Введение
В современном мире возрастает интерес к изучению трудных жизненных ситуаций (ТЖС). Среди параметров трудных жизненных ситуаций отечественные исследователи (Л. И. Анцыферова, Е. П. Белинская, В. А. Бодров, Т. В. Корнилова) выделяют неподконтрольность, неопределенность, значимость для человека, а также стрессогенность. Трудные жизненные ситуации имеют множество разновидностей. Одним из показателей их деления выступают социально-возрастные особенности человека.
Юношеский возраст чаще всего соотносится с периодом студенчества. Проблема трудных жизненных ситуаций студентов начала изучаться современными психологами относительно недавно. Среди ТЖС студентов О. Г. Филиппенко, Е. А. Бурдуковская выделяют: сиротство, смерть близкого человека, инвалидность, проблемы в семье и личной жизни, неуспеваемость в учебе и проблемы отчисления, экзаменационную сессию, проблемы с общежитием.
Ситуация первой экзаменационной сессии представляется для студентов трудной жизненной ситуацией. Это связано с нарушением привычного образа жизни, нарушением режима сна и бодрствования, частичной иммобилизацией вследствие длительного ограничения движения, связанное с необходимостью повторения большого объема материала и многое другое.
Ряд исследователей (А. Ю. Маленова, Ю. П. Поваренков, И. В. Шагарова) говорят о личностных детерминантах совладания с ТЖС, связывая их с индивидуальными особенностями личности, имеющимся опытом регуляции поведения и принятия решений. Среди личностных особенностей, способствующих регуляции совладания с трудностями у студентов, выделяют: оптимизм, поведенческую активность, саморегуляцию, тревожность (личностную и ситуационную).
Первая сессия представляет собой ситуацию неизвестности и неопределенности исхода. В связи с этим, целесообразно рассмотреть толерантность к неопределенности в качестве личностной особенности регуляции процесса совладания. Толерантность к неопределенности в трудных ситуациях позволяет чувствовать себя более уверенно и в меньшей степени использовать стратегии избегания. На способы совладания оказывают влияние как общие, так и специфичные для юношей и девушек особенности проявления толерантности к неопределенности.
Одним из значимых событий в жизни каждого студента является экзаменационная сессия. Однако, разные студенты справляются с этой ситуацией по-разному. Студенты с преобладанием амбициозности стремятся получить более высокий балл на экзамене, у таких студентов можно отметить высокие ожидания по отношению к самому себе, а также высокий уровень притязаний. Противоположными проявлениями данной характеристики студента могут являться: неуверенность в себе, самокритика, настороженность в действиях. Данные качества можно обобщить такой личностной особенностью как перфекционизм. Ранее феномен перфекционима считался исключительно клинической особенностью, в настоящее время ученые склоняются к признанию его личностной нормой.
На основании этого важно знать, каким образом перфекционизм и толерантность к неопределенности как личностные особенности участвуют в регуляции совладания с первой экзаменационной сессией и существуют ли различия в способах совладания в зависимости от пола студента.
Разработанность проблемы. К настоящему времени в психологии существует достаточное количество научных исследований по проблеме совладающего поведения. Изучаются различные аспекты данного феномена – возрастные, гендерные различия, причины возникновения, виды, а также способы преодоления и аспекты их переживания.
Проблеме совладающего поведения посвящено большое количество работ как зарубежных (Д. Х. Амирхан, А. Биллингс, Р. С. Лазарус, Л. Мерфи, Р. Моос, С. Фолкман, Н. Хаан), так и отечественных исследователей (Л. И. Анцыферова, Р. М. Грановская, Т. В. Гущина, Т. Л. Крюкова, С. К. Нартова-Бочавер, И. М. Никольская, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский).
Значительный вклад в разработку понятия трудной жизненной ситуации внесли такие зарубежные исследователи как К. Левин, Л. Роос, Р Нисбетт, а также ряд отечественных авторов: Б. С. Братусь, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, Е. Е. Данилова, Е. Ю. Коржова, К Муздыбаев, М. Тышкова. Среди исследователей, занимавшихся вопросом трудных жизненных ситуаций студентов, выделяют Е. А. Бурдуковскую, О. Г. Филиппенко.
О важности изучения проблемы совладающего поведения студентов в период экзаменационной сессии свидетельствуют многочисленные исследования авторов: А. И. Барановская, Д. А. Бирюкова, И. К. Верба, Л. В. Каширина, В. Е. Климанова, К. В. Краева, З. Б. Кучина, Т. В. Ледовская, А. Ю. Малёнова, В. Н. Чалов, С. А. Черкасова, К. С. Шалашнова.
Цель исследования: выявить предикторы стратегий совладающего поведения у студентов в период первой экзаменационной сессии.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
Теоретические задачи:
1. Провести анализ основных отечественных и зарубежных теоретических концепций совладающего поведения. Описать способы совладания с трудными жизненными ситуациями в юношеском возрасте.
2. Обобщить исследования по изучению личностных особенностей участвующих в регуляции совладания с трудностями во время первой экзаменационной сессии. Описать особенности перфекционизма и толерантности к неопределенности в юношеском возрасте.
Эмпирические задачи:
1. Выявить различия в выраженности перфекционизма и толерантности к неопределенности у юношей и девушек.
2. Выявить различия в способах совладания с первой экзаменационной сессией у юношей и девушек.
3. Выявить компоненты, объясняющие совместную изменчивость проявления перфекционизма.
4. Выявить особенности проявления компонентов перфекционизма личности в зависимости от пола.
5. Выявить взаимосвязь компонентов перфекционизма, толерантности к неопределенности и стратегий совладания у студентов.
6. Построить регрессионные модели между компонентами перфекционизма, толерантностью к неопределенности и копинг-стратегиями в период первой экзаменационной сессии у студентов.
Объект исследования: стратегии совладающего поведения.
Предмет исследования: перфекционизм и толерантность неопределенности как предикторы стратегий совладающего поведения у студентов в период первой экзаменационной сессии.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что перфекционизм и толерантность к неопределенности являются предикторами стратегий совладающего поведения у студентов в период первой экзаменационной сессии, а именно,
– чем выше конструктивный перфекционизм и толерантность к неопределенности, тем более предпочитаемой стратегией совладания у студентов будет «планомерное решение проблемы»;
– чем выше деструктивный перфекционизм, тем более предпочитаемыми стратегиями совладания выступят «самообвинение» и «фантазирование и надежда на внешние силы».
Теоретико-методологическая основа исследования:
В изучении совладающего поведения мы опирались на интегративный подход (Моос, Шефер); типологический подход к совладающему поведению Р. Лазаруса, С. Фолкмана. В основе интегративного подхода лежит положение о том, что существует взаимосвязь личностных и ситуационных аспектов при выборе стратегии совладающего поведения. Стратегии совладания в совокупности с ресурсами служат преобразованию ситуации и устранению угрозы).
В изучении перфекционизма опора на позиции А.Б. Холмогоровой, Н.Г. Гаранян (перфекционизм как завышенные стандарты деятельности, притязания, требования к другим); Р. Фроста (наличие нереалистичных стандартов и важность соответствия им); М.Н. Холендера (предъявление требований к себе более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют ситуации); типологический подход к разделению перфекционизма на нормальный и невротический Д. Хомачек; позицию рассмотрения копинг-стратегии как одного из критериев перфекционизма А.А. Золотаревой.
В изучении толерантности к неопределенности опора на подход разделения феномена на толерантность и интолерантность к неопределенности И.Френкель-Брунсвик; типологический подход МакЛейна; позицию взаимосвязи толерантности к неопределенности и личностных особенностей субъекта деятельности Е.Г. Луковицкой.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические – обзор, анализ и обобщение информации, содержащейся в литературных источниках по теме исследования.
2. Организационный – сравнительный.
3. Эмпирический – психодиагностический.
Методики исследования:
– «Опросник способов копинга» (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) Р. Лазаруса, С. Фолкмана в адаптации Е. В. Битюцкой;
– «Опросник толерантности к неопределенности» (MSTAT-I) Д. МакЛейна в адаптации Е. Г. Луковицкой;
– «Краткий дифференциальный тест перфекционизма» (КДТП) А. А. Золотаревой;
– «Опросник перфекционизма» Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогоровой в адаптации А. Д. Наследова, Л. Б. Киселевой.
4. Метод статистической обработки данных: количественные методы (методы описательной статистики (метод оценки показателей асимметрии и эксцесса, W-критерий Шапиро-Уилка), U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента, метод главных компонентов, корреляционный анализ, множественный линейный регрессионный анализ) и качественная обработка данных.
5. Структурный метод интерпретации данных.
Результаты исследования обрабатывались с помощью программы SPSS Statistics 23.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 119 студентов-первокурсников Удмуртского государственного университета (40 юношей и 79 девушек). Все респонденты – студенты очной формы обучения. Возраст испытуемых – от 17 до 22 лет (M = 19,5).
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ