Полковник знакомится с профессором Хиггинсом

Долгополова Елена

Анализ драматического произведения

Бернарда Шоу

«Пигмалион»

Дать характеристику времени создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

Произведение создано в 1912 году. (1913) XX в. – эпоха модернизма. В этот период Великобритания утратила свое положение самой могущественной державы в мире. Но общество стало более справедливым, и, несмотря на две мировых войны и Великую депрессию, средний уровень жизни резко возрос. Была Первая мировая война, которая лишила Англию почти миллиона жителей и оставила огромные долги. Ухудшал положение Англии экономический кризис. В XX в. Социальное, экономическое и политическое положение страны ухудшилось.

Бернард Шоу, в своей пьесе решил отразить своё многолетнее увлечение фонетикой. Произношение, по его мнению, разделяет социальные группы Англии сильнее, чем многие другие факторы, и эту несправедливость необходимо устранить. В то же время Шоу стремился показать, что никакой непроходимой пропасти между «низшими» и «высшими» классами не существует.

Определить жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Указать основные признаки жанра, характерные для данного произведения.

Жанр: комедия положений. В пьесе сталкиваются представители разных социальных слоёв – Элиза, обычная цветочница и профессор Хиггинс.

Определить тему и идею произведения

а) Главная тема и ее «носители» (герой и герои произведения); ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения;

Тема: социальное неравенство. Главные «носители» - цветочница Элиза, профессор Хиггинс и полковник Пиккеринг.

 Хиггинс. (сразу узнав цветочницу и не скрывая своего разочарования,

которое у него, как у ребенка, превращается в смертельную обиду). Это же

та девчонка, которую я записал вчера вечером. Она нам не нужна. У меня

достаточно записей с лисонгровским жаргоном. Нет смысла тратить на нее еще

один валик. (Цветочнице.) Уходите, вы нам не нужны.

Цветочница. А вы не задирайте нос раньше времени! Вы еще не знаете,

зачем я пришла.

б) побочные темы и их «носители» (второстепенные персонажи произведения);

Побочная тема: Бернард Шоу уделял много внимания проблемам языка. У пьесы была серьезная задача: Шоу хотел привлечь внимание английской публики к вопросам фонетики. «Носители» - Хиггинс, Пиккеринг и Элиза

в) основная идея произведения, авторская идея. Идея, как угол зрения автора на тему произведения. Основные персонажи «выразители» идеи;

Основная идея произведения заключается в том, что даже бедный и необразованный человек может стать культурным и прекрасным, если будет трудиться! Основные «выразители» идеи – Хиггинс, Пиккеринг и Элиза.

г) идеи побочных линий действия. Как они связаны с основной идеей. какие побочные линии действия «работают» на основную идею, какие разрабатываются автором как «философское размышление»;

Несмотря на социальный статус, важно быть высокоморальной личностью – Пикеринг всегда «держал лицо» - был образцовым джентльменом и обращался к Элизе «мисс Дуллитл». А Хиггинс, несмотря на статус профессора, был груб с ней. Также прослеживается идея важности знания языка – нужные знания могут определять положения в обществе

Д) смысл названия пьесы. Событийно-действенный ряд произведения

В основе пьесы Бернарда Шоу лежит греческий миф о скульпторе Пигмалеоне и Галатее. Безумно влюблённый в свое творение, он попросил Афродиту, богиню любви, оживить статую. Так и профессор Хиггинс подобно скульптору сотворил из неотёсанной цветочницы красноречивую герцогиню.

1. Появление всех персонажей под одним местом – козырьком, под который они попали из-за дождя.

2. Фредди (сын пожилой женщины) толкнул Элизу – цветочницу и выбивает корзину с товаром

3. Девушка эмоционально реагирует, и полковник Пикеринг даёт ей денег.

4. Полковник знакомится с профессором Хиггинсом.

5. Элиза снова подходит к профессору и полковнику и просит денег. Профессор кидает большую горсть монет, и счастливая Элиза уезжает.

6. Утром на следующий день, во время беседы полковника и профессора, в дом заявляется Элиза и требует обучить её фонетике

7. Пикеринг предлагает заключить пари Хиггинсу – сможет ли тот вывести её в светское общество за короткий срок.

8. Хиггинс соглашается, и они уговаривают девушку.

9. Заявляется отец девушки, однако профессор и полковник убеждают его оставить её у них

10. Девушка живёт у них и на первом выходе в свет – на ужине, производит впечатление на Фредди. Тот влюбляется и начинает слать письма.

11. Затем её выводят в высшее общество, и она производит фурор – все верят в то, что она герцогиня.

12. Хиггинс, утомлённый экспериментом, позволяет себе грубости в отношении Элизы, она обижается и уходит из дома.

13. Хиггинс пытается вернуть Элизу, так как он привык к ней.

14. Элиза вскоре соглашается вернуться, однако с условием, что он извинится и будет вести себя вежливо.

а) определить исходное, основное и главное события;

Исходное событие

Дождливый день. Дама с дочкой сидят под навесом. Фредди, ее сын, ищет такси. Ничего не найдя, он возвращается и наталкивается на цветочницу, которая роняет цветы и кричит на него. Человек с записной книжкой что-то пишет, цветочница думает что-то тот пишет на нее донос и плачет.

Основное событие

Встреча профессора Хиггинса и полковника Пикеринга. Цветочница пристает к ним, с просьбой купить у нее цветочки. Приход цветочницы Элиза Дулиттл домой к профессору, ее просьба улучшить ее произношение.

Пари профессора Хиггинса и полковника Пиккеринга. Посещение отца Элизы Дулиттл

Полное изменение жизни Элизы Дулиттл. Становление Элизы светской дамой. Посещение светских мероприятий.

Главное событие

Ссора Элизы с профессором. Побег Элизы. Грусть Хиггинса и Пикеринга.

Изменение жизни и отца Элизы Дулиттл. Свадьба Элизы с Фредди. Примирение девушки с Хиггинсом и Пиккерингом.

б) определить основной драматический узел, его суть. Из какой интриги (ее содержание) «вырастает» драматический узел;

Эльза пытается выучить фонетику для того, чтобы работать в цветочном магазине. Однако, обратившись к профессору фонетики с такой просьбой (и предложив денег), тот, со своим знакомым, полковником Пикерингом, заключает пари – если у профессора в кратчайшие сроки получится сделать из цветочницы «леди», тогда полковник полностью оплачивает обучение Элизы.

в) событийно-действенный ряд главной линии действия –главный герой или герои. Линия действия обеих сторон конфликта. Точки основных столкновений;

1. Появление всех персонажей под одним местом – козырьком, под который они попали из-за дождя.

Полковник знакомится с профессором Хиггинсом.

3. Элиза снова подходит к профессору и полковнику и просит денег. Профессор кидает большую горсть монет, и счастливая Элиза уезжает.

4. Утром на следующий день, во время беседы полковника и профессора, в дом заявляется Элиза и требует обучить её фонетике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: