Интеграционные процессы в мировой экономике

 

В ходе Второй мировой войны были уничтожены индустриальные хозяйства Германии, Франции, Японии, многих меньших индустриальных стран Европы, частично – Англии. Прекратилось обновление производственных мощностей. Произошло резкое снижение уровня жизни населения воевавших стран.

Послевоенная западноевропейская экономика имела деформированную милитаризированную структуру производства. Произошел разрыв связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и значительных капиталовложений. Ощущался острый дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики в обмене своей продукции на деньги, что обусловило его сужение, несмотря на повышенный спрос на сельскохозяйственные товары.

Единственной страной, которая за годы войны смогла не только избежать больших потерь, но и увеличить национальный доход в два раза, стали США.

Главными социально-экономическими последствиями Второй мировой войны, как и Первой, стали изменения в Восточной Европе. В конце 1940-х – начале 1960 гг. сложилась мировая система социализма, куда вошли кроме СССР страны Восточной Европы (ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария), Азии (КНДР, Вьетнам), Америки (Куба). Противостояние сложившихся в результате Второй мировой войны социалистической и капиталистической экономических систем определило социально-экономическое содержание истории второй половины ХХ в.

Катастрофическое экономическое положение стран Западной Европы негативно влияло на мировую экономику. В то же время США, накопив в годы войны огромные богатства, не могли успешно развиваться изолированно от других стран, стремились к перестройке международных экономических отношений. С этой целью был разработан «план Маршалла» (по имени его инициатора – госсекретаря США Дж. Маршалла)

Советский Союз отказался участвовать в «плане Маршалла», расценив его как план закабаления Европы, лишения ее суверенитета, экономической независимости и политической самостоятельности. Под нажимом Сталина «план Маршалла» отвергли зависимые от СССР страны Центрально-Восточной Европы, а также Финляндия.

Вторая мировая война завершила процесс превращения США в основного лидера капиталистического мира.

Хозяйственное развитие стран Западной Европы в послевоенный период существенно различалось. Англия и Франция меньше пострадали от военных действий, чем Германия и Япония.

2 сентября 1945 г. Япония заявила о своей капитуляции. Это событие завершило Вторую мировую войну. Хозяйство страны оказалось в состоянии разрухи. Уровень промышленного производства в начале 1946 г. упал до 14% довоенного, реальная заработная плата – до 13%, безработица достигла 10 млн человек. Уровень инфляции в 1945-1950 гг. достиг 7000%. Однако страна, потерпевшая поражение в войне, пережившая ядерные бомбардировки, потерявшая почти 40% национального богатства, нашла в себе силы не только восстановить экономическую мощь, но и опередить многие из промышленно развитых держав Запада.

На рис. 10.1 перечислены причины японского «экономического чуда». В результате которого Япония сумела создать мощную хозяйственную структуру по типу развитых капиталистических стран.

 


Рис. 10.1. Причины японского «экономического чуда»

Экономическое положение Германии после войны было катастрофическим – города лежали в руинах, промышленное производство составляло 1/3 довоенного, сельское хозяйство было отброшено лет на 30, сплошные дефициты, карточки, всеобщая спекуляция, голод, обесценение рейхсмарки (инфляция составляла 600% довоенного уровня), огромная безработица, тяжелейшее психологическое состояние граждан. Кроме того, Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд долл.

В этих тяжелых условиях были проведены реформы, направленные на становление свободного рыночного хозяйства. Главным идеологом реформ, творцом «немецкого экономического чуда» стал Людвиг фон Эрхард, занимавший посты министра народного хозяйства (1949-1957), заместителя федерального канцлера Аденауэра (1957-1963) и канцлера ФРГ (1963-1966). Он работал над концепцией «социального рыночного хозяйства». Суть данной теории, а также содержание реформ Л. Эрхарда и их итоги представлены на рис. 10.8.

В результате западногерманского «экономического чуда» (1950-60-е гг.), основные факторы которого перечислены на рис. 10.9, изменилась структура хозяйства: уменьшилась доля добывающих отраслей, быстрое развитие получили электронная, авиационная, атомная отрасли. Модернизация технической базы и рост производительности труда сделали немецкие товары конкурентоспособными на мировом рынке и позволили выйти на первое место в мире по экспорту готовой продукции, оттеснив США. Первые четыре позиции в экспорте заняли: автомобили, станки, химическая продукция и электротехника.

Британский премьер-министр У. Черчилль назвал итоги Второй мировой войны для Великобритании «триумфом и трагедией». Триумфом стала победа над гитлеровской Германией и ее союзниками, вхождение Великобритании в число стран-победительниц, ее участие в послевоенном обустройстве мира. Трагедия же состояла в упадке былого британского могущества.

 

Потери Англии в войне не были столь ощутимы как в других европейских странах, на территории которых велись военные действия, поэтому уже в 1948 г. ее промышленность достигла довоенного уровня. Однако главным следствием войны стало существенное ослабление финансово-экономических позиций Великобритании по отношению к США.

Война и оккупация нанесли серьезный ущерб национальному хозяйству Франции. Однако уже к 1948 г. в стране был восстановлен довоенный уровень производства, а по темпам промышленного развития в этот период Франция обгоняла большинство стран.

В 1960-е гг. завершилась модернизация французской экономики. Франция превратилась в современную индустриальную державу с передовой многоотраслевой промышленностью, включая атомную и аэрокосмическую отрасли. Завершилась и модернизация сельского хозяйства. Французское крестьянство превратилось в фермеров, а Франция стала самым крупным экспортером продовольствия в Западной Европе.

С середины 1970-х гг. ведущие западные страны столкнулись с сырьевыми и энергетическими, и структурными кризисами (появление новых производств и технологий, старение ряда производственных отраслей – сталелитейной, транспортного машиностроения, угледобывающей, текстильной).

В условиях резкого повышения цен индустриальные страны вынуждены были пересмотреть свою энергетическую политику.

Действия пришедшей к власти в США в 1981 г. администрации Р. Рейгана представляли собой последовательный демонтаж сложившейся модели государственного регулирования и получили впоследствии название «рейганомика» (рис. 10.14).

Инициатором либеральных реформ в Западной Европе стала Великобритания. Во второй половине 1970-х гг. ее экономический рост приблизился к нулевой отметке, а среднегодовой показатель инфляции поднялся до невиданных ранее 15%. Приход к власти консервативного правительства М. Тэтчер весной 1979 г. ознаменовал начало реформ, которые затем были названы «тэтчеризм».

 

События Второй мировой войны способствовали ослаблению политического господства европейских держав в их колониях.

Главным итогом деколонизации явилось возникновение около 100 независимых государств на бывшей колониальной периферии. Этот так называемый «третий мир» занимает свыше 60% территории Земли, где проживает 77% мирового населения.

Перед молодыми освободившимися странами встали серьезные задачи: укрепление их политической независимости, завоевание экономической самостоятельности, проведение социальных преобразований и развитие культуры.

Ряд стран Азии и Африки избрал некапиталистический путь развития (или «социалистическую ориентацию»). Острой проблемой для большинства государств Азии и Африки была и остается огромная внешняя задолженность перед развитыми странами.

Высокие темпы роста населения, характерные для большинства стран Азии и Африки, усложняют решение проблемы преодоления отсталости. Громадная безработица ─ следствие быстрого роста населения ─ лишает миллионы людей возможности участвовать в производстве и резко ограничивает в потреблении, способствует сохранению низкой зарплаты и замедляет технический прогресс.

Не смотря на присущую всем развивающимся странам социально-экономическую отсталость, между ними существуют существенные различия в уровне социально-экономического развития. Значительно возросла дифференциация между странами этой группы в 1980-е - 1990-е гг., что было обусловлено отличиями в условиях производства (в частности, обеспеченности природными ресурсами), демографической ситуации, роли в международном разделении труда, а также специфичностью политической ситуации.

На современном этапе определяющим фактором мирового экономического развития становится интернационализация хозяйственной жизни. Свыше 200 независимых государств связаны в сфере производства, капиталовложений, миграции рабочей силы, в области науки и техники. При этом состояние национальной экономики все больше зависит не от внутренних, а от внешних производственных факторов, в том числе международного разделения труда, общемирового научно-технического развития.

Одной из форм интернационализации экономики во второй половине ХХ в., получившей ускоренное развитие в последние десятилетия, стала межгосударственная интеграция национальных хозяйств. НТР вызвала ускорение этого процесса, что привело к возникновению феномена «открытой экономики», или интернационализации хозяйственных отношений на основе процесса интеграции. В основе этого явления лежит стремление к достижению большей эффективности национальных хозяйств за счет стимулирования процессов специализации и кооперирования в рамках региональных союзов, развития сотрудничества между странами-участницами в области производства, торговли, валютных отношений и других сферах. Интеграция является ярким проявлением глобализации хозяйственной жизни.

На основе интернационализации производства осуществляется интернационализация капитала, которая представляет собой процесс переплетения и объединения национальных частных и государственных капиталов, трансформирующих чисто национальную собственность в совместную, межнациональную ее форму. Интернационализация капитала ведет к возникновению нового явления в мировой экономике - транснационализации – образованию густой сети транснациональных корпораций (ТНК).

В 1980-е гг. тенденции к региональной интеграции наметились в отношениях государств Северной Америки – США, Канады, Мексики. В отличие от ЕС, в ней существует абсолютный лидер (США), рассматривающий ее как противовес ЕС и юго-восточной интеграции. Кроме того, североамериканский альянс (НАФТА) формируется преимущественно не на институциональной основе, а представлен соглашениями частных субъектов хозяйства стран-участниц [5, с. 344]. В 1989 г. США заключили соглашение с Канадой о зоне свободной торговли, а в 1991 г. к ним присоединилась Мексика. Данное соглашение предусматривает: ликвидацию к 2010 г. всех таможенных пошлин; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на мексиканском финансовом рынке. Несмотря на, казалось бы, односторонние выгоды, получаемые США и Канадой, наибольшую пользу от интеграции, по мнению экспертов, получает Мексика – ей удалось привлечь значительные иностранные инвестиции, несколько сократить огромный внешний долг, сбить гиперинфляцию, смягчить остроту социальных конфликтов. С этим союзом активно сотрудничают Венесуэла, Колумбия и ряд других стран региона.

Интеграционные процессы с 1980-х гг. наблюдаются и в обширном Азиатско-Тихоокеанском регионе. В ноябре 1989 г. возникла Организация экономического сотрудничества азиатско-тихоокеанских государств. В нее вошли Япония, Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Австралия, Гонконг, Китай и Новая Зеландия. Целью этого альянса стало создание зоны свободной торговли в течение 15 лет с одновременным развитием интеграции в других сферах экономических отношений.

Интеграционные процессы не обошли и сравнительно молодые хозяйства развивающихся стран. К объединению их подталкивает необходимость защиты национальных интересов в основном на рынках сырья, продовольствия, энергетических ресурсов, рабочей силы и т.д. Так, ликвидация военно-диктаторских режимов, либерализация экономики и внешней торговли стимулировали развитие интеграционных процессов в Латинской Америке. В августе 1986 г. оформилась Аргентино-Бразильская интеграция, к которой примкнул Уругвай. Она поставила целью заменить давнюю конкуренцию двух крупнейших республик Южной Америки объединением их экономических усилий, что закрепило бы их ведущую роль в регионе. В 1991 г. президенты Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании Общего рынка стран юга Америки (МЕРКОСУР). С 1995 г. МЕРКОСУР превратился в первый таможенный союз в Южной Америке.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: