Год обучения | Количество часов в неделю | Количество недель в году | Всего часов в году |
1 | 4 | 36 | 144 |
2 | 4 | 36 | 144 |
3 | 6 | 36 | 216 |
4 | 6 | 36 | 216 |
5 | 8 | 36 | 288 |
Режим занятий
Продолжительность занятия | Периодичность занятий | Кол-во часов в неделю |
2 часа | 2 раза в неделю (полная группа) | 4 |
2 часа | 2 раза в неделю (полная группа) | 4 |
2 часа | 3 раза в неделю (1 раз полная группа, 2 раза по подгруппам) | 6 |
2 часа | 3 раза в неделю (1 раз полная группа, 2 раза по подгруппам) | 6 |
2 часа (теорет.), 3 часа (практич.) | 3 раза в неделю (1 раз полная группа, 2 раза по подгруппам) | 8 |
Академический час равен 45 мин., с 10 мин перерывом между занятиями. Расписание и режим занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования» (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у учащихся представления о целостности природы и человека, формирование основ познавательных и коммуникативных способностей детей посредством включения их в учебно-исследовательскую деятельность по этологии животных.
|
|
Задачи программы:
-углубить знания о биологических особенностях животных различных экологических групп, условиях существования животных в природе, их взаимосвязях и значении для человека;
-расширить знания о разнообразии, биологических особенностях, поведении и охране животных различных континентов;
-дать знания о методах работы с литературой, составлению тематических сообщений; о методах выполнения и оформления исследовательской работы.
Развивающие:
-способствовать развитию коммуникативных умений –
-способствовать развитию интереса учащихся к изучению мира животных;
- способствовать развитию мотивации к исследовательской деятельности;
Воспитательные:
-способствовать воспитанию самостоятельности в выполнении исследовательской работы с животными;
-сформировать умения правильного, сознательного и ответственного поведения в природе.
Учебный план 1 год обучения
№ п/п | Тема раздела | Общее количество часов | в том числе | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
I | Вводное занятие. | 8 | 2 | 6 | Загадки, наблюдения |
II | Обитатели живых уголков и домашние питомцы | 46 | 20 | 26 | |
III | Птицы | 16 | 8 | 8 | Викторины, игры, наблюдения. |
IV | Обитатели террариума. Рептилии и амфибии | 18 | 10 | 8 | Викторина, наблюдения |
V | Аквариум и его обитатели | 4 | 2 | 2 | Наблюдения |
VI | Домашние животные. | 24 | 12 | 12 | Викторины, игры, наблюдения |
VII | Экзотические животные зоопарка «РЦЭО» | 12 | 6 | 6 | Викторины, игры, наблюдения |
VIII | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
IX | Воспитательная работа | 4 | 4 | ||
X | Походы, экскурсии | 10 | 10 | Наблюдения | |
Всего часов | 144 | 60 | 84 |
|
|
В программу 1 года включено изучение в основном мелких декоративных животных, которые чаще всего теряются в экспозициях больших зоопарков и которых трудно увидеть в природе. Благодаря познавательным телепрограммам, видеофильмам и многочисленным книгам, дети и взрослые неплохо осведомлены о биологии крупных животных - хищников, копытных, китов и пр. Мир мелких животных, составляющих подавляющее большинство населяющих планету видов, людям не известен. Кроме того, учащимся легче завязать контакт с мелким животным и сделать для себя небольшое открытие о мире грызунов, насекомоядных, мелких птиц местной и тропической фауны, узнать об их экологическом значении и поведении.
Содержание первого года обучения
I Введение в образовательную область (8 часов)
Теория. Знакомство с программой объединения. Правила поведения в живом уголке, зоопарке, в классе, техника безопасности при работе с животными.
Практическая работа: К омплектование группы. Игры на знакомство. Знакомство с обитателями живого уголка.
Экскурсия в зоопарк «РЦЭО». Разнообразие групп и видов животных.
Викторина - Кроссворд «Кто в зоопарке живет?» - вводный контроль. Конкурс рисунков «Обитатели зоопарка».
II Обитатели живых уголков и домашние питомцы (46)
Теория. Содержание диких животных в неволе. Разнообразие видов животных, содержащихся в домашних условиях и в живых уголках. Презентация.
Практическая работа: Знакомство с дикими животными зоопарка ГУДО РК «РЦЭО».
Грызуны
Теория. Общие признаки грызунов. Описание видов. Образ жизни. Ареал обитания. Условия содержания в неволе.
Практическая работа: экскурсия в зоопарк «Разнообразие грызунов». Кормление грызунов. Уход за мелкими грызунами
Крыса декоративная:
Теория. Виды крыс и места их обитания. Образ жизни. Вред и польза. Продолжительность жизни. Крысы декоративные, кустарниковые – обитатели зоопарка. Содержание крысы в домашних условиях. Правила работы с крысами. Виды кормов. Потребность в воде. Размножение в природе. Условия для разведения в домашних условиях.
Практическая работа: Международный день защиты животных. Игра «Ступени».
Декоративные мыши:
Теория. Виды мышей, обитание в природе. Мыши декоративные, иглистые. Продолжительность жизни. Содержание мышей в живом уголке. Правила работы с мышами. Кормление. Условия для разведения в домашних условиях.
Практическая работа: Оборудование клеток для декоративных крыс. Уход за декоративными грызунами.
Морская свинка:
Теория. Родина происхождения. Дикие сородичи. Разнообразие пород. Размеры. В чем можно содержать морских свинок? Как правильно создать для них условия? Инвентарь для содержания морских свинок. Виды кормов. Качество кормов. Рождение детенышей. Воспитание молодняка. Уход за самкой и детенышами. Влияние условий содержания и кормления на здоровье животного. Сложности при содержании морских свинок.
Практическая работа: Оборудование клетки для морской свинки. Уход за декоративными грызунами. Подготовка кормов к скармливанию, кормление.
Хомячки:
Теория. Регион обитания. Образ жизни. Окраска. Описание видов. Хомячок сирийский, джунгарский. Виды кормов. Условия содержания и кормления необходимые для успешного разведения. Рождение и выкармливание молодняка. Повадки и образ жизни хомячков.
Практическая работа: Наблюдения за особенностями поведения хомячков. Уход за декоративными грызунами.
Песчанка:
Теория. Родина происхождения. Условия содержания. Кормление. Разведение. Особенности содержания песчанок в живом уголке.
Практическая работа: Наблюдение за поведением песчанки. Уход за грызунами.
|
|
Белка:
Теория. Ареал распространения. Виды. Образ жизни. Размеры. Питание. Окраска. Оборудование необходимое для содержания белки. Условия микроклимата. Сезонность линьки. Виды кормов. Рождение детенышей и воспитание молодняка. Размножение в природе. Влияние условий кормления и содержания на здоровье животного.
Практическая работа: Наблюдения за поведением и линькой белки в разные периоды года. Кормление белки.
Дикообраз
Теория. Особенности биологии и содержания дикообраза в зоопарке.
Практическая работа: Наблюдения за особенностями поведения дикообраза. Кормление дикообраза.
Разнообразие грызунов в природе:
Теория. Сурок, суслик, соня, полевка, бобр, капибара. Особенности биологии.
Практическая работа: экскурсия в музей СГУ - Разнообразие грызунов в природе
Практическая работа: Игра «крестики-нолики» - грызуны, тематический контроль. (Брейн-ринг «Грызуны»_
Ежи
Теория. Биологические особенности ежей. Видовое разнообразие. Ареалы обитания. Условия содержания в неволе. Виды кормов и правила кормления.
Практическая работа: Наблюдение за поведением ежей в условиях зоопарка в зимний период. Викторина «Ежи».
III Птицы (16часов)
Теория. Разнообразие птиц. Слайд-шоу «Птицы». Голоса птиц.
Декоративные птицы. Попугаи:
Теория. Видовое разнообразие отряда попугаев. Продолжительность жизни. Особенности поведения. Микроклимат помещения. Уход за попугаями. Приручение птицы. Обучение разговору. Кормление попугаев. Виды кормов. Использование дикорастущих кормов. Условия содержания и кормления попугаев. Разведение.
Практическая работа: наблюдения за поведением различных видов попугаев в вольерах и дома.
Канарейки:
Теория. Происхождение канареек. Ареал распространения. Породы канареек. Выставки канареек. Оборудование и инвентарь для содержания канареек. Микроклимат помещения. Уход за канарейками. Пение канареек. Виды кормов. Разведение.
Практическая работа: наблюдения за поведением канареек в вольере. Игра: «Определи птиц по рисункам».
|
|
Комнатное содержание лесных птиц:
Теория. Особенности содержания диких птиц в неволе. Разнообразие видов растительноядных и насекомоядных птиц. Ареал обитания. Виды кормов. Заготовка кормов. Выращивание молодняка.
Практическая работа: эк скурсия в орнитологический отдел зоопарка; викторина «В мире птиц».
· Практическая работа: Изготовление кормушек для птиц.