Раздел 2. Налоговые системы стран с развитой рыночной экономикой

 

Целью изучения материала, представленного в данном разделе, является приобретение студентами знаний об особенностях прямого и косвенного налогообложения в зарубежных странах, об особенностях функционирования налоговых систем федеративных и унитарных государств.

Студенты должны получить представление о том, какие налоги из числа прямых и косвенных, являются основными для стран с развитой рыночной экономикой, знать, на основе каких положений осуществляется их построение, знать особенности налоговых систем федеративных и унитарных государств, а также конкретные механизмы взимания основных прямых и косвенных налогов: налога на добавленную стоимость, корпоративного налога, индивидуального подоходного налога, взносов на социальное обеспечение, имущественных налогов и т.д.

 

Тема 3. Соотношение прямого и косвенного налогообложения в зарубежных странах

1. Соотношение прямых и косвенных налогов. Модели соотношения прямых и косвенных налогов в странах с развитой рыночной экономикой и развивающихся странах.

2. Особенности построения прямого налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой. Налогообложение коллективных и индивидуальных доходов, налогообложение капитала и собственности.

3. Общие принципы построения косвенного налогообложения.

 

1. Соотношение прямых и косвенных налогов. Модели соотношения прямых и косвенных налогов в странах с развитой рыночной экономикой и развивающихся странах

Эволюция зарубежного и отечественного налогообложения свидетельствует о постоянном поиске способов разрешения споров, какая из подсистем должна быть преобладающей: подсистема прямых или косвенных налогов. Финансовая наука второй половины XIX века пришла к выводу, что каждая форма налогообложения имеет свои преимущества и недостатки. Построить налоговую систему, соответствующую принципам налогообложения, можно лишь при сочетании на практике двух форм налогообложения, но с преобладанием его прямых форм. Несмотря на значительные преимущества прямых налогов, полная замена ими косвенных налогов представляется нереальной даже в условиях экономики благосостояния.

Существует несколько моделей, дающих представление о соотношении прямых и косвенных налогов, созданных зарубежными и российскими специалистами.

Одной из таких моделей является модель, созданная Р.Г. Гаджиевым. Особенностью указанной модели является то, что она:

1) даёт представление о возможности анализа соотношения прямых и косвенных налогов в условиях разных уровней экономического благосостояния стран;

2) даёт возможность определить пропорции между группами прямых и косвенных налогов в разные временные периоды, определив которые можно установить предел перелагаемости косвенных налогов, когда они становятся фактически стимулятором инфляционных процессов.

Система прямого налогообложения должна быть преобладающей в экономике развитых стран. Для этого в модели Гаджиева использован кейнсианский подход к анализу потребления и сбережений в масштабах национальной экономики.

Графически границы применения систем прямого и косвенного налогообложения по модели Гаджиева представлены на рисунке 1.

 

C

 

V – доход; C – потребление; Vmin – уровень прожиточного минимума;

T – установленный законодательно минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

 

Рисунок 1 – Модель соотношения прямого и косвенного налогообложения

Любая точка на линии 0А отражает равенство расходов на потребление полученным доходам. В действительности такое равенство возможно в пределах величины прожиточного минимума (Vmin), когда доход полностью расходуется на удовлетворение первичных потребностей индивида. Линия 0В отражает потребление. В пределах Vmin прямого налогообложения нет, поэтому в данной зоне налогом облагается потребление (имеет место только косвенное налогообложение). Пересечение линии доходов (0А) и линии потребления (0В) характеризуется нулевым сбережением (К). При дальнейшем росте доходов, склонность к потреблению продолжает расти, но уже меньшими темпами, чем склонность к сбережению.

Из рисунка 1 видно, что с ростом уровня доходов расширяется база прямых налогов в общей налогооблагаемой базе государства, следовательно, соотношение между прямым и косвенным налогообложением в экономике рыночного типа зависит прежде всего от среднего уровня доходов в стране: чем он выше, тем продуктивнее использование прямых налогов, и наоборот.

В странах со слаборазвитой рыночной экономикой основное отличие графических зависимостей в соотношении прямого и косвенного налогообложения заключается в том, что в механизм налогообложения искусственно вводится элемент Т (законодательно установленный МРОТ). При введении в механизм подоходного налогообложения вычета, равного МРОТ, который по величине значительно ниже прожиточного минимума, зона косвенного налогообложения в пределах минимальных жизненных потребностей остаётся без изменений (участок 0К). Это связано с тем, что косвенное налогообложение в пределах прожиточного минимума не учитывает величины дохода, так как индивид использует всю сумму полученного им дохода на потребление для поддержания минимального уровня жизни. Значительные изменения происходят в области прямого налогообложения. Искусственное снижение величины вычета приводит к завышению налогооблагаемого дохода на величину разницы между прожиточным минимумом и МРОТ, что фактически означает законодательное формирование дополнительного объекта прямого налогообложения (участок АКВ). Такое положение приводит к усилению бремени прямых налогов для налогоплательщиков с относительно низким уровнем доходов.

Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения по модели Гаджиева позволяет сделать ряд важных выводов:

- в странах с высоким уровнем доходов отсутствие прямого подоходного налогообложения на участке доходов, соответствующих прожиточному минимуму, компенсируется эффективной системой налогообложения доходов, превышающих прожиточный минимум;

- в развивающихся странах, в отличие от развитых, имеет место факт искусственного увеличения объекта прямого налогообложения в низкодоходной зоне;

- в странах с невысоким уровнем экономического потенциала дополнительная база подоходного налогообложения, создаваемая в низкодоходной зоне, компенсирует в определённой мере слабую продуктивность подоходного налогообложения в высокодоходной зоне;

- низкий уровень общественных доходов исключает возможность перехода в подоходном налогообложении от использования МРОТ к показателю прожиточного минимума.

Таким образом, косвенные налоги считаются налогами стабилизирующего характера в решении проблем финансового благополучия бюджета государства.

И в заключение рассмотрения данного вопроса следует напомнить, что в зависимости от преобладания в национальных налоговых системах той или иной формы налогообложения в структуре прямых и косвенных налогов (по показателю «соотношение прямых и косвенных налогов») выделяют несколько типов (моделей) налоговых систем: англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную (смотри вопрос 3 темы 1 пособия).

 

2. Особенности построения прямого налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой. Налогообложение коллективных и индивидуальных доходов, налогообложение капитала и собственности

Основными прямыми налогами в развитых странах являются налог на прибыль (доходы) корпораций, индивидуальный подоходный налог и взносы на социальное страхование, а также налоги на капитал и имущество – среди прямых налогов на собственность.

2.1. Налог на прибыль (доходы) корпораций

Налог на прибыль корпораций в развитых странах взимается, как правило, по пропорциональным ставкам. Средний уровень ставок по корпоративному налогу составляет порядка 30 – 40%[6], при этом наблюдается практически всеобщая тенденция к их снижению. По данным американской исследовательской организации Tax Foundation (по состоянию на 2009 г.), страной с самой высокой совокупной ставкой налога на прибыль корпораций остаётся Япония (39,5%). Второе место в списке по-прежнему занимают США, где ставка корпоративного налога с учётом налогов штатов составляет 39,1%. Самый низкий корпоративный налог (12,5%) взимается в Ирландии.

*Информацию о величине налоговых ставок корпоративного налога в странах Евросоюза смотри в Приложении Б.

Доля корпоративного налога в общем объёме налоговых поступлений в странах с развитой рыночной экономикой незначительна и составляет от нескольких (2 – 3%) до 10% (исключение составляет Япония, где доля корпоративного налога заметно выше (около 20%)).

Практике налогообложения известны несколько систем налогообложения прибыли (доходов) корпораций. Различаются они подходами к решению вопроса о сокращении двойного налогообложения распределяемой прибыли, то есть одновременного обложения прибыли на уровне корпорации и дохода на уровне акционера, получающего дивиденды.

Рассмотрим применяемые в зарубежных странах системы налогообложения прибыли (доходов) корпораций.

1. Классическая система, не предусматривающая ослабления двойного налогообложения распределяемой прибыли. При такой системе распределяемая прибыль корпораций облагается корпоративным и личным подоходными налогами (действует в США, Швейцарии, Швеции, странах Бенилюкса).

2. Система уменьшения налогообложения прибыли на уровне корпораций. Известны два варианта функционирования такой системы: первый вариант – на основе разных ставок, когда распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке (Германия, Австрия, Япония); второй вариант – на основе частичного освобождения от налогообложения распределяемой прибыли (Испания, Финляндия).

3. Система уменьшения налогообложения прибыли на уровне акционеров. Такая система предусматривает два способа снижения налогообложения доходов в виде дивидендов: первый способ – налоговый кредит или система зачёта (Франция, Великобритания), второй способ – частичное освобождение дивидендов от налогообложения, независимо от того, был ли удержан корпоративный налог с дивидендов (Канада, Дания).

4. Система полного освобождения от налогообложения распределяемой прибыли или на уровне корпорации (Греция, Норвегия) или на уровне акционера (Италия).

Необходимость сохранения производственно-стимулирующей функции прибыли в развитых странах решается сегодня в основном за счёт косвенных льгот по корпоративному налогу, самым распространённым видом которых является использование методов завышенной и ускоренной амортизации, позволяющих переводить часть прибыли в необлагаемые корпоративным налогом амортизационные отчисления.

2.2. Подоходный налог с физических лиц (индивидуальный подоходный налог)

Определяющая роль в системе налогообложения физических лиц в развитых странах принадлежит индивидуальному подоходному налогу. Доля индивидуального подоходного налога в налоговых поступлениях развитых стран, в отличие от корпоративного налога, весьма значительна и составляет в среднем 25 – 30% (в США и Канаде – около 37%, в Великобритании, Швеции, Швейцарии – около 40%, в Германии – около 30%, в Японии – около 25%; исключение составляет Франция, в которой доля указанного налога составляет около 17%).

*Информацию о величине максимальных налоговых ставок индивидуального подоходного налога в странах Евросоюза смотри в Приложении В.

Принципы построения индивидуального подоходного налога, основанные на научной теории о налоге и мировой практике, являются общими для всех стран.

Обложение доходов физических лиц в развитых странах базируется на следующих основных принципах:

1) принцип «всемирного налогообложения». Данный принцип предполагает наличие в системе налогообложения доходов физических лиц критерия «резиденства», который определяет конечную налоговую ответственность физического лица. В практике налогообложения физические лица, наделённые статусом резидента, несут полную (неограниченную) налоговую ответственность, то есть уплачивают налог со всех доходов, полученных как от источников внутри страны, так и за её пределами; физические лица, не наделённые таким статусом, несут ограниченную налоговую ответственность, то есть уплачивают налог только с доходов, полученных от источников внутри страны;

2) принцип «единства определения налоговой базы». Согласно данному принципу базой для исчисления налога почти во всех странах признаётся совокупный годовой доход, в который засчитываются доходы, полученные от разных источников;

3) принцип установления стандартных налоговых скидок. В мировой практике в системе налогообложения доходов физических лиц используются необлагаемый минимум (базовая льгота), семейные, детские скидки, являющиеся основными налоговыми льготами по подоходному налогу. При этом, как правило, в развитых странах необлагаемый минимум устанавливается в размере, равном прожиточному минимуму. Это правило вытекает из необходимости реализации другого важного принципа в налогообложении доходов физических лиц – принципа обложения «чистого» дохода, который определяет, что не должна облагаться налогом сумма, необходимая (в минимальном размере) на поддержание здоровья и жизнедеятельности граждан;

4) принцип прогрессивного налогообложения. В развитых странах[7] индивидуальный подоходный налог взимается по ставкам, построенным по принципу сложной прогрессии, что позволяет учитывать налогоспособность плательщиков и ведёт в конечном итоге к сглаживанию социальной напряжённости в обществе. Однако в последние годы в развитых странах наметилась тенденция к снижению минимальных и максимальных ставок налога, а также к сокращению интервалов прогрессии в налогообложении доходов физических лиц;

5) помимо вышеперечисленных общих черт подоходного налогообложения в мировой практике широко распространён принцип «семейного» налогообложения, рассматривающий семью как отдельную единицу обложения (например, в США доходы супругов облагаются в совокупности или отдельно по их желанию, нетрудовые доходы детей до 14 лет облагаются через их родителей).

2.3. Налогообложение капитала и собственности

Налогообложение капитала и собственности в зарубежных странах осуществляется с помощью следующих групп налогов: налогов на личное состояние; налогов на наследство и дарение; налогов на прирост капитала.

Налогом на личное состояние облагается имущество физических лиц за вычетом расходов, связанных с владением этим имуществом. Оценка имущества производится, как правило, по рыночной стоимости; налог уплачивается, как правило, по прогрессивным ставкам. Данный вид налога носит регулирующий характер, доля налоговых поступлений от его уплаты в общем объёме налоговых доходов зарубежных стран крайне мала (не превышает 3%).

Налогами на наследство и дарение облагается имущество, право на которое перешло к новому владельцу не в результате коммерческой сделки. Практически во всех странах такие налоги функционируют на центральном уровне. Ставки по таким налогам во всех странах построены по принципу сложной прогрессии. Как и предыдущий вид налога, налоги на наследство и дарение формируют незначительную долю налоговых доходов зарубежных стран.

Налогом на прирост капитала облагаются доходы юридических и физических лиц, полученные от реализации имущества. Данный вид налога относится к числу вспомогательных налогов и устанавливается с целью обложения доходов от спекулятивных и коммерческих операций с недвижимым имуществом.

 

3. Общие принципы построения косвенного налогообложения

Как известно, косвенные налоги считаются налогами стабилизирующего характера в решении проблем финансового благополучия бюджета государства. Наряду с прямыми налогами, косвенные налоги являются важнейшим источником налоговых поступлений в бюджеты развитых стран.

В соответствии с мировой практикой к косвенным налогам относят три группы налогов:

1) так называемые налоги на потребление: налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж и налог с оборота[8];

2) акцизы и таможенные пошлины;

3) взносы работодателей на социальное обеспечение.

В современный период в большинстве развитых стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС (от 15 до 40% всех налоговых поступлений). От 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится от одной пятой до половины всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран. Только в США, Японии и Канаде роль косвенного налогообложения заметно ниже. Это вызвано устойчиво негативным отношением общественного мнения этих стран к косвенным налогам из-за их инфляционного влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости: сбор этих налогов не зависит ни от размера доходов, ни от размера имущества налогоплательщиков.

3.1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) – относительно новый налог, впервые введённый во Франции в 1954 г. и затем быстро распространившийся в других развитых странах за счёт вытеснения других налогов на потребление. Преимуществом НДС по сравнению с налогом с оборота считается то, что он взимается с добавленной стоимости – разницы между товарной продукцией и материальными затратами, кроме амортизации, то есть с реального вклада каждой стадии производства и обращения в ВНП. Налог с оборота таким достоинством не обладает, поскольку облагаемая им товарная продукция заметно отличается долей материальных затрат в различных отраслях. Достоинство НДС по сравнению с налогом с продаж заключается в том, что он охватывает все стадии производства и обращения, а не только конечную стадию.

Заложенный в основе экономической природы налога механизм налогообложения добавленной стоимости функционирует при соблюдении следующих условий:

1) налог перечисляется между плательщиками в составе цены;

2) при приобретении товара плательщик формирует «НДС уплаченный» и может отнести его к возмещению из бюджета, если плательщик, получивший этот налог в составе цены, сформирует «НДС полученный» и уплатит его в бюджет. Именно в этом проявляется системная взаимосвязь механизма действия НДС. При любом нарушении указанных положений экономический механизм взимания НДС полноценно функционировать не будет.

В настоящее время НДС занял ведущее место среди всех косвенных налогов в большинстве развитых стран. НДС не используется только в США и Австралии, где из налогов на потребление продолжает применяться налог с продаж. В некоторых странах, например в Германии, налог с продаж используется параллельно с НДС, хотя и в заметно меньшем объёме.

Кроме стандартной адвалорной ставки, применяемой к преобладающему большинству товаров (смотри Приложение Г), почти во всех странах используются льготные, заниженные ставки на социально значимые товары, работы или услуги. Кроме того, используются два других вида льгот по НДС – освобождение и использование так называемой нулевой ставки.

При освобождении от НДС производитель продаёт продукцию без взимания его со своих потребителей и соответственно не уплачивает его в бюджет. Но в то же время он не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, приобретённые для использования в производстве данной продукции.

При использовании «нулевой ставки» производитель получает полное освобождение от НДС. Он не взимает НДС с реализованной продукции и соответственно не уплачивает его в бюджет, но одновременно получает право на возмещение НДС, уплаченного при закупке сырья и материалов, необходимых для производства товаров, работ или услуг.

3.2. Акцизы и таможенные пошлины

Особую группу косвенных налогов составляют акцизы. Базовыми подакцизными товарами во всех развитых странах, являются алкогольная и табачная продукция в пределах государственной монополии на её производство и распределение. Подобное обложение обосновывается не только необходимостью получения высоких налоговых поступлений, но и стремлением ограничить с помощью повышенных цен потребление вредной для здоровья граждан продукции.

В разных странах нет единства в отборе подакцизных товаров. Однако всё же можно выделить два основных признака, по которым они отбираются: это либо товары массового потребления с низкой эластичностью спроса по цене (сахар, соль, бензин и др.), либо товары ограниченного спроса, например, ювелирные                изделия, меха.

Акцизные ставки устанавливаются в двух принципиально отличных видах: 1) либо как отношение к стоимости подакцизного товара, выраженное в процентах (адвалорные налоговые ставки), 2) либо в абсолютном стоимостном выражении на определённую единицу измерения (например, в США на 1 пинту алкогольной продукции, на 1 галлон бензина и т.п.) (специфические налоговые ставки).

Особую группу косвенных налогов составляют таможенные пошлины, взимание которых преследует две цели – фискальную и производственно-стимулирующую.

В развитых странах таможенные пошлины в решении фискальных проблем играют второстепенную роль. Главная цель их установления – защита отечественного производителя от чрезмерной конкуренции аналогичных импортных товаров или в сочетании с другими мерами – стимулирование импортёра к тому, чтобы он предпочёл вместо импорта продукции в определённую страну создать на её территории предприятие по производству такой продукции.

Особой разновидностью импортных пошлин являются так называемые антидемпинговые пошлины, в несколько раз превышающие обычные пошлины. Они накладываются обычно на импортные товары, которые продаются по ценам ниже мировых (либо ниже внутренних цен страны-импортёра) или по которым обнаруживаются другие факты демпинга (например, субсидирование экспорта).

Важную роль в уменьшении фискального значения таможенных пошлин в развитых странах сыграло долголетнее действие Генерального соглашения по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), основной целью которого было уменьшение таможенных и других барьеров во внешней торговле. В результате действия ГАТТ удельный вес таможенных пошлин в налоговых поступлениях развитых стран снизился с 40 – 60% до 3 – 5%.

 

Тема 4. Особенности функционирования налоговых систем федеративных государств (на примере США и Германии)

1. Общая характеристика налоговой системы США. Полномочия государственных органов США в налоговой сфере.

2. Характеристика основных видов налогов в США.

3. Общая характеристика налоговой системы Германии. Конституционно-правовая база налогообложения в Германии.

4. Характеристика основных видов налогов в Германии.

1. Общая характеристика налоговой системы США. Полномочия государственных органов США в налоговой сфере

В основе налоговой системы США лежит принцип «налогообложения мирового дохода», который заключается в налогообложении доходов граждан, резидентов и корпораций США, полученных ими не только на территории США, но и во всех других странах мира, где они имеют доходные источники. А также принцип «самообложения налогом», который требует от налогоплательщиков, участвующих в бизнесе на территории США, ежегодно заполнять и представлять налоговые декларации, показывая в них расчёты годового дохода и сумму исчисленных к уплате налогов.

Система государственных финансов США отражает трёхступенчатую организацию государственной власти. Налоговая система США, являясь составной частью системы государственных финансов, также является трёхуровневой.

Налоговыми полномочиями наделены федеральные и региональные правительства, в то время как органы власти муниципалитетов получают права по установлению и сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов.

Отличительной особенностью налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня бюджетной системы зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству данного уровня (это означает, что в США нет практики установления регулирующих налогов как, например, в России и ряде других европейских стран).

Структура и основные виды налогов в США представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Система налогов и сборов в США*

Федеральные налоги Налоги штатов Местные налоги
Федеральный подоходный налог с населения. Федеральный налог на прибыль (доходы) корпораций. Федеральные взносы в фонды социального страхования. Федеральные акцизы. Федеральный налог с наследства и дарений. Таможенные пошлины. Подоходный налог с населения штата. Налог на прибыль (доходы) корпораций штата. Взносы в фонды социального страхования штата. Акцизы штата. Налог с наследства и дарений штата. Налог с продаж штата. Поимущественные налоги штатов. Местный подоходный налог с населения. Местный налог на прибыль (доходы) корпораций. Местные взносы в фонды социального страхования. Местные акцизы. Местный налог с наследства и дарений. Местный налог с продаж. Местные поимущественные налоги. Местные экологические налоги.

*Таможенные пошлины взимаются только на федеральном уровне; налог с продаж и поимущественные налоги взимаются только на уровне штатов и муниципальных образований.

Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. Из них наибольшую роль в формировании доходов федерального бюджета играют подоходный налог с населения и взносы в фонды социального страхования. На долю указанных налогов приходится более 75% доходов федерального бюджета. Наименьшая доля в доходах федерального бюджета принадлежит акцизам (в среднем 3%) и таможенным пошлинам (4%). На долю корпоративного налога приходится около 10% доходов федерального бюджета.

Основное место в налоговых доходах бюджетов штатов принадлежит косвенным налогам (акцизам и налогу с продаж). В отличие от бюджетов штатов, в бюджетах местных органов власти главным источником налоговых доходов являются поимущественные налоги.

Важно отметить, что налоги в США признаются одними из самых низких в индустриально развитых странах – их доля составляет 25,4% от ВВП (для сравнения: в странах ЕС этот показатель составляет в среднем 41,5%, в странах-членах ОЭСР – 36,3%). Это объясняется достаточно большой степенью «терпимости» американского бюджета к дефициту, который в конечном счёте финансируется денежной эмиссией.

Рассмотрим полномочия государственных органов США в налоговой сфере.

Законодательными полномочиями по установлению единообразных для всей территории США налогов, утверждению федерального бюджета наделён Конгресс США (высший законодательный орган страны). Для решения вопросов, связанных с налогообложением и налоговой политикой, с 1926 года в составе Конгресса существует объединённый комитет по делам налогообложения (объединённый налоговый комитет).

Компетенцией по разработке рекомендаций в области налоговой политики США наделено Министерство финансов США (главный орган в аппарате экономического регулирования на федеральном уровне).

Контрольными и надзорными полномочиями в налоговой сфере наделена подконтрольная Министерству финансов США Служба внутренних доходов (главное налоговое ведомство США).

Процесс законотворчества в сфере налогообложения в США считается весьма закрытым и запутанным. В нём непосредственно участвуют Президент, секретарь казначейства, члены комиссии Конгресса по источникам финансовых средств, члены сенатского комитета по финансам.

2. Характеристика основных видов налогов в США

2.1. Налог на прибыль (доходы) корпораций

Фискальная роль налога на прибыль корпораций в США существенно ниже по сравнению с подоходным налогом (корпоративный налог занимает лишь третье место в налоговых доходах федерального бюджета США после подоходного налога и взносов в фонды социального страхования).

С точки зрения налогообложения прибыли все корпорации в США подразделяются на два вида: «C корпорации» и «S корпорации». Изначально всем корпорациям присваивается статус «C корпорации». Но если корпорация решает квалифицироваться в налоговых целях как «малая корпорация» (корпорация сектора SME), она сможет получить статус «S корпорации». Для этого необходимо соблюсти следующие условия:

- корпорация должна быть американской (акционерами могут быть только резиденты США);

- число акционеров не должно превышать 75 человек, которые могут быть только физическими лицами;

- корпорация должна выпускать только именные акции одного вида и может владеть не более 80% акций какой-либо другой корпорации;

- корпорация не должна быть филиалом других корпораций.

При этом установлен запрет на приобретение статуса «S корпорации» для кредитных, страховых, а также строительных компаний.

Распределяемая прибыль «C корпораций» подлежит двойному налогообложению: корпоративным налогом на уровне самой корпорации, и индивидуальным подоходным налогом на уровне акционеров, получающих дивиденды. Прибыль «S корпораций» не подлежит налогообложению на корпоративном уровне, так как налоговый статус таких корпораций предусматривает, что вся прибыль распределяется акционерам на дивиденды, и только акционеры «S корпораций» подлежат налогообложению в США.

Налог на прибыль корпораций взимается из чистой прибыли, то есть с валового дохода за исключением разрешённых льгот.

Расчёт налогооблагаемого дохода осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Определяется валовый доход (суммируется выручка от реализации товаров, работ, услуг, дивиденды, доходы от прироста капитала, роялти, поступления рентных платежей и другие доходы).

2 этап. Из валового дохода вычитаются обычные скидки: зарплата, налоги, уплаченные штатам и местные налоги, взносы в фонды социального страхования, расходы на ремонт, безнадёжные долги, амортизация, расходы на рекламу, благотворительные взносы и другие аналогичные расходы.

3 этап. Из валового дохода, уменьшенного на величину обычных скидок, вычитаются специальные скидки: чистые операционные убытки, расходы на НИОКР, расходы на капитальный ремонт, реставрацию зданий и другие аналогичные расходы.

Налоговые ставки по федеральному корпоративному налогу в США, в отличие от большинства развитых стран, носят прогрессивный характер и установлены для корпораций-резидентов США в интервале от 10 до 36% в зависимости от величины налогооблагаемого дохода (чистой прибыли). Налогообложение дивидендов осуществляется по пропорциональной налоговой ставке, равной 15%.

Налогообложение иностранных корпораций зависит от наличия постоянного представительства на территории США[9]. Если иностранная компания имеет постоянное представительство на территории США, к ней применяются условия налогообложения, аналогичные для корпораций-резидентов США. Если нет, тогда доходы, получаемые иностранными корпорациями из источников инвестирования на территории США (дивиденды, проценты, рента, и другие аналогичные доходы), будут облагаться путём ежегодного разового взимания корпоративного налога по ставке 30% с годовой суммы дохода.

По корпоративному налогу в США предусматривается большое количество налоговых льгот, позволяющих уменьшить ставку налога на прибыль в среднем на 30%. Например, налоговый кредит на исследования и разработки, целевой налоговый кредит в отношении заработной платы определённой группы работников, выполняющих экономически невыгодные работы, специальный энергетический кредит – для инвестиций в солнечное, геотермальное оборудование.

Механизм взимания корпоративного налога в США предусматривает вариант «консолидированного налогообложения». Консолидированное налогообложение возможно при условии наличия общего для всех членов родственных корпораций «родителя», который должен владеть не менее 80% акций в каждой из корпораций, входящих в группу. Консолидированное налогообложение родственных корпораций даёт определённые преимущества такие, как использование потерь и расходов одной компании для уменьшения налогооблагаемого дохода другой, перераспределение прибыли между членами группы, освобождение от налогов дивидендов, выплачиваемых внутри группы.

В отличие от федерального корпоративного налога, корпоративный налог штатов взимается по пропорциональным ставкам. Наиболее высок этот налог в штатах Айова (12%), Коннектикут (11,5%), округе Колумбия (10,25%). Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи и Юта (от 3 до 5%).

И в заключение напомним, что механизм корпоративного налогообложения в США предусматривает следующее: корпоративный налог, уплаченный на территории того или иного штата, подлежит вычету из суммы федерального корпоративного налога.

2.2. Подоходный налог с населения

Федеральный подоходный налог с населения уплачивается с мирового дохода граждан США, независимо от места их жительства. Подоходный налог уплачивают физические лица, предприниматели, предприятия и партнёрства, не имеющие статуса юридического лица, являющиеся резидентами США[10].

Объектом налогообложения признаётся личный доход, который исчисляется как общая сумма доходов за налоговый год за вычетом разрешённых расходов и стандартных скидок.

Налоговая база определяется следующим образом:

1. Определяется валовый доход (суммируются заработная плата, пенсии, алименты, доходы по ценным бумагам, вознаграждения, бонусы, роялти, рента, призы, награды, социальные пособия, стипендии, доходы от недвижимости и другие аналогичные доходы).

2. Из валового дохода вычитаются разрешённые льготы: торговые и производственные затраты, убытки от продажи ценных бумаг, затраты, связанные с получением ренты или роялти, пенсионные взносы и другие аналогичные расходы.

3. Из валового дохода за вычетом разрешённых льгот исключаются стандартные скидки: необлагаемый минимум – $2 000, необлагаемый минимум на иждивенца, стандартная скидка (для одинокого лица – $2 000, для семейных пар – $5 000, для главы семьи – $4 700), убытки в результате стихийных бедствий, расходы на медицинские цели. При этом общая сумма стандартных скидок не должна превышать 50% валового дохода за вычетом разрешённых льгот.

Ставки федерального подоходного налога построены по принципу сложной прогрессии и установлены в интервале от 15 до 35%.

Доходы супругов облагаются в совокупности или отдельно по их желанию, нетрудовые доходы детей до 14 лет облагаются через их родителей.

Доходы иностранных граждан, не являющихся резидентами США, облагаются налогом по ставке 30% по итогам налогового года.

Ставки подоходного налога в штатах существенно ниже ставок федерального подоходного налога (минимальная ставка – 2%, максимальная – 10%). При этом в каждом штате налоговые льготы и объекты обложения по данному налогу могут быть различными.

При исчислении федерального подоходного налога налогоплательщики могут уменьшить его величину на сумму подоходного налога, уплаченного на территории того или иного штата.

2.3. Федеральные взносы в фонды социального страхования

Взносы в фонды социального страхования в США обеспечивают функционирование федеральной системы пенсионного обеспечения по старости и системы страхования по безработице, действующей как на уровне федерации, так и на уровне штатов.

Взносы на социальное страхование по старости вносятся работниками и работодателями в равных долях. Ставка взносов на социальное обеспечение составляет 6,2% от суммы оплаты труда, на бесплатную медицинскую            помощь – 1,45%.

Взносы на социальное страхование по безработице вносятся работодателями. Ставка взносов составляет 0,8% от фонда оплаты труда.

2.4. Акцизы

Федеральные акцизы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах федерального бюджета США. Федеральные акцизы на алкогольные и табачные изделия, бензин устанавливаются в долларах и центах, на телефонные услуги, авиаперевозки, нефть – в процентах (от 20 до 50% в составе цены).

Акцизы штатов устанавливаются на алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, дизельное топливо, природный газ, продукты питания и др. товары и услуги. Размер ставок по штатам колеблется от 3 до 5%.

2.5. Налог с наследства и дарений

Налог с наследства и дарений уплачивают физические лица по прогрессивной шкале ставок в зависимости от стоимости имущества и степени родства. Ставки установлены в пределах от 18 до 55%. Наследство как объект налогообложения включает все виды собственности вне зависимости от места её нахождения для граждан и резидентов США, а для нерезидентов – все виды собственности, находящейся исключительно на территории США.

2.6. Налог с продаж

Налог с продаж обеспечивает основной доход бюджетов штатов (около 50 – 60%) и 30% доходов местных бюджетов.

Плательщиками налога выступают потребители товаров и услуг.

Объектом налогообложения признаётся валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, а также оборот оказываемых населению услуг. Налогом с продаж облагается большинство потребительских товаров, в том числе и медицинских.

Величина ставок по налогу варьируется в зависимости от штата. Максимальная ставка составляет 8,5%, средняя ставка по штатам – 4 – 5%.

Местные налоги с продаж являются дополнением к налогам с продаж штатов. Ставки местных налогов с продаж ниже ставок штатных налогов и не превышают по величине 2%.

2.7. Поимущественные налоги

Поимущественные налоги в США являются одними из первых налогов, получивших развитие в стране. В доходах местных бюджетов их удельный вес достигает 80%.

Объект обложения по налогам на имущество в различных штатах не совпадает. В четырёх штатах облагается только недвижимость – земля, находящиеся на ней постройки и постоянные сооружения. В остальных штатах поимущественные налоги взимаются по движимому (машины, оборудование, товарные запасы и др.) и недвижимому имуществу. Ставки налогов на уровне штатов по облагаемому имуществу юридических и физических лиц устанавливаются в пределах от 0,5 до 5% (ставка поимущественного налога на капитал корпораций составляет 0,75%).

Местные поимущественные налоги взимаются с юридических и физических лиц, владеющих собственностью, подлежащей налогообложению. К собственности, подлежащей налогообложению, относится недвижимость и личная собственность (машины, оборудование, облигации, драгоценности). Налоговая база определяется как оценочная стоимость собственности, которая, в свою очередь, устанавливается в заданной пропорции к рыночной цене (около 30 – 35% от рыночной цены). Оценка собственности производится один раз в 2 – 3 года. Она учитывает степень износа и складывающиеся на данный момент цены на рынке. Ставки местных поимущественных налогов колеблются в пределах от 1 до 3%.

 

3. Общая характеристика налоговой системы Германии. Конституционно-правовая база налогообложения в Германии

Налоговая система Германии основана на следующих важнейших принципах построения:

- налоги должны быть по возможности минимальными, минимально необходимыми должны быть также и затраты на их взимание;

- налоги должны соответствовать структурной политике и быть нацелены на более справедливое распределение доходов;

- система налогообложения должна строиться на уважении к частной жизни налогоплательщика (в налоговых правоотношениях налогоплательщик должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь);

- налоговая система должна исключать двойное налогообложение;

- величина налогов должна соответствовать размеру государственных услуг, включая защиту гражданина и всё, что гражданин может получить от государства.

Государственное устройство Германии предполагает трёхступенчатую систему организации государственных финансов, в силу чего налоговая система этой страны также является трёхуровневой.

Особенностью налоговой системы Германии является сложное и многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, позволяющее реализовать концепцию вертикального и горизонтального выравнивания неравномерного экономического развития федеральных земель.

С учётом обозначенных особенностей, в зависимости от компетенции взимания и распределения доходов между звеньями бюджетной системы, все налоги в Германии подразделяются на общие и собственные (федеральные, налоги федеральных земель (земельные) и налоги общин (муниципальные)) налоги.

Общие налоги распределяются по установленным нормативам в бюджеты разных уровней бюджетной системы: в федеральный бюджет, в бюджеты федеральных земель и в бюджеты общин (аналог регулирующих налогов в России).

Собственные налоги закрепляются за соответствующими звеньями бюджетной системы и зачисляются туда в полном объёме (аналог закреплённых налогов в России).

Система налогов и сборов Германии представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 – Система налогов и сборов Германии

Общие налоги

Собственные налоги

Федеральные налоги Налоги федеральных земель Налоги общин
Подоходный налог. Корпоративный налог. Налог на доходы от капитала. НДС. Налог с оборота импорта. Акцизы на нефтепродукты, кофе, табак, бренди, шипучие вина. Налог на добычу нефти. Налог на потребление электроэнергии. Налог на доходы от страховой деятельности. Таможенные пошлины. Солидарный сбор. Налоги в рамках ЕС. Налог с владельцев автотранспортных средств. Имущественный налог. Налог на наследство и дарение. Акциз на пиво. Игорный налог. Сбор за противопожарную защиту. Налог на выигрыши и лотереи. Промысловый налог. Поземельный налог. Акциз на алкогольные напитки. Сборы за право охоты, рыболовства, с владельцев собак. Налог на доходы от зрелищных и увеселительных мероприятий.

Общая сумма налоговых поступлений по всем налогам в Германии распределяется между звеньями бюджетной системы примерно следующим образом: 48% зачисляется в федеральный бюджет, 34% – в бюджеты федеральных земель, 13% – в бюджеты общин, а оставшаяся часть – в Фонд выравнивания налогового бремени и бюджет ЕС.

Рассмотрим конституционно-правовую базу налогообложения в Германии.

Особенностью правового обеспечения налоговой системы Германии является конституционное закрепление полномочий по взиманию и распределению налогов между федерацией, федеральными землями и общинами. Так, статья 104а Конституции Германии закрепляет суверенитет налогового законодательства (полномочия законодательного установления налогов), суверенное право сбора налогов (так называемые доходные полномочия от сбора того или иного налога), а также суверенитет налогового администрирования (полномочия по взысканию налогов).

Суверенитет налогового законодательства предполагает, что федеральная власть имеет исключительные законодательные полномочия по установлению налогов, поступления от уплаты которых полностью или частично формируют федеральный бюджет. Законодательными полномочиями по установлению налогов федеральных земель и налогов общин наделены органы власти федеральных земель.

Суверенное право сбора налогов, закреплённое в Конституции, предполагает, что общие налоговые доходы федерации и федеральных земель поступают в бюджеты разных уровней бюджетной системы по установленным нормативам между федерацией и землями, при этом часть доходов от сбора таких налогов должна быть передана бюджетам общин.

Суверенитет налогового администрирования предполагает, что таможенные пошлины и общие налоги, установленные едиными федеральными законами, администрируются федеральными финансовыми органами, а остальные налоги – финансовыми органами федеральных земель.

Федеральными финансовыми органами на федеральном уровне являются в качестве высших финансовых органов власти: Федеральное Министерство финансов, Федеральная администрация по ценным бумагам, Администрация по контролю над монополиями, Федеральное центральное ведомство по налогам, Управление по борьбе с таможенными правонарушениями.

Финансовыми органами власти федеральных земель и ответственными за специфичные для федеральных земель налоги, являются компетентные высшие органы власти федеральных земель, финансовые управления, финансовые отделения.

Финансовая юрисдикция в сфере налогообложения регламентируется унифицированным федеральным законом. Как инстанции финансовым порядком судопроизводства установлены в федеральных землях – налогово-финансовые суды в качестве верховных судов федеральных земель, на уровне федерации – Федеральный финансовый суд в Мюнхене.

 

4. Характеристика основных видов налогов в Германии

4.1. Подоходный налог с физических лиц

Фискальная значимость подоходного налога в налоговой системе Германии высока: он формирует около 30% всех налоговых поступлений. Налоговые доходы от уплаты подоходного налога по уровням бюджетной системы распределяются следующим образом: 42,5% поступлений зачисляется в бюджет федерации; 42,5% – в бюджеты федеральных земель; 15% – в бюджеты общин.

Налог взимается с физических лиц в зависимости от налогового класса налогоплательщика с учётом принципа «всемирного налогообложения». Взимание налога осуществляется в основном административным способом.

Подоходным налогом облагаются все доходы налогоплательщика за исключением необлагаемых сумм. К основным облагаемым доходам относятся: заработная плата; доходы от занятий сельским хозяйством; доходы от предпринимательской или свободно-профессиональной деятельности; доходы от сдачи недвижимости внаём; доходы по вкладам в банках, дивиденды; доходы «из прочих источников» (пенсии, алименты, спекулятивные доходы и пр.).

К основным необлагаемым доходам относятся: социальные и компенсационные выплаты; подарки от работодателя на сумму не более 30 евро; материальная помощь на сумму не более 358 евро; доходы от трудовой деятельности по совместительству в качестве преподавателя, воспитателя, сиделки, музыканта, тренера и т. п. – не более 1 848 евро в год; выигрыши и чаевые – не более 1 224 евро в год;

Необлагаемый налогом минимум составляет 5 616 евро в год для одиноких и 11 232 евро в год для семейных пар.

Целый ряд категорий граждан имеют дополнительные целевые налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.

Подоходный налог взимается по прогрессивным ставкам. Верхняя ставка подоходного налога составляет 42%, нижняя ставка – 15%. Минимальная ставка подоходного налога для нерезидентов установлена в размере 25%.

Стоит отметить, что налогоплательщику Германии помимо подоходного налога необходимо уплачивать так называемую «надбавку солидарности» (Solidaritätszuschlag) и церковный налог. Надбавка солидарности была введена в целях финансирования экономического возрождения земель за счёт части доходов налогоплательщиков Германии. На сегодняшний день она составляет 7,5% от суммы подоходного налога. Церковный налог платят только те налогоплательщики, которые являются членами церковной общины. Он также исчисляется на базе подоходного налога и составляет от 1 до 9% от его годовой суммы, уменьшенной на 300 евро на каждого ребёнка налогоплательщика.

4.2. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Германии распределяется по всем трём уровням бюджетной системы. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени.

Налогом на добавленную стоимость облагается вся система общественного и частного потребления. Налогом не облагаются медицинские услуги, образовательные услуги, услуги театров, музеев, благотворительных союзов и т.д.

Основная ставка налога составляет 16%. Льготная ставка в размере 7% распространяется на некоторые товарные группы, например, на продукты питания, книги, газеты, услуги транспорта.

При экспорте НДС полностью возмещается. Возврату подлежит НДС, оплаченный на производственные затраты налогоплательщика-экспортёра.

Как мы уже отмечали, в Германии наряду с НДС применяются и налоги с оборота, например, налог с оборота импорта.

Налогом с оборота импорта облагается товар, ввозимый из третьих стран через таможенную границу Германии. В основу исчисления налоговой базы заложена таможенная стоимость ввозимого товара, к которой прибавляются другие импортные сборы. Ставки налога с оборота, как по НДС, составляют 16 и 7% соответственно.

4.3. Корпоративный налог

Доля корпоративного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета Германии заметно ниже, чем, например, доля подоходного налога. В общей сумме налоговых поступлений корпоративный налог составляет лишь около 5%. По уровням бюджетной системы корпоративный налог распределяется между федеральным и земельным бюджетами в пропорции 50% на 50%.

Корпоративный налог взимается с годового дохода юридического лица. При этом разрешается включение в статьи затрат представительских расходов, затрат по найму жилья для иностранных граждан, промыслового налога, использовать разнообразные налоговые льготы. Налоговые льготы носят, как правило, регулирующий характер, стимулируя инвестиции, развитие тех или иных регионов.

Максимальная налоговая ставка применяется в том случае, если прибыль остаётся нераспределённой (29,8%). К распределяемой прибыли применяются пониженная налоговая ставка.

4.4. Промысловый налог

Промысловый налог является одним из основных местных налогов. Этот налог уплачивают предприятия, общества, физические лица, которые занимается промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для начисления налога служит прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами общин (в среднем она составляет 15 – 20%).

4.5. Акцизы

Акцизы в Германии делятся на три подгруппы – акцизы на продовольственные товары, акцизы на продукты наслаждения (табак, кофе, пиво), акцизы на нефтепродукты. Все они, кроме акцизов на нефтепродукты, небольшие по величине. Акцизы взимаются с производителей, которые включают их в цену подакцизных товаров. Конечным плательщиком акцизов выступает конечный потребитель подакцизного товара.

Налог на нефтепродукты даёт сейчас 7,6% всех налоговых поступлений, что представляет собой значительную величину.

Из налогов данной группы наиболее значительными являются: акциз на нефтепродукты (7,6% всех налоговых поступлений) и акциз на табачные изделия (около 3% всех налоговых поступлений). Акцизы по другим подакцизным товарам дают менее 1% всех налоговых поступлений каждый, например, акциз на кофе – 0,3%, акциз на пиво – 0,2%.

Акцизы по большинству подакцизных товаров направляются в федеральный бюджет, за исключением акциза на пиво, который поступает в бюджеты федеральных земель, и акцизов на прочие алкогольные напитки, которые поступают в бюджеты общин.

Ставки акцизов в основном установлены в евро на единицу обложения, то есть являются твёрдыми. Например, 0,5 евро на 1 литр бензина; 9,3 евроцента на 1 сигарету; 3,1 евро на 1 кг кофе; 1,4 евро на 0,75 литров шампанского и т.п.

 

Тема 5. Особенности функционирования налоговых систем унитарных государств (на примере Японии и Китая)

1. Общая характеристика налоговой системы Японии. Система налоговых органов Японии.

2. Характеристика основных видов налогов Японии.

3. Общая характеристика налоговой системы Китая. Система налоговых органов КНР.

4. Характеристика основных видов налогов в КНР.

 

1. Общая характеристика налоговой системы Японии. Система налоговых органов Японии

Налоговая система Японии сформировалась в 1950-е годы, претерпев в последующий период незначительные организационные и законодательные изменения. Налоговая система Японии двухуровневая и включает общегосударственные и местные налоги и сборы (местные налоги подразделены на префектурные и муниципальные).

К общегосударственным налогам и сборам Японии отнесены: подоходный налог, корпоративный налог, налог на наследство и дарение, налог на землю и недвижимость, потребительский налог, «алкогольный» налог, «табачный» налог, «бензиновый» налог, «дорожный» налог, гербовый сбор, таможенные пошлины, корабельный сбор.

К префектурным налогам отнесены: налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчёте на число занятых, налог на приобретение собственности, налог на зрелищные мероприятия, транспортный налог, подоходный префектурный налог и налог на пользование природными ресурсами.

К муниципальным налогам отнесены: налог на проживание в муниципалитете, имущественный налог, налог на лёгкие транспортные средства, налог на земельную собственность, подоходный муниципальный налог, налог на развитие городов и другие.

Основу налоговых поступлений Японии составляют: подоходный налог (32%), корпоративный налог (21,6%), потребительский налог (20,7%), налог на наследство и дарение (3,3%), и другие. При этом в последнее время наблюдается тенденция к увеличению доли косвенных налогов, на которые в совокупности приходится около 40% всех налоговых поступлений.

К особенностям японской налоговой системы можно отнести также наблюдаемую в последние годы тенденцию к увеличению доли местных налогов в общем объёме налоговых поступлений.

Рассмотрим систему налоговых органов в Японии.

Законодательными полномочиями в налоговой сфере наделено Министерство финансов Японии, которое традиционно курирует вопросы налоговых поступлений через участие в работе Совета по экономической и налоговой политике, а также Национальное налоговое управление. В систему налоговых органов входят также Налоговый колледж и Национальный налоговый трибунал с его филиалами, где происходит обжалование правильности начисления налогов.

На Национальное налоговое управление возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и недвижимость) и косвенных налогов и сборов (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензинового», «дорожного» и гербового). Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов.

В организационном плане Национальное налоговое управление состоит из центрального аппарата, одиннадцати региональных налоговых бюро, региональной налоговой инспекции о. Окинава и около 550 налоговых инспекций.

Структурно как центральный аппарат, так и региональные налоговые бюро и инспекции на местах имеют идентичное функциональное построение и представлены тремя основными департаментами (отделами): по налогообложению, сбору налогов, а также по проведению проверок и криминальному расследованию случаев уклонения от уплаты налогов. При этом характерно своеобразное «разделение труда», когда региональные бюро контролируют правильность уплаты налогов крупными компаниями в зоне их ответственности, а налоговые инспекции – малый и средний бизнес на местах.

Важно отметить, что в помощь налогоплательщику Японии помимо государственных программ по информированию о требованиях налогового законодательства с 1951 года действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Организационно они объединены в профессиональные ассоциации, тесно сотрудничающие с Национальным налоговым управлением, и на коммерческой основе выполняют всю практическую работу по начислению налогов и подаче документов как юридических, так и физических лиц.

2. Характеристика основных видов налогов Японии

2.1. Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог с физических лиц в Японии является основным налоговым источником бюджетов двух уровней – национального и местного. Доля этого налога, как и в других развитых странах, высока и составляет около 32% от общей суммы всех налоговых доходов.

Подоходным налогом в Японии облагается совокупный доход налогоплательщика. Все налогооблагаемые доходы налогоплательщика укрупнённо делятся на следующие категории: заработная плата, проценты по вкладам, дивиденды, доходы от продажи недвижимости, доходы от предпринимательской деятельности, бонусы, выходные пособия, пенсии, случайные доходы, смешанные, разносторонние доходы.

Налоговые ставки дифференцированы по сумме доходов, получаемых гражданами, и колеблются в интервале: национальные – от 10 до 50%, префектурные – от 2 до 4%, муниципальные – от 3 до 12%. Общая налоговая ставка колеблется в пределах от 15 до 66%. (см. таблицу 3).

Таблица 3 – Ставки подоходного налога в Японии

Облагаемый доход,

млн йен

Ставки налога, %

национальные префектурные муниципальные всего
до 1,6 10 2 3 15
от 1,6 до 3 10 2 8 20
от 3 до 5,5 20 2 8 30
от 5,5 до 6 20 4 11 35
от 6 до 10 30 4 11 45
от 10 до 20 40 4 11 55
свыше 20 50 4 12 66

 

Кроме того, независимо от величины дохода каждый гражданин Японии обязан уплачивать налог на проживание, составляющий 3 200 йен в год.

Основной налоговой льготой по подоходному налогу является так называемая «базовая» льгота или необлагаемый минимум (см. таблицу 4).

 

Таблица 4 – Система подсчёта необлагаемого минимума по подоходному налогу в Японии

Категория налогоплательщика Национальный бюджет Местный бюджет
один человек 1 075 000 йен 1 032 000 йен
супружеская пара 1 928 000 йен 1 738 000 йен
семья из трёх человек 2 484 000 йен 2 230 000 йен
семья их четырёх человек 3 198 000 йен 2 801 000 йен

 

Для исчисления подоходного налога суммируются все налогооблагаемые доходы налогоплательщика, затем вычитается необлагаемый минимум, устанавливаемый с учётом различных скидок (на иждивенцев, специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и др.).

Помимо выше указанных льгот существует ряд узко специальных льгот. Например, специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход предпринимателя. Размер такой скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов» (по аналогии с профессиональными налоговыми вычетами по НДФЛ в РФ).

В отношении группы разносторонних доходов и доходов от капитала предусмотрена скидка в размере 400 тыс йен в год, если налогоплательщик имеет стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к этой сумме 700 тыс йен в год – если трудовой стаж превышает 20 лет.

2.2. Корпоративный налог

Значительный объём поступлений в бюджетную систему Японии обеспечивает налог на прибыль корпораций. Корпоративный налог в Японии зачисляется в национальный, префектурные и муниципальные бюджеты.

Национальная ставка по налогу составляет 33,48%, префектурная – 5% от национальной (1,67 от прибыли), муниципальная – 12,3% от национальной (4,12% от прибыли). Общая ставка составляет около 40%.

Корпоративный налог взимается с доходов от предпринимательской деятельности акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, пенсионных фондов и других корпораций.

Налоговой базой по корпоративному налогу признаётся прибыль корпораций. Она определяется следующим образом. К текущим доходам добавляются непризнанные убытки (амортизация, резервы на оплату безнадёжных долгов и др.), и вычитаются доказанные убытки.

Для корпораций малого бизнеса существует широкая система льгот. Компании с капиталом менее 100 млн йен и годовым доходом менее 8 млн йен уплачивают корпорационный налог по ставке 28%.

2.3. Имущественный налог

Имущественный налог зачисляется в местные бюджеты и уплачивается юридическими и физическими лицами по единой ставке, не превышающей 1,4% от рыночной стоимости имущества. К облагаемому налогом имуществу относятся: недвижимое имущество, земля, ценные бумаги и др.

2.4. Налог на наследование и дарение

Налог на наследование и дарение взимается при передаче собственности в дар или по завещанию. Ставка налога на наследование составляет от 20 до 60% от стоимости имущества и дополнительно увеличивается ещё на 20% для наследников, которые не являются членами семьи или близкими родственниками наследодателей. При этом общая ставка налога с учётом увеличения не должна превышать 75% фактической доли наследника в имуществе (стоимость наследуемого имущества учитывается по рыночным ценам либо по цене приобретения).

Не облагается налогом на наследование собственность, приобретённая от родственников для получения образования и проживания, собственность, завещанная благотворительным, религиозным, научным, государственным и общественным организациям.

При наличии дополнительных условий наследникам предоставляются и другие налоговые льготы.

Если возраст наследника меньше 20 лет, сумма налога на наследование снижается на 60 тыс. йен за каждый год, недостающий до достижения наследником возраста 20 лет. Если наследник страдает каким-либо заболеванием или имеет инвалидность, сумма налога снижается на 60 тыс. йен за каждый год вплоть до достижения наследником пенсионного возраста (70 лет).

По налогу с дарений при обложении собственности, полученной в дар в течение года, существует базовое освобождение: не облагаются налогом подарки, стоимость которых не превышает 600 тыс. йен. Собственность, переданная в подарок супругу, с которым даритель прожил более 20 лет, стоимостью до 20 млн йен не облагается налогом.

 

3. Общая характеристика налоговой системы Китая. Система налоговых органов КНР

Налоговая система Китая включает около 25 видов налогов, которые в зависимости от их природы можно объединить в 8 групп.

Группа налогов с оборота. Сюда входят НДС, потребительский налог и предпринимательский налог (налог на предпринимательскую деятельность).

Группа налогов с дохода. Она включает налог на прибыль предприятий (применительно к таким предприятиям-резидентам, как предприятия, находящиеся в государственной собственности, предприятия, находящиеся в коллективной собственности, частные предприятия, предприятия совместного хозяйствования, акционерные предприятия), налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также подоходный налог с физических лиц.

Группа ресурсных налогов. Сюда входят налог за пользование природными ресурсами (природная рента) и налог за пользование землями городов и городских районов (земельный налог). Эти налоги отражают возмездный характер пользования государственными природными ресурсами и имеют своей целью урегулирование доходов налогоплательщиков, имеющих доступ к природным ресурсам.

Группа налогов специального назначения (целевых налогов). Сюда входят налог на поддержание городского строительства, налог на занимаемые пахотные угодья, регулирующий налог на инвестиции в недвижимость и налог на передачу оцениваемой недвижимости.

Группа имущественных налогов. Сюда входят налоги с владельцев домов, налог на городскую недвижимость и налог на имущество, переходящее в порядке наследован


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: