш как ри́бушник, сверка́ш ля̀шками!»).   

- Бежать - бе́гти, бе́хти, (насм.) дра́пать (см.«царапать,рвать.бить»).                                                        

- Бежать подпрыгивая - впры́ть, пры́тью, пры́тко, вприпры́жку, вприско́чьку, вприско́цьку. приска́кивая, приска́кивати (см.«прислуживать») приска́кивать, подска́кивати -1.подпрыгивать,несходя с места, 2.приближаться скоком; о лошади, двигающейся прыжками - вско́ки, вскачь навско̀ки, вскацькѝ, вскачьк ѝ, ско̀ком. («Ско̀ком-боком, скоком-боком ходит галка мимо окон…», «Уй така-ли неспоко́йлива жэребу̀шка – всё вско́ки, да навско́ки, да.»).

- Безвкусный - пре́сный (см.«несолёный,пороги»), пресня̀к: пре́сная вода - не морская, а речная (озерная)рыба - преснов о́ дная; пре́сно(е) молоко – не парное, не кислое, не подвергавшееся никакой обработке; тесто, замешанное без дрожжей – бездрожжэвое - пре́сно(е) тесто – неходе́ло(е), и пироги из него - неходе́лы(е), пре́сные, неходе́лыи, неходе́лыё; в переносном смысле слово «пре́сный» употребляли относя ко всему неинтересному(неостроумная шутка – пре́сная, пло́ская).

- Безвозвратнос конца́ми, с концо́м, о́кунем (т.е. как о́кунь - в глубину, и не увидишь его), (деревенское произношение) с конца́м(и), с концё́м, с конця́м(и), о́кунём. «Но, типерь ых не дождессе – ушли и с конца̀м!», «Вот ыть какой – денежку-ту заграба̀стал, да и – о́кунем!».

- Безво̀льный, легко поддающийся угово̀рам, неумеющий отстоять своё мнение и т.п. - бесхара̀ктерной, бесхара̀ктерна(я), слюньтя̀й, слюньтя̀йка, мяхкоте́лой, мяхкоте́лый.

- Без всего - безо́всево́, безнечево́, с та̀ком (см.«пироги»). («Дофордыб а̀ чилсе, осталсе без о́ всево– не дома, не семьи», «Дак ыть неловко как-то безовсев о́ -то на гост ѝ бьё итти»).

- Без высокомерия не чв а̀ нясь, не чиня́сь - некура̀жно «Он, кормилец, в ризе сермяжной, ради песни мла̀деня в зыбке, откушает некуражно янтарной ухи да рыбки»- Н.Клюев поэт-вытегор.

- Без головного убора - простоволо́сой, протоволо́сый («Марфа скатилась с лежанки, куда, было, забралась погреть спину, простоволосая выскочила на крыльцо»).

- Бездѐльни к, живущий за чюжой счёт - абармо́т обормо́т, обормо́тина, (ж.р.) обормо́тка; слово «обормо́тина» не меняется по родам, и не употреблялось во множественном числе.

- Безде́льни к, отлынивающий от дела - лоботря́с, безделю́га, не́роботь.

- Бездѐльни к, дура к -  обо́лтус, або́лтус, балда̀; слово «балда̀» не меняется по родам, и не употреблялось во множественном числе.

- Бездельничат ь - леньтя́̀йничять, отлы̀нивати, отлы̀нивать, «ло̀дыря гоня́̀ть»;(насм.) «не переся̀децце», «не перело̀мицце», «не переробота(е)т лѝшку!», (ирон.) перерабо̀талсе, а в буквальном смысле «переробОтал, уробОталсе»-очень утомѝлся. («Ну, этот не перероботат лишку - не надэ думать!»); (насм.,серд.) «не пересѐрессе, «не перело̀миссе» -говорили человекувзявшемуся за предложенную работу без особого желания.

- Без дна (яма глубокая в земле, и, вообще, 1.всё где непрощупывалось дно, ни взглядом, ни подручными средствами: ямы, колодцы, водоёмы, болота, любая ёмкость: корзина, мешок, ведро…) - бездо̀нна, бездё̀нная, бездё́нно, бездё́нноё, бездё́нной,   бездё́нный; (мн.ч.) бездё́нны, бездё́нныё, бездё́нныи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: