Проблема определения понятия общества

 

Слово «общество» многозначно. Во-первых, оно означает отдельное конкретное общество (например, российское, китайское, японское и т. д.). Во-вторых, региональные совокупности конкретных обществ (например, западноевропейское, азиатское, латиноамериканское и т. д.). В-третьих,множество существовавших и существующих на Земле социальных организмов, т. е. обществ. В-четвертых, общество вообще, или человечество, т. е. безотносительно к какой-либо его конкретной форме. В-пятых, исторический тип общества, т. е. общественно-экономическую формацию.

Что же такое общество вообще, т. е. в понимании любого приведенного выше основного его значения?

Так как общества без людей не бывает, то кажется логичным отождествить общество с людьми, с населением, но тогда самые многочисленные общества были бы и самыми развитыми, а это противоречит фактам. Если же рассматривать общество как систему отношений, то указанный недостаток устраняется. Следовательно, обществоестьсистема отношений, создаваемая и постоянно изменяемая людьми в процессе их жизнедеятельности. Таким образом, мы имеем понятие общества и можем приступить к его конкретизации, к рассмотрению его состава и структуры.

Состав и структуру любого образования обычно характеризуют одновременно, т. е. системно, в рамках определенного подхода.

На данный исторический момент сложились две основные оппонирующие друг другу философские системы подхода к анализу общества – формационная и цивилизационная.

Формационная теория лучше разработана, отличается большей строгостью понятий, поэтому в учебных целях анализ общества целесообразно начать с нее.

Мы переходим ко второму вопросу темы, к рассмотрению состава и структуры общества в системе понятий формационной теории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: