Объем и сроки освоения программы

Год обучения Количество часов в неделю Количество недель в году Всего часов в году
1 4 36 144
2 4 36 144
3 6 36 216
4 6 36 216
5 8 36 288

 

Режим занятий

Продолжительность занятия Периодичность занятий Кол-во часов в неделю
2 часа 2 раза в неделю (полная группа) 4
2 часа 2 раза в неделю (полная группа) 4
2 часа 3 раза в неделю (1 раз полная группа, 2 раза по подгруппам) 6
2 часа 3 раза в неделю (1 раз полная группа, 2 раза по подгруппам) 6
2 часа (теорет.), 3 часа (практич.) 3 раза в неделю (1 раз полная группа, 2 раза по подгруппам) 8

Академический час равен 45 мин., с 10 мин перерывом между занятиями. Расписание и режим занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования» (СанПиН 2.4.4.3172-14).

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у учащихся представления о целостности природы и человека,  формирование основ познавательных и коммуникативных способностей детей посредством включения их в учебно-исследовательскую деятельность по этологии животных. 

Задачи программы: 

-углубить знания о биологических особенностях животных различных экологических групп, условиях существования животных в природе, их взаимосвязях и значении для человека;

-расширить знания о разнообразии, биологических особенностях, поведении и охране животных различных континентов;

-дать знания о методах работы с литературой, составлению тематических сообщений; о методах выполнения и оформления исследовательской работы.

Развивающие:

 -способствовать развитию коммуникативных умений –

-способствовать развитию интереса учащихся к изучению мира животных;

- способствовать развитию мотивации к исследовательской деятельности;

 

Воспитательные:

-способствовать воспитанию самостоятельности в выполнении исследовательской работы с животными;

-сформировать умения правильного, сознательного и ответственного поведения в  природе.

 

Учебный план 1 год обучения

№ п/п

Тема раздела

Общее количество часов

в том числе

Форма контроля

теория практика
I  Вводное занятие. 8 2 6 Загадки, наблюдения
II  Обитатели живых уголков и домашние питомцы 46 20 26  
III Птицы 16 8 8 Викторины, игры, наблюдения.  
IV  Обитатели террариума. Рептилии и амфибии 18 10 8 Викторина, наблюдения
V Аквариум и его обитатели 4 2 2 Наблюдения
VI Домашние животные. 24 12 12 Викторины, игры, наблюдения
VII Экзотические животные зоопарка «РЦЭО» 12 6 6 Викторины, игры, наблюдения
VIII Итоговое занятие 2   2  
IX Воспитательная работа 4   4  
X Походы, экскурсии 10   10 Наблюдения
  Всего часов 144 60 84  

 

В программу 1 года включено изучение в основном мелких декоративных животных, которые чаще всего теряются в экспозициях больших зоопарков и которых трудно увидеть в природе. Благодаря познавательным телепрограммам, видеофильмам и многочисленным книгам, дети и взрослые неплохо осведомлены о биологии крупных животных - хищников, копытных, китов и пр. Мир мелких животных, составляющих подавляющее большинство населяющих планету видов, людям не известен. Кроме того, учащимся легче завязать контакт с мелким животным и сделать для себя небольшое открытие о мире грызунов, насекомоядных, мелких птиц местной и тропической фауны, узнать об их экологическом значении и поведении.

 

Содержание первого года обучения

I Введение в образовательную область (8 часов)

Теория. Знакомство с программой объединения. Правила поведения в живом уголке, зоопарке, в классе, техника безопасности при работе с животными.

Практическая работа: К омплектование группы. Игры на знакомство. Знакомство с обитателями живого уголка.

Экскурсия в зоопарк «РЦЭО». Разнообразие групп и видов животных.

Викторина - Кроссворд «Кто в зоопарке живет?» - вводный контроль. Конкурс рисунков «Обитатели зоопарка».

II Обитатели живых уголков и домашние питомцы (46)

Теория. Содержание диких животных в неволе. Разнообразие видов животных, содержащихся в домашних условиях и в живых уголках. Презентация.

Практическая работа: Знакомство с дикими животными зоопарка ГУДО РК «РЦЭО».

Грызуны

Теория. Общие признаки грызунов. Описание видов. Образ жизни. Ареал обитания. Условия содержания в неволе.

Практическая работа: экскурсия в зоопарк «Разнообразие грызунов». Кормление грызунов. Уход за мелкими грызунами

Крыса декоративная:

Теория. Виды крыс и места их обитания. Образ жизни. Вред и польза. Продолжительность жизни. Крысы декоративные, кустарниковые – обитатели зоопарка. Содержание крысы в домашних условиях. Правила работы с крысами. Виды кормов. Потребность в воде. Размножение в природе. Условия для разведения в домашних условиях.

Практическая работа: Международный день защиты животных. Игра «Ступени».

Декоративные мыши:

Теория. Виды мышей, обитание в природе. Мыши декоративные, иглистые. Продолжительность жизни. Содержание мышей в живом уголке. Правила работы с мышами. Кормление. Условия для разведения в домашних условиях. 

Практическая работа: Оборудование клеток для декоративных крыс. Уход за декоративными грызунами.

Морская свинка:

Теория. Родина происхождения. Дикие сородичи. Разнообразие пород. Размеры. В чем можно содержать морских свинок? Как правильно создать для них условия? Инвентарь для содержания морских свинок. Виды кормов. Качество кормов. Рождение детенышей. Воспитание молодняка. Уход за самкой и детенышами. Влияние условий содержания и кормления на здоровье животного. Сложности при содержании морских свинок.

Практическая работа: Оборудование клетки для морской свинки. Уход за декоративными грызунами. Подготовка кормов к скармливанию, кормление.

Хомячки:

Теория. Регион обитания. Образ жизни. Окраска. Описание видов. Хомячок сирийский, джунгарский. Виды кормов. Условия содержания и кормления необходимые для успешного разведения. Рождение и выкармливание молодняка. Повадки и образ жизни хомячков.

Практическая работа: Наблюдения за особенностями поведения хомячков. Уход за декоративными грызунами.

Песчанка:

Теория. Родина происхождения. Условия содержания. Кормление. Разведение. Особенности содержания песчанок в живом уголке.

Практическая работа: Наблюдение за поведением песчанки. Уход за грызунами.

 

Белка:

Теория. Ареал распространения. Виды. Образ жизни. Размеры. Питание. Окраска. Оборудование необходимое для содержания белки. Условия микроклимата. Сезонность линьки. Виды кормов. Рождение детенышей и воспитание молодняка. Размножение в природе. Влияние условий кормления и содержания на здоровье животного.

Практическая работа: Наблюдения за поведением и линькой белки в разные периоды года. Кормление белки.

Дикообраз

Теория. Особенности биологии и содержания дикообраза в зоопарке.

Практическая работа: Наблюдения за особенностями поведения дикообраза. Кормление дикообраза.

Разнообразие грызунов в природе:

Теория. Сурок, суслик, соня, полевка, бобр, капибара. Особенности биологии.

Практическая работа: экскурсия в музей СГУ - Разнообразие грызунов в природе

Практическая работа: Игра «крестики-нолики» - грызуны,  тематический контроль. (Брейн-ринг «Грызуны»_

Ежи

Теория. Биологические особенности ежей. Видовое разнообразие. Ареалы обитания. Условия содержания в неволе. Виды кормов и правила кормления.

Практическая работа: Наблюдение за поведением ежей в условиях зоопарка в зимний период. Викторина «Ежи».

III  Птицы (16часов)

Теория. Разнообразие птиц. Слайд-шоу «Птицы». Голоса птиц.

Декоративные птицы. Попугаи:

Теория. Видовое разнообразие отряда попугаев. Продолжительность жизни. Особенности поведения. Микроклимат помещения. Уход за попугаями. Приручение птицы. Обучение разговору. Кормление попугаев. Виды кормов. Использование дикорастущих кормов. Условия содержания и кормления попугаев. Разведение.

Практическая работа: наблюдения за поведением различных видов попугаев в вольерах и дома. 

Канарейки:

Теория. Происхождение канареек. Ареал распространения. Породы канареек. Выставки канареек. Оборудование и инвентарь для содержания канареек. Микроклимат помещения. Уход за канарейками. Пение канареек. Виды кормов. Разведение.

Практическая работа: наблюдения за поведением канареек в вольере. Игра: «Определи птиц по рисункам».

Комнатное содержание лесных птиц:

Теория. Особенности содержания диких птиц в неволе. Разнообразие видов растительноядных и насекомоядных птиц. Ареал обитания. Виды кормов. Заготовка кормов. Выращивание молодняка.

Практическая работа: эк скурсия в орнитологический отдел зоопарка; викторина «В мире птиц».

· Практическая работа: Изготовление кормушек для птиц.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: