Анализ эпизода драматургического произведения

Дать название эпизоду (границы эпизода уже определены самой структурой драмы).

Пари между Хиггинсом и Пикерингом

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место, оно занимает в ходе развития действия? (это –экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения).

Элиза (цветочница) – решает зайти в гости к профессору Хиггинсу, чтобы оплатить занятия по фонетике. На этом фоне зарождается конфликт – профессор с полковником заключают пари: сумеет ли профессор за короткий срок выдать цветочницу за герцогиню на светском рауте. Этот эпизод расположен в завязке.

3. Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:

▪ кто они?

▪ каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные)

1. Генри Хиггинс – главный персонаж, профессор фонетики. Зарабатывает на жизнь, обучая разбогатевших выскочек-нуворишей аристократическому произношению, благодаря чему они рассчитывают войти в светское общество.

2. Пикеринг – полковник, «приятный тип старого армейца». Образцовый джентльмен. Очень учтиво обходится с Элизой, за что в конце пьесы она его благодарит.

3. Элиза Дулиттл – обычная цветочница, не лишена некого шарма, однако на фоне с дамами выглядит замарашкой. В ходе пьесы Элиза преображается. Хиггинс обучает её великосветскому произношению, у Пикеринга, безупречного джентльмена, она заимствует светские манеры. Одновременно, и неожиданно для Хиггинса, она приобретает чувство собственного достоинства.

Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Данный эпизод начинается с беседы Пикеринга и Хиггинса. Профессор демонстрирует свой необычный прибор – фонограф, позволяющий делать аудиозаписи. Их беседу прерывает экономка, говоря о том, что некая дама желает брать уроки фонетики у профессора.

Профессор просит пригласить посетительницу, после чего узнаёт в ней цветочницу, которой прежде кинул крупную (по мнению цветочницы) сумму денег. Хиггинс не желает оказывать ей услуги, однако полковник предлагает заключить любопытное пари: прежде профессор хвастал тем, что может любую цветочницу выдать за герцогиню, преподав ей несколько уроков. Хиггинс соглашается – если полковник проиграет, то он полностью оплачивает обучение Элизы. Эпизод завершается походом Элизы в душ.

Особенности начала – конфликт ещё не обозначен, однако к середине эпизода ситуация обостряется – на кон поставлены честь и достоинство профессора и, чтобы не упасть лицом в грязь, он соглашается.

Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

Основная проблема, находящаяся в центре внимания эпизода – тема социального неравенства.

Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (мини-конфликт), лежащие в основе эпизода.

В данном эпизоде мини-конфликт – сможет ли Элиза добиться своего, пройти обучение у профессора фонетики.

Охарактеризовать героев – участников эпизода.

▪ их отношение к событию;

▪ к проблеме;

▪ друг другу;

▪ кратко проанализировать речь участников диалога;

▪ сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

▪ выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков;

▪ определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

1. Генри Хиггинс.

1.1. Хиггинс с энтузиазмом принимает пари полковника.

1.2. Генри Хиггинс уважаемый профессор, для него это вопрос чести.

1.3. Профессор небрежно относится к Элизе, он очень груб с ней. С полковником уважительные отношения

1.4. Хиггинс грубо и надменно говорит с Элизой. Речь образованного и умного человека.

1.5. сразу узнав цветочницу и не скрывая своего разочарования, которое у него, как у ребенка, превращается в смертельную обиду. Профессор в каждой ситуации ищет для себя вызов и, не видя его, сильно разочаровывается

1.6. Профессор очень гордится своими изобретениями, наработками, научными трудами. У него высокое требование к окружающим. С теми, кого он не считает достойным, он небрежен.

1.7. Изначально Хиггинс был против обучения Элизы, хотел её прогнать поскорее, однако, после заключения пари он соглашается обучать цветочницу

 

2. Пикеринг

2.1. Пикеринг желает узнать, насколько велик талант профессора, на что он способен.

2.2. Полковник ставит под вопрос умения профессора сделать из цветочницы аристократку.

2.3. Пикеринг уважает окружающих, он настоящий джентльмен и, не зависимо от социального статуса, ведёт себя учтиво как с профессором, так и с Элизой.

2.4. Полковник в своей речи галантен, приятен, не груб.

2.5. Смеясь. Пикеринга забавляет ситуация с Элизой, да и она сама – то, насколько она непосредственна в своей вульгарности и простоте.

2.6. Полковник настоящий джентльмен, он знает, как вести себя в светском обществе, как правильно вести себя с дамами

2.7. Пикеринг изначально не был настроен против обучения Элизы, а даже предложил профессору обучить цветочницу фонетики.

 

3. Элиза Дуллитл

3.1 Элиза желает обучиться фонетики у профессора Хиггинса.

3.2 Элиза не понимает, что от неё хотят профессор и полковник, затем соглашается.

3.3 Элиза вульгарно ведёт себя с окружающими, не всегда осознавая, что ей говорят профессор с полковником.

3.4 Элиза в своей речи вульгарна и проста, ей неведомы правила приличия и эстетики.

3.5 Заносчиво, вскочив в ужасе, нехотя повинуется. Данные ремарки характеризуют Элизу как человека, не совладеющего со своими эмоциями, человека глупого и заносчивого.

3.6   Цветочница предстаёт в образе простой провинциальной девушки, которая не контролирует свои эмоции и обладающей малым словарным запасом.

3.7 Элиза желает обучиться фонетики у профессора, однако Хиггинс без энтузиазма воспринимает её предложение, пока полковник не предлагает ему заманчивое пари.

Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; то есть по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде)

1. Экспозиция – Хиггинс у себя дома демонстрирует полковнику Пикерингу свою фонографическую аппаратуру.

2. Завязка – Внезапно экономка Хиггинса, миссис Пирс, докладывает о том, что некая очень простая девушка желает переговорить с профессором. Входит вчерашняя цветочница. Она представляется Элизой Дулиттл и сообщает, что желает брать у профессора уроки фонетики, ибо с её произношением она не может устроиться на работу.

3. Развитие действия – Элиза уверена, что он с радостью согласится отработать те деньги, что вчера, не глядя, бросил в её корзину. Разговаривать о таких суммах ему, разумеется, смешно, однако Пикеринг предлагает Хиггинсу пари. Он подбивает его доказать, что за считанные месяцы может, как уверял накануне, превратить уличную цветочницу в герцогиню.

4. Кульминация – Хиггинс находит это предложение заманчивым, тем более что Пикеринг готов, если Хиггинс выиграет, оплатить всю стоимость обучения Элизы.

5. Развязка – Профессор соглашается. Миссис Пирс уводит отмывать Элизу в ванную комнату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: