Один цветной телевизор- два цветных телевизора-пять цветных телевизоров
Одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры- пять хрустальных люстр
один высокий холодильник — два высоких холодильника —
пять высоких холодильников и т.д.
Составить словосочетания со словами:магнитофон, плита(газовая плита), утюг, телефон, стиральная машина, пылесос, компьютер
Словосочетания записать в тетрадь
Образование существительных в родительном падеже «Скажи со словом "нет"»
Телевизор ---нет (чего?) телевизора;
магнитофон---нет (чего?) магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, лампы, компьютера, обогревателя, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи, плиты, тостера, фена, вентилятора.
Упражнение «Закончи предложение»
Мама стирает белье в... (стиральная машина).
Папа чистит ковер.,. (пылесос).
Дочь гладит одежду... (утюг).
Коля поджаривает хлеб в... (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из... (холодильник).
Даша готовит обед на... (плита).
|
|
Антон разговаривает с другом по... (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по,.. (телевизор).
Вера читает книгу под настенной... (лампа).
Одежда
1.Рассмотрите с ребенком его одежду и научите его произносить некоторые названия: пальто, плащ, куртка, шапка, брюки,свитер, кофта, шуба, платье, футболка, майка, шорты,носки и.т.п. Объясните, что все это — одежда. Научите ребенка произносить это слово.
2.Обратите внимание ребенка на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы. Отработайте с ребенком произношение этих слов.
3.Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, зимой почему тепло одеваются. Какую одежду носят летом, когда на улице тепло.
4. Рассмотрите с ребенком изображения предметов одежды на картинках, в шкафу. Пусть он показывает и называет их.
5. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно послушав ваш рассказ:
Это куртка. Она красная, теплая, нарядная. У нее есть капюшон и карманы. В ней можно гулять осенью.
6. Прочитайте ребёнку народную сказку «Рукавичка». Выясните, запомнил ли он, какие звери решили поселиться в рукавичке, в каком порядке они это сделали, чем закончилась сказка.
Обувь
1. Рассмотрите с ребенком его обувь и отработайте произношение следующих слов: ботинки, туфли, сапоги, тапки, босоножки. Объясните, что все это — обувь. Произнесите слово вместе с ребенком, а потом предложите ребенку произнести его самостоятельно.
2. Обратите внимание ребенка на некоторые детали обуви: носок, пятка, каблук,подошва, шнурки. Отработайте произношение этих слов с ребенком.
|
|
3. Рассмотрите изображения предметов обуви на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.
4. Предложите ребенку рассказать об одной из пар его обуви, предварительно послушав ваш рассказ:
Это сапоги. Они синие, резиновые, теплые. В них можно ходить по лужам.
5. Научите ребенка отвечать на вопросы:
— Что обувают на ноги?
— Какую обувь ты знаешь?
— Какую обувь носят осенью(зимой)? Почему? Какую обувь носят летом?
6.Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Пусть рассматривает и называет ее. Обратите внимание ребенка материалы, из которых обувь сделана.
Ботинки из кожи. — кожаные. Сапоги из резины- резиновые
7. Поиграйте в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда», «Обувь».
8. Поиграйте в игру «Чего не стало?» по теме «Обувь».(Ребёнок закрывает глаза, вы прячете обувь. Чего нет? (нет тапок, ботинок, сапог….)
Тема «Одежда. Обувь.»
Дети должны знать:
- названия одежды и когда её носят (летняя, зимняя, осеняя и весеняя)
- знать и называть детали одежды: рукава, воротник, карманы, пуговицы, манжеты
- знать и называть обувь и её детали: носок, каблук, задник, подошва, шнурки.
Упражнение «Назови ласково»
Куртка- курточка, кофта- кофточка, брюки- брючки, рубашка- рубашечка, юбка- юбочка, платье- платьице, футболка- футболочка, шорты- шортики, шуба- шубка, брюки- брючки и.т.п.
Упражнение «Чего много?»
Чего много в магазине? В магазине много… курток, шуб, рубашек, платьев, юбок, брюк, маек, плащей, пиджаков, галстуков, футболок и.т.п.
Упражнение «Чей? Чья? Чьё?»
Рубашка (чья?)- она моя, платье (чьё?) – оно моё, плащ (чей?) – он мой и.т.п
Упражнение «Какой? Какое? Какая?»
Свитер из шерсти (какой?)- шерстяной
Платье из шёлка- шёлковое
Шуба из меха- меховая
Куртка из кожи – кожаная
Сапоги из резины- резиновые
Тема «Одежда. Обувь.»
Дети должны знать:
- названия одежды и когда её носят (летняя, зимняя, осеняя и весеняя)
- знать и называть детали одежды: рукава, воротник, карманы, пуговицы, манжеты
- знать и называть обувь и её детали: носок, каблук, задник, подошва, шнурки.
Упражнение «Назови ласково»
Куртка- курточка, кофта- кофточка, брюки- брючки, рубашка- рубашечка, юбка- юбочка, платье- платьице, футболка- футболочка, шорты- шортики, шуба- шубка, брюки- брючки и.т.п.
Упражнение «Чего много?»
Чего много в магазине? В магазине много… курток, шуб, рубашек, платьев, юбок, брюк, маек, плащей, пиджаков, галстуков, футболок и.т.п.
Упражнение «Чей? Чья? Чьё?»
Рубашка (чья?)- она моя, платье (чьё?) – оно моё, плащ (чей?) – он мой и.т.п
Упражнение «Какой? Какое? Какая?»
Свитер из шерсти (какой?)- шерстяной
Платье из шёлка- шёлковое
Шуба из меха- меховая
Куртка из кожи – кожаная
Сапоги из резины- резиновые
Времена года. Зима
1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите вместе с ним слово зима. Попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите ответ на вопрос:
— Какое сейчас время года?
— Сейчас зима.
Потренируйте ребенка в произношении слов сугроб, снежинка, сосулька, снегопад.
1. Побеседуйте с ребенком во время прогулки о зиме, понаблюдайте ее приметы.
3. Рассмотрите с ребенком снег и лед, помогите их сравнить. Предложите повторить за вами:
Снег белый, пушистый, холодный, мягкий. Лед гладкий, блестящий, твердый.
4. Предложите ребенку послушать, а затем повторить вслед за вами рассказ о зиме.
• Наступила зима. Кругом лежит снег. На реках лед. На улице мороз. Все вокруг белое.
5. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Зимовье». Выясните, кто из ее героев понравился и почему.
Зимующие птицы
1. Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встречаются зимой в городе. Произнесите четко сами их названия, а потом попросите ребенка повторить вслед за вами: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь.
|
|
2. Рассмотрите изображения зимующих птиц на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их. Обратите внимание ребенка на части тела птицы: голову, хвост, крылья, лапки. Покажите перья, которыми покрыто тело птицы. Пусть ребенок учится произносить эти слова.
3. Прочитайте ребенку стихотворение.
КОРМУШКА
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов, и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки крошки —
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждет в кормушке.
4. Помогите ребенку сделать из подручного материала (например, из коробки от молока) кормушку для птиц. Повесьте кормушку на улицу. Пусть ребёнок насыплет в нее пшена и хлебных крошек, а потом наблюдает за прилетающими к кормушке птицами. Расскажите ему о том, почему птиц нужно подкармливать зимой. Пусть он не забывает наполнять кормушку каждый день.
5. Расскажите и покажите ребенку, что делают птицы: прилетают, садятся, клюют, чистят перышки, улетают. Предложите ребенку произнести эти слова.
Тема «Зима»
Дети должны знать:
- названия зимних месяцев;
- о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;
- что последний месяц года-декабрь;
- что зимой бывает веселый праздник- Новый год.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Снег — снежок, мороз — морозец, ветер — ветерок, лед — ледок, зима — зимушка, метель — метелица, санки — саночки, холод — холодок, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.
Образование существительных множественного числа в родительном надеже «Один — много»
Снег — снегов, много снега, лед — льдов, много льда, звезда — звезд, день — дней, узор — узоров, ночь — ночей, снежинка — снежинок, снеговик — снеговиков, санки — санок, буря — бурь, вьюга — вьюг, стужа -стуж, холод- холодов, забава — забав.
Подбор антонимов
|
|
Зимой ночь длинная, а день короткий;
снег белый, а асфальт... (черный);
зимой ветер холодный, северный, а летом... (теплый, южный).
Тема «Зима»
Подбери родственные слова
Снег-снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь...;
Зима- зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, зимующие…
Мороз—морозец; морозить, морозилка, морозный, мороженое;
Лед —ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
Связь слов в предложении «Составь предложения по опорным словам»
Дети, снеговик, слепили.__________________________________________
Дети, санки, катаются.____________________________________________
Снежки, играют, мальчики.________________________________________
Снежинки, падать, легкие, тихо.____________________________________
Упражнение «Подбери слова-признаки»
Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий;
зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;
снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.
Упражнение «Закончи предложение»
Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим....
Земля покрылась белым, пушистым...
Дети слепили большую снежную...
Зимой дети любят кататься на...
Зима