Использование различных форм и методов в организации спортивно-оздоровительной, туристическо-краеведческой работы в летний период

На примере туристско-краеведческой программы «Мир путешествий», ознакомимся с содержанием подобных занятий, имеющих туристско-краеведческоезначение, но не требующих далеких выездов и автономного существования группы. Она объединит ребят для решения различных общественно- полезных задач в целях природоохранной и исторической среды обитания, рекламы здорового образа жизни, даст возможность для развития разнообразных способностей детей.

1. «Путь к туристскому мастерству» - учебно-тренировочные занятия по туризму, закрепление и развитие туристских навыков. Юные туристы осваивают азбуку ориентирования, знакомятся с основами медицинских знаний, устанавливают палатку, разводят костер, готовят пищу и др.

2. «Лесная олимпиада»- пропаганда туризма как важного гармоничного развития. Туристы принимают участие в различных соревнованиях по туризму и краеведению, совершенствуют мастерство в прохождении различных естественных препятствий с соблюдением страховки.

3. «Знай и люби свой край» - изучение родного края, воспитание гражданственности и любви к Родине, приобщение к национальной культуре и истории. Совершают экскурсии в ближайший населенный пункт и окрестности лагеря, закрепляя знания по географии, истории, биологии.

4. «Человек на планете Земля» - формирование экологических знаний у учащихся об окружающем мире как едином целом, неделимом и взаимосвязанном, в котором человек является малой частицы биосферы, воспитание активной жизненной позиции. Ребята принимают участие в уборке окрестностей лагеря. Участники имеют возможность ознакомиться с животным и растительным миром, выполнить исследовательскую работу и получить опыт общения со специалистами.

5. «На туристской тропе» - проверка физических и технических возможностей ребят в условиях, активный отдых. Знакомство с достопримечательностями района. Каждый отряд получает краеведческое задание и отправляется в поход по ранее разработанному маршруту во главе с руководителем и инструктором по туризму.

6. «Калейдоскоп развлечений»- через игру развивать у детей понимание силы и важности дружбы, тем самым сплачивать коллектив, обеспечивать ребятам комфортный отдых, создавать атмосферу доброжелательного радостного и эмоционального настроя.

Рассмотрим более подробно некоторые формы проведения туристских мероприятий.

1. СОРЕВНОВАНИЯ

Соревнования по ориентированию могут включать:

- свободный поиск контрольных пунктов,

- движение по обозначенному на карте маршруту,

- движение по маркированной трассе с нанесением контрольных пунктов, встречающихся на маршруте,

- «спортивный лабиринт».

На местности ставится много контрольных пунктов (КП) – не менее двадцати, причем они должны стоять на разноплановых ориентирах. Контрольные пункты можно оборудовать бумажными призмами, колышками или нанести обозначения краской на деревьях. На пункте можно сделать обозначение буквенное или цифровое для контроля, так как в оживленных местах цветные карандаши или компостеры могут провисеть несколько дней.

Имея такой простейший полигон, можно решать много задач по обучению основам ориентирования. Это азимутальные ходы, нахождение КП, стоящих на определенных ориентирах, построение простейших дистанций.

Когда дети полностью освоят полигон, можно проводить и различные соревнования, однако мы рекомендуем ориентирование по выбору - наиболее приемлемоедля начинающих. На старте участники получают карту с нанесенными контрольными пунктами, имеющими оценку в очках.

Задача: за определенное время найти как можно максимальное количество очков. Побеждает участник, набравший большее количество очков.

Старт в соревнованиях по выбору может быть общий или групповой. Карту рекомендуется выдавать за две-три минуты до старта с тем, чтобы каждый участник мог с ней ознакомиться, наметить свой путь движения. Все контрольные пункты имеют одинаковую стоимость, например 2 очка.

В том случае, если на район проведения лагеря нет карты, рекомендуем проведение азимутальных соревнований. На старте участник получает карточку с указанием азимута и расстояния до КП, оборудованного призмой с шифром и средством отметки (цветной карандаш, штамп или протокол, в который надо записать свой номер).

В случае, если у вожатого есть карта или схема, компасы, то ему вполне по силам проведение простейших соревнований по ориентированию. Однако хорошо бы вожатому самому приобрести навыки ориентирования на спортивных картах, познакомиться с условными знаками: обозначение рельефа, троп, дорог, просек лесных массивов открытых пространств и других объектов.

2. Спортивный лабиринт

Вид спортивного ориентирования, в котором участники при помощи карты должны пройти заданное число контрольных пунктов, расположенных на специально созданной для этого искусственной местности. Искусственная местность состоит из совокупности стандартных объектов типа конусы, лавочки, столы и др., расположенных на территории спортзала или стадиона.

Дистанция в заданном направлении и определяется в зависимости от возраста.

3.Соревнования по технике туризма

наиболее зрелищный вид соревнований,которые можно провести на территории лагеря. Набор этапов должен определяться с учетом опыта участников, местных условий, подготовленности судейской коллегии.

Протяженность дистанции- 200-600 м, количество этапов – до 10. Главное требование к дистанции – безопасность, динамичность, зрелищность. Состав команды - 4-6 человек. Результат определяется по времени прохождения дистанции плюс штрафное время, полученное за нарушения при прохождении этапов.

Дистанция может состоять из следующих этапов:

1. Снятие и установка палатки.

2. Преодоление заболоченного участка по кочкам.

3. Вязка узлов.

4. Переправа по параллельно натянутым веревкам.

5. Подъем и спуск по склону с использованием перил.

6. Переправа по бревну.

7. Движение по горизонтальным перилам с перестежкой.

8. Переправа через водную преграду на плавательных средствах или вброд.

9. Преодоление препятствий по навесной переправе.

10. Движение по жердям.

11.Разжигание костра.

12. Укладка рюкзака.

13. Переноска пострадавшего.

14. Движение по азимуту и т.д.

15. Маятник (вертикальный или горизонтальный).

Таблица штрафов должна быть небольшой.

Главное требование: судья не имеет права выпускать участника на этап, если он не готов с точки зрения безопасности.

4. Лично-командные соревнования по туризму

Среди участников проводится личная жеребъевка, стартовый интервал 3-5 минут. Каждый участник проходит пешеходную дистанцию, преодолевая этапы. Победитель определяется по наименьшей сумме времени, при равенстве результатов преимущество получает участник, имеющий меньшую сумму штрафа. Требование к дистанции и к этапам – динамичность, безопасность, зрелищность.

1. Преодоление заболоченного участка по кочкам

2. Переправа по бревну

4. Подъем по веревке

5. Спуск по веревке

6. Переправа по параллельным веревкам

8. Навесная переправа

7. Маятник

8. Траверс склона

9. Вязка узлов

Веревочный городок»

Каждый участник проходит дистанцию, преодолевая этапы. Победитель определяется по наименьшей сумме времени, при равенстве результатов преимущество получает участник, имеющий меньшую сумму штрафа. Для таких соревнований очень важно использовать особенности местности: овраги, склоны, стоящие и поваленные деревья.

Желательно предусмотреть зрелищность этих соревнований и удобное место для болельщиков.

Возможные этапы:

1. Переправа по наклонному бревну.

2. Переправа по качающимся перекладинам.

3. Движение по подвесному бревну.

4. Бабочка.

5. Паутина.

6. Ромб.

7. Движение по узкому лазу.

6. Контрольно-туристский маршрут

проводится как туристский поход, в ходе которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристской технике, топографии, ориентированию, оказанию первой доврачебной помощи. На маршруте команда преодолевает различные препятствия, самостоятельно выбирая тактику и способ безопасного прохождения, при этом команда набирает баллы. На прохождение каждого этапа устанавливается определенное контрольное время. За превышение КВ – дается меньшее количество баллов.

Предлагаем включить в КТМ следующие этапы:

1. Предстартовая проверка

2. Знание правил оказания первой медицинской помощи

3. Транспортировка пострадавшего

4. Определение расстояния на карте

5. Определение азимута на ориентир

6. Бивак

7. Маркированный маршрут

8. Определение расстояния до недоступного предмета

9. Определение растений, грибов и животных

10. Топографические знаки (определить, нарисовать)

11. Переправа вброд

В зависимости от уровня подготовки команд в КТМ можно включить и другие элементы: спуски и подъемы при помощи веревки, навесную и др. Каждая команда имеет зачетную книжку, в которой судьи делают отметку о прохождении этапа и о полученном результате.

2. КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ

Конкурсы на лучшую песню, фотографию, фильм, поделку из природного материала, стенгазету, эмблему, на лучший плакат, биваксделают лагерькрасочным, позволят обменяться опытом изготовления, интереснее провести свободное время.

Хорошо известно, что ребята, особенно младшего и среднего возраста, с большим интересом изучают то, что преподносится им в занимательной форме, в форме игровых и соревновательных моментов. Существует много разных форм и методов проведения викторин и конкурсов, но во всех случаях организаторы должны придерживаться ряда правил: оценка знаний должна быть строго объективной, условия для всех одинаковы, викторина заранее подготовлена, четко сформулирована тема, вопросы тщательно разработаны и сформулированы, разработана шкала оценок за ответы.

Туристские конкурсы и викторины повышают интерес к туристской и исследовательской деятельности не только у участников, но и зрителей. При подготовке конкурсов и викторин, необходимо продумать заранее условие их проведения, ознакомить с ним ребят.

Например, такие как:

1. Найди ошибку в постановке туристского лагеря (иллюстрации, фотографии)

1. Знаешь ли ты город?

2.По каким растениям и животным можно определить время?

4. Готовы ли вы к путешествию по родному краю?

5. Интересные и загадочные явления в жизни природы.

6. Ядовитые растения, грибы, змеи нашей местности

7. «Посвящение в туристы», «Туристский огонек».

8. Подвижные игры «Что возьмем в поход?», «Кто быстрее дойдет до лагеря?», «Веселые состязания»

9. Выпуск стенгазеты «Где бывали, что видали» и т.п

Викторина «Охрана природы» (выбрать правильный ответ)

1. В каких местах разрешается разводить костры в лесу:

- на специально устроенных кострищах;

- на открытых местах;

- на участках поврежденного леса.

2. Ваша туристская группа обнаружила в лесу начинающийся пожар. Что вы должны предпринять:

- сообщить об этом в ближайшее лесничество;

- определить направление ветра и приступить к тушению загорания подручными средствами.

3. Полезно ли выжигание сухой прошлогодней травы на лесных полянах, почему:

- полезно;

- нет.

4. Как вы поступите, встретив в лесу зайчонка, выпавшего из гнезда птенца:

- возьмете с собой домой, затем, накормив, отпустите;

- сделаете вид, что не заметили;

- возьмете с собой, обогреете, накормите и отпустите в том месте, где взяли.

5. Можно ли разбивать палатку на территории сельскохозяйственных угодий:

- можно;

- нельзя.

6. Как вы поступите после привала с бытовыми отходами:

- сожжете или закопаете;

- оставите в лесу;

- возьмете с собой.

7. На территории района на охране находится памятник природы:

- Дубовая роща на левом берегу р. Ока;

- Сосна необычной формы ветвления у Тумботинского лесничества;

- Березовая роща «Толстик» у г. Ворсма

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: