Особенности организации образовательного процесса

Пояснительная записка

Экологическое состояние Земли стало глобальной проблемой современности. Ежедневно с экрана телевизора, со страниц газет мы слышим о надвигающейся на нашу планету экологической катастрофе. В создавшейся ситуации наиболее приоритетным направлением в воспитании человека является формирование экологического сознания. Экологическое воспитание тем эффективней, чем теснее общение детей с природой, животными. Его главная задача состоит в изменении отношения людей к природе, к животным, к самим себе.

Актуальность

В век компьютерных технологий у современных детей появились такие ценности, как телефоны, компьютерные игры. Но никакая техника не сможет заменить ребенку живого существа, умеющего радоваться встрече с ним, скучать, когда его нет рядом, ждать и любить своего маленького друга. Занятия по данной программе позволят школьнику непосредственно общаться с животными зоопарка и научиться ухаживать за ними, сформировать ответственное отношение к животным. В основе изучения многообразия и особенностей биологии, существования, поведения животных нашей республики, всей планеты лежит идея универсальной ценности природы, исследование животного мира как целостной развивающейся структуры.

Общение детей с животными осуществляет следующие функции:

· Психофизиологическую. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

· Психотерапевтическую. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.

· Реабилитационную. Контакты с животными являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации.

· Эстетическую. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий выбор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей.

· Познавательную. Взаимодействие с миром природы может удовлетворять познавательные потребности личности, способствовать ее интеллектуальному развитию.

· Удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.

· Самореализации. Взаимодействие с природой позволяет удовлетворить потребность ребенка в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.

· Общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществить животные в процессе взаимодействия с ними человека, - функция партнеров общения.

Отличительная особенностьпрограммы

Отличительная особенность данной программы - это формирование у обучающихся умений и навыков исследовательской работы в области природы, экологии, этологии животных. Именно общение с животными, изучение их поведения в сравнении с поведением человека используется в данной программе как наиболее действенный подход в формировании ответственного отношения к природе в целом.

Данная программа, в отличие от школьной программы по экологии, направлена не только на изучение животного мира, но и на выявление взаимосвязи человека и природы. Она позволяет человеку более полно познать самого себя — выявляя соотношение "врожденного" и "приобретенного" в поведении животных

В этологии существуют различные подходы: физиологический, экологический и т.д. Экологический подход в этологии изучает различные формы поведения в связи с их биологической задачей, то есть изучает поведение животных, включающее  гнездостроение и заботу о потомстве, территориальное поведение, оборонительное, ориентировочное, пищевое поведение и другие формы поведения.

Предметом экологического исследования является биологическое значение форм поведения в конкретных условиях обитания вида и изменение поведения при изменении условий обитания.

Таким образом, с экологической точки зрения различные формы поведения могут рассматриваться как адаптации, определяющие возможность нормальной жизнедеятельности особи или популяции в конкретных условиях среды.

Наряду с этим знание поведения животных необходимо для понимания их экологии, что, в свою очередь, способствует осознанию учащимися проблем охраны природы и умению предвидеть последствия своего поведения в природе

Уровень программы – продвинутый (околопрофессиональный).

Адресат программы.

Программа рассчитана для учащихся 4-8 классов. Специальной подготовки для обучения по данной программе не требуется.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий

Занятия проводятся в кабинете, в зоопарке ГУДО РК «РЦЭО», в природе, на базе КНЦ Уро РАН, Сыктывкарского Государственного Университета, в музеях города.

При организации учебного процесса используются такие формы как выезды на экскурсии, походы, конкурсы, игры (для уч-ся 4-7 классов) конференции, многодневные экспедиции ((для уч-ся 8 классов).

С 3 года обучения допускается дистанционная форма обучения.

В течение года проводится инструктаж по технике безопасности: вводный, текущий (при работе с оборудованием, животными, на экскурсиях, при выполнении практических работ).

Особенности организации образовательного процесса

Состав группы постоянный, одновозрастной или разновозрастной. Зачисление учащихся в объединение осуществляется по желанию, на основе письменного заявления родителей. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не прошедшие обучение в группах предыдущих годов обучения, но по уровню подготовки соответствующие данному году обучения.

Отчисление учащихся из объединения происходит: по собственному желанию учащихся или их родителей, высказанному в устной или письменной форме.

Занятия для 1 и 2 года обучения проводятся два раза в неделю по 2 часа (4 часа), со всем составом объединения.

Занятия 3, 4, года обучения проводятся три раза в неделю (всего 6 часов), 5 года - три раза в неделю (всего 8 часов). Продолжительность занятий для каждого обучающегося 1, 2, 3, 4 года - 4 часа в неделю, для – 5 года - 5 часов в неделю (1 раз в неделю занятие со всем составом объединения и 2 раза в неделю по подгруппам). Это связано с выполнением практических работ, требующих внимания и индивидуального подхода педагога к учащимся (работа с животными зоопарка; с литературой, на компьютере для сбора информации и подготовки тематических докладов, презентаций, рефератов и других видов исследовательских работ по различным темам в течение учебного года).

После окончания обучения, учащиеся получают свидетельство ГУДО РК «РЦЭО» установленного образца, об окончании курса по программе «Этология животных», с указанием достижений за 5 лет.

Изучение программы связано со следующими школьными предметами: «Природоведение», «Окружающий мир», «Зоология», «География», «Экология».

После изучения курса «Этология животных» желающие могут продолжить обучение по программе «Потенциал» в ГУДО РК «РЦЭО» или в специализированных классах с биологическим уклоном, а после окончания школы на биологических факультетах вузов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: