Развитие у обучающихся волевых качеств как психолого-педагогическая проблема

 

 

Волевые качества являются важным фактором достижения успеха в различных областях профессиональной деятельности, а процесс их развития, и анализ методов и средств этого процесса приобретает особую актуальность [38, с.240].

Волевые качества, подобно другим качествам личности вырабатываются в учебной деятельности. Воспитание воли - педагогически управляемый процесс. Под этим понимаются не искусственные упражнения, а выработка волевых усилий при выполнении повседневных обязанностей. Определённое значение в воспитании волевых качеств играет личный пример педагога (руководителя) и требования коллектива.

Воля - психологическая способность и умение выбора цели действия и внутренних усилий, которые необходимы для ее осуществления. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным порывам, формируя сильную личность. Для волевого человека характерна не установка «я хочу», а переживание «я должен», «надо» [40, c. 463].

Без воспитания воли невозможно вырастить творческую, гармонично развитую личность, которая будет не только интеллектуальной, но духовно и нравственно полноценной.

На данный момент известен ряд подходов в психологии к классификации волевых качеств личности.

Французский психолог Ж. Пэйо исследует проблему воспитания воли с психологической стороны. В своих исследованиях ученый обращает внимание, что власть человека над идеями очень велика, но в то же время, значение идей, в смысле прямой поддержки, которую они могут нам [людям] оказать, весьма незначительно, и что мы почти не можем воздействовать на наши чувства прямым путем, но зато чувство над нами всесильно. Тем не менее, оказывается, что при времени и при умении пользоваться нашими психическими ресурсами, мы можем преодолеть все эти затруднения и, продвигаясь к цели окольными путями, обеспечить за собой победу там, где поражение казалось несомненным. Он исследует те возможности, которые помогают человеку прийти к моральной свободе, а также исследует гигиену физиологических условий, которые влияют на укрепление воли [37].

Специалист в области педагогической психологии Ф. Н. Гоноболин, подразделяет качества воли, которые относятся к активности и торможению психических процессов и нежелательных воздействий, на несколько групп [19, c.280].

Первая группа: смелость, самостоятельность, решительность и настойчивость.

Вторая группа: терпение, организованность, дисциплинированность и выдержка, то есть самообладание. 

Но Ф. Н. Гоноболин добавляет, что нельзя строго разделить на эти группы волевые качества личности, так как человек подавляя одни процессы возбуждения и торможения, проявляет активность других [19, c. 274].

Итальянский психолог, психиатр Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества: 1. Энергия - динамическая сила - интенсивность; это качество определяется трудностью достижения цели; 2. Мастерство - контроль - дисциплина; это качество подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций; 3. Концентрация - сосредоточенность - внимание; это качество имеет особенное значение, когда объект воздействия и задача непривлекательны; 4. Решительность - быстрота - проворность проявляются в принятии решения; 5. Настойчивость - стойкость - терпение; 6. Инициатива - отвага - решимость на поступки; это склонность к риску; 7. Организация - интеграция - синтез; воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задачи [17, c. 209].

П. А. Рудик отмечает, что изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет научное психологическое обоснование средств и методов воспитания этих качеств. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания приобретает грубо эмпирически характер и нередко приводит к результатам, противоположным тем целям, которые ставил перед собой педагог. Конкретные действия сказываются на различие в воле [39, c. 110].

Слабая воля это черта характера, когда человек ставит перед собой совершенно разные цели, но не достигает и не реализовывает их. Слабая воля нередко ведет молодежь к эскапизму, в стремлении индивидуума уйти от реальности в мир иллюзий, дауншифтингу, то есть, имеется в виду существования «ради себя» и асоциальному поведению [38, c. 240].

Сильная воля – это проявление черты характера и качество личности, которое можно тренировать и развивать в себе, для преодоления препятствий в достижении поставленной цели. Следовательно, воля – это сила стремления человека к своей цели [10, c. 511].

Отличительной чертой свойство воли от других способностей личности, заключается в том, что оно постоянно тренируемое и способно трансформироваться в деятельность.

А.Ц. Пуни считает, что у каждого человека волевые качества – это единая целостная система, а структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова, которая может изменяться в различных видах деятельности [27, c. 562].

Поэтому, стоит рассматривать совокупность волевых качеств как систему, звенья которой связываются и соотносятся между собой по-разному. 

Воля - одно из базовых качеств личности, без которого она не является социальным фактором. Если принять за аксиому, что воля – это способность человека стремиться и достигать цели, то чем масштабнее цель, тем в большей степени должна быть развита воля. Воля может быть выражена в преодолении трудностей, но только в том случае, если человек сам понимает для чего ему это нужно. Поэтому одним из главных условий для воспитания воли, является чувство долга в себе, формирование и развитие мировоззрения, общественных чувств [22].

Другим условием для воспитания воли является овладение умением хотеть. Нельзя говорить о развитии сильной воли, пока человеческое стремление принимает форму бездейственных, вялых и расплывчатых желаний.

Третье условия для воспитания воли – не вооружаться намерениями и не принимать решения, которые невозможно исполнить, и которые не будут осуществлены. Никто так много не имеет добрых намерений, и так часто не принимает решений как люди слабовольные. Человек, который стремится воспитать сильную волю в себе, обязан, относится ответственно, к каждому своему решению и реализовывать его[17, c. 205].

Четвертым условием воспитания воли является выработка привычки оценивать и осознавать свои действия, их последствия и смотреть на них со стороны. Человек не сможет воспитать в себе сильную волевую личность, если не выработает критическое отношение к себе, своим поступкам. Один из признаков, характерных для человека сильной воли – большая требовательность к себе.

Наконец, пятое, и последнее условие для воспитания воли – постоянное упражнение волевого усилия, тренировка себя, для преодоления препятствий (внутренних и внешних), что в совокупности составляет характерную особенность волевого действия. Нет основания говорить о волевой задаче личности, там, где нет усилия.

В результате постоянной практики, развивается умение и способность к волевому усилию, а также преодолеванию препятствий [13, c. 346]. 

По мнению А. С. Макаренко, большая воля – это умение человека заставить себя отказаться, пожелать или добиться чего-либо, когда это необходимо. Воля – это желание и обстановка, желание удовлетворение, и желание и отказ одновременно. Конечно же, воспитание воли, нравственное самовоспитание, развитие духовной природы – это труд, требующий настойчивых и постоянных наблюдений и упражнений над собою. Возможность воспитания своей воли безгранична. Каждый человек может сознательно над этим работать [28, c. 416].

Одна из главных задач общеобразовательных учреждений, обучение подрастающего поколения технологиям и упражнениям воспитания воли. На начальных стадиях, это, как правило, установка режима дня, регулярное выполнение физических упражнений, сознательный отказ от каких-то удовольствий [35,c. 328].

Часто применяется практика фокусирования и сосредоточение, на каком- то одном предмете, мысли, движении. На волю человека воздействуют внутренние факторы, и внешние, так как человек не отделён от окружающей среды. Общественное суждение обладает колоссальной властью, поэтому надо уметь обратить его себе на пользу. Воля, как и другие качества, не дается человеку сначала, она имеет цель целенаправленного систематического формирования любого человека.

Воспитание воли, в конечном счете, механизм самовоспитания. Поэтому школа обязана побудить активность учащихся в процессе обучения и воспитания, и формировать у них умение к самовоспитанию [36, с.632].

По мнению исследователей Божович Л. И., Кон И. С., Чудновский В. Э., проблема формирования воли проявляется с особой остротой в пубертатный период. Дело в том, что обучающийся включается в новый тип работы и другую, более сложную социальную ситуацию формирования. Поэтапно ослабляется окружающий контроль, и появляются новые референтные группы. Поэтому обучающемуся требуется выстраивать целевую перспективу, прогнозировать и регулировать собственные процессы, а также адекватно оценивать их итоги [6, c. 352].

Карасева С. Н. отмечает, что нравственно-волевой механизм в психологическом плане – это та внутренняя сила, которая будет энергетически «подпитывать» механизм целедостижения даже тогда, когда работа кажется подростку малопривлекательной и сложной, демотивированной. Поэтому для оптимального волевого формирования нужно значимое внимание уделять формированию духовно-нравственной сферы [22].

Для формирования воли подростка, цель нужно поставить мотивирующей и мобилизующей, но обязательно достигнутой и досягаемой. Поэтому она обязана быть важной для общества, привлекательной, и субъективно ценной и полезной [2, c.194].

Педагог создает и разбивает эталонную цель-идеал на систему промежуточных задач, которые станут достижимы на особом уровне сложностей, поэтапно будут способствовать побудить волю, но не ломать ее.

Добиваясь цели, и взойдя на новую ступень успеха, обучающийся обязан обязательно увидеть следующую ступень, стремится к ней, и хотеть преодолеть. Более того, педагогу нужно регулярно поддерживать уверенность в своих силах. Кроме этого, на этапе контроля, который обязан перейти в самооценку и самоконтроль имеющегося результата осуществляется его сравнение с эталоном. Это именно тот фокус, сквозь который волевые факторы преломляются в волевые качества. Поэтому данному этапу должно уделяться значимое внимание [5, c. 220].

Творчество, также представляет собой метод для формирования волевых качеств. Творчество – это способность реагировать на нужды в новых подходах, способность осознанно включать в жизнь что-то новое.

Волевые проявления у обучающихся находят свое отражение в том, что учащийся преодолевает препятствия для достижения поставленной задачи.

К задаче воспитания и формирования воли у обучающихся в любом возрасте относится развитие личностных качеств [42, c. 414]:

• настойчивости

• решительности

• самостоятельности

• выносливости

• дисциплинированности

• целеустремленности

• борьбы с внушаемостью и упрямством

О том, что у учащихся сформированы волевые качества, можно говорить, когда они способны к таким действиям, как:

• преодоление трудностей;

• выполнение не тех действий, которые они хотят совершать, а тех, что нужно выполнять.

Воспитание воли у обучающихся лучше всего осуществлять в таких формах, как:

• трудовая деятельность (сам урок хореографии);

• элементы игры (элемент хореографии).

Уроки хореографии оказывают положительное воздействие на воспитание волевой сферы обучающихся, они развивают как навыки исполнения танцев различных жанров, так и выработку у обучающегося привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты, а также способствуют развитию множества внутренних качеств, которые столь необходимы для физического и умственного формирования. Основным качеством является воля, без которой нельзя достичь каких-либо результатов [41, c.17].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: