Для выбранной модели подвижного состава установить грузоподъёмность и вместимость кузова (прил.).
Определить общую продолжительность транспортного цикла (оборота)
Тоб = tп + tгр + tр + tпор + tож, (52)
где Тоб – время полного оборота транспортного средства, ч; tп – время погрузки, ч; tгр – время движения с грузом, ч; tр – время разгрузки состава (автосамосвала), ч; tпор – время движения порожняка, ч; tож – время задержек в пути, ожидания погрузки и разгрузки (табл. 29 и 30), ч.
Таблица 27. Производительность мехлопат за 8-часовую смену, м3
Экскаватор | Емкость ковша, куб.м | Группа пород | ||||||||
рыхлые | глинистые | плотные глинистые | полускальные | скальные | ||||||
нормальные | вязкие | нормальные | вязкие | |||||||
С погрузкой в средства железнодорожного транспорта | ||||||||||
ЭКГ-3,2 | 3,2 | 1350 | 1200 | 850 | 1000 | 700 | 950 | 750 | ||
ЭКГ-4,6Б | 4,6 | 1950 | 1750 | 1300 | 1500 | 1050 | 1450 | 1150 | ||
ЭКГ-5 | 5,0 | 2200 | 1950 | 1400 | 1600 | 1150 | 1550 | 1250 | ||
| 6,3 | 2700 | 2450 | 1750 | 2000 | 1450 | 1950 | 1550 | ||
ЭКГ-8И | 6,3 | - | - | - | - | - | 1750
| 1400 | ||
| 8,0 | 3100 | 2800 | 2050 | 2300 | 1650 | 2250 | 1800 | ||
ЭКГ-12,5 | 10,0 | - | - | - | - | - | 2400 | 1960 | ||
| 12,5 | 4200 | 3750 | 2800 | 3100 | 2250 | 3000 | 2450 | ||
| 16,0 | 5400 | 4800 | 3600 | 3950 | 2800 | - | - | ||
С погрузкой в средства автомобильного транспорта | ||||||||||
ЭКГ-3,2 | 3,2 | 1500 | 1300 | 950 | 1150 | 800 | 1100 | 850 | ||
ЭКГ-4,6Б | 4,6 | 2150 | 1950 | 1450 | 1600 | 1150 | 1550 | 1300 | ||
ЭКГ-5 | 5,0 | 2400 | 2150 | 1550 | 1800 | 1250 | 1750 | 1400 | ||
| 6,3 | 3000 | 2700 | 1950 | 2250 | 1560 | 2200 | 1750 | ||
ЭКГ-8И | 6,3 | - | - | - | - | - | 1950 | 1550 | ||
| 8,0 | 3400 | 3050 | 2300 | 2550 | 1800 | 2450 | 2000 | ||
| 10,0 | 4250 | 3800 | 2900 | 3200 | 2250 | - | - | ||
ЭКГ-12,5 | 10,0 | - | - | - | - | - | 2700 | 2160 | ||
| 12,5 | 4650 | 4150 | 3100 | 3450 | 2500 | 3350 | 2700 | ||
| 16,0 | 5950 | 5300 | 4000 | 4400 | 3200 | - | - |
Таблица 28. Число рабочих смен экскаватора
Емкость стандартного ковша экскаватора, м3 | Непрерывная рабочая неделя | Шестидневная рабочая неделя при работе | Пятидневная рабочая неделя | |||||||||
в три смены | в две смены | в три смены | в две смены | |||||||||
северные | средние | южные | северные | сред-ние | южные | северные | сред-ние | южные | север-ные | средние | южные | |
до 2,5 | 780 | 820 | 835 | 465 | 480 | 490 | 665 | 695 | 710 | 380 | 395 | 405 |
2,5÷5 | 765 | 800 | 820 | 460 | 475 | 485 | 650 | 680 | 700 | 375 | 390 | 395 |
8 | 745 | 780 | 795 | 455 | 470 | 475 | 640 | 665 | 680 | - | - | - |
12,5 | 740 | 770 | 785 | 450 | 465 | 470 | 630 | 665 | 670 | - | - | - |
Таблица 29. Время задержек на рейс локомотивосостава,
(по «Гипроруде»), мин
Расстояние перевозки, км | Вид груза | |
руда | порода | |
до 5 | 15 | 10 |
5,1÷7,0 | 20 | 15 |
7,1÷9,0 | 25 | 20 |
более 9 | 30 | 20 |
Таблица 30. Время задержек и маневров на рейс (по «Гипроруде»), мин
Наименование операций | Автосамосвал | Автопоезд | ||
Развороты, маневры и ожидание на пунктах погрузки и выгрузки: - при тупиковой схеме проездов
- при сквозной и петлевой схеме проездов |
2 1 |
3 2 | ||
Задержки в пути на пересечениях и прочие непредвиденные задержки при расстоянии транспортирования: - до 2-х км - более 2-х км |
1 2 |
1 2 |
Время погрузки вычисляется, исходя из фактической грузоподъемности qф (т) (вместимости кузова Vф (м3)) локомотивосостава или автосамосвала:
, (53)
или
, (54)
где nв – количество вагонов в составе (при автотранспорте nв=1); Кн.в = 1,15 – коэффициент наполнения кузова; Кр.в =1,1 – коэффициент разрыхления породы в кузове; Qэ – эксплуатационная производительность экскаватора, м3/ч.
nв = Qп/ qф, (55)
где Qп – полезная масса поезда, т.
, (56)
где Рсц – сцепная масса локомотива (прил. 8); ψсц – коэффициент сцепления ведущих колёс локомотива с рельсами (ψсц = 0,22-0,26 при движении, ψсц = 0,28-0,34 при трогании с места); ω'о= 4÷5 – удельное сопротивление движению локомотива, кгс/т; ω"о= 3,5÷4 – удельное сопротивление движению вагонов, кгс/т; Кт - коэффициент тары вагона (прил. 3); q – ускорение свободного падения, м/с.
При погрузки одноковшовыми экскаваторами qф и Vф устанавливается по числу ковшей, загружаемых в кузов:
, (57)
или
, (58)
здесь q и V – паспортные грузоподъемность (т) и вместимость вагона, м3.
Округлив расчетные значения nк до целого, установить qф и Vф:
, (59)
. (60)
Расчеты по формулам (53) и (55) ведут, если γ > q/V. В противном случае используют выражения (54) и (56).
Время движения подвижного состава для укрупненных расчетов можно вести по формуле
tдв. = tгр + tпор = 2·Lтр/υср, (61)
здесь Lтр – расстояние транспортировки (табл. 1), км; υср – средняя скорость движения в обоих направлениях (табл. 31 и табл. 32), км/ч.
Таблица 31. Скорость движения поезда (по «Гипроруде»), км/ч
Состояние железнодорожного пути | Скорость |
Передвижные в карьерах и на плужных отвалах | 15 |
Передвижные на экскаваторных отвалах | 20 |
Стационарные пути на поверхности, локомотив-тепловоз | 25 |
Стационарные пути на поверхности, локомотив-электровоз | 30 |
Время разгрузки
tр = nв·tр', (62)
где tр' – время разгрузки одного вагона (автосамосвала), ч.
Время разгрузки одного вагона грузоподъемностью до 85т составляет 0,033ч, грузоподъемностью свыше 85т – 0,042ч, время разгрузки автосамосвалов всех марок – 0,017ч, автопоездов – 0,025ч.
Рассчитать сменную производительность подвижного состава
, (63)
где Qт – сменная производительность подвижного состава, т; Тсм – продолжительность смены, ч; Ки = 0,9 – коэффициент использования сменного времени подвижным составом.
Таблица 32. Скорость движения автосамосвалов и автопоездов (км/ч)
Тип дорог и покрытия | Автосамосвалы | Автопоезда | |||||
с механической трансмиссией | с электрической трансмиссией | дизельные | дизель-троллейвозы | ||||
Грузоподъемность, т | |||||||
До 20 | 27-45 | 75-120 | 45-120 | 65 | |||
Усовершенствованные капитальные (бетонные, цементобетонные, асфальтобетонные) | 30 | 28 | 30 | 22 | 32 | ||
Усовершенствованные облегченные (черный щебень на прочном основании) | 28 | 25 | 28 | 20 | 30 | ||
Переходные (щебеночные, гравийные, грунтощебеночные укатанные с поверхностной обработкой) | 25 | 22 | 25 | 16 | 16 | ||
Проезды в забоях и на отвалах (грунтощебеночные, грунтовые с выравнивающим щебеночным слоем)
| 16 | 14 | 16 | 12 | 12 |
Определить инвентарный парк локомотивов и вагонов, принимая организацию движения по открытому циклу:
; (64)
Nи.в = Nи.л·nв·Ки.в (65)
где Nр – число рабочих дней карьера в течение года, ед; nсм – количество рабочих смен в течение суток, ед.; Ки.л и Ки.в – коэффициенты резерва локомотивов и вагонов (табл. 33)
Таблица 33. Резерв подвижного состава (по «Гипроруде»)
Локомотивы | Вагоны | ||
Рабочий парк, ед. | Коэффициент резерва | Рабочий парк, ед. | Коэффициент резерва |
до 10 | 1,15 | до 60 | 1,10 |
11÷20 | 1,14 | 61÷100 | 1,09 |
21÷40 | 1,13 | 101÷200 | 1,08 |
41÷80 | 1,11 | 201÷1000 | 1,07 |
более 80 | 1,10 | более 1000 | 1,06 |
Обосновать целесообразность применения открытого или закрытого цикла движения автосамосвалов [2, стр. 175-176]. Рассчитать рабочий парк автосамосвалов. При организации движения по открытому циклу использовать формулу (64), исключив коэффициент резерва и принимая две рабочие смены в сутки.
При закрытом цикле рабочий парк автосамосвалов обслуживающих один экскаватор:
Nр.а = Qэ.см×·γ/ Qт. (66)
Определить суточный (Lсут, км) пробег автосамосвала:
, (67)
Найти коэффициент технической готовности G (табл. 34) и вычислить инвентарный парк автосамосвалов:
- при открытом цикле обслуживания
Nи.а=Nр.а/G (68)
- при закрытом цикле обслуживания
Nи.а=Nэ.п.Nр.а/G (69)
где Nи.а – инвентарный парк автосамосвалов, ед;Nэ.и – инвентарный парк экскаваторов, ед.
Таблица 34 - Коэффициенты технической готовности автосамосвалов
Грузоподъемность, т | Суточный пробег, км | ||||
50 | 100 | 150 | 200 | 250 | |
12÷18 | 0,95 | 0,90 | 0,87 | 0,83 | 0,80 |
27÷45 | 0,94 | 0,88 | 0,84 | 0,80 | 0,76 |
65÷75 | 0,93 | 0,86 | 0,81 | 0,76 | 0,72 |
110÷180 | 0,92 | 0,86 | 0,81 | 0,76 | 0,72 |