Сценическое решение постановки «Комоедица»

 

 

Постановочная работа и проверка эффективности экспериментальных приемов работы проводилась со студентами хореографического ансамбля «Феерия» Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кафедры вокально-хорового и хореографического образования.

Возрастная группа участников – 17-19 лет.

Хронометраж хореографической композиции – 5:45 минут.

Для раскрытия фабулы данной хореографической постановки в композиции участвуют 5 девушек-подружек, 1 солистка и 1 «старшая».

Действующие лица:

1. Солистка: юная скромная, спокойная и тихая девушка, которая первый раз в жизни пришла на обрядовое празднование на лесную поляну, не подозревая, что это не обряд, а ритуал.

Костюм: Красно-белая рубаха, примерно до середины икры. (рис.1)

2. «Старшая» девушка: самая взрослая, мудрая и без эмоциональная на празднестве, именно она отдает указание о начале ритуала. Старшая девушка является главной в жертвоприношении.

Костюм: Красно-белая рубаха с веревочками, примерно до середины икры, красный капюшон.(рис. 3)

3. Девушки-подружки: молодые девушки, пришедшие на праздник, чтобы принести в жертву свою подругу, так как узнали, что она в тайне приняла христианство.

Костюм: Красно-белая рубаха, примерно до середины икры, красный капюшон.(рис. 2)

Практическая часть выпускной квалификационной работы была осуществлена, как хореографическая постановка фолк-модерн танца. 

Фолк-модерн танец – это не просто осовременивание, а создание на основе современной лексики и фольклорных элементов абсолютно новой хореографии, несущей в себе и то, и другое.

В качестве материала для хореографической постановки фолк-модерн танца, был взят балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» в постановке В. Ф. Нижинского.

Весна священная — революционный балета своего времени, который и сейчас выглядит очень смело и необычно.

В основу балета легла славянская традиция празднования «оживление земли». Веселые хороводы, игры, «выплясывание» земли – все это происходит лесной на поляне. В ходе празднества из числа девушек выбирают «Избранную», которая должна стать великой жертвой этого ритуала. Она несет почетную миссию: представ перед богами, она будет заступницей племени. После этого начинается священная пляска до изнеможения, в конце которой «избранная» погибает, тем самым защитив свое племя.

Вацлаву Нижинскому удалось создать совершенно новую оригинальную лексику для сложной и мощной музыки И. Ф. Стравинского. Ритм движений, придуманный В. Ф. Нижинским, никогда не использовался ни одним хореографом.

Позы его исполнителей были не обычной стилизацией, но средством передачи физической и психической энергии [32, c.390].

Позы-медитации, подобно позам Айседоры Дункан, становились средством генерации энергии движения — такова подоплека открытий В. Нижинского. Подчинение же действа стихийному, властному, всепоглощающему ритму являлось основой самих древнеславянских ритуалов.

Вацлав Нижинский положил в основу танцев резкие прыжки, взмахи, топочущие движения, которые своей неуклюжестью вызывали представление о чем-то диком, примитивном. Он следовал идее композитора и создал сплошь танцевальное действо, без пантомимы, подчиненное музыкальной мысли.

В моей постановке лексический материал основывается на движениях Вацлава Нижинского в сочетании с фольклорными комбинациями, которые переосмыслены и стилизованы современным танцем.

Либретто

Началась неделя празднования весеннего равноденствия, и на закате праздника комоедица девушки собираются в лес, чтобы вдали от повседневных хлопот и забот, уединиться на небольшой лужайке для торжественных гуляний. Одна из них впервые попала на такое празднование, скрытое ото всех в глубине леса. Все происходящее вокруг кажется для нее каким-то сном или сказкой, которую рассказывали ей другие девушки.

После приветственной встречи, в центре елани появляется самая старшая из всех присутствующих, которая и начинает обряд празднования. Она со всех мест огромной поляны собирает девушек в единую цепочку, чтобы дать последний совет перед началом празднества.

Все больше и больше начинает увлекать девушку этот обряд. С одной стороны кажется, как будто каждый сам по себе, но на самом деле они все  вместе составляют единый энергетический поток, единый организм, который постепенно начинает перерастать в состояние транса. В этот момент у них отключается сознательное мышление и лишь чувства, и инстинкты начинают ими овладевать.       

В один момент, по команде старшей все накидывают ритуальные капюшоны, как вдруг юная девушка резко возвращается в реальность и понимает, что это не праздничный обряд, а ритуал жертвоприношения, она пытается сбежать с этого кровавого торжества, как вдруг ее завлекают в центр этого действа, и не дают выбраться. Резкое осознание действительности повергло ее в ужас, видимо они узнали о крещении в христианской вере, которое приняла молодая девушка. Она начинает понимать, что жертва была предопределена заранее. Этот праздничный обряд оказалось ловушкой.

Все попытки вразумить не увенчиваются успехом, так как их состояние вне этого мира, этой действительности. От ужаса и страха, она начинает молиться и как будто на мгновение замирает, не замечая происходящего вокруг. Ритуал начинает подходить к своему апогею, как вдруг «статуя» девушки оживает и своим резким и пронзительным криком останавливает все вокруг.

Экспозиция – введение в номер, знакомство с действующими лицами.

На сцене приглушен свет. Звучит музыкальное вступление, и постепенно начинает набираться зеленый оттенок.

По очереди девушки появляются из-разных кулис, приветствуя друг друга традиционным русским поклоном, и собираются в одну пару, которая находится слева на авансцене, и одно трио в центре у задника (рис. 4). Между собой девушки начинают сплетничать, «шушукаться» изображая общение характерными движениями. Предпоследней на сцене появляется солистка, из дальней правой кулисы, и медленными шагами, рассматривая все вокруг движется к авансцене (рис. 4.1). Как только она присоединяется к разговору трех девушек, в этот момент появляется быстрыми шагами последняя «старшая девушка», которая начинает обряд на последнюю долю такта делая жест начала: удар правой стопой по полу с одновременно быстрым сбросом и поднятием корпуса в исходное положение.

Завязка – начало действия, знакомство между героями, назревание конфликта.

«Старшая» после начала обрядового действия, быстрыми мелкими шагами начинает собирать девушек за руки (рис. 4.2). Сначала обходит трио, находящихся в центре у задника, а потом змейкой через авансцену доходит до трио с солисткой и забирает их. Выстраивая всех в одну линию, где каждая передает последующей девушки некоторую информацию, для заманивания жертвы, начиная старшей и до конца, но она не доходит до стоящей солистке, которая оказывается самой последней (рис. 4.3).

Линия распадается, и каждая девушка начинает входить в обрядовое (транс) состояние (3 разные танцевальные партии, каждая танцовщица работает по своей траектории, хаотичное движение).

1 партия начинается на первую долю такта – девушка перемещается быстрым шагом на 4 счета, 4 счета – всплеск расслабленным корпусом вверх и сброс корпуса сначала направо, потом налево, повторяется 4 раза.

2 партия начинается на вторую долю такта – девушка перемещается медленным шагом на 4 счета, на вторые 4 счета – grand battement правой ногой вперед и при возвращении рабочей ноги садится на шпагат, на 8 счетов – подъем с шпагата с партера, и подъем через roll up в исходное положение. Партия повторяется 2 раза.

3 партия начинается на третью долю такта – девушка на 4 счета продвигается переступанием. При этом вверх делает arch, на 2 счета и возвращается в исходное положение, одна рука в первой позиции ладонью от себя, вторая рука в третьей позиции, ладонью к верху (рис. 5), на оставшиеся 4 счета – два поджатых прыжка. Во время прыжка правая рука в 3 позиции ладонью к верху, левая рука в 1 позиции ладонью от себя. Партия повторяется 3 раза.

Каждая партия исполняется 2 девушками. В это время солистка перебегает в центр сцены и пытается поочередно повторить за каждой девушкой (3 партии), но не понимает значение данных действий.

В один момент все девушки замирают и, делая port de bras в сторону, взором смотрят на небо (вверх). Солистка тоже замирает в этой позе (рис. 6).

Развитие действия – развертывание сюжета, черты которого определились в завязке.

Резкий щелчок, все разбегаются в три линии, и останавливаются в шахматном порядке, солистка в самом конце по центру у задника.

Начинается обрядовое празднество. Для молодой девушки это кажется все новым и необычным, она первый раз присутствует на весеннем обряде.

Все девушки начинают делать резкие, как-бы «заедающие» движение корпусом в разных направлениях. Солистка начинает медленно идти вперед, рассматривая все вокруг, а девушки пропускают ее вперед, чтобы посвятить ее в праздник весны. В это время за ее спиной начинают заговариваться и переглядываться, используя не выворотный glissade, с перебиранием пальцами рук ладонями друг к другу у диафрагмы, чередуя с движением ног (припаданием), по 8 счетов каждое движение.

Когда солистка доходит до центра, начинается общий обряд солнца с использованием элементов народно-сценического и современного танца: поджатых прыжков, туров, glissade, припаданий, голубцов, grand battement, переступаний, plie, а также активная работа корпуса (contraction, roll up, сбросы, roll down, «тряска» корпуса, release, arch, flat back, port de bras)(См. приложение 4). В некоторых моментах движения исполняются как-бы с небольшим «заеданием» соответствующим музыкальным акцентам. А также с использованием рисунков: 2 колонн, коробочки, шахматного порядка и полукруга.

Во время празднества девушки завлекают солистку в свои игрища и делают ее главной в этом обряде. Для солистки эта кажется веселым праздником, и она не подозревает, кем она была избрана.

Кульминация – наивысшая точка развития драматургического действия, эмоционального накала, динамики развития сюжета, взаимоотношения героев.

Начинает постепенно набираться красный свет, который переходит в мигание.

Снова резкий щелчок, все замирают на месте (разбросаны по всей сцене), кроме солистки. Девушки медленно надевают ритуальные капюшоны для начала ритуального действия, вдруг солистка обнаруживает, что на ней нет такого же капюшона, и осознание того, что все узнали о крещении в христианской вере приходит к ней. Она пытается сбежать с этого кровавого обряда, но девушки начинают перекидывать ее друг от друга, и в итоге сжимают в круг не давая выбраться.

По кругу начинается вакханалия, которая с каждым тактом все усиливается и усиливается, полностью разрушая ритмический рисунок. Солистка пытается вразумить их, но состояние транса, в котором находятся девушки, не дает осознанно понимать все, что происходит вокруг. Тогда солистка встает в центр круга, вытягивается, а руки направляет вверх, в молитве прося помощи у неба (рис. 6).

Развязка – завершение действия, финал произведения.

Через небольшую паузу застывшая солистка оживает, медленно опускает голову, и когда девушки хотят ее схватить, направляет руки вперед и издает крик, останавливая время. Все вокруг застывают, как скульптура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: