Пути правильного педагогического общения с детьми и подростками в условиях специального лагеря

Педагогам и воспитателям хорошо знакома картина: приезжают в лагерь ребята из разных школ, из разных мест, с разными характерами, способностями, ожиданиями. Их надо увлечь интересным делом, включить в широкий круг общения с незнакомыми еще вчера сверстниками. И делать это надо быстро - лагерная смена коротка, времени для раскачки не дает.

Проблем с первых же минут лагерной смены - непочатый край: одни плохо адаптируются к новым условиям, у других - «психологическая несовместимость», которая тут же преодолевается с помощью тумаков друг другу, у третьих… впрочем перечислять можно бесконечно. Поэтому с первых же дней многие ребята нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Возможности для этого в летнем оздоровительном лагере - прекрасные. Ведь это место, где в дали от городской суеты, в общении с природой дети отдыхают телом и душой. Совместные дела, игры походы, в которых каждый ребенок принимает деятельное участие, открывают в нем новые стороны характера, представляют нам уникальную возможность создать все условия для самоопределения ребенка.

Главным в организации воспитательной работы в условиях лагеря для любого педагогического коллектива остается, как и в школе, личностно ориентированный подход, опора на закономерности развития ребенка. Во многих лагерях отдыхают дети из учреждений интернатного типа. Они живут и обучаются в одном месте, круг их общения очень ограничен, опыта социального общения у них нет. Больше того они делят мир на «своих» и «чужих», «мы» и «они», им нелегко адоптироваться к коллективу сверстников из семей. Это не редко вызывает неадекватные реакции, приводит к сложным отношениям, вызывает эмоциональное напряжение, тревожность, агрессию или отчуждение.

Нужно стремится создать в каждом лагере республики оздоровительную, воспитательную, развивающую среду, а это требует от психологов, педагогов, воспитателей, вожатых огромных усилий. Для этого разрабатываются различные методики психолого-педагогического сопровождения.[16]

Перед поездкой в лагерь советуют педагогам запастись методиками психодиагностики - экспресс-диагностикой уровня самооценки, психогеометрической самооценки личности, экспесс-диагностикой поведенческого стиля в конфликтной ситуации и другими. Эти методики позволят оперативно узнать психические особенности подростков, составить их поведенческий портрет.

Несколько советов об общих правилах эффективного общения с детьми:

•   1. Беседуйте с подростками дружелюбно, в уважительном тоне. Чтобы воздействовать на него, постарайтесь сдерживать свой критицизм и усиливать позитивную сторону общения.

•   2. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте его, а затем кратко, своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьёте сразу двух зайцев: ребёнок убедится, что вы его слышите, он сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства, и, наконец, он убедится в том, что вы его поняли правильно. Поглощенный проблемой или чем то ещё расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, вы поможете ребёнку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

•   3. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза, из которых готовы брызнуть слезы, говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают - всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

•   4. Поддерживайте и подбадривайте ребёнка без слов. Улыбнитесь обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

•   5. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы. Скажите об этом ребёнку откровенно, обещайте подумать. Но при этом непременно вернитесь к теме разговора.

•   6. Поощряя ребёнка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, о чём он вам говорит. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне ещё вот о чём…»

•   7. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы недолжны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.

•   8. Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.

•   9. Поддерживайте подростка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, показывайте всем своим поведением, что понимаете его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличии от награды поддержка нужна даже тогда, когда подросток не достигает успеха.

•   10. Имейте мужество изменить иногда своё поведение. Это требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться - остановитесь, проанализируйте переживания и поступки - подростка и свои. В результате в следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

•   11. Демонстрируйте полное доверие к подростку, уверенность в нём, уважение к нему как личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: