Эволюция и революция в развитии общества

При рассмотрении первого вопроса отмечалось, что развитие сложных систем, в том числе социума, носит нелинейный, неравновесный, нестабильный, неопределенный, незавершенный характер. Эта многоплановость, многомерность процесса общественного развития проявляется в движении как от простых, элементарных форм к более сложным, от низших к высшим, так и в отклонениях от магистрального пути, тупиковых тенденциях, аберрациях (искажениях), возврате прошлого с традиционными архаичными структурами.

Исследователи выделяют различные тенденции, варианты исторического процесса, в том числе эволюционный и революционный типы развития общества. Одни представители социально-философской мысли абсолютировали борьбу, конфликты, войны, революции, другие отдавали приоритет мирному, эволюционному развитию, сотрудничеству, гармонии.

Основоположники марксизма видели магистральное направление прогресса человечества в социальных революциях. К. Маркс назвал революции локомотивами истории (герой одного из рассказов А. Платонова машинист воронежского депо творчески разовьет мысль Маркса: если революции – локомотивы истории, то мы машинисты – революционеры).

Необходимо соотнести «праздник» с повседневными буднями: революцию и эволюцию.

История свидетельствует о возрастающей деструктивности конфликтов, войн, социальных революций, а сейчас – регионального и международного (глобального) терроризма. При современных технических средствах эти «праздники угнетенных» ставят на грань катастрофы само бытие человечества – ему грозит небытие. Эволюционный путь развития – ведущая тенденция выживания человечества, альтернативы ему нет: или эволюция, или уход в небытие.

Революция (от лат. revolution – переворот) – резкий, бурный скачок активности какого-либо явления, в процессе которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности. Эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – постепенные, количественные изменения в природе, реформы в экономической, социально-политической, культурной и других сферах общества.

Рассмотрим виды соотношения эволюции и революции в жизни социума. 

1. Эволюция есть изменение, совершенствование, реформирование как отдельных институтов (армии, образование, федеральных и местных органов управления и др.), так и системы в целом, но в рамках правового пространства: на фундаменте конституции, существующих и вновь разрабатываемых и принимаемых законов, постановлений, кодексов, подзаконных актов. Революция, напротив, всегда есть разрушение права, правового пространства, правосознания граждан, что с неизбежностью влечет за собой произвол власти, опирающейся не на закон, а на вооруженную силу. Революция по природе своей – действие не правовое и моральное, а силовое. Правовой нигилизм в России как среди простого народа, так и среди правящей элиты в революционные смутные времена достигает невиданных размеров, вырастает в беспредел. Тонкий и глубокий аналитик, выдающийся историк В. О. Ключевский в начале ХХ в. с горечью отмечал: «Наша беда в нас самих: мы не умеем стоять за закон». И еще: «Не знаю общества, которое терпеливее, не скажу доверчивее, относилось к правительству, как не знаю правительства, которое так сорило бы терпением общества, точно казенными деньгами». С тех пор прошло сто лет, а эти мысли В. О. Ключевского не только не устарели, но еще более актуализировались.

2. Разрушение правового пространства, попрание элементарных человеческих прав, моральное и физическое уничтожение всех инакомыслящих, тех, кто не разделял идеологию большевиков, творивших «суд» на основе революционной целесообразности, классового чутья, привели к ликвидации целых классов, социальных групп: дворян, предпринимателей, кадрового офицерства, торговцев, финансистов, казачества, а в ходе революционных «праздников» индустриализации и коллективизации – кадрового рабочего класса и наиболее грамотных, самодеятельных крестьян – хозяев. Интеллигенция из интеллектуальной элиты была низведена до сервильного обслуживания идеологически управленческого аппарата КПСС, т. е. социальная структура общества революцией дезорганизуется, деструктурируется или примитивизируется, тогда как магистральным направлением в развитии всего живого (от одноклеточных до социума) является усложнение, генерирование новых конструктивных структур. Последнее инициируется эволюцией. Именно эволюция открывает оптимальные возможности для креативной, творческой деятельности как отдельных личностей, так и целых групп, общностей. Экспериментирование, выявление перспективных жизнеспособных структур, демаркация их от тупиковых, деструктивных; создание и деятельность региональных, международных и планетарных научных сообществ, нацеленных на решение актуальных социальных, демографических, экологических, энергетических и других проблем возможны только в условиях стабильности, упорядоченности, организованности. Это достигается только на путях эволюции, а не революционных потрясений, катаклизмов.

Понимание этого принципиального отличия эволюции от революции, особенно сейчас в России, переживающей несколько десятилетий, а если с  1917 г. (полагают многие исследователи), то и целое столетие системный кризис, требует настоятельно рефлексии, осмысления и извлечения уроков из истории нашего общества, публичного признания, промысливания как упущенных конструктивных возможностей, так и совершенных глупостей, ошибок и преступлений. Здесь уместно вспомнить пожелание-рекомендацию нобелевского лауреата Ф. А. Хайека: «Прежде всего нам надо освободиться от иллюзий, заставляющих нас верить, что все совершенное нами в недавнем прошлом было разумным либо неизбежным. Мы не поумнеем до тех пор, пока не признаем, что наделали много глупостей».

3. Важнейшее отличие революции от эволюции (органически связанное с первыми двумя) – революция ведет к разрушению материальных, культурных ценностей (во время пожаров сотен дворянских усадеб безвозвратно погибли тысячи ценнейших книг, произведений искусства, церковной утвари, древних уникальных рукописных изданий и т. д.). Но самое главное, катастрофическое по своим последствиям, это то, что происходит физическое и нравственное уничтожение людей – субъектов исторического процесса. Это ведет к деградации общества (оно отбрасывается на 50 – 100 лет), ибо истребляются, терроризируются в первую очередь наиболее активные члены общества в интеллектуально-нравственном и духовно-физическом отношении. «Судьба любого общества, – по аргументированному мнению П. А. Сорокина, – зависит, прежде всего, от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет обществом преуспевающим. Дайте группе дьяволов великолепную конституцию и все же этим не создадите из нее прекрасного общества. И обратно: общество, состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более совершенные формы общежития». В самом деле: за годы гражданской войны погибло 12 млн человек и выслано еще 2 млн (для сравнения: в Первой мировой погибло 995 тыс. солдат и офицеров России), т. е. Россия лишилась значительной части своего интеллектуального, духовно-нравственного потенциала, что привело к негативным последствиям: по мнению многих авторитетных исследователей, – к антропологической катастрофе: безмыслию, апатии, единодушному одобрению геноцида собственного народа – репрессий десятков миллионов сограждан.

Рассмотрев соотношение эволюции и революции, следует еще раз отметить – конструктивное, перспективное развитие социума и личности открывается эволюцией.

Социальная революция ведет, особенно в современных условиях, к деградации общества и одичанию человека. Уместно прислушаться к выстраданному мнению выдающегося отечественного мыслителя, общественного деятеля (депутат второй Государственной думы) С. Н. Булгакова: «Не надо забывать, что понятие революции есть отрицательное, оно не имеет самостоятельного содержания, а характеризуется лишь отрицанием ею разрушаемого, потому пафос революции есть ненависть и разрушение».  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: