Понятие и формы оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам в Российской Федерации

АДВОКАТУРА И АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

НОТАРИАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Тезисы лекции – 4 часа

 

Вопросы:

1. Понятие и формы оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам в Российской Федерации

2. Адвокатура: понятие, социальная функция и основные направления деятельности

3. Правовой статус адвоката. Контроль за деятельностью адвокатов

4. Система адвокатуры в России. Формы адвокатских образований

5. Оказание адвокатами юридической помощи и защиты по уголовным делам

6. Нотариат: понятие, основные задачи и принципы организации

7. Система органов нотариата в России

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ».

4. «Кодекс профессиональной этики адвоката» (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003).

5. Положения о роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности в 1990 г.).

6. Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского сообщества (принят Советом коллегии адвокатов и юридических сообществ Европейского союза в Страсбурге 28 октября 1988 г.).

7. Хартия основополагающих принципов адвокатской деятельности (Принята на VI Петербургском международном юридическом форуме 19 мая 2016 г.).

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.05.2020).

 

Литература

Основная:

1. Миронов Р.Г. Правоохранительные органы: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. — 256 с. — (Профессиональное образование). // http://znanium.com.

2. Правоохранительные органы: учебник и практикум для СПО/ под общ. ред. М. П. Полякова. — М.: Юрайт, 2018. — 363 с. — (Профессиональное образование).// www.biblio-online.ru.

 

Дополнительная:

1. Бозров В.М. Правоохранительные органы. Практикум: учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт, 2018. — 171 с. — (Профессиональное образование). www.biblio-online.ru.


 


Понятие и формы оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам в Российской Федерации

 

Право каждого на получение квалификационной юридической помощи закреплено в статье 48 Конституции РФ, где в части 1 сказано: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Под юридической помощью может пониматься государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам, заключающаяся в правильном толковании и соблюдении законодательства; консультировании по юридическим вопросам и вопросам права, которая направлена на содействие реализации прав и свобод личности и законности в деятельности организаций.

В настоящее время в России существует несколько форм оказания юридической помощи:

1) оказание юридической помощи адвокатурой;

2) оказание юридической помощи нотариатом;

3) оказание юридической помощи юридическими службами федерального органа исполнительной власти (ранее предприятий и организаций).

4) иные организационные формы оказания юридической помощи.

Рассмотрим третью и четвертую формы оказания юридической помощи.

Юридическая служба федерального органа исполнительной власти создается для правового обеспечения его деятельности.

Основными задачами юридической службы являются правовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию федерального органа исполнительной власти, а также улучшение качества проектов нормативных правовых актов.

Список данных форм может быть достаточно длинным и открытым, однако в настоящее время в законодательстве не определен конкретный перечень организационных форм оказания юридической помощи.

До мая 1999 года в России действовало Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 344 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг»[1], которое определяло порядок выдачи лицензий на оказание платных юридических услуг и условия их осуществления на территории Российской Федерации. Лицензированию не подлежала деятельность юридических служб, состоящих в структуре юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы, коллегий адвокатов, а также иная юридическая деятельность, для осуществления которой законодательством Российской Федерации установлен особый порядок лицензирования.

Лицензии на оказание платных юридических услуг выдавались физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы.

Платные юридические услуги вправе были оказывать физические лица, имеющие диплом образовательного учреждения Российской Федерации о высшем юридическом образовании, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет.

Лица, имеющие диплом иностранного государства о высшем юридическом образовании, вправе были оказывать платные юридические услуги в виде консультаций по законодательству государства, выдавшего диплом.

В настоящее время вышеуказанное Положение отменено.

Однако действует Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[2], который не относит деятельность по оказанию юридической помощи к лицензируемой.

Таким образом, на сегодняшний день не существует жестких требований к физическим и юридическим лицам, оказывающим юридическую помощь населению; необязательным даже является наличие высшего юридического образования, полученного в вузе, имеющем государственную аккредитацию.

Вышесказанное может вызвать сомнение в профессионализме указанных субъектов. Все это вместе оказывает негативное влияние на качество предоставляемых населению юридических услуг.

Тем не менее, к субъектам, оказывающим населению юридическую помощь, в современный период можно отнести платные юридические конторы, иных юридических лиц или частных предпринимателей, занимающихся оказанием юридических услуг.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что перечень субъектов, оказывающих юридическую помощь, и порядок их деятельности требует в России законодательного урегулирования в целях надлежащего обеспечения права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: