Раздел 3. Количественные исследования

 

Количественный метод исследования – метод, при котором исследователь получает данные, собранные от респондентов, в виде анкет, которые помогают выразить известность и освещенность проблемы, фирмы, продукта и выявить основных потребителей. Метод называется количественным, так как помогает собрать именно общую количественную информацию, на основе которой буду сделаны выводы о потребителях. Основная цель количественного исследования сбор информации о большом количестве объектов исследования.

К преимуществам количественных методов исследования можно отнести:

 

К недостаткам данного метода исследования относятся:

К основным методам количественного исследования относятся опрос и аудит.

Опросом является метод сбора первичной информации, с помощью которого можно получить данные от респондента путем личного или опосредованного контакта. Существуют три метода опроса: телефонный, личный и электронный. Исследователь самостоятельно выбирает тот вида опроса, который будет удобен ему самому и информанту.

Электронный метод опроса происходит посредством заполнения электронной анкеты, которую распространяют по электронной почте, в социальных сетях или через специальные исследовательские порталы.

К преимуществам данного метода сбора информации можно отнести:

· Доступность

· Низкая стоимость

· Легкость организации

· Отсутствие влияния со стороны интервьюера

· Возможность использования иллюстрации.

К недостаткам метода электронного опроса относят:

· однобокие ответы,

· невозможность уточнить вопросы, дать пояснения или объяснение;

· низкое качество ответов на открытые вопросы.

 

Вторым методом проведения количественного интервью является телефонный опрос. Методика данного исследования заключается в обзвоне респондентов с помощью телефона или приложений, которые позволяют это сделать.

Преимущества телефонного опроса:

К недостаткам телефонного опроса можно отнести такие факторы, как невозможность наглядности вопросов для респондента, так как контакт установлен посредством телефонной сети. Существует так же трудность удержания респондента на долгое время и поддержание его интереса, при личном контакте этого достичь на много легче.

Третьим видом опроса является личное интервью. Зачастую его путают с глубинным интервью. Давайте разберем в чем же их отличия. Личное интервью в отличие от глубинного может реализовываться не только в помещении закрытом, но и в месте продаж товара, в торговом центре и даже на улице.

 

К преимуществам личного интервью относятся:

 

 

Недостатками личного интервью считаются:

 

 

Таким образом, исследователь сам выбирает какой метод опроса при количественном исследовании будет использован. У каждого имеются свои преимущества и недостатки, но все они одинаково преследуют цель выявить отношение респондентов на данный продукт или тему исследования.

Для качественного опроса существует необходимость в составлении опросника, для того чтобы исследователь мог быстро ориентироваться по главным темам, которые ему нужно будет осветить и получить ответы от респондентов.  

Как правило, стандартный вопросник состоит из трёх частей: введения, реквизитной части и основной части.

Во введении главной задачей является убедить и заинтересовать респондентов, чтобы они приняли участие в опросе. Необходимо четко обозначит цель опроса и рассказать насколько эта проблема может быть актуальна для респондента. Для большего доверия со стороны респондента стоит обозначить какое количество времени это может занять и предоставить информацию об организации, которая проводит исследование.

В реквизитной части приводится информация про респондента:

· для частных лиц – возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение, имя и адрес;

· для организаций – размер, местоположение, направление производственно-хозяйственной деятельности, положение респондента в организации, его имя.[9]

Основная часть состоит непосредственно из вопросов, которые раскрывают сущность исследуемой проблемы. Вопросы могут быть трех видов: открытые, закрытые и шкальные.

С помощью открытых вопросов респондент может высказывать свое мнение в полном объеме и не ограничивать свои мысли. Закрытые вопросы позиционируются на односложных ответах «да» и «нет». Шкальные вопросы представляют собой степень заинтересованности респондента в том или ином ответе, путем выставления числовых значений по мере его привязанности. Номинальные шкалы используются для измерения атрибутивных признаков, порядковые (ранговые) шкалы позволяют измерять качественные признаки и ранжировать их, а интервальные шкалы выделяют некоторые группы изучаемых маркетинговых процессов и явлений.

Помимо опросов, еще одним методом количественного и следования является аудит.

Аудит розничной торговли (розничный аудит, ритейл аудит) - это исследование присутствия товаров в магазинах с целью оценки их ассортимента, ценовой политики, рекламной активности, выкладки и мерчендайзинга, а также качества работы персонала.[10] Так как выбранная мною тема никак не связана с торговлей и товарами данный вид качественного исследования не будет являться приоритетным для данной работы.

Для проведения количественного исследования мною был выбран метод опроса, который поможет узнать отношение на счет дистанционного образования на данный момент и их степени вовлеченности в компьютеризацию процесса обучения. Для этого мы проведем онлайн-анкетирование с помощью сервиса google forms, который позволяет без труда составит собственную анкету и предоставить доступ к ней всем пользователям. Респондентами стали студенты с возрастной категорией 20-22 года. Все студенты обучаются на разных факультетах и в разных вузах, это поможет увидеть точку зрения большего количества студентов об онлайн-образовании на сегодняшний день.

В анкете мною было представлено 14 вопросов. (Приложение 2) Первые два вопроса открывают информацию о респонденте и показывают его возраст и деятельность, которой он занимается на сегодняшний день (студент, закончил обучение). Половина прошедших анкетирование указали возраст 21 год. (Приложение 3) Так же 80% опрашиваемых указали, что на данный момент они еще являются студентами высших учебных заведений и лишь 20% являются самозанятыми и уже закончили обучение. (Приложение 4) Следующий вопрос в анкете был «Сколько времени вы тратите на самообразование?» ответы на этот вопросы были самые разнообразные, но обобщив их все, мне удалось установить, что в среднем респонденты тратят около 5 часов в неделю. Если распределить это время – получается, как минимум, час в день на сегодняшний день студенты уделяют личному самообразованию. Конечно же, это усредненный показатель ответов, т.к. имеются респонденты, которые ответили, что тратят даже около 10 часов в неделю. (Приложение 5) Таким образом, можно сделать вывод, что для каждого студента время, которое он способен выделить на самообразование разное, т.к. зависит все же от личных потребностей самого человека.

На сегодняшний день онлайн-образование широко используется и целью нашей работы является понять – действительно ли это так? При вопросе «Используется ли в вашем учебном заведении дистанционное образование?» все респонденты ответили, что да. Значит, наша гипотеза о том, что с каждым днем актуальность онлайн-образования повышается – правильная. Опрашиваемые студенты учатся в разных университетах, что показывает нам разнонаправленность применения дистанционного обучения. (Приложение 6)

Чтобы понять какой вид самостоятельной подготовки для студентов более удобен, я задала им и этот вопрос. В данном вопросе мнения разделились. 30% Опрашиваемых ответили, что для них удобен вариант подготовки дома за домашними учебниками и материалами. Так же 30% ответили, что удобным способом самостоятельной подготовки является работа в системе дистанционного обучения. По 16% мнения разделились между подготовкой в вузе и подготовкой с помощью интернета. Таким образом, среди студентов преимущественными методами являются «традиционная» работа за учебниками и признание получила система дистанционного обучения. (Приложение 7) Подготовка это лишь один из этапов получения знаний. Для проверки знаний преподавателем существуют множество различных способов.

Респондентам был задан вопрос, который покажет каким образом, по их мнению, должна происходить проверка материла. Более половины респондентов ответили, что самым удобным методом проверки знаний является работа в системе удаленного онлайн-обучения. Вторым по популярности ответом был – устный опрос. При такой проверке человек должен быть точно уверенным в своих ответах, ведь при ответах в системе дистанционного обучения всегда есть возможность прочитать материал параллельно в интернете при возникновении вопросов. И лишь 16% опрашиваемых выбрали вариант прохождения тестов с помощью компьютеров в учебном заведении. (Приложение 8)

На вопрос, который был задан в анкете мною, «О каких системах дистанционного образования вы слышали?» респонденты ответили приводя примеры. Большинство ответов было о системе MOODLE, STEPIK, открытое образование и курсы, которые встречаются в интернете развлекательного характера. Знание респондентов о каких-либо платформах обучения говорит о том, что они проявляют интерес и пользуются ресурсами дистанционного обучения. (Приложение 9)

Половина процентов опрашиваемых отдали свое предпочтение системе MOODLE и сказали, что использовали ее. 25% Ответивших вообще не использовали системы онлайн-образования. И еще 25% пользуются внутренними системами обучения, которые созданы и используются лишь у них в вузах. Действительно, MOODLE платформа, которая стремительно набирает популярность среди пользователей.  (Приложение 10)

Чтобы посмотреть какой процент респондентов применял на практике онлайн-курсы, был задан вопрос: «Есть ли какие-либо онлайн-курсы, которые вы закончили?». Больше половины (66%) ответили, что заканчивали. Это говорит, что большая часть респондентов имеют представления о дистанционном образовании и имеют представление о том, как оно организовывается. (Приложение 11) При прохождении онлайн-курсов половина респондентов тратила более часа в день. На мой взгляд, это очень хороший временной показатель. Ведь куда больше времени тратится, чтобы доехать до учебного учреждения и обратно домой. 30% Опрашиваемых тратили на обучение более 2 часов. Скорее всего, выполняя при этом задания на несколько тем вперед, что так же позволяет экономить время, что актуально для проживающих в «городах-миллионниках». (Приложение 12)

Для более детальных суждений от респондентов, я решила задать открытый вопрос с возможностью полного ответа, чтобы понять точку зрения каждого о преимуществах дистанционного обучения. В список преимуществ вошли такие ответы как:

- возможность обучения в любое время

- личная независимость в обучении

- не нужно тратить время на дорогу

-большое количество бесплатных курсов для самостоятельного обучения.

Можно сделать вывод, что респондентам, действительно, важна независимость в обучении и они не против получать знания с помощью онлайн-обучения. Для саморазвития так же существуют курсы, которые направлены не только на школьный или материал высших учебных заведений, но такие как учеба игра на гитаре, что тоже оказалось важным для наших респондентов. Главным преимуществом, которое было отмечено более чем 10 людьми стало экономии времени на дорогу. Эта проблема остро стоит в городах федерального значения. На мой взгляд, дистанционное обучение может помочь решению этой проблемы. (Приложение 13)

Как и у любой системы у дистанционного образования имеются не только преимущества, но и недостатки. Респондентами было отмечено, что при дистанционном образовании теряются навыки общения. Действительно, устные ответы позволяют человеку стать увереннее и формулировать свои мысли, выстраивая логическую цепочку, что теряется при онлайн-обучении. Респонденты отметили среди минусов дистанционного обучения, что сложно заставить себя начать выполнять задания – отсутствие самодисциплины. Третьим по популярности ответом было то, что отсутствует контакт с преподавателем. Иногда все же личный контакт играет существенную роль в обучении, особенно на первых курсах обучения, когда человек попадает в новую «среду» и нуждается в помощи. (Приложение 14)

Все опрашиваемые ответили, что в их учебном заведении используется дистанционное обучение. (Приложение 6) Но сможет ли онлайн-обучение заменить привычную для нас форму обучения? Большинство респондентов, а именно 66%, считает, что нет. (Приложение 15) Действительно, онлайн-обучение может помочь решить проблему с тратой времени на дорогу или развить в человеке дисциплину и самоконтроль, но полностью заменить непосредственный контакт с преподавателем, на мой взгляд, невозможно.

Заключительным вопросом в моем анкетировании является тема рекламы онлайн-образования. Мне стало интересно на сколько часто на данный момент респондентам встречается реклама онлайн-обучения разного характера. Почти 85% ответили, выбрав ответ, довольно часто. Это говорит о том, что большая часть респондентов обращает на это внимание и тема дистанционного обучения хорошо рекламируется как для студентов, так и для людей зрелого возраста, которые хотят обучиться чему-то новому. (Приложение 16)

На основе нашего анкетирования можно сделать вывод о том, что дистанционное образование хорошо внедрилось в систему обучения на сегодняшний день. Сложно встретить человека, который бы ни разу не слышал о данной теме. Каждый из наших респондентов привел пример платформ, о которых он слышал. Некоторые успели даже закончить определенные онлайн-курсы, что тоже показывает нам вовлеченность респондентов в систему дистанционного обучения. На сегодняшний день довольно часто встречается реклама курсов, платформ, которые позволяют организовать удаленное обучение, что подтвердили наши респонденты. Онлайн-образование показывает хорошее развитие и внедрение в систему образования, что приводит к положительным комментариям со стороны пользователей платформ.

 

 

Заключение

Целью данной работы являлось проведение исследований (количественного и качественного), которые помогли нам выявить актуальность дистанционного образования на сегодняшний день. Я выяснила, что можно считать, что степень актуализации высокая. Все мои респонденты при ответе на онлайн-анкетирование были знакомы с данным понятием. Множество из них самостоятельно использует онлайн-обучение для саморазвития, что говорит о том, что они, действительно, занитересованы и считают это удобным методом изучения различных тем.

Однако, выведенная мной проблема, которая заключается в отсутствии личностного контакта преподавателя и обучающегося, что создает трудности для студентов и самого преподавателя, действительно, подтвердилась. Респонденты отмечали этот фактор в недостатках организации дистанционного образования.

При проведении с Евгенией глубинного интервью – я убедилась, что для преподавателя так же, как и для студентов онлайн-обучение является темой, которая актуальна. Евгения подтвердила мне это тем, что назвала большое количество платформ, на которых она работает и уже закончила некоторые курсы. В преподавательской деятельности так же использует множество платформ. При разговоре с Евгенией мы нашли другие стороны дистанционного обучения и моя проблема частично была решена. Для обратной связи, которую преподаватель осуществляет со студентами, можно использовать zoom, WhatsApp. Значит, личностный контакт можно поддержать и при такой системе образования.

Конечно же, заменить полностью «традиционное» образование полностью дистанционным – невозможно. Это отметили и респонденты при онлайн-анкетировании и информант при глубинном интервью.

Все больше людей понимает ценность дистанционного образования и его комфортность в некоторых понятиях. Высшие учебные заведения могут предложить нам лишь часть этого огромного «айсберга» дистанционного образования. С каждым днем на просторах интернета появляется все больше и больше информации, которую мы можем использовать. Теперь саморазвитие становится все удобнее и доступнее для нас.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: