Спортивно-оздоровительная работа.
Спортивно – оздоровительная работа направлена на решение следующих задач:
· укрепление здоровья;
· закаливание организма;
· укрепление защитных сил организма;
· повышение уровня умственной и двигательной работоспособности;
· воспитание у детей убеждённости в необходимости регулярно заниматься физкультурой и спортом;
· организация активного отдыха и досуга;
· привитие детям правил здорового образа жизни;
· сплочение коллектива;
· обучение коллективному взаимодействию детей и взрослых.
Существует большое разнообразия форм работы:
· Утренняя зарядка;
· подвижные игры на воздухе;
· командные игры на спортивной площадке (снайпер и др.);
· ежедневные пробежки;
· углублённые занятия в спортивных кружках и секциях;
· походы по пересечённой местности;
· плавание в лагерном бассейне;
· лазанье по тренажёрам и деревьям;
· военизированные игры с их неизменной беготнёй за «шпионами»;
· прыгание через скакалку или игра в «классики».
|
|
Детям без подвижной деятельности не обойтись. Спорт для детей не только удовольствие, но и хороший шанс для проявления своих способностей. А так же спорт это потребность растущего организма.
Вожатый должен организовывать ежедневный активный двигательный отдых.
Утренняя гимнастика – ежедневное выполнение непосредственно после пробуждения (через 5 – 7 минут) комплекса специально подобранных (7 – 10 упражнений) в течение 10 – 15 минут.
Одна из задач утренней гимнастики в лагере, где она считается обязательной и является неотъемлемым элементом режима дня, - привить детям устойчивый интерес и привычку продолжать её выполнять дома.
Как дисциплинирующее средство зарядка должна способствовать организованному началу дня.
А чтобы она решала и такие важные задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма и др., руководителю необходимы определённые знания и опыт её проведения. Важно помнить, что весь комплекс упражнений должен равномерно воздействовать на все крупные мышечные группы, на весь организм и внутренние органы. Составлять её следует в определённой последовательности, руководствуясь следующими положениями:
· Первые упражнения должны тонизировать организм, способствовать переходу от сна к бодрствованию. Рекомендуется начинать с ходьбы и небольшой пробежки.
· Последующие упражнения постепенно включают в работу мышцы рук, туловища, ног.
· Упражнения на силу, быстроту, растягивание включить в середину или ближе к концу комплекса.
· Завершают комплекс прыжковые упражнения или бег с последующим переходом на ходьбу с глубоким дыханием.
|
|
· Количество повторений следует постепенно увеличивать по мере повышения тренированности.
· При подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности.
Планирование осуществляется так:
1. Составление календарного плана спортивно – массовых мероприятий отряда на смену.
2. Составление положения о спартакиаде отряда.
3. Составление плана на ненастную погоду.
1. Физкультурно – оздоровительная работа заключается в следующем:
1. Проведение утренней гимнастики.
2. Проведение оздоровительных мероприятий (солнечные и воздушные ванны, купание).
3. Организация прогулок, экскурсий, походов.
4. Проведение игр на местности в отрядах и общелагерной игры.
5. Проведение вечера аттракционов.
Спортивно – массовая работа заключается в следующем:
1. Проведение спортивных игр отряда (футбол, снайпер и др.).
2. Организация в отрядах соревнований по подвижным и
1. спортивным играм («Весёлые старты», «Пятиболье»).
2. Проведение товарищеских встреч с командами из других отрядов (по согласованию с вожатыми других отрядов).
3. Проведение спартакиад в отрядах и лагере.
Стало популярным проводить следующие конкурсные спортивные программы: «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», различные физкультурные праздники, физкультурные досуги. Спортивно – развлекательные конкурсные программы – это соревнования для отдыха, и носят они развлекательно – оздоровительный характер. Вместе с тем они предполагают значительную физическую нагрузку при малоподвижном образе жизни.
В младшем школьном возрасте мускулатура у детей ещё слабо развита, они быстро утомляются. Эстафеты приучают детей к согласованным действиям, воспитывают чувство команды. Особый интерес вызывают эстафеты, где можно проявлять быстроту и ловкость, координацию и меткость. У детей слабо развит зрительный рецептор, внимание рассеяно, поэтому необходим красочный инвентарь, лёгкий и удобный.
Спортивно-оздоровительная работа имеет ряд следующих задач:
· формирование здорового образа жизни («День Нептуна», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»);
· воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны, всего мира («Олимпийцы среди нас», «Путешествие в Спортландию»);
· демонстрировать спортивные достижения («Велосипедные гонки», «Праздник русалок»);
· воспитывать интерес к народным традициям (праздники проводятся в соответствии с христианским календарём)
Наряду с физкультурными праздниками следует широко использовать физкультурные досуги как организованную форму активного отдыха. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомых детям эстафетах, играх. Возможны различные по содержанию и организации формы физкультурного досуга:
1) Физкультурный досуг строится на хорошо знакомых детям подвижных играх и упражнениях.
2) Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, и т.д.. К детям необходим индивидуально – дифференцированный подход. Детям с хорошей физической подготовленностью предлагаются более сложные элементы спортивных игр с достаточно высокой физической нагрузкой.
3) Физкультурный досуг может быть построен на спортивных упражнениях: бег, прыжки, метание, лазанье, езда на самокате, велосипеде.
4) Физкультурный досуг «Весёлые старты» строится в основном на играх – эстафетах, хорошо знакомых детям.
Туристическая-краеведческая работа.
Значение туризма и краеведения в. летнем отдыхе детей трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждогоучастника похода и экскурсии.
|
|
Туризм особенно важен для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры.
Туристские походы в летнем лагере издавна былинеотъемлемой частью воспитательной работы. со времен движения юных разведчиков дореволюционных лет, пионерских отрядов 20-х годов.
Приготовление пищи на костре, ночлеги в шалаше или палатке в те времена имели более прикладное (практическое) значение, чем сейчас. Ибо жить в природе, уметь добыть и приготовить себе пищу было реальным условием выживания в мирное, в особенна в военное время.
В те далекие времена требования к походному снаряжению была невелики: вещевой мешок да тканая накидка, с одеялом и плащом. Передвигались юные путешественники чаше всем босиком или в лаптях. Кожаная обувь была редкостью. Хотя в то время в Европе уже пробовали создавать специализированное снаряжение для путешественников, у нас основным поставщиков походного (полевого) снаряжения в детские летние лагеря была армия, что, конечно не отвечало по современным понятиям, необходимым требованиям к проведению походов с детьми.
В послевоенные годы, когда повсеместно стали создаваться стационарные пионерские лагеря с деревянными и даже каменными корпусами, с оборудованными кухнями л столовыми, с современной сантехникой, значение походов в летнем отдыхе детей заметно упало.
Вместе с городскими удобствами за заборы пионерских лагерей переместились и пороки городской жизни. Единственными почти неоспоримым достоинством загородных лагерей остался чистый воздух, Между тем рост городов дал мощный импульс к развитию туризма как активной формы отдыха горожан. Цивилизация позволила создать облегченное снаряжение для, походов: удобные и красивые рюкзаки, легкие и прочные палатки, высокоэффективные изолирующие коврики вместо еловых ветвей (лапника) и надувных матрасов. Появилась специальная туристическая обувь. надежное снаряжение для страховки и самостраховки, облегченное костровое оборудование. Пищевая промышленность создала высококалорийные и облегченные за счет обезвоживания (сублимации) продукты для путешественников.
|
|
Важно отметить, что в последние годы туристские путешествия со школьниками приобрели серьезное педагогическое и психологическое обоснование в работах А.А. Остапца, П.И. Истомина. Н.В. Бардина и др.
С учетом опыта многих поколений путешественников, а также желая использовать достижения современном организации туристских походов, и надо подходить к организации туристско-краеведческой работы в загородном летнем лагере.
Организация досуга детей.
Технологии реализации воспитательного потенциала летнем оздоровительном лагере, основанные на принципах системности и целенаправленности, завершенности воспитательного процесса, всеобщности и доступности, самодеятельности, индивидуального подхода, преемственности, занимательности и использующие:
a) коммуникативно-игровую деятельность (массовые коллективно-творческие дела, тематические конкурсно-игровые программы, спортивные игры и соревнования и тому подобное);
b) прикладную творческую деятельность (занятия в творческих мастерских концерты, фестивали и другое);
c) систему обратной связи (психологические игры, тренинги на взаимодействие, игровое тестирование, опросы и тому подобное).
Условия эффективной реализации воспитательного потенциала летнего оздоровительного лагеря, включающие:
a) формирование культуры межличностных отношений у всех участников взаимодействия;
b) организацию интересного, эмоционально-окрашенного, психологически-комфортного досуга путем видового разнообразия предлагаемых форм деятельности, направленных на удовлетворение потребностей детей и подростков;
c) проектирование педагогической деятельности на основе личностно-ориентированных технологий, построенных на принципах уважения к личности воспитанника, содействия в преодолении им личностных проблем, созидательного выбора, стимулирования познания и сотрудничества;
d) проектирование педагогической деятельности на основе личностно-ориентированных технологий, построенных на принципах уважения к личности воспитанника, содействия в преодолении им личностных проблем, созидательного выбора, стимулирования познания и сотрудничества;
e) создание специфической микросреды в лагере, предполагающей организацию творческой атмосферы проживания детей и взрослых.
Наиболее демократичным и доступным способом организации детского отдыха летом является поездка в летний оздоровительный или профильный лагерь. Это таит в себе целый ряд таких уникальных возможностей, как приобрести опыт самостоятельности в условиях, когда ситуация совместного проживания со сверстниками, вдали от дома и опеки родителей позволяет ему освоить способы сотрудничества со сверстниками, пробрести опыт по самообслуживанию, сформировать умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, тем самым ощутив, хотя бы на время, вкус свободы как осознанной необходимости управлять собой в четко обозначенных лагерными порядками пределах; возможность цивилизованно развлечься и отдохнуть, освоить современные формы организации отдыха, сформировать умения развлекать и развлекаться, заложить основы культуры отдыха, развлечений, досуга; приобрести опыт участия в процессах демократизации нашего общества; получить возможность искреннего, дружеского общения со взрослыми.
Существуют следующие функции детского досуга:
· самореализация, реализуется с помощью кружковой работы;
· самореабилитация, реализуется с помощью занятие творческой деятельностью(артерапия, музыкотерапия и тд.);
· компенсаторная, реализуется благодаря досуговой деятельности(КТД, отрядное дело, общелгерное мероприятие), через процесс сублимации;
· воспитательная, реализуется через соблюдение устава лагеря и активного участия во всех видах деятельности;
· просветительская, реализуется через информационно-образовательные кружки, спектакли, походы, экскурсии;
· рекреативно-оздоровительная, реализуется через комплекс оздоровительных мероприятий (кругосветки, эстафеты, весёлые старты, спортивные соревнования, подвижные игры, зарядка);
· терапевтическая (осуществление врачебной диагностики с последующими оздоровительными процедурами и мероприятиями).
У педагогического процесса есть два основных принципа необходимых в работе:
1) принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);
2) принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал)
Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности. Досуговая деятельность в условиях работы летних оздоровительных лагерей отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Он опирается на принцип удовольствия, чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей, удовлетворяет личные интересы и притязания детей.
Закон досуговой деятельности – сублимация, т. е. процесс преобразования и переключения энергии эффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Необходимо спокойно и терпеливо относиться к «первичным» страстям детей и постепенно переводить их в русло социально значимых.
Существуют такие основные педагогические потенциалы детского досуга, как в досуговой деятельности, дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания; досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости; досуг предоставляет воспитанникам возможность саморазвиваться; досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признания собственной личности; в досуге реализуются притязания в общении. Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд групп.
Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).
Вторая – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.).
Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).
Четвертая – реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т. д.).
Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (смотры, конкурсы, туристические походы и т. п.).
Необходимо помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов детей. Как раз от этого и зависит выбор досуговой деятельности ребенка.
Досуг детей подразделяется на разные виды по способу задействования:
· пассивный (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным);
· организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);
· контролируемым и неконтролируемым;
· коллективным и индивидуальным;
· подражательным и творческим;
· опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).
Таким образом, организация и содержание жизни в лагере позволяет получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для долгого пребывания в дали от дома, осуществляя наиболее благоприятный процесс адаптации. А так же она позволяет раскрыть личностный потенциал ребёнка и приучить его к основам дисциплины и самостоятельности. Осваивая элементы ориентирования, навыки туристского быта, жизни в коллективе, краеведческую деятельность и т.д., ребёнок получает базовое образование. Он, таким образом, развивает свои способности. Это очень важно в работе со школьниками, помогает развивать чувство ответственности, сопричастности и самостоятельности. Можно сказать, что воспитывая всесторонне развитую личность при помощи компетентностных педагогов, которые, в свою очередь, осуществляют контроль за активным отдыхом и оздоровлением детей, решая при этом ряд педагогических задач.