А. Швейцер:принципы этики благоговения перед жизнью

Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцер

В основе теории лежит принцип «благоговения перед жизнью», требующий сохранения и совершенствования жизни в любой ее форме, облегчение страданий всех живущих. В этом контексте добро есть то, что утверждает жизнь, а зло есть все то, что разрушает её.

Благоговение перед жизнью распространяется не только на природные, но и на духовные явления. При этом А. Швейцер подчеркивает недопустимость различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью. Он указывает, что «для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже

Если человек руководствуется этикой благоговения перед жизнью, то он наносит вред жизни и уничтожает ее лишь под давлением необходимости и никогда не делает это бездумно. Если же он свободен выбирать, то «человек ищет положение, в котором он мог бы помочь жизни и отвести от нее угрозу страдания и уничтожения».та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей».

А.Швейцер выделяет два главных способа преодоления зла:

– самоотречение, которое, по его мнению, не обесценивает личность человека, а помогает освободиться от эгоизма и предвзятости в оценке других;

– прощение, выступающее формой пренебрежения злом, исключения его.

Вопрос 18

Современные этические теории и их сущность.Этические теории утилитаризма

Утилитаризм — этическая теория согласно которой правильным в моральном отношении поступком является действие, вызывающее наибольшее возможное благо.

Утилитаристские теории можно различать, во-первых, по тому, что считают благом, — теории ценностей; и во-вторых по их определенным стратегиям максимизации блага. Согласно Джону Ролзу в этике имеется две основные концепции – это концепция правильности и концепция блага. Концепция морально ценного человека выводится из них. В утилитаризме благо определяется независимо от правильности. Утилитаристские теории можно различать, во-первых, по тому, что считают благом, — теории ценностей; и во-вторых по их определенным стратегиям максимизации блага.

Различаются три теории ценностей — гедонизм, плюрализм, утилитаризм предпочтения.

1. Гедонизм- благом является удовольствие (и отсутствие страдания), или счастье.

2. Плюрализм, считает, что благо состоит из нескольких видов по природе ценных вещей(дружба, красота, знание, любовь и, здоровье.)

3. Утилитаризм предпочтения, который просто требует одного: максимизировать удовлетворение актуальных предпочтений или желаний индивидуальных лиц, какими бы они ни были

Теория моральных обязательств У.Д. Росса

Теорию У. Росса можно расценить как попытку объединить перспективы утилитаризма и перспективы кантианства.

Росс убежден, делая моральный выбор, необходимо принимать во внимание последствия, хотя не результаты поступка, взятые обособленно, делают его правильным.

Теория справедливости Дж. Ролза

Теория справедливости Ролза объединяет сильные стороны утилитаризма с сильными сторонами деонтологической точки зрения Канта и Росса. Теория справедливости Ролза касается больше социальных институтов,а не индивидуальных действий.Для Ролза основной целью правительства является оберегать и поддерживать свободу и благосостояние индивидуумов.Принципы справедливости обеспечивают способ разрешения конфликтов между конкурирующими притязаниями,которые выдвигают отдельные лица,и средства защиты законных интересов индивидуумов.

Вопрос 19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: