При реализации дополнительных образовательных программ с применением онлайн обучения, дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие модели: полностью дистанционное обучение. Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством данной оболочки (платформы). Данную модель, при которой происходит частичное или полное использование дистанционных образовательных технологий, реализации образовательных программ легко адаптировать и для занятий интеллектуальной деятельностью, интеллектуальными играми, турнирами и викторинами.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, можно организовать по следующим формам:
Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и обучающихся. Чат-занятия можно организовать непосредственно на сайте образовательной организации, в группе объединения или в единой беседе объединения в социальной сети. Несомненным плюсом чат-занятий является невысокая производительность, а следовательно малое потребление интернет-трафика и объемов оперативной памяти ПК, что удобно в тех регионах, где интернет-соединение слабое или нестабильное.
Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые и интеллектуальные игры, лабораторные и практические работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определѐнной теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Преподаватель для организации дистанционного урока создает собрание. Программы Microsoft Lync, ZOOM, Skype автоматически генерируют ссылку, которую преподаватель пересылает всем участникам собрания. На своем рабочем месте обучающиеся выходят на занятие в гостевом или пользовательском режиме. Для этого они копируют ссылку на собрание (конференцию) и вставляет ее в адресную строку браузера Internet Explorer (версия не меньше 8.00), либо используемого приложения и попадают на учебное занятие, онлайн-игру или же мастер-класс. Обучающиеся имеют возможность видеть и слышать педагога, а также других участников. Также педагог может общаться во время конференции с каждым обучающимся. Одновременно можно проводить онлайн-конференции с группой (в зависимости от пропускной способности канала доступа к сети Интернет до 250 участников). Преподаватель имеет доступ к рабочему столу обучающегося, может демонстрировать работу на своем рабочем столе или интерактивной доске. Это использование возможностей электронно – образовательных ресурсов интерактивных технологий: показ презентации и видеофрагментов, демонстрация опытов, тестирование, проведение лабораторных работ и так далее.
Во время занятия преподаватель может инициировать опрос обучающихся, например, с выбором ответа, которое встроено в MS Lync. Также всем участникам доступно общение во встроенном чате. Формы проведения онлайн-занятий весьма разнообразны – это и лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. Варьируя комбинации, сетевой педагог может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.






