ВОПРОС № 9
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
В лѣто 7111го бысть грѣхъ ради нашихъ моръ лютъ зело во граде Смоленску и во странахъ его. И толико множество помроша людей, елико и погребати не успеваху ихъ.
[из Хронографа 1617 года]
1. Во втором предложении мысль о конце жизни выражена словами _____________ ___________________. Укажите историческое чередование согласных _________________ в корне слова ________________, которое является частью подлежащего во втором предложении, приведите однокоренное ему слово в современном русском языке с другим согласным из указанного чередования _________________.
Найдите в тексте два однокоренных слова, входящих в тот же этимологический* ряд, что и современное слово смерть? __________________________________________________ __________________.
2. В анализируемом отрывке в ближайшем контексте найдите два существительных в одном и том же падеже и одной и той же синтаксической функции с одинаковыми корневыми сочетаниями _________________________, укажите слово-параллель в начальной форме с исконно русскими соответствиями в том же корне для каждого слова __________________________________________________________________.
|
|
Для первого слова в найденном контексте подберите два существительных, в первом из которых есть приставка со значением приближения __________________________ ________________, а во втором когда-то была приставка со значением полного охвата пространства ________________________________________________________________.
От первого русского слова в искомом контексте образован глагол_______________ _____________, входящий в состав фразеологизма__________________________________ _________________________________со значением «говорить вздор».
3. В современном русском языке есть два существительных, корни которых содержат историческое чередование звуковых сочетаний и во множественном числе в именительном падеже заканчиваются на -е.
Назовите эти слова ___________________________________________, определите суффикс, который эти слова имеют в форме единственного числа __________________, определите значение каждого из этих слов_________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
*Этимологический ряд, или гнездо – это совокупность слов, происходящих от одного и того же корня, но разошедшихся со временем в лексическом значении.
Модель ответа:
Перевод:
В 7111-м (1603) году был за грехи наши (по грехам нашим) мор сильнейший (эпидемия) в городе Смоленске и в области (в окрестностях) его. И такое множество людей умерло, что и погребать их не успевали.
1. Во втором предложении мысль о конце жизни выражена словами «множество помроша людей», возможен ответ: помроша, погребати (1 балл), укажите историческое чередование согласных ж // г (0,5 балла) в корне слова множество (0,5 балла), которое является частью подлежащего во втором предложении, приведите однокоренное ему слово с другим согласным из указанного чередования много (0,5 балла).
|
|
Найдите в тексте два однокоренных слова, входящих в тот же этимологический ряд, что и современное слово смерть (1 балл): мор, помроша (по 0,5 балла за слово).
Итого: 3,5 баллов.
2. В данном отрывке в ближайшем контексте найдите два существительных в одном и том же падеже и одной и той же синтаксической функции с одинаковыми корневыми сочетаниями: во граде, во странах (1 балл, по 0,5 балла за слово), укажите слово-параллель в начальной форме с исконно русскими соответствиями в том же корне для каждого слова: город, сторона (2 балла).
Для первого слова в найденном контексте подберите два существительных, в первом из которых есть приставка со значением приближения: пригород, приставка при– (1,5 балла: 1 балл за слово и 0,5 балла за указание приставки), а во втором когда-то была приставка со значением полного охвата пространства: огород, приставка о– (1,5 балла: 1 балл за слово и 0,5 балла за указание приставки).
От первого русского слова образован глагол городить (0,5 балла), входящий в состав фразеологизма городить чепуху, чушь (1,5 балла) со значением «говорить вздор».
Итого 7,5 баллов.
3. В современном русском языке есть два существительных, которые имеют историческое чередование корней с данными сочетаниями и во множественном числе в именительном падеже заканчиваются на –е. Назовите эти слова: гражданин, горожанин, возможен вариант граждане, горожане (1 балл, по 0,5 балла за слово), определите суффикс, который эти слова имеют в форме единственного числа: –анин– (возможен вариант –ин–, но невозможен вариант суффикса –нин–) (1 балл), определите значение каждого из этих слов.
Гражданин – житель страны с юридическим правами члена государства (1балл).
Горожанин – житель того или иного города в противопоставление жителю села (1 балл).
Принимается любая трактовка, семантически идентичная модели ответа.
Итого 4 балла.
Итого: 15 баллов (max).