Практическая работа № 1

Тема: Политическая карта мира.

 

Цели: развитие умений классифицировать страны мира, используя политическую карту мира, визитную карточку стран.

 

Оборудование: политическая карта мира, визитная карточка стран.

Задания

1. На основе политической карты мира и визитной карточки стран в учебнике выпишите:

а) 7 крупнейших по площади стран

б) 10 стран мира с численностью населения свыше 100 млн. человек

в) по 2 примера островных, полуостровных, стран- архипелагов, внутриконтинентальных и континентальных стран. 

 

2. Заполните таблицу, используя приведенные ниже географические названия и числа: Бразилия, Испания, Мадрид, Пакистан, Претория, 38, 40, 110, 804, 1221, 8512.

 

Страна Площадь, тыс.кв. км Население, млн. чел. Столица
1. 508    
2.     Исламабад
3. ЮАР      
4.   154  

3. Укажите государства, не имеющие выхода к открытому морю:

1) Боливия; 2) Венгрия; 3) Замбия; 4) Израиль; 5) Мали; 6) Монголия; 7) Украина;

8) Узбекистан; 9) ФРГ; 10) Швейцария.

4. Укажите страны, имеющие республиканскую форму правления:

1) Австрия; 2) Армения; 3) Бельгия; 4) Великобритания; 5) Египет; 6) Мексика;

7) Нидерланды; 8) Турция; 9) Франция; 10) Япония.

 

5. Подберите пары по принципу «страна- столица»

 

1. Австралия 2. Алжир 3. Беларусь 4. Венесуэла 5. Кения 6. Колумбия 7. Норвегия 8. Сирия 9. Таиланд 10. Чехия 1. Алжир 2. Бангкок 3. Богота 4. Дамаск 5. Канберра 6. Каракас 7. Минск 8. Найроби 9. Осло 10. Прага

6.Выберите правильные утверждения.

1) В республиках и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.

2) Верховная власть в монархиях передается по наследству.

3) Республик в мире меньше, чем монархий.

4) Среди монархий современного мира преобладают империи.

7. Определите, к какой из подгрупп развивающихся стран относятся следующие государства:

1) Бангладеш; 2) Бразилия, 3) Индия; 4) Кувейт; 5) Непал; 6) ОАЭ; 7) Сингапур;

8) Сомали; 9) Республика Корея; 10) Эфиопия.

Ответ дайте по форме:

ключевые страны - _____________________________________________________________

новые индустриальные страны - _________________________________________________

нефтедобывающие страны - _____________________________________________________

наименее развитые страны - _____________________________________________________

8.Дополните следующие предложения:

1) Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется _____________________________________________________________

2) Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные территориальные единицы, имеющие собственную законодательную, исполнительную и судебную власть, называется ____________________________________________________

Лекция 3

Взаимодействие общества и природы. Загрязнение окружающей среды.

План

1. Историческое развитие взаимодействия человека и природы.

2. Понятие «географическая среда». «Обмен веществ» между обществом и

природой.

3. Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное

природопользование.

4. Антропогенное воздействие на природную среду.

5. Загрязнение окружающей среды.

6. Пути решения экологической проблемы.

1. История развития человеческого общества – это история его взаимодействия с природой. Характер связей человека с природой можно рассматривать двояко:

- приспособление человека к условиям природной среды без ее видоизменения;

- видоизменение природы человеком для удовлетворения своих потребностей.

На протяжении истории человечества эти связи изменялись в следующей последовательности:

Охота и собирательство – земледелие – ремесло – промышленное производство – НТР.

Приспособление человека к природным условиям без видоизменения природной среды – видоизменение природной среды человеком с целью удовлетворения своих потребностей.

С развитием человеческого общества природная среда, являясь источником ресурсов, все в большей степени вовлекается в сферу человеческой деятельности и подвергается значительным изменениям.

2. В результате возникло понятие - «географическая среда», которое отображает связи в системе «общество – природа».

Географическая среда – это часть природы, являющаяся средой обитания человека, источником природных ресурсов на данном этапе исторического развития, постоянно подверженная антропогенному воздействию. Географическая среда, таким образом, является необходимым условием жизни и деятельности общества, его экономического и социального развития.

Осваивая природную среду, человек постоянно расширяет свою деятельность, вовлекая новые виды ресурсов, новые территории, увеличивая освоенное пространство. В древности зоной обитания человека были лишь районы с теплым и влажным климатом. С развитием производительных сил были освоены обширные пространства Земли, вовлечена в сферу жизнедеятельности основная часть земной поверхности, недра, атмосфера и даже ближний космос.

Современный период освоения Земли характеризуется проникновением человека в недоступные ранее районы с экстремальными природными

условиями. Это:

- аридные области (пустыни Сахара, Гоби, Аравийского полуострова и Австралии);

- околополярные территории Северного полушария (север России, Канадский арктический архипелаг, Аляска);

- Антарктида;

- высокогорные территории (север Индии, запад Китая);

- влажные экваториальные леса (страны Южной Америки).

В результате антропогенного воздействия на природу формируются видоизмененные человеком ландшафты – антропогенные ландшафты. В настоящее время они занимают 60% территории суши (при этом 20 % - преобразованные коренным образом).

Принято выделять следующие антропогенные ландшафты:

• городские;

• сельскохозяйственные;

• горнопромышленные;

• транспортные;

• лесохозяйственные;

• рекреационные.

При взаимодействии общества и природы между ними возникает своеобразный «обмен веществ». Он заключается в увеличении использования природных ресурсов, с одной стороны, и одновременном увеличении отходов человеческой деятельности – с другой. Этот обмен далеко не всегда является взаимовыгодным, что приводит к экологическим проблемам, которые выражаются:

• в истощении природных ресурсов;

• в загрязнении окружающей среды.

Для решения экологических проблем и поддержания равновесия географической среды необходимо сотрудничество всех стран мира. 3. На современном этапе взаимодействия человека и природы расширяется использование природных ресурсов. В результате антропогенного воздействия видоизменяются естественные ландшафты, увеличивается «давление» общества на природу. При этом роль человека в его взаимоотношениях с природой активизируется. Общество не просто использует природные богатства, а преобразует природную среду. Взаимодействие человека и природы становится особой сферой деятельности, которая называется «природопользование».

Природопользование – это совокупность мер, предпринимаемых обществом по изучению, освоению, преобразованию и охране окружающей среды.

Природопользование может быть:

− рациональным, при котором взаимодействие общества и природы развивается гармонично, существует система мер по предупреждению отрицательных последствий вмешательства человека в природу, их взаимоотношения управляемы;

− нерациональным, при котором отношение человека к природе является потребительским, нарушается баланс в «обмене веществ» между обществом и природой, не учитываются требования по охране окружающей среды, что приводит к ее деградации.

Существует много примеров рационального природопользования. Это создание культурных ландшафтов, заповедников и национальных парков (больше всего таких территорий в США, Австралии, России), применение технологий замкнутого водоснабжения промышленных предприятий, разработка новых, экологически чистых видов топлива.

Однако, к сожалению, примеров нерационального природопользования также немало. Это применение подсечно – огневого земледелия и перевыпас скота (в наиболее отсталых странах Африки), вырубка экваториальных лесов, так называемых «легких планеты» (в странах Америки), неконтролируемый выброс отходов в реки и озера (в странах Зарубежной Европы, России), а также тепловое загрязнение атмосферы и гидросферы, истребление видов животных и растений и многое другое.

4. Антропогенное воздействие на природную среду может осуществляться двумя способами:

• экстенсивным;

• интенсивным.

Экстенсивный способ Освоение «вширь»

Интенсивный способ Освоение «вглубь»

Освоение и использование новых территорий

Увеличение объемов использования

Комплексное и полное использование ресурсов

Внедрение новых малоотходныхресурсов

Вовлечение новых источников сырья

технологий по использованию ресурсов

Утилизация отходов

Характерен для развивающихся стран, где экономика основана на эксплуатации природных ресурсов

Характерен для развитых стран с дефицитом природных ресурсов и высоким научно – техническимпотенциалом

Хозяйственная деятельность человека предполагает сочетание двух типов воздействия на природу. Однако в настоящее время можно говорить об окончании экстенсивного освоения планеты и переходе на интенсивный путь, способствующий рациональному природопользованию.

Для широкого распространения рационального природопользования человечество активно начинает предпринимать коллективные меры, выражающиеся в сотрудничестве стран в области охраны окружающей среды. Во многих странах приобрели вес партии «зеленых» (Германия, Бельгия, Франция). Созданы международные организации и учреждения, занимающиеся этой проблемой. Прежде всего - это ООН, в рамках которой координируются работы по различным экологическим программам.

Наиболее важной стала программа ЮНЕП. Многие программы осуществляет организация ЮНЕСКО. («Человек и биосфера»). Крупнейшей организацией по охране природы является Международный союз охраны природы (он объединяет более 60 стран и осуществляет проекты более чем в 120 странах).

5. Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате неконтролируемого поступления различных веществ и соединений, радиоактивного излучения и тепла.

1. Химическое загрязнение – наиболее распространенный вид, связанный с попаданием в окружающую среду химических веществ и соединений.

2. Тепловое загрязнение – неконтролируемый выброс тепла, приводящий на глобальном уровне к изменению климата.

3. Радиоактивное загрязнение – загрязнение окружающей среды радиоактивными элементами, попадающими в нее результате аварий на предприятиях, использующих радиоактивное топливо, испытаний новых научных разработок, связанных с радиоактивными элементами, а также радиоактивного излучения.

4. Биологическое загрязнение – попадание в окружающую среду микроорганизмов, многие из которых болезнетворные.

5. Шумовое загрязнение – особый вид загрязнения, связанное с повышенным уровнем шума в районах концентрации промышленных предприятий, скопления транспорта и т.п.

Все виды загрязнений носят преимущественно антропогенный характер.

Однако загрязнение может произойти в результате стихийных природных явлений. Например, извержение вулканов, землетрясения, резкое размножение болезнетворных микробов, падения метеоритов, радиоактивное излучение и т. п.

Загрязнение литосферы и почвенного покрова происходит:

− В результате поступления промышленных и сельскохозяйственных отходов, содержащих металлы и соединения, удобрения, ядохимикаты. При этом изменяется химический состав почв;

− В настоящее время остро встает проблема утилизации бытового мусора (ежегодно из больших городов вывозят более 12 млрд тонн);

− Нарушение земель происходит вследствие строительства и горных разработок. При этом уничтожается естественный почвенный покров, для восстановления которого необходимы десятки и даже сотни лет, и образуются так называемые бедленды («дурные земли»)

Загрязнение гидросферы происходит:

− В результате сброса в водоемы отходов, содержащих тяжелые металлы и соединения (особую опасность представляют ртуть и свинец), а также нитраты, фосфаты, углеводороды;

− В результате сброса в водоемы подогретых вод, уже использованных на металлургических заводах, ТЭС, АЭС. Это приводит к изменению режима рек, уменьшению содержания кислорода и развитию одноклеточных водорослей («цветение» воды в замкнутых водоемах);

− В результате попадания в водоемы микроорганизмов из стоков промышленных предприятий и крупных животноводческих комплексов.

Главными загрязнителями гидросферы являются химическая, металлургическая и целлюлозно-бумажная промышленность, сельское хозяйство. Наиболее загрязнены реки Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр.

Чрезвычайно остро стоит проблема загрязнения Мирового океана. Это загрязнение происходит за счет:

• Речного стока;

• Атмосферных осадков;

• Хозяйственной деятельности человека непосредственно в акватории Мирового океана (прежде всего нефтяное загрязнение).

Ежегодно в Мировой океан попадает до 100 млн. тонн различных отходов. Наиболее загрязненными являются моря: Средиземное, Северное, Балтийское, Черное, Азовское, Японское, А также заливы: Бискайский, Персидский, Мексиканский, Гвинейский.

Загрязнение атмосферы происходит в результате попадания в нее взвешенных частиц (аэрозолей) и различных газообразных веществ. Газообразные вещества поступают в атмосферу главным образом при сжигании минерального топлива. Это прежде всего углекислый газ, накопление которого приводит к «парниковому эффекту», а также ядовитый угарный газ. Чрезвычайно опасным является ядовитый угарный газ – главный источник кислотных дождей. Основные регионы, где выпадают кислотные дожди, - Северная Америка, Зарубежная Европа, а также промышленные районы России, Японии, Китая, Индии, Бразилии.

Аэрозоли поступают в атмосферу при производстве цемента, добыче угля и руд открытым способом. Однако наибольшее загрязнение атмосферы происходит взвешенными частицами естественного происхождения (пыльные бури, извержения вулканов).

Наибольший объем выбросов в атмосферу приходится на металлургическую, химическую промышленность, теплоэнергетику и авиационный транспорт.

6. Наряду с истощением ресурсов загрязнение окружающей среды является частью экологической проблемы человечества. Экологическая проблема возникает при нерациональном использовании, когда нарушен «обмен веществ» между человеком и природой. Причем все возрастающее «давление» общества на природу усугубляет эту проблему, уничтожая способность природы к самовосстановлению. Экологические проблемы возникают и могут решаться как на локальном или региональном уровнях (загрязнение промышленных районов, городских агломераций, природных объектов), так и на глобальном уровне («парниковый эффект», разрушение озонового слоя, выпадение кислотных осадков).

Решение экологических проблем носит международный характер и возможно лишь при объединении усилий всех стран. Международным сообществом намечены три пути решения проблемы экологии:

• Сокращение выбросов отходов в природную среду за счет создания разнообразных очистных сооружений, применения новых видов топлива, полной переработки мусора и т. п.;

• Внедрение новых технологий на основе малоотходных и безотходных производств (например, оборотное водоснабжение);

• Рациональное размещение «грязных» производств (химической, металлургической, целлюлозно-бумажной промышленности, теплоэнергетики, производства стройматериалов) с учетом экологического фактора, на основе экологической экспертизы.

Осознание экологической проблемы привело к организации движения общественности в защиту природы. Большинство стран стали проводить государственную экологическую политику, которая предполагает:

• Создание государственных органов по охране окружающей среды;

• Участие страны в международных программ и проектах по охране среды;

• Принятие природоохранных законов;

• Разработку системы административно – финансовой ответственности за нарушение законов по охране природы (например, штрафов). Однако пока экологическая обстановка продолжает оставаться напряженной, несмотря на снижение уровня загрязнения окружающей среды во многих странах мира.

Задания для самостоятельной работы

1. В настоящее время поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях: «вширь» и «вглубь». Что это означает и в каких странах мира преобладают такие направления?

2. Как соотносятся понятия «природная среда» и «географическая среда»?

3. Что такое ресурсообеспеченность?

4. Что такое географическая среда?

5. К современным экологическим проблемам относят дефицит минеральных ресурсов, оскудение биологических ресурсов, опустынивание. Каковы причины их возникновения и возможные пути их решения?

Литература

Основная:

1. Максаковский В.П. География 10класс. Экономическая и социальная

география мира.- М.: Просвещение, 2005. с.25-28, 41-46

2. Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б. Экономическая и социальная география.- М.:

Просвещение, § 3

Дополнительная:

1. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2003. –

Ч.1. – Тема 2.

2. Природопользование: Учебник для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1994.

3. Винокурова Н.Ф., Трушин В. В. Глобальная экология: для 10-11 кл. – М.:

Просвещение, 1998.

4. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Ноосфера, 1999.

Лекция 4

Мировые природные ресурсы.

 Ресурсообеспеченность стран и регионов мира.

План

1. Понятие «природные ресурсы». Классификация природных ресурсов.

2. Понятие «ресурсообеспеченность». Оценка ресурсообеспеченности.

3. Минеральные ресурсы.

4. Земельные ресурсы.

5. Водные ресурсы.

6. Лесные ресурсы.

7. Ресурсы Мирового океана.

8. Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

9. Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма.

1. Развитие человеческого общества связано с использованием им разнообразных богатств природы. Это и тепло, и влага, и почвы, и древесина, и дары леса, и энергия воды, и полезные ископаемые, и многое другое. На разных уровнях развития общества потребность человека в разных видах природных ресурсов неодинакова. Различны и возможности их использования. Они напрямую зависят от уровня развития науки и техники.

Таким образом, природные ресурсы – это компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности человека на данном этапе развития общества. Природные ресурсы можно разделить на группы в зависимости от их происхождения, способа использования и т. п.

Наиболее распространенной является классификация природных ресурсов по их исчерпаемости.

1) исчерпаемые: возобновляемые (земельные, водные, биологические) не возобновляемые (минеральные);

2) неисчерпаемые (климатические, солнечная энергия, энергия ветра, приливов и отливов, геотермальная энергия).

Многие природные ресурсы становятся сырьем в различных отраслях материального производства. Главным их потребителем в современном мире является промышленность. Запасы многих видов природных ресурсов истощаются, и перед многими странами встает проблема обеспечения основными видами сырья.

Еще одной проблемой человеческого общества, связанная с использованием природных ресурсов, является неравномерность их размещения. В мире есть территории, полностью лишенные лесных ресурсов, с дефицитом пресной воды и, напротив, регионы, обладающие значительными запасами разнообразных ресурсов.

2. В результате между странами и регионами существуют различия в их обеспеченности природными ресурсами. Кроме того, важным фактором являются масштабы использования природных ресурсов.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объемами их использования.

Оценить ресурсообеспеченность страны можно двумя способами:

1. определить, на сколько лет хватит данного вида ресурса при современном уровне их использования. Такой способ оценки возможен при расчете ресурсообеспеченности минеральными ресурсами. Для этого размер запасов нужно разделить на объем добычи. Например:

Страна Разведанные запасы угля, млрд. т

Добыча угля, млн. т в год

Ресурсообеспеченность

Китай 102 1100 93 года

Индия 23 210 110т

2. определить, какое количество данного вида ресурса приходится на душу населения. Такой способ оценки подходит для всех видов исчерпаемых ресурсов. Для этого размер запасов нужно разделить на численность населения страны.

Например, если объем речного стока разделить на численность населения отдельных стран, то наиболее обеспеченные ресурсами речного стока можно считать такие страны, как:

Конго (120 тыс. куб. м в год на душу населения);

Канада (115 тыс. куб. м в год на душу населения);

Норвегия (100 тыс. куб. м в год на душу населения).

Расчет ресурсообеспеченности необходим в целях долгосрочного прогнозирования использования имеющихся ресурсов.

3. Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, находившиеся в земной коре, используемые человеком в качестве сырья в различных отраслях материального производства.

Освоение минеральных ресурсов началось в древности. Уже в 12 – 11 тыс. до н.э. выплавляли медь. Примерно с тех же пор стали добывать золото. Позднее люди оценили свойства сплавов. В конце 4 тыс. до н.э. начался бронзовый век – появился сплав меди и олова, а затем научились добывать руду и получать железо. Наряду с ними использовались и другие металлы и камни.

Значительно расширилась минерально-сырьевая база в 18 – 19 веках с началом активной разработки топливных полезных ископаемых (промышленная добыча угля и нефти), а также некоторых руд (бокситов, хромитовых руд, никелевых и др.)

Коренное изменение минерально-сырьевой базы произошло в середине 20 века после включения титана, кобальта, бериллия в современное производство, а также увеличение объемов добычи природного газа, нефти и урановых руд.

В настоящее время используется более 200 видов полезных ископаемых. Минеральные ресурсы, как и любой вид ресурсов, имеют свои особенности. К ним относятся:

невозобновимость;

неравномерность размещения;

возможность транспортировки на дальние расстояния;

возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений.

Минеральные ресурсы классифицируются следующим образом:

1. рудные

а) руды черных металлов (железные, марганцевые)

б) руды цветных металлов (медные, бокситы, оловянные, свинцово –

цинковые)

2. топливные (уголь, нефть, газ, торф, горючие сланцы)

3. нерудные

а) химическое сырье (фосфориты, сера, калийные соли)

б) строительные материалы (глина, песок, мрамор)

в) драгоценные камни (рубин, изумруд, аметист, бирюза)

Размещение минеральных ресурсов связано с геологической историей Земли.

Рудные полезные ископаемые магматического происхождения. Они приурочены к складчатым областям, фундаментам и выступам древних платформ. Поэтому, как правило, их добывают в горных территориях.

Иногда они образуют огромные по протяженности рудные, так называемые металлогенические пояса, связанные с разломами земной коры. Наиболее крупными из них являются Альпийско – Гималайский и Тихоокеанскийпояса.

Топливные полезные ископаемые осадочного происхождения. Они приурочены к чехлу древних платформ и их прогибам (внутренним и краевым), поэтому их добыча ведется в основном на равнинах.

Нерудные полезные ископаемые встречаются как в складчатых, так и платформенных областях.

Минеральные ресурсы размещаются в виде отдельных месторождений или бассейнов – групп месторождений, расположенных близко друг к другу. Например, угольные бассейны: Рурский, Аппалачский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Печорский; нефтегазоносные бассейны: Персидского залива, Западно-Сибирский, Североморский.

Для хозяйственного использования наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, так они способствуют комплексной переработке сырья. В районах, где есть такие сочетания, часто формируются территориально – производственные комплексы, имеющие большое практическое значение для более рациональной территориальной организации хозяйства.

Обеспеченность стран и регионов минеральными ресурсами оценивается показателем ресурсообеспеченности, который показывает, на сколько лет хватит запасов данного вида ресурса. Он рассчитывается поформуле:

 Запасы

 Р = ------------------------

 Добыча

По современным подсчетам, мировых запасов угля хватит на 270 – 280 лет, нефти – 55 – 60 лет, газа – на 70 – 80 лет, железной руды – на 150 лет.

Однако регионов и стран мира отдельными видами полезных ископаемых крайне различна. Это связано в первую очередь с их размещением на территории Земли. Например, наиболее богаты углем Азия, Северная Америка и Европа, причем основная часть угля сконцентрирована в 10 крупнейших бассейнах. Из них 6 – в России (Тунгусский, Ленский, Канско – Ачинский, Кузнецкий, Печорский, Таймырский), 2 – в США (Аппалачский, Западный), 1 – в Германии (Рурский) и 1 – на территории России и Украины (Донбасс).

По запасам нефти лидируют Азия, Центральная Америка и Африка. Главная часть месторождений также сконцентрирована в крупнейших бассейнах: Персидского залива, Западно – Сибирском, Мексиканского залива, Волго – Уральском, Североморском и др.

Металлическими рудами наиболее богаты Азия и Латинская Америка.

Среди стран мира можно выделить: страны, обеспеченные разнообразным минеральным сырьем (Россия, США, Китай, Индия, Австралия);

страны, обеспеченные преимущественно одним видом минерального сырья (Ирак – нефть, Замбия – медь, Либерия – железные руды, Гвинея – бокситы);

страны, бедные минеральными ресурсами (Япония, Республика Корея, Швейцария).

По обеспеченности отдельными видами полезных ископаемых выделяются следующие страны:

нефть

газ уголь

 железная

руда

медная

руда

бокситы

Саудовская Аравия

Россия

США

Мексика

Иран

Ирак

Кувейт

Великобритания

Россия

США

Канада

Нидерланды

Великобритания

Алжир

Норвегия

Китай

США

Германия

Россия

Польша

Австралия

Индия

Бразилия

Китай

Австралия

Россия

Украина

Индия

США

Замбия

Заир

Чили

США

Канада

Россия

Казахстан

Франция

Италия

Индия

Суринам

Гвинея

США

Россия

Объемы добычи полезных ископаемых в последние десятилетия резко возросли. За 40 лет объем добычи вырос более чем в 3 раза. Ежегодно добывается более 100 млрд. тонн различного минерального сырья и топлива.

Наиболее доступные месторождения полезных ископаемых в настоящее время истощаются: железорудные бассейны в Лотарингии (Франция) и на Урале (Россия), угольные бассейны - Подмосковный (Россия), Рурский (Германия), месторождения меди в Заир и др. Однако при все возрастающем объеме добычи сырья на производство готовой продукции идет не более 20%. Таким образом, проблема использования минеральных ресурсов заключается в:

истощении запасов;

неполном использовании добываемых ресурсов.

Возможны следующие пути решения этой проблемы:

комплексное использование добываемого сырья;

оборотное использование ресурсов при глубокой утилизации отходов;

более широкое внедрение новых искусственных и синтетических материалов, заменяющих природное сырье и применение альтернативных источников энергии.

4. Земельные ресурсы – один из главных видов природных ресурсов. При характеристике земельных ресурсов необходимо учитывать следующие особенности:

земельный фонд постоянен;

земельные ресурсы не перемещаются, они используются только на месте;

каждый участок земли в данный момент времени может использоваться только определенным образом (городская застройка, сенокос, пашни и т. п.)

более 30 % мирового земельного фонда - труднодоступные земли (горные территории, пустыни, тундра и т. п.)

Земельные ресурсы оцениваются по двум показателям:

по обеспеченности территорией – площадь территории на душу населения;

по качеству земель – типы почв, их плодородие.

Общая площадь мирового земельного фонда составляет 13,4 млрд. га.

Таким образом, на 1 жителя Земли приходится 2.5 га. Однако по регионам и странам мира земельный фонд распределен крайне неравномерно.

Наибольшую часть земельного фонда приходится на Африку (30,3 млн. кв. км) и Зарубежную Азию (27,7 млн. кв. км). При этом наибольшая обеспеченность - 33 га на душу населения – в Австралии и Океании, где численность населения лишь 26 млн. человек.

Среди стран мира, обладающих наибольшим земельным фондом,

выделяются:

Россия (17,1 млн. кв. км)

Канада (10 млн. кв. км)

Китай (9,6 млн. кв. км)

США (9,4 млн. кв. км)

Бразилия (8,5 млн. кв. км)

Австралия (7,7 млн. кв. км).

По обеспеченности земельными ресурсами в расчете на одного жителя среди перечисленных стран безусловными лидерами являются Австралия (44 га) и Канада (37 га). В России эта величина составляет 12 га на душу населения.

Структура мирового земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы, и зависит от качества земель. В структуре мирового земельного фонда 34 % приходится на сельскохозяйственные угодья, причем лишь 11 % - это обрабатываемые земли (пашни, сады, сеяные угодья), остальные 23 % - естественные луга и пастбища. Доля земель, не используемых в сельском хозяйстве, составляет 66 %. Это леса (30%), земли под городской, транспортной и промышленной застройкой (2%), а также малопродуктивные и непродуктивные земли (34%).

Наибольшая доля обрабатываемых земель – в Зарубежной Европе (29%), наименьшая – В Австралии (5%) и Южной Америке (7%). Наиболее продуктивными являются черноземные и серые лесные почвы, поэтому главные земледельческие регионы – степная, лесостепная зоны. Наибольшие площади распаханных земель находятся в России, Казахстане, Китае, США, Канаде, Индии. По обеспеченности пашней на душу населения выделяются регионы: Австралия и Океания (1, 87 га), страны СНГ (0,81 га) и Северная Америка (0,65 га). Наименьшая обеспеченность - в Зарубежной Азии (0,15 га).

Леса занимают наибольшую долю в структуре земельного фонда Южной Америки. Их площадь составляет 52 % всего земельного фонда этого региона.

Непригодными для обработки являются обширные полярные пространства в Гренландии, на севере России, Канады и США, пустыни Африки, Австралии и Центральной Азии, высокогорья и т. п. Наибольшая доля непродуктивных земель – в структуре земельного фонда Зарубежной Азии (42%), наименьшая - Зарубежной Европы (17%).Структура земельного фонда не остается постоянной. Ее изменение может быть вызвано следующими причинами:

освоение целинных земель в странах, обеспеченных земельными ресурсами (Казахстан, Россия, США, Китай);

«наступлением» на прибрежные участки в малоземельных странах (Нидерланды, Япония);

Потерей плодородных земель в результате эрозии, опустынивания, засоления, заболачивания;

Отчуждение сельскохозяйственных земель под промышленную, ранспортную и жилую застройку;

Вырубкой лесов.

Эксплуатация земельных ресурсов приводит к деградации земель – истощению их плодородия. Причины возникновения этой проблемы:

Эрозия почв (ежегодно из сельскохозяйственного оборота выпадает 6 – 7 млн. га);

Засоление и заболачивание (ежегодно теряется 1,5 млн. га);

Изменение химического состава почв вследствие избыточного внесения удобрений;

Опустынивание.

Проблема опустынивания сейчас стоит крайне остро. Главный фактор этого процесса – деятельность человека (перевыпас скота, вырубка лесов,

монокультурность сельского хозяйства, вспашка целины и т. п.) В настоящеевремя оно уже охватывает более 9 млн. кв. км. Опасность опустыниванияхарактерна в первую очередь для стран Азии и Африки. В целом площадь «регионов риска» составляет, по подсчетам ученых, еще 19,5 млн. кв. км.

Проблема деградации земель требует немедленного решения во всех странах мира. Главные пути ее преодоления:

сокращение внесения удобрений;

рациональное проведение водной мелиорации;

проведение протвоэрозионных мероприятий;

сокращение вырубки лесов.

5. К водным ресурсам относятся воды, пригодные для хозяйственного использования.

Водные ресурсы имеют свои специфические особенности:

в основном используется пресная вода, которая составляет крайне малую долю водных ресурсов Земли;

использование водных ресурсов – многоцелевое;

используется в основном на месте;

размещены крайне неравномерно;

обновляются в результате мирового круговорота воды.

Общий объем воды на Земле – 1386 млн. куб. м, те есть на 1 человека приходится примерно 270 млн. куб. м. Однако 96,5 % - это воды Мирового океана и еще 1% - соленые подземные воды и озера. Для жизнедеятельности и производства человеку необходима прежде всего пресная вода. Ее доля в общем объеме воды на Земле составляет всего 2,5%. Причем наиболее доступная пресная вода - это реки и озера, а их доля крайне незначительна.

Основные запасы пресной воды содержатся в ледниках (Антарктида, Гренландия, льды Арктики) и практически недоступны для использования, а также в виде подземных вод, которые пока используются незначительно.

Распределение ресурсов речного стока на Земле крайне неравномерно.

Около 1/3 территории суши занимают 2 аридных пояса:

Северный (пустыни Азии, Аравийский полуостров, пустыня Сахара);

Южный (пустыни Австралии, Калахари, Атакама).

По абсолютным показателям наибольший объем речного стока приходится на Азию и Южную Америку, а наименьший - на Австралию.

При оценке водобеспеченности в расчете на душу населения картина иная.

Наиболее обеспеченными ресурсами речного стока является Австралия и Океания и Южная Америка, а наименее обеспечена Азия при среднемировом показателе около 8 тыс. куб. м.

По обеспеченности ресурсами речного стока на душу населения страны мира можно разделить на три группы:

С достаточной и избыточной обеспеченностью (более 25 тыс. куб м в

год) – Новая Зеландия, Конго, Канада, Норвегия, Бразилия, Россия.

Со средней обеспеченностью (5-25 тыс. куб м в год) – США, Мексика,

Аргентина, Мавритания, Танзания, Финляндия, Швеция.

С недостаточной обеспеченностью (менее 5 тыс. куб м в год) – Египет, Саудовская Аравия, Алжир, Китай, Индия, Германия, Польша.

Главная функция воды – жизнеобеспечивающая. Для практических целей человек потребляет большие запасы водных ресурсов. Это использование воды в качестве:

питьевой;

технологической (в отраслях материального производства);

транспортного ресурса;

энергетического ресурса.

Объем водопотребления постоянно растет. В 20 веке он увеличился в 10 раз и составляет в настоящее время более 4 тыс. куб м в год. Структура водопотребления такова:

Сельское хозяйство – 69%

Промышленность – 21%

Коммунальное хозяйство – 6%

Водохранилища – 4%.

При этом главный потребитель – сельское хозяйство – 89% воды использует безвозвратно.

Речной сток используется и для получения гидроэнергии.

Гидроэнергетический потенциал мира оценивается в 10 трлн. кВт/ч. Наибольшим гидроэнергетическим потенциалом обладает Зарубежная Азия (27, 3%), наименьшим – Австралия и Океания (2%) и Зарубежная Европа (7, 3%). Среди стран по размерам гидроэнергетического потенциала выделяются: Китай, Россия, США, Заир, Канада, Бразилия.

Проблема водообеспечения заключается в дефиците пресной воды, потребление которой постоянно растет, а ресурсы пресного стока остаются неизменными. С другой стороны, водопотребление приводит к изменению качества воды вследствие большого количества вредных примесей, попадающих в реки в результате сброса отработанных вод. Наибольшими загрязнителями воды являются такие отрасли промышленности, как целлюлозно-бумажная, металлургическая, химическая.

Существуют несколько путей решения проблемы водоснабжения.

1) Проведение политики водосбережения на основе:

- уменьшения водоемкости производств;

- сокращения потерь воды (в основном за счет замкнутого оборотного водоснабжения).

2) Вовлечение дополнительных ресурсов пресной воды за счет:

- увеличения объема использования подземных вод;

- опреснения морской воды;

- сбора талых и дождевых вод в подземные хранилища;

- регулирование речного стока путем строительства водохранилищ;

- переброски речного стока.

3) Строительство очистных сооружений с применением современных систем очистки: механической, химической, биологической.

6. Лесные ресурсы относятся к категории исчерпаемых, но возобновимых. Это один из важнейших видов биологических ресурсов.

Значение леса огромно. Оно заключается:

1) в поддержании жизни на Земле. Леса восстанавливают кислород, что особенно важно при современном уровне загрязнении атмосферы, сохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы;

2) леса – это источник конструкционных материалов и сырья, имеющих многоцелевое назначение. Древесина используется в качестве сырья в еллюлозо – бумажной, мебельной и других отраслях промышленности, в качестве конструкционного материала в строительстве, а также как топливо. Широко используются сопутствующие материалы: смолы, древесные опилки, растительная масса (сок, почвы, листья и т.п.).

Количественно лесные ресурсы оцениваются по трем главным показателям:

1) размер лесной площади;

2) лесистость (доля лесных территорий в общей площади страны или региона);

3) запасы древесины на корню. Общая площадь лесов в мире составляет 4 млрд га.

По площади лесов лидируют Латинская Америка и страны СНГ (около 1 млрд. га). Эти регионы выделяются и по запасам древесины (около 90 млрд куб. м) Наибольшими размерами лесных площадей обладают: Россия, Бразилия, Канада, США, Китай, Индонезия.

Обеспеченность на душу населения наиболее высока в Австралии и Океании (6,4 га на 1 жителя). Среди стран выделятся Гвиана, Суринам, Габон, Конго. В России на душу населения приходится более 5га лесной площади.

По лесистости территории страны делятся на три группы:

1) сильнолесистые 50 -100% - Гвиана, Суринам, Мозамбик, Япония,

Эквадор, Конго, Мьянма

2) среднелесистные 10-50% - Ангола, Бразилия, Испания, США,

Канада, Индия

3) слаболесистые менее 10 % - Монголия, Великобритания, Кения, Сирия, ЮАР, Кувейт.

Леса на Земле образуют два лесных пояса, каждый из которых имеет свои особенности.

Северный лесной пояс Южный лесной пояс Лежит в зоне умеренного и части субтропического пояса. Охватывает территорию России, Зарубежной Европы, США и Канады. Лежит в зоне влажного тропического и экваториального пояса. Охватывает территорию Южной и Юго-Восточной Азии, Центральной Африки и Латинской Америки. Занимает площадь 2 млрд. га Занимает площадь 2 млрд. га 67% - хвойные породы 33% - лиственные породы 50% - широколиственные влажные тропические леса 50% - разреженные леса и кустарники

Неразнообразный видовой состав

Медленный прирост древесины

Интенсивное уничтожение в 18 – начале 20 века

Исключительное многообразие

Быстрый прирост древесины

Подвергается уничтожению в настоящее время

Главной проблемой использования лесных ресурсов является сокращение их площади. Ежегодно в мире леса вырубаются на площади 125 тыс. кв. км. Особенно активно вырубаются леса в Южном полушарии. Это вызвано следующими причинами:

1) расширением сельскохозяйственных угодий, особенно при подсечно - огневом земледелии, а также расчистке площадей для городских промышленных и транспортных нужд;

2) использовании древесины в качестве топлива в развивающихся странах;

3) Увеличением экспорта древесины из стран Азии, Африки и Латинской Америки в Западную Европу, США и Японию.

Кроме того, происходит деградация лесного покрова вследствие загрязнения атмосферы и почвы.

Рациональное использование лесных ресурсов предполагает:

1) комплексную переработку древесины с полным использованием отходов;

2) сокращение объемов вырубки лесов в соответствии с их приростом;

3) активизацию лесовосстановительных работ;

4) частичную замену древесины новыми конструкционными материалами.

7. Природно-ресурсный потенциал океана огромен. В Мировом океане сосредоточены большие запасы разнообразных ресурсов:

1) морская вода;

2) минеральные ресурсы дна океана;

3) энергетические ресурсы;

4) биологические ресурсы.

Запасы морской воды огромны, ее объем на Земле равен 1338 млн. куб.

км. Она является уникальным ресурсом, и ее использование носит многоцелевой характер. В морской воде содержится 75 химических элементов. Каждый кубический километр воды включает 37 млн. тонн минеральных веществ. Прежде всего, это поваренная соль. Ее научились добывать из морской воды еще в древности (в Китае и Египте). Сейчас из морской воды извлекают около 1/3 всей добываемой в мире поваренной соли.

Кроме того в морской воде содержится магний, бром, йод, сера, медь, уран, серебро и золото.

Кроме добычи солей и химических элементов морская вода используется в опресненном виде. Опреснение морской воды стало особенно актуально в условиях дефицита пресной воды на Земле при увеличении водопотребления. И наконец, морская вода является транспортным ресурсом.

В морях и океанах проложены сотни тысяч морских путей, Ии морской транспорт имеет наименьшую себестоимость среди всех видов транспорта.

Минеральные ресурсы дна океана можно подразделить на:

ресурсы шельфа;

ресурсы глубоководного ложа.

Среди ресурсов шельфовой зоны выделяются нефть и газ. В настоящее время известно более 300 нефтегазовых бассейнов в зоне шельфа. В них

сосредоточено около половины мировых запасов. Добыча нефти на морском шельфе – наиболее перспективная отрасль добывающей промышленности.

Главные районы добычи нефти и газа – Персидский, Мексиканский, Гвинейский заливы, Карибское, Северное, Каспийское и Южно – Китайское моря. Разрабатываются также бассейны в Беринговом и Охотском морях.

Кроме того, в шельфовой зоне добываются руды железа, меди, никеля, олова, ртути. На шельфе добывают уголь (Великобритания, Канада, Япония, Китай), серу (США).

Важное значение имеют прибрежные морские россыпи. Например, янтарь – на побережье Балтийского моря, алмазы – у берегов Намибии, золото – у берегов США, цирконий – у берегов Австралии.

Ресурсы глубоководного ложа наиболее широко представлены железомарганцевыми конкрециями. Помимо железа и марганца в них содержатся никель, кобальт, медь, титан, молибден. Наиболее распространены конкреции в Тихом океане. В Индийском и Атлантическом океанах их площади значительно меньше. Технологии добычи уже разработаны, однако она пока широко не ведется.

Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен.

Главным образом используется приливная энергия. Приливные электростанции построены во Франции, России, Великобритании, США. Потенциальные запасы приливной энергии наиболее велики в России на побережьях Белого, Баренцева и Охотского морей. Разрабатываются технологии использования энергии морских течений и волн.

Биологические ресурсы Мирового океана используются наиболее широко. Они разнообразны по своему видовому составу (около 140 тыс. видов). Это различные животные (рыбы, млекопитающие, моллюски, ракообразные) и растения (прежде всего водоросли). Более 85 % используемой человеком биомассы океана приходится на рыбу. Более 90% всей рыбы добывается в зоне шельфа, причем наиболее продуктивными являются умеренные и высокие широты Северного полушария. Самый большой улов дает Тихий океан (55%), а из морей - Норвежское, Берингово, Охотское и Японское. В настоящее время добыча живых организмов моря в некоторых странах превышает их естественное воспроизводство, поэтому достаточно распространенным стало искусственное разведение рыб, моллюсков (мидий, устриц), ракообразных, водорослей. Такой промысел называется мариокультурой. Он широко распространен в Японии, Китае, США, Нидерландах, Франции.

Главной проблемой Мирового океана стало загрязнение вод. Особую угрозу представляют нефтяные загрязнения. Они оцениваются в 3-5 млн. тонн в год и связаны в первую очередь со сбросами в реки и моря различных нефтесодержащих отходов с континентов, сбросами судов, авариями танкеров и разливом нефти по поверхности вод, а также частичной потерей нефти при загрузке судов и добыче на шельфе океана. Кроме того, загрязнении Мирового океан связано с захоронением токсичных и радиоактивных отходов, проведением испытаний различных видов вооружений в Мировом океане и на островах.

С другой стороны, наблюдается истощение отдельных видов ресурсов Мирового океана. Прежде всего, это касается биологических ресурсов. Уже сейчас практически полностью истреблены многие виды рыб и морских животных. Некоторые из них занесены в Красную книгу.

Перспективы развития использования ресурсов Мирового океана разнообразны. Дефицит многих видов ресурсов суши может быть пополнен за счет ресурсов океана.

Рациональное океаническое природопользование предполагает:

сокращение сброса отходов в реки и моря;

совершенствование технологий добычи минеральных ресурсов Мирового океана;

рациональную добычу биологических ресурсов;

развитие мариокультуры;

более широкое использование энергетических ресурсов Мирового океана.

8. Солнце – гигантский термоядерный реактор, первоисточник не только всей жизни на Земле, но и практически всех ее энергоресурсов. О том, что тепло самих солнечных лучей можно эффективно использовать в интересах человека, знали еще древние греки, почитавшие Гелиос. Архимед, согласно легенде, использовал его в качестве оружия против римских кораблей в Сиракузах.

Годовой приток солнечной энергии, достигающий нижних слоев атмосферы и земной поверхности, измеряется такой огромной величины, которая в десятки раз превосходит всю энергию, содержащуюся в разведанных запасах минерального топлива, и в тысячи раз – энергопотребления. Естественно, что наилучшие условия для использования солнечной энергии существуют в аридном поясе Земли, где продолжительность солнечного сияния наибольшая.

Ветровая энергия, которую человек также издавна использовал с помощью ветряных мельниц и парусных судов, как и солнечная, обладает практически неисчерпаемым потенциалом, относительно дешева и не загрязняет окружающую среду. Но она очень непостоянна во времени и в пространстве и ее очень трудно «приручить». В отличие от солнечной ее ресурсы сосредоточены главным образом в умеренном поясе.

Особый вид климатических ресурсов образуют агроклиматические ресурсы – тепло, свет и влага. Географическое распределение этих ресурсов находит свое отражение на агроклиматической карте.

9. Рекреационные ресурсы выделяются не по особенностям происхождения, а по характеру использования. К ним относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Соответственно они подразделяются на 4 главных типа:

1) рекреационно-лечебный (лечение минеральными водами);

2) рекреационно-оздоровительный (купально-пляжные местности);

3) рекреационно-спортивный (горнолыжные базы);

4) рекреационно-познавательный (исторические памятники).

Широко применяется также подразделение рекреационных ресурсов на природно-рекреационные и культурно – исторические.

К природно-рекреационным ресурсам относятся морские побережья, берега рек, горы, лесные массивы, выходы минеральных источников и лечебных грязей.

Культурно – исторические достопримечательности – памятники архитектуры, истории, археологи, искусства. Например, Московский Кремль, Петергоф под Санкт – Петербургом, Вестминстер в Лондоне, Версальский дворцово-парковый комплекс под Парижем, римский Колизей, афинский Акрополь, египетские пирамиды, гробница Тадж-Махал в Агре (Индия), статуя Свободы в Нью-Йорке.

Задания для самостоятельной работы

1. Что такое природные ресурсы, на какие группы они подразделяются?

2. Что такое ресурсообеспеченность? В каких единицах она измеряется?

3. Какие природные ресурсы относятся к ресурсам Мирового океана? Какие из них используются наиболее интенсивно? В чем заключается проблема использования этих ресурсов?

4. Приведите примеры стран с богатой и разнообразной ресурсной базой и стран с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития?

5. Чтение текста, составление конспекта, подготовка сообщений по темам «Ресурсы животного мира», «Рекреационные ресурсы»

Литература

Основная:

1. Максаковский В.П. География 10класс. Экономическая и социальная

география мира - М.: Просвещение, 2005. с.28-41

2. Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б. Экономическая и социальная география- М.:

Просвещение, § 4, 5, 6, 7, 8, 9

Дополнительная:

1. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2003. –

Ч.1. – Тема 2.

2. Природопользование: Учебник для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1994.

3. Винокурова Н.Ф., Трушин В. В. Глобальная экология: для 10-11 кл. – М.:

Просвещение, 1998.

4. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Ноосфера, 1999.

5. Залогин Б.С. Океаны. – М.: Просвещение, 1996.

6. Горохов В. А., Вишневкая С.С. По национальным паркам мира. – М.:

Просвещение, 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: