Итого: 9 баллов (max)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

Класс

1 2 3 4  5  6 7 8 9 Итого
Максимальный балл 3 8 8 9     3 4 9 11 15 70         

 

ВОПРОС №1

Расставьте ударения в следующих словах.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

 

Модель ответа:

Понял а́, догов о́ р, языков о́ е явление, принял а́, обесп е́ чение, деф и́ с.

 

Критерии оценивания:

0,5 балла за каждое правильно проставленное ударение.

Итого: 3 балла (max).

ВОПРОС № 2

Посмотрите на транскрипцию: [д__́ м].

1. При подстановке каких звуков могут получиться существующие в русском литературном языке слова? Запишите звуки. Запишите слова средствами русской графики.

2. Что объединяет эти звуки?

3. Какими частями речи может являться каждое из них?

4. Какой звук не может быть произнесён на месте пропуска?

 

Модель ответа:

Учитывая, что в транскрипции стоит знак ударения, речь идёт о гласном звуке. После твёрдого согласного звука не может быть произнесён гласный звук [и]. Звук [э] может быть произнесён, хотя слово ДЭМ может служить аббревиатурой в профессиональной речи.

 

Критерии оценивания:

[а] – дам – ИС или глагол – 1 балл (+1 балл, если указаны две части речи).

[о] – дом – ИС – 1 балл.

[у] – дум – ИС – 1 балл.

[ы] – дым – ИС – 1 балл.

За использование транскрипции – 1 балл.

За использование букв при записи слов – 1 балл.

Все звуки являются гласными ударными – 1 балл.

Итого: 8 баллов (max).

ВОПРОС № 3

В "Большой энциклопедии" 1901 – 1904 гг., изданной под редакцией С. Н. Южакова, приведена следующая статья:

" __ – тридцатая буква русскаго алфавита, тридцать первая славянскаго кириллическаго (числ. значенія не имѣетъ) и славянскаго глаголическаго (числ. значенія не имѣетъ); въ русск. языкѣ гласный звукъ, выговариваемый как е, болѣе постоянный и менѣе смягчающій предшествующій согласный звукъ; въ слав. языкѣ произношеніе не вполнѣ установлено (какъ долгое е, или какъ дифтонгъ ай, ей)".

В ходе орфографической реформы 1917 – 1918 гг. данная буква была устранена из русского алфавита. О какой букве идёт речь? (В ответе укажите её начертание и название).

Модель ответа:

Речь идёт о букве ѣ (ять).

 

Критерии оценивания:

3 балла – верно указано начертание.

3 балла – верно указано название.

+ 2 балла – за любую дополнительную информацию, которая может быть связана с данной буквой: пример употребления, переход фонемы < ѣ > в фонемы <и> или <е> и пр.

Итого: 8 баллов (max).

 

ВОПРОС № 4

Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

Модель ответа:

Актуальный – важный; антракт – перерыв; ситуация – обстановка, совокупность обстоятельств; лозунг – призыв; финал – завершение; эпилог – заключительная часть; имитация – подражание, подделка; пролог – вступительная часть.

 

Критерии оценивания:

1 балл за каждый верно подобранный русский синоним к заимствованному слову.

+ 1 балл за несколько русских эквивалентов, например: имитация – подражание, подделка.

Итого: 9 баллов (max).

ВОПРОС № 5

Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание.

Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей.

 

Модель ответа:

Одинаковые окончания имеют следующие слова: ковр ов, стол ов, степ ей, нож ей, юнош ей, голов□, коров□, основ□.

 

Критерии оценивания:

1 балл за каждую правильно определённую группу.

Итого: 3 балла (max).

ВОПРОС № 6

Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Какие здесь допущены ошибки? Исправьте их. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Расскажи кратко свою автобиографию.

2) В этом зелёном массиве появились первые грибы.

3) Рабочий клуб был красочно оформлен наглядной агитацией.

4) Благодаря сильным морозам посевы озимой пшеницы погибли.

 

Модель ответа:

В данных предложениях мысль выражена неправильно. В них допущены стилистические ошибки. Должно быть так:

1) Расскажи свою биографию.

2) В этом лесу появились первые грибы.

3) Рабочий клуб был оформлен наглядной агитацией.

4) Из-за сильных морозов посевы озимой пшеницы погибли.

 

Критерии оценивания:

1 балл за каждое правильно исправленное предложение.

Итого: 4 балла (max).

 

ВОПРОС № 7

Чем отличаются фразеологические обороты от крылатых выражений?____________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите, в каких предложениях присутствуют фразеологизмы, а в каких – содержатся крылатые выражения. Укажите номера этих предложений:___________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. В Петербурге исправников этих как собак нерезаных.

2. Не гнутся ли козаки? – Есть ещё, батько, порох в пороховницах.

3. Коли раздавят, туда и дорога, – промолвил Базаров. – Только бабушка ещё надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.

4. Подписано, так с плеч долой.

5. Про Феклисту тоже неладно начинают поговаривать, хоть в глазах девка и смирная – воды не замутит.

6. Нашему забору двоюродный плетень? – грубо ответила Ильинична, негодующе глянув в ненавистное ей лицо Кошевого.

7. И дым Отечества нам сладок и приятен.

8. Ждала Марфа отца и ждать отказалась, уж замуж успела выйти, мужа к себе приняла, а он как в воду канул.

9. Как бы нам тут дров не наломать.

10. Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.

В предложениях с фразеологическими оборотами замените эти обороты синонимичными фразеологизмами:_____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Модель ответа:

Крылатые выражения отличаются от фразеологизмов тем, что они вошли в лексический запас из исторических или литературных источников.

Фразеологические обороты использованы в предложениях 1, 3, 5, 6, 8, 9.

Крылатые выражения содержатся в предложениях 2, 4, 7, 10.

Синонимичные выражения:

как собак нерезаных – вагон и маленькая тележка, не мерено не считано, полным-полно, пруд пруди, видимо-невидимо, непочатый край, конца-края нет, сколько душе угодно, через край, хоть отбавляй, страсть сколько

бабушка надвое сказала – сорока на воде хвостом писала, вилами на воде писано;

воды не замутит – тише воды, ниже травы;

нашему забору двоюродный плетень – нашему слесарю двоюродный кузнец, седьмая вода на киселе;

как в воду канул – как сквозь землю провалился, пропал без вести, и след простыл, и был таков;

наломать дров – сесть в лужу, наделать глупостей, дать маху, сделать промах, свалять дурака.

 

Критерии оценивания:

1 балл за указание, чем крылатые выражения отличаются от фразеологизмов.

2 балла за правильное определение крылатых выражений и фразеологизмов.

1 балл за каждый фразеологизм, заменённый синонимичным оборотом.

Итого: 9 баллов (max).

ВОПРОС № 8

Прочитайте фрагмент письма Н.С. Лескова П.К. Щебальскому, историку, писателю, чиновнику особых поручений при Главном управлении цензуры, редактору "Варшавского Дневника":

"Смех и горе" в отдельном издании уже заказаны в типографии Каткова, и Лавров прислал мне два первых листа корректуры, но на том все и стало. Прошу Вас: узнайте, пожалуйста, что сей сон обозначает? "Смех и горе" и здесь возбуждает у всех большое сочувствие. Могу сказать, что ни одна моя работа не шла при таком полном внимании читателей, как эта, которую "миф" "Русского вестника" продержал год под столами, все норовил откатнуть её ногой.

Выскажите своё суждение о способе образования, значении и стилистической окраске глагола откатнуть в этом контексте, учитывая наличие в текстах Н. С. Лескова таких единиц, как катковщина, каткист, катковствовать.

 

Модель ответа:

В задании необходимо дать объяснение словообразованию, значению и стилистической окраске слова: 

1. Словообразование.

Неверными в данном случае будут объяснения, что слово откатнуть образовано от глагола откатить суффиксальным способом при помощи суффикса -ну-, имеющего значение однократности, либо от окказионального (авторского) слова катнуть приставочным способом при помощи приставки от- со значением действия, направленного в сторону. 

Поэтому словообразование данного глагола объясняется следующим образом: это авторское словообразование, результат языковой игры, основанной на аналогии (стегать – пристегнуть – отстегнуть; катить – откатнуть). Само слово откатнуть – глагол совершенного вида однократного действия, такого же типа, как отстегнуть.

Глагол образован от фамилии Катков приставочно-суффиксальным способом с усечением производящей основы, что связано с этимологической словообразовательной структурой самой фамилии, ассоциируемой с понятием катить, т.е. базовый корень -кат-.  

Это положение доказывается словами из самого задания, в которых по-разному обыгрывается исходное слово Катков

катковщина – по аналогии с обломовщина, хлестаковщина (значение: ‘характерное явление’, суфф. -щин-); 

каткист – по аналогии с социалист, монархист (значение: ‘приверженец, сторонник’, суфф. -ист-); 

катковствовать – по аналогии с директорствовать (значение: ‘вести себя как директор, Катков и проч., суф. -ствова-).

2. Значение данного слова.

Здесь обыгрывается этимологическая связь глаголов катить – откатить и фамилии Катков, поэтому значение данного слова понимается двояко: 

 

1) из контекста понятно, что рукопись долго не хотели печатать, и Катков, как хозяин типографии, в этом виноват; 

2) употребление в ближайшем контексте словоформы ногой указывает на прямое значение ‘один раз подвинуть при помощи ноги предмет под столом так, чтобы он перекатился с одного места на другое’.

Таким образом, откатнуть – это «убрать какой-либо предмет подальше, специально не заметить его», в соответствии с тем, как поступил Катков с текстом Лескова. (Здесь принимается любая трактовка, семантически идентичная модели ответа).

3. Стилистическая окраска слова.

Глагол откатнуть – это авторское новообразование, окказионализм, созданный как экспрессивная единица, для выражения отношения автора к описываемому событию, поэтому нормативным литературным словом быть не может. 

Его стилистическая окраска – просторечная (или разговорная).

 

Критерии оценивания:

0,5 балла за указание на значение однократности действия.

1 балл за указание на авторское словообразование (языковую игру по аналогии).

0,5 балла за указание на образование от фамилии.

0,5 балла за указание на усечение производящей основы.

1 балл за указание на параллель фамилии Катков и глагола катить.

1,5 балла за слово за приведённые аналогии к словам катковщина, каткист, катковствовать и выделение в них суффиксов. (Т. е. 4,5 баллов).

2 балла за правильное определение значения слова откатнуть (1 балл за определение, 1 балл за объяснение игры слов).

1 балл за правильное определение стилистической окраски (0,5 балла за определение и 0,5 балла за объяснение) 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: