Художественное творчество

Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. И вот один из поразительных примеров.

Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.

Вот что она пишет маме: «Я их рисовала для тебя, думая о тебе... Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое неразрывно было связано с тобой, моя родная! И единственное, что я могла придумать, это

— рисовать...»

И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.

И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

Вот ещё одна история. Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. Он выжил благодаря творчеству. Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова,


будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.

И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской. Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. Поэтому роль искусства поистине велика. И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

483 слова                                                                По Л.А. Тишкову*

 

* Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский художник- карикатурист, также работает в области книжной графики.


Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III-го лица.

Поясните, как вы понимаете смысл слов писателя о том, что «творчество не знает границ, не требует особых инструментов».



Текст 41


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: