К ГЛАВЕ «РАБОТА С ХУДОЖНИКОМ»

 

Письмо художнику варшавского театра «Вспулчесны» (Совре­менный) К. Дашевскому, оформлявшему спектакль «На всякого мудреца довольно простоты»

 

Пьесу А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно про­стоты» обычно ставят и играют как салонную бытовую коме­дию. Но карьеризм, приспособленчество — зло социальное, об­щественное, существующее и поныне. Поэтому качество юмора, мне кажется, здесь должно быть иным. Из всех оттенков коме­дийного сегодня при сценическом воплощении произведения Ос­тровского мы должны предпочесть сатиру. История возвышения Глумова должна быть не только смешной, но и страшной. Все характеры все эмоции надо предельно обострить и довести до степени фантасмагории.

Пьеса Островского относится к позднему периоду его твор­чества и содержит все, из чего выросла драматургия Салтыкова-Щедрина и Сухово-Кобылина. Поэтому мы имеем право развить содержащиеся в ней элементы гротеска.

В известной степени персонажи пьесы — маньяки и безумцы, одержимые каждый своей идефикс. Все вместе они образуют человеческий зверинец. Только в такой среде мог возникнуть и расцвести Глумов — гений хамелеонства. Секрет его успеха за­ключается не только в том, что он умеет распознать человече­ские слабости и использовать их в своих целях, но и в том, что он умеет стать для каждого человека его идеалом.

Глумов наделен подлинным талантом актерского перевопло­щения.

Вот почему я считаю, что артисту надо сыграть в этом спек­такле не один характер, а шесть. Какие же это характеры?

1. Глумов наедине с собой и с теми, кто его знает по прош­лой жизни,— мать, Курчаев, Голутвин.

Неудачник, одержимый бесом честолюбия. Он зол, желчен, расчетлив. Сделать карьеру — для него вопрос жизни и смерти.

 

274

 

Герои Бальзака и Стендаля хотят завоевать Париж. Глумов хочет завоевать Москву. Холерик.

2. Глумов с Мамаевым.

Восторженный, недалекий, даже глуповатый молодой чело­век. Скромный, застенчивый, влюбленный в дядюшку. Мелан­холик.

3. Глумов с Мамаевой.

Пылкий, сжигаемый пламенем страсти мужчина. Любовник вулканического темперамента. С неимоверным трудом сдержи­вает свои страсти, зная, что они могут испепелить все окружаю­щее. Это герой романов Поль де Кока, которыми зачитывается Мамаева. Сангвиник.

4. Глумов с Городулиным.

Нигилист и ниспровергатель псего на свете. Он знает, как плохо устроен мир, и ненавидит сто. Иго эскапады против обще­ства— злы до такой степени, что это фраппирует и эпатирует либерала Городулина. Этот Глумов настроен мрачно. Мизан­троп.

5. Глумов с Крутицким.

Ревностный хранитель строгих порядков, старых законов, Служебной иерархии и дисциплины. Личной жизни и иных инте­ресов, чем борьба с новыми веяниями, у этого Глумова нет. Фа­натически предан идее спасения общества от всего нового. За это способен отдать жизнь. Аскет.

6. Глумов с Турусиной.

Человек, отрешившийся от земного счастья. Весь в мыслях о служении богу. Почти святой. Он благостен и всепрощающ. Анахорет.

Каждому персонажу известна лишь одна маска Глумова.

В последней сцене Глумоп — иллюзионист, разоблачающий свой аттракцион.

Время, к которому относится действие пьесы,— 60-е годы XIX века.

Степень достоверности быта и эпохи должна быть примерно такой же, как у Домье.

Места действия:

 

Первый акт

 

Комната мансардного типа. Войти в нес можно только снизу. Темно и мрачно.

Здесь, в полумраке, где-то под крышей дома на окраине Москвы вынашивает Глумов чудовищные планы «покорения мира».

Спектакль начинается с того, что Глумов сжигает рукописи — сатиры и эпиграммы. Порывает с прошлым. Чем-то это должно напомнить сцену перед арестом.

Тени от пламени, блики огня на лице и руках Глумова должны создать ощущение инфернальности.

 

275

 

Второй акт

 

Гостиная в доме Мамаева. Та ее часть, которая превращена Мамаевой в уголок любви. Ковры, портьеры, интимный свет, отсветы огня в камине — все, как в лучших французских ро­манах.

Именно здесь в такой обстановке, при таком свете Мамаева мечтает отдаваться любовникам. Большой диван — главное в этом интимном приюте любви.

 

Третий акт

 

Кабинет Крутицкого — это джунгли из шкафов. Шкафы, за­битые папками с рукописями Крутицкого, образуют лабиринт. Огромный зал — кладбище проектов и трактатов. Здесь полу­мрак. Тлеющие угли печки никогда не смогут согреть наглухо отгороженную от мира цитадель прошлого.

 

Четвертый акт

 

У Турусиной. Это скорее не зал жилого дома, а трапезная монастыря. Монастырская тишина. Иконы, лампадки, восковые свечи, тусклый свет золотых и серебряных окладов должны со­здать особую атмосферу отрешенности от всего мирского.

 

Пятый акт

 

Терраса загородного дома. Здесь, за столом, заседает кру­жок Мамаева. Сплетни и всякий вздор облекаются в форму об­суждения государственной важности дел. Все носит характер конспиративный, будто это масонская ложа, общество спи­ритов. И здесь таинственность придается чадящими свечами, призрачным светом сумеречного вечера.

 

Огонь в той или иной форме присутствует во всех картинах. Полумрак и некая таинственность объединяет все места дей­ствия. Во всех картинах композиционным центром становятся детали — горящая печь, диван, шкафы, иконы, стол. Все осталь­ное — размыто, неопределенно, сливается с темнотой.

Подчеркнутая зловещность интерьеров должна контрастиро­вать с ничтожностью, глупостью, бездарностью общества.

Некоторые пожелания относительно внешнего вида персо­нажей:

Мамаев — важный сановник. Тучен. Лет 60. Величие Ма­маева равно его глупости и страху перед женой. Одет богато.

Мамаева — стареющая, но молодящаяся женщина, явно не умещающаяся в своих платьях. Одета не по летам. Несмотря на всю светскость, она пошла и провинциальна.

Городулин — богатый господин средних лет, одетый изы­сканно, по самой последней парижской моде. В этом стремлении к западу — протест против российских порядков. Салонный бун-

 

276

 

тарь и трибун светских гостиных. Позер. Этакий гибрид «сти­ляги» и «битника» конца прошлого века.

Крутицкий — заплесневевший, неопрятный, обсыпанный пер­хотью сморчок. Это какое-то ископаемое. Скорее, орангутанг, чем человек. Генерал, но не военный, а гражданский. Сколько ему лет — неизвестно. Но не менее 100—120 по виду. По уму 5-б. По резвости — 25—30.

Турусина — состарившаяся кокотка. Ее скромное монаше­ское одеяние стоит огромных денег и очень похоже на бальное платье. Она кается только потому, что грешить уже не может.

Курчаев — молодой, здоровый самец. Бравый гусар, промо­тавший состояние. Он красив, но глуп, как пробка. Разодет, как индюк. Из всех возможных родов войск он выбрал тот, кото­рому присвоена самая пышная и яркая форма.

Голутвин — журналист-пропойца, опустившийся до мелкого шантажа. Интеллигент-подонок. Образованный бродяга. Фигура в духе Диккенса. Пожилой человек.

Машенька — юное, но абсолютно бесцветное существо. Вы­цветшие глаза, жидкие волосы, плоская грудь, куриные мозги. Без капли юмора, женственности, темперамента. За любовь она принимает нездоровое любопытство к сексуальным сторонам жизни.

Манефа — вариант Распутина в юбке. Мужеподобна до та­кой степени, что стоит подумать, не дать ли эту роль мужчине. Полупьяная, грязная баба. Солдат в юбке.

Мать Глумова — востренькая старуха с остатками былой интеллигентности. Животная любовь к сыну, следы хороших манер и врожденная страсть к интригам заменяют ей ум и та­лант. Одета очень бедно, но с претензиями на дворянство.

Приживалки — ловкие бабенки, разжиревшие на глупости Турусиной. Строгие, почти монашеские одеяния скрывают весьма плотоядные фигуры чревоугодниц. Они глупы и невежественны. Но чтобы поживиться турусинским добром и предаваться тай­ным грехам, у них хитрости достаточно.

Слуга Крутицкого — человек без мозгов вообще. Он сделан из огромного бревна одним топором. Выглядит человекообраз­ным псом фантастических размеров.

Характеристики персонажей и интерьеров объединены — для гротескных фигур нужна соответствующая среда. В свою оче­редь в гротескно решенных интерьерах могут жить только страшные уроды в духе Домье. Общее решение зрительного об­раза спектакля скорее должно быть графическим, чем живопис­ным. На сцене должно находиться лишь то, без чего невоз­можно действовать.

 

277

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: