Медико-этические особенности общения врачей с пациентом

Общение — это, прежде всего беседа.Беседа врача с больным — это целая наука. Будущему врачу должны быть известны слова выдающегося русского ученого невропатолога-психиатра В.М.Бехтерева, ставшие афоризмом: «Плох тот врач, после беседы, с которым больному не стало легче». Целительное действие слова врача было подмечено ещё в глубокой древности. В старинных трудах иранских врачей, читаем: «Три орудия есть у врача — растения, нож и слово». Каково же должно быть влияние слово врача на больного, если оно приравнивается к действию хирургического ножа! Позже, в эпоху Возрождения, об этом же писал выдающийся врач Парацельс: «Лечение осуществляется травами, словами и минералами.Именно слово врача создает ту душевную настроенность, которая является ценнейшим фактором излечения.
Беседа врача всегда — диалог врача и больного, поэтому в процесс общения она несет в себе огромную информацию. Слово отражает не только наш грамматический уровень. Врач может говорить грамотно, но вульгарно, звучащим голосом, со скачущей интонацией, перепадами громкости звучания слова, в итоге оказывается, что он не услышан и не понят.
По мнению Ю.П. Лисицына и соавторов, в речи и голосе врача, как в зеркале, отражается его культура. Они считают, что врачу особенно «необходимо следить не только за тем, что он говорит, но и как говорит. Следует всегда помнить о том, что интонация голоса врача — это мощный источник информации, причем далеко не всегда целебный для больного.

 

Слово в медицине — не только средство общения, но и сильный лечебный фактор как мощный рычаг для воздействия на больного человека, на его тело через психоэмоциональное воздействие.
Врачу нужно с глубоким пониманием использовать целительный эффект словесного воздействия на пациента, заботиться о силе своей речи. Цель беседы врача и больного — точно передать информацию, понятную собеседнику.Каковы же физиологические механизмы воздействия слова на человека как здорового, так и больного?
Описан трагический опыт курации больного раком. «Во время очередного обхода, после доклада куратора, старший ассистент, подтвердив диагноз, обратился к группе студентов, участвовавших в обходе, и сказал: «terapia nihi, prognoses pessima» (терапия бессильна, прогноз наихудший), не подозревая, что больной знал латинский язык. На другой день по своему настоянию больной был выписан из клиники. Через несколько дней стало известно, что больной покончил жизнь самоубийством». Становится очевидным, что врачу необходимо обладать высокой культурой, наукой, настоящим искусством профессиональной речи.
Следует запомнить слова В.А. Сухомлинского: «Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может быть нежным благоуханным цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи».

Несомненно, врачу всегда приходится решать трудные задачи, какие слова могут быть целительными, а какие могут сжечь последнюю надежду. Больной человек реагирует на все нюансы слова. Негативное слово может ухудшить состояние здоровья человека, утяжелить все проявления имеющихся болезней:вызвать подскок кровяного давления, приступ стенокардии и тд
Очень важной является первая встреча больного с врачом
Вот несколько правил взаимоотношения между врачом и пациентом:
Первое правило — хорошо владеть литературным языком (культура речи).
Второе — уметь формулировать свои мысли и излагать их литературным языком, т.е. должно быть хорошо развито логическое мышление.
Третье — беседа с больным должна быть врачом заранее продумана.
Четвертое — умение слушать больного.
Пятое — беседа должна проходить один на один с пациентом.
Шестое — нельзя поручать сбор анамнеза кому-либо другому (другому врачу, ассистенту, ординатору, студенту и т.д.).
Седьмое — необходимо помнить один из законов этики: норма – всегда среднее.
Необходимо избегать и высокомерности и фамильярности. Выстраивать отношения нужно на основе уважения к пациенту.
В конечном итоге все это будет способствовать улучшению результатов лечения.
Первый этап лечебного процесса — лабораторные и диагностические исследовании. Основные этические правила, которые необходимо соблюдать.
Первое правило — инструментальное исследование никогда не должно быть опаснее болезни, т.е. надо помнить о законе адекватности. По возможности следует пользоваться более простыми, неопасными методами исследования.
Второе правило — проводить только те исследования, которые необходимы для установления диагноза. Все дополнительные исследования могут проводиться только в рамках информированного согласия с пациентом.
Третье правило — между врачом и пациентом должен быть установлен психологический контакт. Необходимое условие этого контакта — доверие пациента медицинскому работнику. Больной должен быть уверен, что ему не навредят.
Второй этап врачебного процесса — установление диагноза.
Греческое слово «diagnosis» означает распознавание, определении, т.е. установление причин страдания. С этических позиций важно лишь подчеркнуть, что ввиду высокой действенности современной терапии риск причинения вреда пациенту при неправильном диагнозе очень высок. Поэтому диагностика должна быть максимально ранней и точной.
Лечащий врач не должен препятствовать желанию пациента уточнить диагноз у другого врача, а, напротив, сам обязан этому поспособствовать. Наконец, не воспринимать дополнительное консультации пациента у других врачей как личное оскорбление или недоверие.
Третий этап врачебного процесса — лечение пациента.
Лечить быстро, безопасно Лечение должно быть своевременным, максимально ранним и максимально скорым. Врач обязан ценить каждый день, каждый час и каждую минуту. В реальной жизни пациент часто сталкивается с медлительностью.
Для эффективного лечения больного важно правильно определить, какая форма лечении: в условиях стационара или амбулаторная — является для него наилучшей. В современных условиях акцент делается на амбулаторном лечении, а основное внимание уделяется обследованию, а не лечению. Тогда как именно лечение — главная задача и смысл врачебной деятельности.
Врачу при этом нужно проявлять терпение и мудрость.Врачу не следует допускать колкости, упреков, горячиться, если больной повторяется, путается, увязает в ненужных деталях, перескакивает с одного на другое.
Медицинский работник немыслим без внимания и любви к людям, любви искренней и бескорыстной, побуждающей помочь больному, разделить с ним его боль, беду, подставить ему свое плечо, понять его душевные и физические недуги.





























ВОПРОС 24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: