Сообщение ученика: ( )

Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

 

(В Англии существует национальный праздник - День Маков - дань памяти погибшим солдатам. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-ой мировой войны. За две недели до этого дня повсеместно начинают продавать красные искусственные маки. Заработанные средства идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти).

 

В чём заключается смысл названия рассказа «Живое пламя»?

 

Задание: найти изобразительно-выразительными средства, художественные приемы, используемыми автором в рассказе для описания цветения маков.

 

Выразительно прочитайте описание клумбы.Каким цветам автор уделяет особое внимание? Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки? Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота? Заполните таблицу:

 

Художественное средство

Примеры

Эпитеты

«зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»;

 

«полупрозрачные алые лепестки;

 

густой багрянец»

 

Сравнение

«маки слепили своей озорной обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»;

 

Метафора

 

«то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем»,

 

«казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!»

 

Градация

Пламенели – осыпались - погасли

 

 

Как показана недолгая красота маков?

 

Назовите глаголы, передающие действие маков.

 

Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

 

Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация.

 

 

Представление своего понимания данного высказывания.

 

- Какие слова произносит тётя Оля, глядя на осыпавшиеся маки?

 

Ученик читает эпизод: Да, сгорел…вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь

Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.

 

- На какие мысли наводят вас эти слова? Как вы их понимаете?(Примерные ответы учащихся: Тётя Оля полюбила маки потому, что они ей напоминали о короткой, но прекрасно прожитой жизни её сына Алексея – настоящего героя войны.)

 

 

Вывод: Красный мак – символ Памяти о тех, кто погиб на войне. А для тёти Оли и её постояльца – память о погибшем Алексее.

Маки в произведении Е.И. Носова- символ возвышенного и героического. Они символизируют короткую жизнь Алёши, совершившего подвиг и отдавшего свою жизнь во имя мира на земле.

 

Физ. минутка:

Чтоб собрать в лесу цветочки

Наклоняйтесь до носочков

Раз цветок и два цветок

А потом сплетем венок

 

В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми. Давайте вспомним некоторых из них.

 

 

7. Страница истории

 

1 ученик. Историю Великой Отечественной войны можно проследить по ее крупнейшим сражениям: битва за Москву, Сталинградское сражение и, наконец, Курская дуга. Именно сражение под Курском явилось переломным моментом в ходе войны.

 

На центральном направлении после успешных действий весной 1943 года на линии фронта образовался так называемый Курский выступ. Гитлеровское командование разработало операцию «Цитадель» для прорыва и окружения Красной Армии в районе Курска. Но советское командование разгадало намерение врага и создало глубокую оборону.

 

5 июля 1943 года началось массированное наступление немецких войск. После невиданных в мировой истории танковых боев 12 июля враг был остановлен. Началось контрнаступление Красной Армии.

 

С первого же дня Курской битвы завязалась упорная борьба за господство в воздухе. Основная тяжесть борьбы легла на истребительские части, которые с честью выдержали это испытание.

 

 

Презентация. Слайд 8 (Перед каждым рассказом ученика о летчике по щелчку происходит выход фотографий.)

 

Шамшурин Василий Григорьевич.

 

Младший лейтенант Шамшурин совершил 22 боевых вылета, уничтожив 4 самолета, 14 танков и другую боевую технику врага. 18 ноября 1942 г. при штурмовке скоплений войск противника в районе Дзаурикау направил свой подбитый зенитным огнем Ил-2 в гущу вражеских боевой техники. В.Г.Шамшурину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 

Матвеев Владимир Иванович.

 

Капитан Матвеев при отражении налета противника на Ленинград 12 июля 1941 г., израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своей машины срезал хвостовое оперение вражеского самолета, сам произвел благополучную посадку. 01 января 1942 г. погиб в воздушном бою в Ленинградской области. В.И.Матвееву присвоено звание Героя Советского Союза.

Гречишкин Василий Николаевич.

 

Майор Гречишкин совершил 152 боевых вылета на бомбардировку важных объектов и уничтожение живой силы и техники противника. 30 сентября 1943 г. под Ленинградом самолет Гречишкина был подбит зенитным огнем врага. Летчик направил горящий самолет на позицию артиллерийской батареи. В.Н.Гречишкину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: