- Делать что-либо оглядываясь, осторожно - с огля̀дкой; («В лесу ходи с оглядкой»); в
переносном значении «с огля̀дкой» - 1.«помня прежние ошибки», 2.помня предупреждения
(«…ак, с огля̀дкой, любушка, розговля̀йсе-то,с огля̀дкой: преж пошшытай…».
- Делать что-либо (идти, работать),долго, до изнеможения, уставать - пѐтатисе, пѐтатись, пѐтатсе, пѐтаться; что сделать?(см.«устать») упѐтатись=припѐтатсе; (что делаешь) пѐтаесе, пѐтаиссе пѐтаисси; (что делает) пѐтаецце, пѐтаицце; (что сделает) припѐтаецце, припѐтаицце, упѐтаецце, упѐтаицце «А, было, с пятью-то робятам пе́таюсь-пе́таюсь, а и то́лку некако́ва!».
- Делать что-либо небрежно - «не по-лю́дскѝ», «через пень-коло̀ду», спустя́ рукав а́,
как-нибу́дь, ка́к-нить (сокращённое от «кОить как поп а́ ло», как-по́падя, «так-ся́к»), кой-где, (см.«како́й») кой-ка́к, ко̀е-ка́к, ко̀ё-ка́к; (укор.,серд.,неприяз. о ком-либо) нахватоќ-нашвыро́к, (укор.,серд.,неприяз о ком-то) шаля́й-валя́й, (неприяз.,насм.) шата̀й-балта̀й - очевидно из
татарского лексикона; плохо сделать работу, вести пустые разговоры, сплетни - (серд.,непряз) херо̀вницети, херо̀вницеть, херо̀вничяти, херо̀вничять (см.«язык») »; притворяться, создавать видимостьдела - для близи́ру, для отвода глаз, прики́дыватисе; (что сделать) нахеро̀вничяти, нахеро̀вничять, прики́нутисе, прики́иутсе, прики́нутись; (что сделает) нахеро̀вничяе, нахеро̀вничяит, нахеро̀вничят, прики́нецце, прики́иеццэ; (деревенск.произн.) ко́ё-как,нахеро̀вницети, нахеро̀вницеть, нахеро̀вничят, нахеро̀вницеёт. слова «как-ниб у̀ дь,
ка́к-нить, ка́к-не» имеют и смысл обещания, или исполнения чего- либо неопределённо в будущем времени, т.е.«когда-нибудь»; плохо сделано - «так-ся́к», а ко̀ль хорошо что-либо сделано, то хвалѝли «не т а́ к-сяк»(«Хоро̀ша бо̀цька, насо̀весь здЕлана, не та́к-сяк!»); 2..ничего неполучается, как ни прикидывай, как ни уговаривай- «и так, и э̀дак», «и так–и сяк», «и не так, и не так»; («Уж я ёо и так и сяк лѐстил – не как не хо̀цёт, хош наизна́нку вы̀вернись перед има̀!»; «Ак ёй всё не хорошо, и это не так и то не так, ак я и не стал не цё ро̀бить: а раз всё те плохо, ак на –не так и не так - не по мо̀ёму,непо тво̀ёму!»; «У ково ото тутока эдак поробо̀тано-то -напѝрдали, нахеро̀вницели то̀льке, а делакак нать не изладили!»; «Ох уж эта Фе́нька - ёй бы токо херо̀вницеть, а дела не зазна́т!» «Всё-то кой-ка́к, всё-то непо-лЮдски – шаля́й-валя́й!» «Акулина, где была?» – «Рыболовницела!» - «Уй много дел наворотила нахеровницела »; «А мот как-нить и зберу̀се, да и зде́лаю я те свисту̀льку!» «Нать бы ка́к-не збегану̀ть до Ежозера за караси́ром!»);
- Делать что-либо, бороться до обессиленья, до последней возможности - до изнеможэ̀ния, до у̀стали, доупа́ду- 1 «до упа́ду»- пока не упаду, 2. «до изнемогу̀» т.е или одол ѐ ю или сам упаду̀ обессилев.
- Делать что-либо долго, или медленно и долго собираться, задерживаться, опаздывать – ме́длити,
ме́длить, ме́для, (а «неме́для»- срочно, тотчас же, без промедле́ния), ме́шкати, ме́шкать, (неод,осужд, сочувст) колоты̀ритисе колоты̀ритись, колоты̀ритсе (коло – круг, тырить –
носить см. сл. «воровать»); (неод ) копа́тисе, копа̀тсе -1искать в глубине чего-либ - копошы̀тсе, копошы̀тисе, копошы̀тись, (серд) кошэ́литисе, кошэ́литись, кошэ́литсе, кошэ́лицце -
(букв.)долго копаться в кошельке, (неод.,серд.) окошэ́ливатисе окошэ́ливатсе, окошэ̀ливатись; шы́шлятись, шы́шлятсе шы́шлятисе - (букв.)говорить, споря, укоряя «а шыш ли ты»;
(неод., насм.) мудо̀хатисе, мудо̀хатсе, мудо̀хатись (очевидно в это слово вертосёла вкладывали
смысл вепских слов: Mudеi//tа – шевелить, двигаться, мутить, мутный;
(что делает) ме́шка(е)т, ме́шкае(т), ме́шкаёт, ме́шкаит, колотырицце, копа̀(е)цце,
копа̀ицци, копошы̀цце, шы́шля(е)цце, шы́шляицци, копа́эцце, кошэ́лицце,
окошэ́лива(и)цце, окошэ́лива(э)цце; (что делаешь) копа̀есе, копа́исси, копошы̀се,
копошы̀сси, окошэливаиссе, шы́шляесе, шы́шляиссе, копа́иссе, кошэ́лиссе;
шевелись быстрей, поторапливайся -(язвит..) шы́шляйсе давай = окошЭливайсь, кошэ́льсе, копа̀йсе, копа̀йсь; «Што копа̀иссе-то там? Давай скоря̀е окошэ̀ливайсь, нет ак прѝдем на
ошу̀рки, к шапошному разбо̀ру!» «До̀лго там копа̀̀цце-то думаш, копошЫцце, копошЫцце, што и делает!» «Долго там окошэ́ливацце- то думаш? Давай скоря́е, пошэве́ливайсе - нет плыве́ш как
пе́ша вош!»; "Некогда долго мЕшкати, садись да поехали!») «копошы̀цце» – это ещё и о чём-тонепонятном, двигающемся:«Валю̀шка вздрогнула и зажму̀рила глаза – ей вдруг показалось, что в дальнем углу что-то закопош̀илось в темноте».
- Делаться, происходить - ко́итисе, ко́итись, ко́итсе, ди́ятисе, ди́ятись ди́ятсе, роби́тисе, роби́тись, роби́тсе, твори́тисе, твори́тись, твори́тисе.
- Делающий пакости – п а̀ костник, паску̀да, паску̀дник паску̀дной, паску̀дный – (изначальное значение происходит от слова «ску̀дный» = недостаточный, убогий);
- Дело начатое, или отложенное незаконченным - задѝльё. заде́лье («Цё ото̀ задѝльё у те валя̀ицце – это как завсё; зацьнѐт и бро̀сит-забу̀дёт!»; «Куды̀ спешЫш-от, али задѝльё како̀ есь?).
- Дело занимающее много времени - мѐшкотно(е), кро̀потно(е).
- Дело, работа, не стоящие внимания и затрат - безде́лица, безде́лиця (см.«вещь»), о вЕщи, или о поступке - зря̀шно(е); зря̀шной - о ни к чему непригодном человеке, (мн.ч )зря̀шны(и); пустя́к, пустя̀шно(е), пустя̀шной, (мн.ч.) пустя̀шны(и); (неод) ерундА, ерундѝстика (см.«говорить»), заниматься ерундо́выми делами(см.«разговор») - ерундо́й занимАтисе (см. «не́что»), шышня́, (см.«вещь») фигня ́; О птице, сидящей на яйцах высиживающей птенцов – «занимаицце пустяка̀м(и)». («А ерундѝстикой-от не занимАйсе, али делать те б о́ ле нѐчё?!»; «ЕрундИстикой занимАитесь – одна говорѝльня, прости Хосподи, а не дЕла-не роб о́ ты!» «Ну, а если ты захочешь я тогда, с неба звёздочку достану – нам пустЯк!», «Уй, пустЯшно дело,– об чём розговор, излАдим в лУччем вИде!» «ЗрЯшно это дело, не нужнА эта фигнЯ не комУ» «Дела друг о́ ва нет – што ерунд о́ й-от займАитесе!».
- Дело легко исполнимое - пустя́к, па́ра пустяко́в, пустяко́во(е), пустяко́воё, пустя̀шно(е), пустя̀шной, пустя̀чьно(е), пустя̀чьной, пустя̀цьно(е), пустя̀цьной, (мн.ч.) пустя̀шны(и), пустя̀цьны(и), пустя̀чьны(и), лёгота̀, «только и всево-то», «только и делов-то.
- Дело, ситуация, которое можно исправить, поправить - поправи́мо(е), поправи́моё. («Но, я шшытАю, што это дело поправи́мо – вЫберем друг о́ва председателя, да и дело с концём!»)
- День перед праздничным днём - кану́н (см.«пиво»);
- День 11 ноября. День Настасьи и Авраама
День 12 ноября - День Зиновия. Это праздник охотников, выезжающих в этот день на первую порошу. Считается, что в этот день надо затравить хотя бы одного зайца, который называется «именинником», иначе охота весь год будет неудачной, и в этот день не жалели ни себя, ни лошадей, ни собак. Добыв косого, бывало, говорили: «Коня положили, да зайца уходили», «Цена зайцу — две деньги, а бежать — сто рублей».
- День 4.декабря - День введения во храм пресвятой девы Марии: «Веденьё́», «Веденьё́в день» «день Веденья̀».
- День30.12 (ст.ст.),когда резали свиней - порезу̀хин день, порезу̀ха; этого дня резали свиней, заготовляли мясо впрок: солили, вялили, варили колбасы; по свиной печёнке и селезёнке судили о зиме: если селезёнка ровная и гладкая, то зима будет суровая, а если селезёнка толще к спине, то холода придут в феврале; толстая середина печени обещает морозы с перезѝмья (середина января);
- День 07. 01.(н.ст) - Рожэство Христово «Зимние Свя́тки=Окру́тники»: Ранним рождественским утром 7 января(нов. ст) пастух обходил деревню и сыпал в дворы горсть овса «на жывущих, плодящих и на здоровье!»; с Рождества Христова и до Богоявленья(19.01) вертосельские парни и девки, по, исстари заведённому на Руси обычаю, рядились в маскарадные одежды; кудѐсили, ходили по деревням ряжеными в маскарадные костюмы, калядовали, запугивали нечисть, пели колядки, под окнами домов, веселились, веселя мир. их называли «окру́тники, ку̀десы, ря̀жоны(е), (ед.ч) ку̀дес, (жен.р.,) ря̀жонка (см.«красиво») наряжо̀ка, наряжу́ха. (« Ак мы наряжу́хами в соседню деревню убегали»).
И был ещё один такой же праздник - летние «Зелёные свя̀тки» - это праздник «Тро́ица» В этот летний день так же, как и в зимние святки. калядовали, красили яйца и также веселились пугая нечисть, а чтобы не приключилось беды в дому̀ застилали травой и цветами полы в избе в хлевах, в бане, и мылись завѐтными вениками, и заламывали берёзу для новых вѐников, и украшали берёзу лентами. и водили хороводы вокруг берёзы.
- День 13. 01.(н.ст) - Мала̀ньин День. Славен пирогами был Маланьин день – в каждом доме в
этот день пекли много пирогов и щедро одаривали пирогами всех, кто приходил калядовать.
В памяти ВытегОрья остался этот обычай присказкой «Наварила, напекла, как на
МалАньину свадьбу».
- День15.января(н.ст) - курИный день, Ку́рий день. В этот деньчистили, убирали навоз,
окуривали и ремонтировали, курятники, т.к считалось, что в этот день -15.01 (нов.стиль),
семилетний чёрный петух откладывает в навозе яйца, а 4.июня из них вылупится змей,
поэтому 3 июня собирали все куриные кладки и варили яйца вкрутя̀к = вкруту́ю;
- День 21января(по новому летоисчислению). – День Емельяна..В этот день было положено рассказывать детям и взрослым сказки., иосталосьприсказка «Мели, Емеля, твоя неделя» -как выражение уличения во лжи, со времён, когда отмечали День Емельяна
- День 21января(новое летоисчисление) - «День пови́тья», «День повиту́х» или «Бабьи кАшы»; праздновали три дня: в первый день чествовали повиту́х; во второй день было чествование Ро́да Небесного и Ролителей; третий день – День РожанИц –чествовали Богородицу Ладу и Богородицу Морену. Мамы с детьми родившимися в этом году приглашали Повитух домой, а с детьми от года до 3 лет шли к повитухе, и несли в горшке петуха или курочку, (взависимости от того - девочку или мальчика приняла повитуха) несли угощенье, давали деньги, полотно, платки, полотенца и угощали вином, разносолами и варили кашу на молоке, сдоблЯя маслом, яицами, украшали маком, орехами, ягодами;несли кашу, а повитУха в долгу не оставалась она тоже угощала всех кашей, дарила детям распашонки, пелёнки, уж она знала кто к ней в этом году придёт и заранее готовила(для каждого персонально – вышивала или вязала шапочки, носки). Подняв горшок с кашей над головой ребёнка она произносила «рости высоко-высоко» и угощала детей сладкими орешками или давала горсть гороху -ребёнок перекатывая горох или орех во рту переставал картавить и шепелявить; новор о́ женицу-мать она угощала грецким орехом, чтобв молоко у той прибывало. В 1590 году киевский митрополит Михаил запретил празднование «Бабьи каши» «как язЫческое тре́бище».
- День 29 февраля высокосного года – КасьЯн. Касьян немилостив, завистлив,злопамятен,
может ветер спустить, или мор. Его боялись. В этот день старались не выходить из избы,
особенно в предзакатный час. Считали «На што КасьЯн глЯнет – попЫ не отчитАют, бабки не отшЭпчют»; а если что-то шло вперек о́ с, не так как надо, или заболел, говорили «Ровно Касья́н гля́нул». Высоко́сный год – чётный год раз в четыре года(см.«местА»)
- День солнцестояния - солнцеворо́т, солноворо́т. 21-22 июня(по новому летоисчислению,
т.е новый стиль) - день летнего солнцестоЯния
- День зимнего солнцестояния - 25 декабря(нов.ст.); в этот день церковь отмечает День Преблаженного святителя Спиридо́на. Спирид о́ н Тримифунтский, помогает в
материальных и жилищных проблемах; По поводу зименего солноворо́та говорили
«сонцё на ли́́то, зима на мороз»(с о́ лнце – на лЕто, зима на мороз). В этот день жгли костры
в честь солнца, пекли блины, а утром выходили за околицу и закликали солнце:
«Солнышко-вёдрышко, покажысь, красное розожгись!»; скатывали с горы горящее колесо,
лепили снежных баб и водили круг них хороводы, катались с гор, а если кому приходилось
выезжать в дорогу, то, начиная путь, нужно было непременно скатиться на санях с горки,
хотя бы с очень маленькой.
- День весеннего равноденствия - со́́роки. 23 марта (нов.ст) идут на Русь Со́роки.
Сорок мучеников, воспоминаемых Православною Церковью, торят(по народному присловью)
путь-дорогу сорокА Утреникам(утренним морозам)), из которых каждый всё мягче, всё легче
один другого. Если все 40 утреников подряд до ЗосИмы-пчельника(30апреля) пройдут без
пота́йки, быть всему лету тёплому, да ведреному.. На Со́роки день с ночью меряются (весеннее
равноденствие); 23.03 прилетает на Русь вторая весенняя птица – жаворонок, а с ним ещё
сорок птиц. И пекут на Руси жаворонков из теста, встречают весну.
- День 14 мая - Ереме́й-запряга́льник с этого дня у нас на севере начинается посевная пора.
- День 30 мая1923г. - «30-го мая «Неделя совести». Все, кто чем может, помогут в эту неделю больным и беспризорным ребятишкам…» (Гзета «Трудовое слово» - орган Уездисполкома, город ВЫтегра, 02.04.1923года).
- День черездве недели после Пасхи - «Красная Горка» или «Радуница». Всю неделю молодёжь на горках, оттаявших из-под снега в лучших нарядах, жгут костры, закликают весну-красну, водят хороводы, а в это время на погостах вдовы и сироты оплакивают своих родных, и всю неделю кладбище кишмя-кишит от народу(поминают рюмочкой, поливают могилки водочкой, полагают на могилки яйца. Во вторник детвора закликает дождь и если случится гром, то надо перекувырнуться через голову три раза – чтобы спина не болела, а девки умываются через колено(Было поверье: если девка в дождь на «Красную Горку» умоется трижды через своё собственное колено, то молодость и красота не покинут её долго).
- День 1-е августа - Макрѝдин день или Макрѝды; макрѝда =1.(неод.,заботлив) мокрѝда –
мо̀края(о попавшем под дождь, об опИсавшемся ребёнке); 2. Макрѝда - старинное женское имя
(у Василия Великого была сестра с именем Макрѝда). Вэтот день положено было всех обливать
водой и купаться; и примечали: если этот день был сухим, то и осень будет сухая, а если прольют дожди, то и осень будет мокрая(«А как на «Макрѝды» мужыки догледЯт - когда бабы к озеру зберу̀цце, - и ну их в озёро пеха̀ть (это «макрИды стрОят»), ак што ѝфканья-та, то̀льке у̀ханьё стоѝт!»).
- День 2 августа – Ильи́н День= Илья́, И́лия; в закличках имя Илья́ звучит как
И́лия(с ударением на первом слоге). Издавна а нашем северном краю почитался Илья держателем гроз. Тихая погода в этот день обещает тихую осень и зиму без метелей. «Сказывали стАры старики, што бывал мороз в ИльИн День, дак на реке камни подымАло – так и бросАло. И такой голод здесь был, што мох Ели и на очЕлье ходили». (т.е. ходили под окна просить кусок хлеба). После второго августа
убавляется тепло, с ИльинА днИ начинется жнивьё хлебов.
- День 31августа(нов.ст.) – День ФлОра и ЛАвра, день поклонения конЮ - праздник, оставшийся
от языческих времён. В этот день на лошадях не работали, их мыли, купали, расчёсывали
хвосты и гривы, заплетали в косы вплетая ленты, пекли пироги в форме копыта и отдавали их
священнику, который святил коней и конюшни святой водой.
- День 30 сентябр я - осенѝны – день именин Веры, Надежды,Любови.
- День 26 октября - почѝнки, зяб у̀ шки, озноб у̀ шки; в этот день полагалось чинить=ремонтировать.
- День 15 ноября - Акиндин и Пегасий. Считалось, что Акиндин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит. То есть световой день убывает, а значит, надо отго-нять темень, но делать это осторожно, чтобы не спалить весь дом. С этого дня обряды оберега света и зерна в закромах исполняются особенно внимательно. В этот день чество- вали овинника, «поздравляли» его и оставляли рядом с ямой, в которой разводили огонь, гор- шок овсяной каши
- День настАнет (днём обсо̀хнетземля, спаду̀т ро̀сы, пригреет солнышко) – ободня̀(е)т, ободня̀е(т), ободня̀ёт, (что произошло) ободня̀ло – день настал, рОсы сПали,трава, земля обсохли, согретые солнцем обвеянные ветрАми(«Погодѝ манѐнько-то, пуска̀й ободня̀т, ак и побежыш!»).
- День весь потраченный на что-то – (огорч.,неод.) день-деньско̀й. «Где тя лешой нОсит – ыть день-деньскОй глаз домой не ка̀жот!» «Ак я на робОти день-деньской, а хто за има̀ доглядАт, а не хто!».
- День, дневно̀е врѐмя – дённа́̀ пора̀, дённо̀ врѐмё; (когда) дё́нной поро́й = днём: («Ну да какѝ ищѐ те зеленЯ, трёх дён не прошло̀, как посИяли!»).
- День солнечный - пого̀жый, пого̀жой, вё́дрёной, погода пого̀жа(я), вё́дрёна(я), «пого́жы(е), пого́жыи ( деньки́, денё́чьки), «пого́жыё ( деньки́, денё́цьки) ;
- День Первопрестольных апостолов Петра и Павла (12 июля) - ПетрОв День, Петро-Па̀влы, Петро̀вки, и (усмешл.) «ПетрОвки-голодОвки» – это о днях поста перед 12 июля («до ПетрвАдни); Петровѐй -так называли престольный праздник своей деревни вертосё̀ла. «В этот день в деревню приежжали с Ежэзера свящЕнники, и устраивался «КрЕстной ход» круг озера, с херувИнам, с кадИлом, икОны несли, а потом всей деревней съедали, жаренного на кострах, жертвенного оленя, посланного богами в дар за труды людские» (по легенде на противоположный берег Нашего озера выбегали два оленя и олениха. Два оленя плыли в сторону охотников, ожидавших их на этом берегу. Одного из них стреляли). Впоследствии, когда олени перестали выбегать к озеру, стали жители деревни стали сообща покупать быка красной масти», т.к. красный цвет гарантировал солнечную погоду во время косовИцы;
- Дѐньги налѝчные – (уваж.) «жыва̀ деньга̀», (шутл.) тѝти-мѝти, купѝло, купѐрьё, купѝш, (дет. декс.) са́ра. («Ак шцё ты ду̀маш, ыть жыва̀ деньга̀ в рука̀х – велѝко дело: захотел, да и взял што хош!» «Куда не кинь – везде клин: всем тИти-мИти подавай!»; присказки об отсутствии денег: «Купи́ло в лес укати́ло», «Ку́пиш, как слупиш» -купишь, если долги тебе вернут, то будет на что купить); «Ку̀пиш ку̀киш»; «Купѝш уехал в Париж»).
- Деревѐнь – деревнѐй, деревё̀н («Как от Тага̀жмозера-та идёш, ак тамо дерѐвня, друга̀.., да, там много деревнѐй»; «А робята-та з других деревён всё прѝдут да задира̀юцце с на̀шым-от робЯтам.»).
- Деревни(названия некоторых деревень) на Вытегорьи, упоминаемые в церковных книгах:
названия поселений давались или по имени владельца, или по названию местности, где они возникали («А и стояли на тому мисте небольшыи деревнёшки, можно сказать починки, названия у их не было, а называли их по реки́, а где-ка - по горЫ, на которых оне - тыи деревнёшочьки-ты стояли»); 1791год «деревня, вновь поселённая у Генаозера» (Эйнозеро); «деревня подле реки Ежа»; «дереня, вновь поселённая в пихки у Ыгат-озерка», «починок у Каменного ручья», «деревня Ка́ров Конец», «Конец БолОтья», «деревня Па́трова Гора», «деревня по праву Па́лозера», «деревня СпЕров Конец»; 1796 год «деревня над Алым озером», «деревня Боярской Горы», «деревня вновь поселённая на Га́лентьевом ручью́», «Деревня Ри́́мова Гора», «деревня Са́виной ГорЫ»; 1797год «деревня Натага́жмызахарязина Гора»; «деревня. Натага́жмыгалентьева Гора»; «деревня у родника у кур»; 1811год деревня между река Алый(?) Алмозеро Са́лозеро Са́лмосозеро; 1818год. «деревня Ближняя Ка́рданга», «деревня Бру́сова», «Сельцо Брянское», «сельцО Вахпил», «деревня Великий Двор (поместье Ратькова)», «деревня Ве́ртосельга», «Гормору́чья»; деревня Ежезерского Прихода - Тали́́̀ньсельга, « деревня Вя̀ньги», т.е. деревня у реки «В я̀ньги»;
- Дерѐвня – ( уменш., ласк.) дере(в)у̀шка, деревнёшоцька, деревнё̀шка, дерё̀венка, деревнЮшка. («Алмозеро была ма̀ленька деревнё̀шоцька, она роспоселѝласе потом-от!»; «А на месте, где типере стоит город Вытегра раньше небольша̀ деревнё̀шка стояла и имя ей было Вя̀ньги»).
- Деревня моих предков, жывших на Вѐпской возвышенности - Вѐ̀ртосельга. Первопоселенцы деревни Вертосельги занимались подс е́ чным земледелием, корчуя и палЯ леса, и от того, что деревня стояла на «пала̀х» - «Дере́вня на пала̀х» (на «палЁной подсе́ке») считается, что название деревни произошло от вепского «Vеrt // tа» - палить подс е́ ку. На карте, составленной КлешнинЫм в 1728 голу, обозначено «Вiртоселга», и в церковных книгах Олонецкой губернии писалось и «Вiртселга», и «Вiртоселга», и «Вяртоселга», и «Вертосельга». В словаре вепского языка Марии Ивановны Зайцевой (к стати, она вытегОрка), читаем: «Vеrt//tа» - палить подсеку; Значение слова «се́льга» - второй составной части в названии деревни«Вѐртосельга»- неоднозначно: здесь оправдано и значение «продолговатая, поросшая лесом возвышенность - «се́льга», но, скорей всего, здесь присутствует второе значение вепского «се́льга = се́льква» - сухое, возвышенное место среди болотистой местности, а Вертосельга как раз и стояла среди непроходимых болот и многочисленных озёр на вершине одного, из кривой гряды холмов, круто обрывающихся с северо-восточной стороны в болота(в «Полу̀нощьное», «Га́дово», «Подго̀рнее»); а вепское «Sеlg аhs»= «сЕльга» - означает кривая спина. Ещё и в 20 веке деревня Ве́ртосельга слыла в округе как «кривая Ве́ртосельга», и, скорей всего, что это и есть та самая «КривАя се́льга» - «Деревня на пала́х»,, упоминавшаяся в писцовых книгах Обон ѐ жской пятины» 14 – 16 в.в.; 14-15 вв. Очевидно, поселение, зародившееся на кривой горе = Кривой Се́льге («Sеlg аhs» - кривая спина), звалось по названию этой горы, а впоследствии, когда стали палить подс е́ ки освобождая з е́ мли от леса, селище стали обозначать как «Деревня на пала́х Кривой се́льги» т.е. Ве́ртосельга. (Я воскресила некоторые географические названия гео.объектов Вытегории, и места их нахождения(см.ст.«Мои открытия прошедших жизней») и опубликовала в «Проза ру», и озвучила на РТВ«Русское радио»: (© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал, 2017, свидетельство о публикации №217103101291»мои открытия» 31.10.17.; №217103101291217»мои открытия»; №218020400881(ххх) 04.02.18 «мои открытия»);
восток Ве́ртосельга
корба
- Дѐрево – лесѝна, деревѝна, ля̀ди́на, (мн.ч.) лядѝны, (мн.ч) дерева ̀; («Проводѝл миня̀ одѝн, аж до осѝновых лядин…»); ля̀ди́на (см.«дух»)= оси́на, (мн.ч.) ля́дѝны =оси́ны, оси́новый лес – оси́нник.
- Дерево семейства берёзовых - ольха̀, ольшы̀на = чёрная берёза с бурыми сережками, растёт на берегах озер, рек и на болотах;ствол с гладкой корой, а её округлые листья сохраняют свой зеленый цвет до первых заморозков. На Руси верили, что ольха̀ - хранитель домашнего очага, символ верности и храбрости, что ветки ольхѝ защитят урожай от непогоды, а людей - от болезней и темных сил;. ольха обладает целительной силой, известно с давних времен. Ранее это растение считалось священным и магическим. Люди почитали это дерево, преклонялись перед ним, просили помощи и просто обращались с просьбами; на Вытегорьи осталась фамилия «о́льшина»(произносится с ударением на «о́»).