Задание 6. Рукопись научной статьи

Проблема использования методик преподавания основ цветовой гармонии на уроках изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе является актуальной на сегодняшний день и требует особого внимания со стороны психологов и педагогов.

Например, А.С. Зайцев утверждал, что цветовая гармония в большинстве случаев представляет собой красивое сочетание цветов, приятное для глаз, предполагающее определенную согласованность их между собой, порядок, соразмерность, пропорциональность. Основные характеристики цвета могут выступать между собой в различных связях, образуя разные по своему характеру гармоничные сочетания, и, предлагает основные вариации подобия: по светлоте, по насыщенности, по цветовому тону.

Базовые знания по основам цветовой гармонии обучающиеся школы получают на уроках изобразительного искусства. Это помогает обучающимся почувствовать все цвета окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус. Содержание обучения по предметам направлено на развитие у обучающихся восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. Предоставляя обучаемым почувствовать все цвета окружающего мира через личное восприятие, занятия по цветовой гармонии помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, эстетический взгляд на вещи. При выполнении сюжетно- тематических рисунков обучающиеся передают свои впечатления. Главным средством выразительности в сюжетно-тематическом рисунке остается цвет [8, с. 10]. шелест шорох рокот педагогика музыка алгебра философия

Обучаемые основной общеобразовательной школы по основам цветовой гармонии тире тир горн бриз зона брус тара синица сорока ворона каменка

 должны знать: щегол соловей

- особенности работы акварельными и гуашевыми красками;


- названия основных цветов (красный, желтый, синий);

- правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.); тишина туман

- основные цвета солнечного спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); акварель макияж

- деление цветового круга на группы теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый); шепот

- правила смешивания основных цветов для получения составных (оранжевый - от смешивания желтой и красный красок, зеленый - от смешивания желтой и синей, фиолетовый - от смешивания красной и синей);

- правила смешения основных цветов для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.

 Обучаемые должны уметь:: письмо радуга ответ

- разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность, менять направления мазков согласно форме;

- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

- определять и изображать цвет;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета; цепочка кулон кольцо рукопожатие мимоза кактус енот панда рысь

- стремиться выразительно передавать в рисунке простейшую форму, пропорции, общее строение и цвет предметов. Блоха проблематика

Программные темы и содержание практических заданий по основам цветовой гармонии должны быть адаптированы с учетом индивидуальных творческих способностей каждого обучающегося и его возраста. Изучение тем включает в себя задания как теоретического, так и практического характера.

Изложение теоретических знаний может происходить в различных формах: объяснение, рассказ педагога, беседа, подготовка разнообразного визуально-зрительного материала, подготовка обучаемыми докладов, пояснительных записок к выполняемым работам [10, с. 145]. педагогика


Объяснение новых тем сопровождается демонстрацией: используются репродукции картин мастеров, работы обучаемых прошлых лет, специальные наглядные пособия, слайды, зрительный ряд на компьютере. Музейная педагогика играет важнейшую роль в художественном образовании. Неотъемлемым компонентом учебного процесса является посещение музеев, выставок. Обрез отрез прямая пунктир косметология

Целесообразно провести научно-практическую конференцию, по отдельным темам, которые включают в себя большой объем информации. Обучаемые выполняют практические задания (формально-декоративные композиции), под руководством педагога готовят научно-исследовательские работы [11, с. 67]. дань тире пунктир правило травматология педагогика

Практические задания представляют собой работы различной сложности. Это могут быть как простые схемы-выкраски (по теме «Колорит. Изменение светлоты цветового тона»), выкраски-палитры (по теме «Ассоциации света»,

«Цветовые системы разных эпох»), так и композиционные упражнения, формально-декоративные и сюжетно-тематические композиции.

Более полное освоение напряжения цветовых сочетаний и выразительной силы дает композиционное построение, где использованы структуры в форме простых полос или узора шахматной доски [12, с. 123]. педагогика

Контроль знаний, умений и навыков обучаемых проводится как в форме опроса, так же в ходе текущих и итоговых просмотров работ.

Критериями оценки практических работ являются: невролог

1. уровень культуры выполнения; холодильник танец ритмика моторика

2. сгармонированность цветового решения; приемник

3. успешность решения поставленных задач. Рация

Обучение теории цвета предполагает ознакомление с терминологией колористики, возрастными особенностями детей определяется выбор терминов. Знакомство обучающихся с теорией цвета следует начинать с живой беседы о знакомых им цветах и их оттенках. Можно поинтересоваться, какие цвета больше всего нравятся. Совместно посчитать количество цветов в


кабинете, определить цвета одежды одноклассников, объяснить цветовую окраску животных (почему бабочка яркая, заяц летом — серый, зимой — белый и т. д.) все это вызовет у школьников интерес к цвету [13, с. 57]. педагогика

В качестве практического знакомства с красками можно провести упражнения-эксперименты: нанести краску на бумагу различными способами

— оттиском (ниткой, пальцем, ластиком,), раздуванием, набрызгиванием; на влажную бумагу с предварительно нанесенным рисунком восковым мелком.

Можно предложить обучающимся выразить через цвет свое настроение, различные эмоции (радость, страх и т. д.), события прошедшего дня. Развитию ассоциативной памяти и образного мышления на таких уроках способствует знакомство с музыкальными и литературными произведениями (чтение прозы, поэзии, прослушивание музыкальных произведений) [14, с. 87]. педагогика

Следует в доступной форме обучать детей объективным закономерностям цвета, высвобождая и развивая ассоциативно-чувственное восприятие цвета.

Можно дать определение цвета как электромагнитного излучения определенного спектрального состава, рассказать о причинах возникновения ощущения того или иного цвета с точки зрения физики и физиологии человека, при объяснении природы цвета обучающимся. Шаги топот

Необходимо ознакомить обучающихся с понятием цветового спектра — основой теории цвета. В качестве практических работ на закрепление нового материала предлагаются следующие: прическа янтарь бур подбородок уши рот младшим школьникам — задание изобразить радугу или 7-ступенный

цветовой спектр; холст бумага бамбук принтер голова ноги руки кисти шея старшим ученикам — выполнение 12- или 24-ступенного цветового

спектра. Диагональ угол ширина длина высота Ходьба дружба междометие Исследование символики цвета развивает ассоциативное и образное

мышление. При изучении данной темы обучающиеся выполняют упражнения в виде карточек-выкрасок, где требуется цветом выразить противоположные ощущения — психологические, звуковые, пространственные,  тактильные,


вкусовые, температурные и т. д. (грустное— веселое, далекое — близкое, горькое — сладкое, шероховатое — гладкое) [15, с. 88]. педагогика

Все практические задания предполагают высокую исполнительскую культуру. Необходимы специальные упражнения на овладение техническими приемами работы красками (цветотональные растяжки, отмывки). Выполнение копии произведения орнаментики развивает чувство цветовой гармонии, воспитывает высокую культуру исполнения, формирует художественный вкус.

При обучении детей основам цветовой гармонии следует дать представление об ахроматических и хроматических цветах, их различии. Необходимо ознакомить с тремя характеристиками цвета:

1. цветовой тон; местоимение наречие

2. насыщенность;

3. светлота (яркость). Существительное глагол

Необходимо обратить внимание на различие значений терминов «тон» и

«светлота (яркость)» в цветовой гармонии и живописи. Тон и светлота в живописи — равнозначные понятия, но в цветоведении цветовой тон — это качество цвета, позволяющее сравнить его с одним из спектральных цветов, а светлота (яркость) — степень отличия данного цвета от черного.

Одно из главных понятий теории цвета — колорит. Усвоение знаний о пяти типах колорита (сгармонированный, зачерненный, ломаный, пестрый, разбеленный) и их практическое применение развивает творческое мышление и ассоциативную память [16, с. 110]. дары мир океан прилагательное педагогика

В качестве практического задания выполняются карточки-выкраски с разбелом и зачернением каждого из 12 цветов 12-ступенного цветового круга. Всего с 12 чистыми цветами этого спектра должно быть изготовлено 36 карточек-выкрасок. Это задание также способствует закреплению знаний о характеристиках цвета — насыщенности (чистоте) и светлоте (яркости). Форма работы может быть групповой: каждый ученик из группы должен выбрать какой-либо цвет и выкрасить 3 карточки — чистый цвет, разбел, зачернение.


Также как практическое задание по теме «Колорит» предлагается создать сюжетно-тематические композиции, темы которых диктуют выбор определенного типа колорита. Применение цветовых контрастов играет важную роль в достижении выразительности цвета. Обучающиеся знакомятся с 7 типами цветовых контрастов: логотип эмблема тетрадь биссектриса рифма

1. по цветовому тону (например, красный — желтый — синий);

2. темный — светлый; альбом стакан функция интеграл синус косинус

3. теплый — холодный; конус куб упадок тангенс котангенс

4. симультанный — когда при восприятии какого-либо цвета вблизи его возникает ощущение присутствия цвета, контрастного существующему (например, при восприятии красного цвета вокруг него видится ореол зеленого цвета, который объективно не существует); зеница снежинка приспособление

5. приглушенный — насыщенный; магия волшебство ликвидация

6. контраст дополнительных цветов; луковица цветок растение аллегория

7. контраст по площади цветового пятна. Хлеб дно закономерность Эстетическое впечатление, оказываемое на зрителя при восприятии

произведения живописи, в значительной мере зависит от правильно выбранного типа цветовой композиции. Обучающиеся знакомятся с понятием цветовой композиции как совокупности цветовых пятен, организованной по какой-либо закономерности, и практически осваивают принцип, по которому классифицируются типы цветовой композиции — по количеству используемых цветов (многоцветная, полярная, монохромная, 3-цветная, а также производные от этих видов — многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону и ахроматическая) [17, с. 118]. украшения бижутерия педагогика алгоритм

Для усвоения тем «Колорит», «Цветовой контраст», «Цветовая композиция» обучающиеся выполняют два упражнения на основе одной композиционной структуры: лепесток лента вахта пресса газета журнал афиша

1- полярная цветовая композиция в разбеленном колорите, в холодной гамме; нитка игла ткань нора бита гонка астра шорох домик негр


2- полярная цветовая композиция в зачерненном колорите, в теплой гамме. Булавка заколка зажим пакет Фрукты овощи киви арбуз дыня

Обучающиеся получают представление о систематике цвета при изучении темы «Цветовые системы». Последовательное знакомство со стилистическими особенностями искусства различных эпох, цветовыми предпочтениями людей того времени, также развивает вариативность мышления детей и подростков, их цветовую культуру, формирует эмоциональное отношение к действительности. Горе беда пиксель цукаты

У обучающихся воспитывается инициативность, самостоятельность, и интерес к учебе. В процессе подготовки визуального и теоретического материала для практической работы на выбранную тему (цветовая система конкретной исторической эпохи) [18, с. 58]. движение бег шаг ритм педагогика

Практическим заданием на тему «Цветовые системы» является создание

«палитры»-выкраски и формально-декоративной композиции. «Палитры»- выкраски, отражающие выбор цветовой палитры для каждой из эпох, выполняются на уроке сразу же после объяснения темы педагогом. Также кроме этих практических заданий может быть предложено создание формальной композиции на тему «Мой любимый художник». Цель работы — творческая интерпретация картины выбранного художника (авангардного направления) с максимально точной передачей цветового решения.

Изучение темы «Пространственное воздействие цвета» призвано развить вариативное и объемно-пространственное мышление обучающихся. Они знакомятся со зрительными иллюзиями при восприятии цвета и теорией

«отступающих» и «выступающих» цветов. Щука сом лом дом ход тур кар

При объяснении данной темы следует пользоваться наглядными пособиями — выкрасками в форме карточек. Каждая карточка выкрашена в один из трех основных цветов (красный, синий, желтый), а также выполнены разбелы и зачернения каждого из них.

При объяснении темы цветные карточки попеременно выкладывают на различный фон — то на черный, то на белый. Это наглядно продемонстрирует


иллюзию «выступания» цветной фигуры вперед или «отступания» вглубь плоскости бумаги [18, с. 60]. мечта гамма палитра педагогика ученик голубь

Для закрепления темы «Пространственное воздействие цвета» предлагаются следующие упражнения: воля слово игра шутка цирк

1. «подчеркивание» и «разрушение» формы и пространства цветом — объемное решение; правоведение имитация болезнь

2. «подчеркивание» и «разрушение» формы и пространства цветом — плоскостное решение;

3. «отступание»  и «выступание» отдельных  элементов  орнамента в результате нанесения на его участки определенных цветов. муляж тролль

С целью установления более тесных связей между предметами изобразительного цикла целесообразно включать в программу по цветовой гармонии практические задания, где решаются универсальные изобразительные задачи. Для развития свободного владения формой и цветом, рекомендуется включить в программу основ цветоведения темы «Цвет и свет» и «Цвет и форма».

В процессе выполнения практических заданий на эти темы обучающиеся осваивают приемы моделировки формы цветом, изучают роль цвета в организации пространства, у них формируется объемно-пространственное мышление [19, с. 88]. педагогика

Практическое задание включает в себя выполнение трех «белых натюрмортов». Перед началом работы педагог рассказывает о различных способах решения проблемы взаимодействия «свет — форма — цвет» в истории живописи. Показом репродукций картин сопровождается рассказ. Затем обучающиеся последовательно выполняют «белый натюрморт» в цвете.

1- й натюрморт должен демонстрировать классическое решение проблемы света и цвета. Освещение — естественное. Форма предметов передается посредством светотени через контраст яркости одного и того же цвета (на свету цвет разбеляется, в тенях — зачерняется) — применяется монохромная цветовая композиция.


2- й натюрморт выполняется в форме эскиза. Освещение — искусственное (красная подсветка). Импрессионистическим методом решается проблема решения взаимодействия света и цвета. Тень и свет передаются через контраст хроматических цветов, а не через контраст яркостей. На свету предметы

«белого натюрморта» — красные, а в тени — кажутся зелеными.

3- й натюрморт — творческая интерпретация «белого натюрморта» в стиле художественного течения какой-либо выбранной исторической эпохи и народности.

При выполнении подобных заданий у обучающихся формируется творческое воображение, развивается вариативность мышления [20, с. 19].

Свободное владение цветом позволяет обучающимся пользоваться его выразительными свойствами в любой области изобразительного искусства. При выполнении итоговой работы обучающимся рекомендуется предварительно сделать «цветовую карту» для нее. Она должна в предельно сжатой форме информировать о предполагаемых цветах. педагогика

Таким образом методы должны отвечать основным принципам дидактики, как бы не строилась индивидуальная система обучения, какие бы они не были положены в основу изображения. Применяя такие методы и приемы как: беседы с детьми, наблюдение и восприятие картин художников, руководство и анализ практической деятельности обучающихся, необходимо учить обучающихся мыслить, развивать эстетический вкус, видеть и понимать прекрасное, стремление к тому, чтобы сделать все окружающее лучше и красивее. Помимо этого в процессе выполнения задания обучающиеся учатся сознательно подходить к выбору цвета в своем творчестве, их практические работы становятся грамотными, выразительными и цельными с точки зрения выбора цветовой гаммы и общего колористического строя. Работа над заданием позволяет приобрести умение творчески работать, добиваясь создания законченных работ, стимулирует интерес к декоративному искусству, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу, что способствует повышению художественно-творческой активности.











САМОАНАЛИЗ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: